Мак реестр экспертов техников

С целью реализации положений Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» приступила к работе Межведомственная аттестационная комиссия для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую экспертизу транспортных средств.

Для прохождения профессиональной аттестации кандидатами в эксперты-техники документы представляются в полном объеме в соответствии с требованиями

Секретариат МАК:

Документы, представляемые кандидатом в эксперты-техники, для прохождения профессиональной аттестации:

  • Заявление на прохождение аттестации
  • Регистрационная карточка эксперта-техника (должна быть заполнена печатным текстом либо разборчивым почерком и подписана собственноручно)
  • Копии документов об образовании, в том числе о профессиональной переподготовке и повышении квалификации эксперта-техника (с Приложениями);
  • Копия трудовой книжки;
  • Документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя или организации, являющейся основным местом работы кандидата в эксперты-техники;
  • Две фотографии размером 4 x 6 см;
  • Справка, подтверждающая стаж работы не менее 1 года, и копии не менее 5 заключений (отчетов) (для специалистов, указанных в подпункте 1 пункта 4 Порядка профессиональной аттестации экспертов-техников…) (при проверке сведений могут быть затребованы оригиналы указанных отчетов);
  • Опись представленных документов;
  • Копии иных документов, подтверждающих наличие специальных знаний.
  • Контактный лист (для получения уведомлений о решениях Комиссии МАК)

РСА (Российский союз автостраховщиков)

Руководство пользователя

Добровольная аккредитация при РСА

Аттестация МАК

Рынок автомобилей неуклонно растет, и как следствие, растет число дорожно-транспортных происшествий. И поэтому профессия эксперта-техника является очень востребованной. По программе профессиональной переподготовки по специализации «независимая техническая экспертиза» студенты получают необходимый набор теоретических и практических знаний, и долгожданный Диплом. Однако, даже пройдя программу профессиональной переподготовки и получив Диплом, эксперт-техник не имеет полномочий проводить независимую техническую экспертизу транспортных средств. Чтобы стать полноправным участником этого рынка, эксперт-техник должен пройти аттестацию в Межведомственной Аттестационной Комиссии (МАК) и получить реестровый номер, который присваивается МИНЮСТОМ РФ.

Одним из самых сложных этапов в освоении профессии эксперта-техника является именно сдача квалификационного экзамена в МАК. Для начинающего эксперта это достаточно непосильная задача. Контрольное задание, предоставляемое МАК, начинающему эксперту-технику выполнить без рекомендаций опытного эксперта практически невозможно. Чтобы выполнить контрольное задание необходимо свободно ориентироваться в специализированных программах, уметь детально прорабатывать представленную информацию, знать особенности построения экспертного заключения.

Статистика прохождения аттестации в МАК неутешительная. Из 200 проходят в среднем 15 человек в месяц. Осложняется процесс сдачи экзамена и тем, что информацию о конкретных ошибках, допущенных при выполнении контрольного задания, кандидат не получит. Как правило приходит оповещение такого содержания «Ваше экспертное заключение не соответствует Единой Методике ЦБ».

«Все приходит с опытом». И профессиональное владение навыками эксперта-техника не исключение.

Поэтому помочь начинающему эксперту-технику пройти квалификационный экзамен наша главная цель. Только находясь в профессии эксперт-техник сможет получить необходимые знания и опыт для производства конкурентоспособных и профессиональных экспертиз.

Новый состав МАК

5 апреля 2016 года совместным приказом №92/86/166 Минтранса, Минюста и МВД внесены изменения в состав Межведомственной аттестационной комисии (МАК) для профессиональной аттестации экспертов-техников.

СОСТАВ

Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств

директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России (председатель Межведомственной аттестационной комиссии);

начальник отдела технической политики Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России;

главный специалист-эксперт отдела технической политики Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России;

начальник управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУ ОБДД МВД России;

заместитель начальника управления инженерно- технических экспертиз — начальник отдела автотехнических экспертиз ЭКЦ МВД России; заместитель директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России;

заместитель директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России;

начальник отдела правового регулирования, анализа и контроля деятельности судебно-экспертных учреждений Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России;

главный специалист-эксперт отдела правового регулирования, анализа и контроля деятельности судебно-экспертных учреждений Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России;

директор федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации;

заведующий отделом судебных автотовароведческих экспертиз федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебнойэкспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации;

ведущий государственный судебный экспертлаборатории судебной автотехнической экспертизы федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации;

первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАТ» по научной работе (по согласованию);

заместитель генерального директора ФБУ «Росавтотранс» (по согласованию);

начальник отдела международных соглашений ФБУ «Росавтотранс» (по согласованию);

главный специалист отдела международных соглашений ФБУ «Росавтотранс» (секретарь Межведомственной аттестационной комиссии) (по согласованию);

исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (по согласованию);

начальник Управления методологии технической экспертизы Российского союза автостраховщиков (по согласованию).

МАК ЭКСПЕРТОВ ТЕХНИКОВ

ВНИМАНИЕ: При решении вопроса о страховой выплате по ОСАГО, независимая экспертиза может проводиться только оценщиками, внесенными в государственный реестр экспертов-техников при Минюсте РФ.

Список оценочных компаний, имеющих право заниматься подготовкой экспертных заключений по ОСАГО в реестре экспертов-техников на сайте Минюста РФ. Регистрационный номер «СКПО-авто» в государственном реестре №498

Данная статья обязательна к прочтению при выборе независимых экспертов, для решения вопроса по ОСАГО.

На сегодняшний день далеко не все оценщики имеют право проводить экспертизу при решении вопроса о страховой выплате по ОСАГО, хотя занимается этим любая оценочная компания.

Обратимся к закону: Постановлением Правительства Российской Федерации «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» № 238 от 24.04.2003 года, определено, что для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация.

Реестр экспертов-техников по ОСАГО

5. Для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация. Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (далее именуется — государственный реестр). Порядок проведения профессиональной аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений. Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации»

До 2013 года практически никто не обращал внимание на этот момент, начина с декабря 2012 года ситуация резко поменялась, теперь проводя экспертизу в оценочной компании, где нет эксперта-техника, вы рискуете получить отказ в выплате, так как предоставленный отчет независимой экспертизы не соответствует действующему законодательству. А если Вы обращались в суд на основании экспертизы без эксперта-техника, а юрист страховой компании указал на этот факт судье, то единственный шанс не проиграть дело – это самостоятельно ходатайствовать о проведении судебной экспертизы, но при этом оплату судебной экспертизы Вы производите самостоятельно, а это 15-25тыс. рублей.

Для примера: ОТКАЗ РСА (Российский союз Автостраховщиков) по отчету, проведенному экспертами не из реестра экспертов-техников.

Если говорить, в принципе, об оценочной деятельности, а не ОСАГО в частности, то лицензирование данного вида деятельности отменено, на сегодняшний день независимая экспертиза должна иметь минимум одного оценщика (если это ИП) и минимум двух (если это ООО). При этом:

Оценщик должен иметь диплом о профильном высшем образовании, а так же диплом о повышении квалификации, если с момента получения основного диплома прошло более трех лет.

Оценщики независимой экспертизы должны быть действующими членами саморегулируемой организации оценщиков.

Добавить в закладки

Эксперт-техник

Аттестация МАК

С целью реализации положений Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» приступила к работе Межведомственная аттестационная комиссия для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую экспертизу транспортных средств.

Для прохождения профессиональной аттестации кандидатами в эксперты-техники документы представляются в полном объеме в соответствии с требованиями

Приказ Министерства транспорта РФ от 22 сентября 2016 г. № 277 “Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования”

Секретариат МАК:

по данным http://rosavtotransport.ru/ru/activities/mak/documents-submission/

Документы, представляемые кандидатом в эксперты-техники, для прохождения профессиональной аттестации:

  • Заявление на прохождение аттестации
  • Регистрационная карточка эксперта-техника (должна быть заполнена печатным текстом либо разборчивым почерком и подписана собственноручно)
  • Копии документов об образовании, в том числе о профессиональной переподготовке и повышении квалификации эксперта-техника (с Приложениями);
  • Копия трудовой книжки;
  • Документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя или организации, являющейся основным местом работы кандидата в эксперты-техники;
  • Две фотографии размером 4 x 6 см;
  • Справка, подтверждающая стаж работы не менее 1 года, и копии не менее 5 заключений (отчетов) (для специалистов, указанных в подпункте 1 пункта 4 Порядка профессиональной аттестации экспертов-техников…) (при проверке сведений могут быть затребованы оригиналы указанных отчетов);
  • Опись представленных документов;
  • Копии иных документов, подтверждающих наличие специальных знаний.
  • Контактный лист (для получения уведомлений о решениях Комиссии МАК)

РСА (Российский союз автостраховщиков)

Справочник средней стоимости запасных частей и нормочаса работ

Руководство пользователя

Добровольная аккредитация при РСА

Эксперт-техник

Эксперт-техник — это специалист в области экспертизы, прошедший дополнительное обучение и внесенный в реестр экспертов-техников.

По действующим законам Российской Федерации независимая экспертиза в рамках ОСАГО должна проводиться только экспертом-техником, имеющим соответствующие квалификационные документы и включенным в государственный единый реестр экспертов-техников.

Профессиональную аттестацию экспертов-техников проводит Межведомственная Аттестационная Комиссия (МАК), действующая на основании приказов и постановлений Минтранса, Минюста, МВД и Минздравсоцразвития России. Ведение государственного реестра экспертов-техников осуществляет уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти.

Эксперт-техник, имеющий аттестат и включенный в Реестр экспертов-техников имеет право проводить экспертную работу в рамках ОСАГО в организациях, либо самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя. Также существует добровольная аккредитация при РСА для экспертов-техников.

Передача аттестационных документов и полномочий эксперта-техника другому лицу не допускается.

Независимая экспертная организация осуществляющая деятельность в рамках ОСАГО должна иметь в штате с основным местом работы одного или нескольких экспертов-техников. При этом проведение независимой экспертизы должно входить в список видов деятельности, которые организация может осуществлять в соотвестствии с уставными документами.

Результатом работы эксперта-техника является «Экспертное заключение», которое оценивает перечень и характер повреждений обусловленных страховым случаем, а также стоимость их устранения и проводиться эта экспертиза в рамках нормативно-правовых документов при ОСАГО.

Ответственность эксперта-техника

За составление заведомо ложного заключения руководство экспертной организации или эксперт-техник могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Независимая экспертиза и эксперты-техники не вправе проводить экспертизу в случаях:

  • является учредителем, собственником, акционером, страхователем или должностным лицом страховщика;
  • эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве или свойстве с потерпевшим;
  • страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации;
  • личной заинтересованности в результатах экспертизы.

В чем разница между экспертом-техником и оценщиком?

В соответствии с законом об «ОСАГО» и Постановлением правительства РФ № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» эксперт-техник в отличие от оценщика, для проведения технической экспертизы должен иметь свидетельство об аттестации и должен быть включен в государственный реестр экспертов-техников. Оценщик делает оценку согласно закону «Оценочной деятельности».

Оценщик и эксперт-техник также отличаются по уровню подготовки.

Данные об экспертах-техниках, включенных в государственный реестр экспертов-техников

Оценщики должны иметь высшее техническое образование и пройти профессиональную подготовку по специальности «Оценка стоимости предприятия, бизнеса». Оценщик должен состоять в СРО, а его ответственность должна быть застрахована.

Эксперты-техники также проходят переподготовку для экспертов-техников на базе высшего образования, с углубленным изучением автомобилей. Эксперт-техник должен быть включен в государственный реестр.

Проводить экспертизы в рамках ОСАГО должен эксперт-техник. Результатом его работы будет экспертное заключение.

Вне рамок ОСАГО, например оценка стоимости автомобиля для нотариуса либо расчет ущерба по КАСКО, работы по оценке могут проводиться оценщиком. Результатом работы оценщика будет отчет об оценке.

Межведомственная аттестационная комиссия для проведения профессиональной аттестации экспертов–техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств (МАК), за 2017 год аннулировала аттестацию 60 экспертов-техников в ОСАГО за нарушение нормативных правовых актов при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств после ДТП при определении размера страховых выплат. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

МАК получила полномочия по аннулированию аттестации экспертов-техников с вступлением в силу в конце 2016 года соответствующего приказа Минтранса России.

«Страховое сообщество горячо поддержало это нововведение, так как оно позволяет уводить с этого рынка недобросовестных экспертов, которые зачастую работают в связке с криминальными автоюристами. Они пишут заведомо завышенную стоимость восстановительного ремонта, проводят расчеты без использования Единой методики. После этого автоюристы уже в суде взыскивают со страховщиков эти немалые деньги по завышенной неадекватной оценке», — продолжил президент РСА.

Страховщики столкнулись также с проблемой, когда один и тот же эксперт-техник делает экспертизу с заниженной оценкой для страховой компании, а затем с завышенной – для автоюриста. «Сначала он посчитал по единой методике для страховщика на 40 тыс.

An error occurred.

рублей, получил от компании деньги за свою работу, к примеру 1 тыс. рублей. Далее он начинает работать на автоюриста, оценив ущерб уже, например, на 80 тыс. рублей. В итоге в дальнейшем в суде успешно оспаривается экспертиза страховщика», — пояснил И.Юргенс.

Эта деятельность МАК — еще одна из составных частей борьбы с мошенничеством в ОСАГО, которое сейчас является одним из главных рисков для отрасли в целом, отметил И.Юргенс.

В 2017 году состоялось 11 заседаний МАК. На них были рассмотрены различные вопросы, в том числе более 200 жалоб от страховых компаний и потерпевших на деятельность экспертов-техников, нарушивших нормативные правовые акты при подготовке ими экспертных заключений.

В результате за 2017 год 83 экспертам-техникам вынесено предупреждение, аннулирована аттестация 60 экспертов-техников.

Приказ Минтранса России вступил в силу 19 декабря 2016 года. Согласно документу, МАК получила полномочия по аннулированию аттестации эксперта-техника в том числе за неоднократное (два и более) нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, которое привело к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы более чем на 10%.

По оценкам РСА, около 15-20% экспертов-техников работают с криминальными автоюристами и уводят немалые средства со страхового рынка. «А часть экспертов, которые не связаны с преступными группировками, иногда все же завышает стоимость. Поэтому действие нового приказа станет ударом по криминальным автоюристам. А те, кто лишь иногда допускают неправомерные действия, лишний раз задумаются, лишаться ли им аттестатации», — отметил И.Юргенс.

В настоящее время в госреестр Минюста РФ внесено около 7 тыс. экспертов-техников.

В данной статье я кратко опишу различия между двумя субъектами экспертной оценочной деятельности – экспертом-техником и оценщиком.

В соответствии с федеральным законодательством, а именно с №40-ФЗ от 25.04.2002 «Об ОСАГО», потерпевший в ДТП, должен представить поврежденное транспортное средство ответственно и организации независимой технической экспертизы для выяснения обстоятельств причинения ущерба и определения размера выплаты страхового возмещения. Экспертиза должна быть выполнена экспертом-техником, включенным в реестр при Минюсте.

Однако, на момент вступления закона в силу, в 2003 году, когда заработал механизм «ОСАГО», реестр экспертов-техников осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств создан не был, и среди специалистов по оценке не было ни одного «эксперта-техника». По этой причине, поврежденные транспортные средства оценивались обычными оценщиками в соответствии с общим законом об оценке (ФЗ№135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Деятельность в сфере судебной экспертизы

Результаты их труда – отчеты об оценке, принимались как страховыми компаниями, так и судами.

Реестр экспертов-техников был создан в 2012 году. Первые легальные специалисты, которые имеют, основанное на законе, право оценивать поврежденные транспортные средства в соответствии с ФЗ№40, появились только в этот момент, спустя почти 10 лет с момента начала действия ОСАГО в стране.

На данный момент, спустя более чем год с момента формирования реестра, некоторые суды, страховщики и прочие участники данного рынка все еще продолжают, по привычке, принимать отчеты об оценке вместо экспертных заключений. Некоторые оценочные организации так-же продолжают делать отчеты об оценке при обращении потерпевших по ОСАГО к ним, что не корректно. Делают они это либо по привычке, либо по не знанию нормативных актов, либо просто ввиду отсутствия в их штате экспертов-техников.

Различия между двумя оценщиком и экспертом техником следующие:

Подготовка.

  • Оценщик (в большинстве случаев) – Профессиональная переподготовка на базе высшего образования: «Оценка стоимости предприятия, бизнеса».
  • Эксперт-техник – Профессиональная переподготовка на базе высшего образования для экспертов-техников. Различия в подготовке, у эксперта–техника «автомобильный» уклон образования, у оценщика более общий.

Основания для ведения деятельности:

  • Оценщик должен иметь соответствующее оценочное образование, быть членом СРО и иметь договор страхования ответственности профессиональной деятельности.
  • Эксперт-техник должен иметь соответствующее образование в области технической экспертизы и должен быть включен в реестр экспертов-техников при Министерстве юстиции РФ. (Существует также и аккредитация при РСА для экспертов-техников, но она добровольная).

В итоге, оценивать повреждения в рамках страхования ОСАГО должен «Эксперт-техник». Результатом его работы будет – «Экспертное заключение». Вне рамок ОСАГО, например оценка стоимости автомобиля для нотариуса либо расчет ущерба по КАСКО, работы по оценке могут проводиться «Оценщиком». Результат работы оценщика – «Отчет об оценке».

Стоит обратить внимание на то, как будут оформлены, как будут называться результаты экспертизы и специалистом какой квалификации будет выполнена работа, если Вы планируете заказать оценку ущерба своего автомобиля.

Возможно Вас так-же заинтересует:
Как рассчитывают ущерб страховые компании
Как выбрать независимую экспертизу

Статьи по теме:

Страница 1 из 5 Годы кропотливой и упорной работы принесли свои результаты. Ford Transit таким,…

Автокатастрофа Ольги АлександринойГоликов Альберт Александрович Статьи

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий