Формы организации образовательного процесса чередование учебной и

2.9.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).

АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет Организация.

Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Учебный план включает предметные области в зависимости от варианта АООП НОО (в соответствии с Приложениями 1 – 8).

Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3039 часов, за 5 учебных лет – более 3821 часов, за 6 учебных лет – более 4603 часов.

Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов (в соответствии с Приложениями 1 – 8).

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть Учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные;

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;

введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности
(не более 5 часов в неделю) и часы на коррекционно-развивающую область
(не менее 5 часов в неделю) (в соответствии с Приложениями 1 – 8).

Добро пожаловать в МКУ «Лужский ИМЦ»!

Организация учебного процесса в 1-х, 2-х классах образовательных учреждений, реализующих новые образовательные стандарты начального общего образования

Оптимальный возраст начала школьного обучения детей — 7-8 год жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. 1

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

В первом полугодии первого класса используется «ступенчатый» режим обучения:

в сентябре — октябре — 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми 2 ,

в ноябре — декабре — 4 урока по 35 минут каждый,

в январе — мае — 4 урока по 45 минут каждый.

Во втором классе продолжительность урока составляет 45 минут. В классах компенсирующего обучения продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В первых классах в течение уроков обязательно проведение двух физкультминуток по 1,5 — 2 минуты каждая, после третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут 3 .

Согласно нормам СанПиН 4 режим работы образовательного учреждения в 1-х классах предполагает только 5-дневную рабочую неделю, рекомендуемая дневная учебная нагрузка обучающихся 1-х классов в целом не должна превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Во 2 классе допустимо работать в режиме 6- дневной рабочей недели, рекомендуемая дневная учебная нагрузка для обучающихся 2 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.

Наполняемость классов общеобразовательной школы не должна превышать 25 человек. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Для создания материально-технической базы образовательного учреждения, обеспечивающей современные условия осуществления образовательного процесса, следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

При необходимости дополнительно разрабатываются муниципальные нормативные правовые акты в части организации условий (оснащенности, охраны здоровья обучающихся и пр.) для введения федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях муниципальных районов.

Для реализации ФГОС НОО образовательное учреждение должно обновить действующую нормативную базу и разработать соответствующие нормативные акты (приложение).

Необходимо принять к сведению, что норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья) составляет 18 часов в неделю. 6

1 Ст.19 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в ред. от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

2 Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы, письмо Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13.

3 Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы, письмо Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13.

5 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20011/2012 учебный год», утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2011 г., регистрационный N 19776).

6 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709)

Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников

Автор: Бояршинова И.В.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представил выпускника школы креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность образования и науки; владеющим основами научных методов познания окружающего мира; мотивированным на творчество и инновационную деятельность; готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни. В связи с этим меняются и требования к результатам освоения основной образовательной программы. Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Формы внеурочной деятельности – художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие, отличные от традиционной урочной. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение в соответствии с выбором участников образовательного процесса на добровольной основе. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, и внеурочная деятельность.

Это интересно:  Кпд двигателя внутреннего сгорания

В гимназии стало традицией сочетание урочной и внеурочной деятельности. Приведу примеры. Для учащихся 7-11 классов изучение физики на уроках связано с применением новых технологий. Это и интерактивные технологии, предполагающие демонстрировать динамические модели физических явлений и процессов, и использование лаборатории L-micro, позволяющей проводить фронтальный и лабораторный эксперимент по механике, электродинамике, оптике. Особое место получили уроки, которые проводят сами учащиеся. Для этого необходима сложная работа учителя с обучающимися, постановка целей и задач, планирование и отбор материала, подготовка презентации или опыта, выступление или защита. В кабинете физики накоплен огромный материал к урокам, подготовленный учащимися и выпускниками гимназии. Важная роль отводится внеурочным формам организации изучения предмета. Физический кружок для 7-9 классов «Физика для любознательных» — один из самых любимых для ребят. Именно здесь можно получить ответ на интересующий тебя вопрос, научиться решать сложные задачи, подготовиться к участию в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах. Элективные курсы по физике для старших школьников также пользуются популярностью. Ведь многие выпускники гимназии традиционно поступают в высшие технические учебные заведения. На протяжении ряда лет учащиеся 10-х классов в конце учебного года на добровольной основе посещают Летнюю профориентационную практику школьников «Абитуриент», проводимую ЛЭТИ. Интерес у ребят вызвали мастер-классы по оптике, а затем Летняя ознакомительная практика школьников на базе кафедры Оптической физики и современного естествознания, а также Центра Информационные оптические технологии ИТМО. Учащиеся 11 класса получили возможность исследовать свойства нанообъектов на этой кафедре, что является важной и интересной исследовательской задачей. Ведь нанотехнологии – это одно из самых актуальных направлений в современной науке. Занятия для учащихся старших классов традиционно один день в году проводятся в Пулковской обсерватории. Мы имеем уникальную возможность организовать интегрированное занятие по физике, астрономии, истории России, истории и культуре Санкт-Петербурга. Такие уроки позволяют заглянуть в прошлое России, увидеть сегодняшнюю науку, понять основные направления развития астрофизики будущего. Уроки физики и астрономии проводим и в Кунсткамере, музее М.В. Ломоносова, личность которого является неисчерпаемым источником вдохновения для исследовательской деятельности наших учащихся. Ребята успешно выступили в городской конференции школьников «М.В. Ломоносов: идеи, опыты, победы», посвященной 300-летию М.В.Ломоносова на факультете физики РГПУ им. А.И. Герцена. Вот некоторые темы наших исследовательских работ: «Жизненный путь М.В. Ломоносова, его влияние на Просвещение страны», «Громовая машина: Ломоносов и Франклин укрощают молнию», «Опыты Ломоносова по производству стекла и мозаики», «Корпускулярно-кинетическая теория М.В. Ломоносова и ее значение», «Окружена знатною атмосферою…», «Aurora borealis: Ломоносов – исследователь полярного сияния». Учащимися был сделан Сайт, посвященный М.В. Ломоносову. Многое можно сказать об участии в конференциях. Это и научно-практическая конференция «Наследники Ломоносова», проводимая в 73-й Ломоносовской гимназии Санкт-Петербурга, и научно-практическая конференция «Абитуриент. Студент» в ЛЭТИ.Научно-практическая конференция «Мой исследовательский проект в школе»
проводилась на немецком языке в Новосибирске как Проект инициативы «Школы: партнеры будущего» Немецкого культурного центра им. Гете. Особое место занимает участие в Открытой московской естественнонаучной конференции «Потенциал», организованной Департаментом образования Москвы, МЭИ, МГУ и московским лицеем № 1502 при МЭИ. Наши учащиеся успешно выступают с защитой индивидуальных проектов и исследовательских работ, получают дипломы победителей и призеров. Есть у гимназии опыт участия в интеллектуальных играх, например в игре-олимпиаде «Орион» в ГУАПе. Три года подряд команда гимназии №116 становилась победителем интеллект-игры по физике «Физический фейерверк», которая проводится ежегодно в рамках открытого фестиваля учащихся образовательных учреждений в сфере естественно-математических наук «Игры разума». Организаторами фестиваля являются физический факультет РГПУ им.А.И. Герцена и физико-механический факультет СПбГУ.

Участие в предметных олимпиадах является важной внеурочной формой организации деятельности учащихся. Гимназия очень успешно выступает в олимпиадах по математике, информатике, физике и астрономии разного уровня. В 2012 году по результатам интернет-олимпиады по физике за успехи учащихся в очном туре гимназия №116 вошла в число 23 лучших школ России и ближнего зарубежья. Учащиеся становились стипендиатами программы «Талантливая молодежь России».

Стало традицией проводить внеурочные занятия на предприятиях Санкт-Петербурга. Это аэропорт Пулково, Невский завод и многие другие. В 2012 году на автомобильном заводе «Нисан» был организован урок качества.

Таким образом, происходит развитие личности через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, развитие у обучающихся опыта самостоятельной и творческой, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской деятельности, осознанный выбор обучающимися будущей профессии. У учащихся происходит формирование социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций, самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности, выполнения индивидуального проекта. Гимназия использует различные формы работы с одарёнными обучающимися. У нее появляется возможность разностороннего использования сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений.

Формы организации образовательного процесса

Тема: Образование как глобальный объект исследования педагогической психологии

Содержание образования

Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность:

• системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскры­вающей картину мира;

• опыта осуществления известных для человека способов деятельности;

• опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

• опыта ценностного отношения к миру.

В образовательном учреждении содержание образования — это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащего­ся), оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Содержание каждой дисциплины учебного плана конкретизируется в образовательных программах, каждая образовательная программа содержательно находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях.

Есть несколько способов конструирования и структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь).

Первый способ — это линейное построениеучебного материала. В такой структуре отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно, как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс. Каждая часть изучается только один раз.

Второй способ, концентрический,используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обога­щается новой информацией и рассматривается на новом уровне. Например, в начальных классах в курсе математики дается представление о многоугольни­ках, а при изучении геометрии изучаются их свойства с применением логиче­ских форм доказательства. К проблеме можно возвращаться через какое-то не­значительное время в рамках изучаемого курса, но можно и через несколько лет.

Третий способ представления содержания образования — спиралеобразный: ставится проблема, к решению которой ученики и учитель возвращаются посто­янно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельно­сти из разных сфер человеческой деятельности. Таким образом, для этого спосо­ба характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новой информацией.

Четвертый — модульныйспособ. При таком способе все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим направлениям:

• ориентационное, методологическое (иногда его называют мировоззренческим);

Это интересно:  Диск сцепления камаз sachs 1878 000 206

Способы получения образования в мировой и отечественной практике:

• успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов (дневная и вечерняя формы обучения);

• индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзамена­ционной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);

• дистантное (от англ. distanse — расстояние) обучение с помощью обучающих программ на компьютере;

• заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменных контрольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.

Формы организации образовательного процесса

урок (35 или 45 мин) — основная форма обучения в школе;

• лекция (90 или 120 мин, с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе;

• семинар — практическое занятие всей учебной группы;

• лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;

• учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.;

• групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдель­ным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподава­теля или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе;

• иные формы организации.

В мировой практике в разные исторические периоды появились и до сих пор взаимодействуют между собой несколько систем обучения:

• система интенсивного (ускоренного) обучения;

• система политехнического обучения (изучение основ наук и основ совре­менного производства в их единстве);

• система разноуровневого обучения и др.

Система образованияможет рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона (области, края, республики), города и отдельного района. В этом случае говорят о федеральной, региональной, муниципальной и районной образовательной системе.

Система образования в России и других странах — открытая, непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств.

1. Система образования эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем.

2. Система образования ориентирована на будущее. В тексте одной из реформ образования в Японии дано такое определение: «образование — столетнее ра­стение».

3. Система образования постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления.

Современное образование развивается в разных направлениях и характери­зуется такими свойствами, как: гуманизация, гуманитаризация, дифференциа­ция, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизацияобразования — это ориентация образовательной системы и все­го образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого челове­ка; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хоро­шо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Дифференциация это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интере­сов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, напри­мер через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с инте­ресами и профессиональной ориентацией и т.д.

Диверсификация— это широкое многообразие учебных заведений, образова­тельных программ и органов управления.

Стандартизация это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантностьозначает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственно­го решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышле­ния. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип обра­зовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зави­симости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.

Многоуровневостъ— это организация многоэтапного образовательного про­цесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обуче­ния и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, много­уровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень — общее высшее образование (2 года), второй уровень — базовое высшее образование — бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий уровень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры).

Фундаментализация усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы.

Информатизация образования связана с широким и все более массовым ис­пользованием вычислительной техники и информационных технологий в про­цессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие в связи с до­ступностью для системы образования и относительной простотой в использова­нии разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Индивидуализация это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в со­временном обществе.

В процессе получения образования человек может достигать определенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального среднего, неполного высшего и высшего образования. Каждый уровень подтверждается государственным документом свидетельством об окончании начальной или средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учеб­ном заведении или дипломом о высшем образовании.

Начальное образование представляет фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека.

Среднее образование в России в течение разных исторических эпох и в XX веке не имеет постоянного временного срока и скачет от 9-летнего (19401950) 10-летнего (19501967, 19701991), 11-летнего (19671972, 19911998) до 12-летнего (2000). В других странах также меняются сроки получения полно­го среднего образования, и в разных странах они неодинаковые. Среднее образование является обязательным для продолжения образования в высшем учебном заведении.

Начальный уровень высшего образования в России, как и во многих других странах мира, можно получить в специализированном колледже. Полное высшее образование человек получает только после успешного окончания вуза. По закону «Об образовании», к высшим учебным заведениям в России относят ин­ститут, академию и университет.

Наряду с этим в России после окончания вуза возможно продолжение образования в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской или докторской диссертации специалист как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательской работе, получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальностей в России.

В оценке уровня образованности школьника выделяют элементарную или функциональную грамотность, предметную и методологическую компетентность. При изучении уровня образованности специалиста с высшим образованием оценивается уровень образования в сфере гуманитарных, социально-экономических или естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общего образова­ния, уровень бакалавриата и магистратуры,

Это интересно:  От чего зависит возрастная структура популяции

Виды и стили обучения. В историческом наследии первым видом системати­ческого обучения считают метод постановки наводящих вопросов

в процессе поиска истины. Он связан с именем древнегреческого философа Сократа. По­этому такой метод обучения называют сократовским. Догматическое обучение. Сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного Истина редко бывает чистой и никогда — однозначной. О. Уайльд

обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста.

Развивающее обучение.Его главная цель состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим умом»). Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития учеников вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельно­сти и характера поведения. Учитель здесь выступает в качестве организатора по­искового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления учащихся. Также развивающее обучение предполагает, что учитель открыт к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учениками в различных формах (доклада, комментария, спора, доказательства, диалога). В данном контексте уместно подчеркнуть, что Х.-Г. Гадамер определяет сущность образования как «общее чувство» открытости человека самым разнообразным точкам зрения, свободы от догматизма.

Какие линии просматриваются в тактике развивающего обучения?

Первая линия: учитель ставит вопросы и предлагает задания, не опасаясь «тупиковых» вариантов в работе обучающихся. В этом случае придерживаются мнения, что педагог не всегда обязан давать исчерпывающие ответы и объясне­ния. Пусть обучающийся самостоятельно думает, ищет решения и после заня­тия. Педагог подготавливает обучающегося к тому, что процесс понимания но­сит постепенный и последовательный характер, что глубина понимания может быть различной.

Вторая линия: педагог предлагает обучающимся увидеть глубину во внешне простом и привычном, открыть новые грани известного—неизвестного, понят­ного—непонятного в явлении, событии, процессе. Это должно быть связано со стремлением вызвать удивление к повседневному и привычному. Например. Платон считал, что философское познание начинается с чувства удивления.

Третья линия ориентирует на развитие логического мышления: учитель вме­сте с обучающимися формулирует теоретические предположения (гипотезы, обобщения) в контексте общей картины явлений, событий или процессов.

Объяснительно-иллюстративное обучение. Основная цель такого вида обучения — это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Учитель стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов. А также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Проблемное обучение.В основе проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку (учите­лем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации.

При решении проблемного вопроса предполагается поиск разных вариантов ответа, заранее готовый ответ здесь неприемлем. Примеры проблемных вопро­сов: «Почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из металла, нет?», «Что в при­роде меняет цвета?»

Проблемная задача — это учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. Пример проблемной задачи: «Какие необходимо сделать действия, чтобы равенство 2 + 5 x 3 = 21 было верным?»

Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (уче­ник или студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает дан­ных, и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация включает в себя три компонента: а) необходимость выполнения такого дей­ствия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или способе действия; б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации; в) возможности учащихся при выполнении поставленно­го задания; в анализе условий и открытии «тайны» неизвестного. Не слишком трудное, среднее по уровню трудности задание не вызовет проблемной ситуа­ции. Пример проблемной ситуации: «Сложите из 6 спичек 4 равнобедренных треугольника со сторонами, равными размерам одной спички».

Таким образом, в качестве проблемных заданий могут служить вопросы, учебные задачи, практические ситуации. Одна и та же проблемная ситуация мо­жет быть вызвана различными типами заданий. Само по себе проблемное зада­ние не является проблемной ситуацией. Оно может вызвать проблемную ситуа­цию лишь при определенных условиях.

Данный вид обучения:

• стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся;

• развивает интуицию и дискурсивное («проникновение в суть»), конвергенционное («открытие») и дивергенционное («создание») мышление;

• учит искусству решения различных научных и практических проблем, опы­ту творческого решения теоретических и практических задач.

Трудность организации проблемного обучения связана с большой затратой времени для постановки и решения проблем, создания проблемной ситуации и предоставления возможности ее самостоятельного решения каждым учащимся. Данный вид обучения таит в себе естественный процесс разделения учащихся на самостоятельных и несамостоятельных.

Программированное обучение.В его основе лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая систе­ма. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера и других технических средств и аудио-, видео­техники) ученику и получения обратной связи. То есть информации о ходе обу­чения учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).

Б. Скиннер сформулировал принципы программированного обучения:

• подача информации небольшими дозами;

• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции предлагаемой информации;

• предъявление ответа для самоконтроля;

• дача указаний в зависимости от правильности ответа.

На практике педагог может воспользоваться линейным или разветвленным построением образовательной программы. При выборе линейного построения программы учащиеся работают над всеми порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предполагает выбор учеником своего индивидуального пути освоения целостной учебной информации. Усво­ение информации зависит от уровня подготовленности. В обоих случаях прямая и обратная связь учителя с учеником осуществляется с использованием специ­альных средств (программированных учебных пособий разного вида, компьюте­ра). Достоинством данного вида обучения является получение полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной программы. В программированном обучении нет хлопот с вопросом соответствия темпа обу­чения индивидуальным возможностям ученика, поскольку каждый учащийся (студент) работает в удобном для него режиме. Другое преимущество состоит в экономии времени преподавателя на процесс передачи информации, а также в увеличении количества времени на постоянный контроль за процессом и ре­зультатом ее усвоения. Главным недостатком данного вида обучения является чрезмерная апелляция к памяти обучающихся.

Модульное обучениепредполагает такую организацию процесса, при которой учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях. Второй информационный модуль представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Третий операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации. Последний модуль для проверки результатов усвоения новой учебной информации, может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.

Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу уча­щихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы в блоки.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий