Правовой режим арктики и антарктики

10.6. Правовой режим Арктики и Антарктики

Международно-правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Необходимость заключения договора об Антарктике была вызвана притязанием на данный материк Аргентины и Чили. В этой связи договор закрепил мораторий на притязания на земли материка и признал данную территорию как территорию с международным режимом. Статья 1 Договора провозгласила использование Антарктики только в мирных целях (демилитаризованная территория). В Антарктике провозглашается свобода всем заинтересованным государствам в осуществлении научных исследований. Статья 7 Договора допускает проведение любых инспекций со стороны Договаривающихся сторон на предмет исполнения положений договора.

Помимо самого Договора в его систему входят: Конвенция о сохранения морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), которая вызывает много возражений со стороны государств, и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991 г.), который определил Антарктику в качестве природного заповедника, установил ответственность за всеобъемлющую охрану живой среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем, а также закрепил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований.

По своему правовому режиму Арктика является государственной территорией. Арктика представляет собой территорию, включающую в себя окраины Евразии, Северной Америки и Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией. В основу ее деления положена «секторальная теория», предложенная США в 1924 г. В соответствии с указанной теорией сектор представляет собой морское пространство, основанием которого является сухопутная территория государства, а верхняя точка Северный полюс. Указанный сектор принадлежит пяти приарктическим государствам. Российский арктический сектор был провозглашен в 1926 г. постановлением Президиума ЦИК СССР, по которому все земли в секторе признавались территорией СССР.

Международно-правовой статус Арктики и Антарктики

Юридический статус и правовой режим Арктики. «Секторная теория»

Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств, хотя и существует предложение интернационализации Арктики, пока не нашедшее поддержки. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии.

К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Однако водная поверхность океанских и морских 80 пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права, согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее — открытое море.

В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.) и др.; приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991г.).

Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов. «Система Договора об Антарктике»

Антарктика — южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60-й параллели южной широты.

Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. Существует так называемая «система Договора об Антарктике», в котором стороны отказались от «любой основы для претензий на территориальный суверенитет». Здесь общую правовую основу составляет международное право, а на территориях судов или полярных баз действует право их флага.

Таким образом, международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике, от 1 декабря 1959 г., сфера действия которого распространяется на район южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Согласно этому Договору Антарктика является международной территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также полностью демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие, в том числе и ядерное. Антарктика объявлена, помимо прочего, безъядерной зоной. Договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря.

В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Однако подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств. Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили и Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией.

В настоящий момент эти претензии заморожены, т. е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают там никаких прав на такой суверенитет.

Это интересно:  Сколько стоит тойота королла

В рамках Договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.

Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике — Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике.

Правовой режим Арктики и Антарктики.

Арктика– область земного шара с условным центром – Северным полюсом, в состав которой входят воды Северного Ледовитого океана и его морей, а также участки суши Европы, Азии и Америки. До сих пор в географической и юридической науке нет общепризнанного определения этого понятия. Дискуссионным остается вопрос о южной границе Арктики, хотя многие ученые склонны считать, что ею является Северный полярный круг (66° 33′ с.ш.).

Правовой статус Арктики формировался в течение долгого времени, процесс его развития продолжается и сейчас. В настоящее время правовой режим Арктики базируется на нормах международного права и национального законодательства арктических государств (Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии, Швеции). В отношении Арктики действуют ряд универсальных конвенций (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др.); одна региональная конвенция – Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; множество двусторонних договоров арктических государств. Однако, в отличие от Антарктики, не существует международно-правового акта, определяющего статус Арктического региона в целом. Данное обстоятельство стало причиной многочисленных разногласий в мировом сообществе, в основе которых лежат претезии стран на территории (в частности Канада и СССР претендовали на крупные ее части, что вызывало недовольства США и Норвегии).

Компромисс, однако, не лишенный противоречий, был найден в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 миль.

Важная роль в жизнедеятельности СССР, а теперь России принадлежит Северному морскому пути (СМП), который долгое время считался национальной водной магистралью, закрытой для международного судоходства. Связано это было с проблемами холодной войны.

Арктика – особый регион, нуждающийся в международно-правовой защите, что нашло выражение в Соглашении о сохранении белых медведей 1973 г. (к сожалению, единственном соглашении регионального уровня). Особенно хорошо это понимает международная научная общественность. В 1989 г. по ее инициативе была образована неправительственная организация – Международный арктический научный комитет, целью которого является объединение усилий ученых мира в решении всего комплекса проблем региона.

В сентябре 1996 г. восемь арктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали в Оттаве Декларацию о создании Арктического совета – новой региональной международной организации. Цели Арктического совета: осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктичеким вопросам; контроль и координация по выполнению экологических программ; разработка, координация и контроль за выполнением программ устойчивого развития; распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.

Антарктика– значительный по площади регион земного шара,простирающийся от Южного полюса до 60° ю.ш. В данный регионвходят континент Антарктида, острова вокруг него и южные частиТихого, Индийского и Атлантического океанов. Начало ХХ в. ознаменовалось повышенным интересом ряда государств (Австралии, Аргентины, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, Франции и Чили) к Антарктиде, которые выдвинули территориальные претензии на шестой континент. После Второй мировой войны в Антарктике была проведена широкая программа научных исследований в рамках Международного геофизического года (1957–1958 гг.), в которой приняли участие уче-

ные из 12 государств. Плодотворное международное сотрудничество и высокие научные результаты исследований способствовали тому, что правительство США выступило с инициативой созыва международной конференции с целью заключения договора по Антарктике. Такая конференция была проведена в Вашингтоне с 15 октября по 1 декабря 1959 г., и ее работа увенчалась подписанием 1 декабря 1959 г. бессрочного Договора об Антарктике, вступившего в силу в 1961 г.

В ст. I Договора установлено: ≪Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия≫ (п. 1)1. Запрещено также производить любые ядерные взрывы и сброс радиоактивных отходов в Антарктике (п. 1 ст. V). Таким образом был установлен режим полной демилитаризации и нейтрализации Антарктики, включающий превращение ее в безъядерную зону. Однако Договор об Антарктике не запрещает использование военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей (п. 2 ст. I).

Договор закрепил принцип свободы научных исследований (ст. II), а проблема территориальных претензий была решена оригинальным образом. Они как бы ≪замораживались≫, т.е. подписание договора не означало отказа от них, но никакие действия или деятельность в Антарктике не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет и порождать какие-либо суверенные права в период действия договора (ст. IV). Для контроля за соблюдением положений договора в нем предусмотрена возможность проведения инспекций. Любое государство-участник может назначить наблюдателей, обладающих свободой доступа в любое время в любой район, на любую станцию и установку, включая морские и воздушные суда (ст. VII).

Это интересно:  Акты прокурорского реагирования фз о прокуратуре

В ст. VIII Договора об Антарктике зафиксировано, что без ущерба для соответствующей позиции каждой договаривающейся стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначаемые в соответствии со ст. VII, и научный персонал, которым обмениваются станции и экспедиции договаривающихся сторон, а также все лица, сопровождающие наблюдателей и членов научного персонала, находятся в Антарктике под юрисдикцией той договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций. Делегации

Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к договору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в консультативных совещаниях.

Договор об Антарктике бессрочный. В него могут вноситься изменения и поправки с согласия всех Консультативных сторон договора.

Правовой режим Арктики и Антарктики

Читайте также:

  1. III. Принцип действия и режимы работы синхронной машины
  2. А к административной и гражданско-правовой — и юридическое тоже.
  3. Административно-правовой договор
  4. Административно-правовой статус благотворительных организаций 1 страница
  5. Административно-правовой статус благотворительных организаций 10 страница
  6. Административно-правовой статус благотворительных организаций 11 страница
  7. Административно-правовой статус благотворительных организаций 12 страница
  8. Административно-правовой статус благотворительных организаций 13 страница
  9. Административно-правовой статус благотворительных организаций 14 страница
  10. Административно-правовой статус благотворительных организаций 15 страница
  11. Административно-правовой статус благотворительных организаций 16 страница
  12. Административно-правовой статус благотворительных организаций 17 страница

Правовой режим Арктики. Арктика — это северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах полярного круга (660 33’ с. ш.). На побережье Северного Ледовитого океана выходят пять стран: Россия, США, Канада, Дания (Гренландия), Норвегия.

Особенность правового режима Арктики состоит в том, что ее морское пространство поделено на сектора каждый из которых образует форму треугольника, вершиной которого является северный полюс, а основанием — побережье одного из арктических государств. Эта особенность режима Арктики исходит из международно-правовой доктрины — “секторальной теории”, суть которой состоит в следующем. В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны, внесшие наибольший вклад в исследование освоение Арктики, традиционно исходят из наличия у них особых интересов и, соответственно, преимущественных прав при использовании части арктических пространств — сектора и определения правового режима своего сектора. Особенно активно в пользу секторального деления выступила в свое время Канада, которая в ряде законодательных актов и официальных заявлениях оставила свой суверенитет на земли, острова и даже морские пространства к северу от канадского побережья.

В настоящее время сектора в Арктике имеют ряд приарктических государств. Это означает, что все острова и архипелаги, морские пространства в пределах каждого сектора принадлежат соответствующему приарктическому государству и входят в состав его государственной территории. Правовой режим морских пространств секторов определяется принципами и нормами международного морского права, которые в силу особых условий секторов могут быть несколько модернизированы. К таким особым условиям относятся постоянный ледяной покров арктических вод, отсутствие международного судоходства, большое значение своего собственного судоходства для других государств, а также большое экологическое и стратегическое значение этих районов для приарктических государств.

Научные экспедиции постоянно изучают районы российского сектора. В арктических водах секторов России создан Северный морской путь, который является национальным Внутренним Водным путем России. При министерстве морского флота РФ действует Администрация Северного морского пути, в компетенцию которой входит регулирование движением судов по этому пути, осуществление координации морских ледовых операций, установление правил судоходства, районов ледокольной проводки и т. д. Принимаются меры по предотвращению загрязнений морской среды и побережья.

В Арктике пока нет механизма, аналогичного Антарктике 1959 г., позволяющего координировать деятельность государств и обсуждать на постоянной основе вопросы международного сотрудничества. Важное значение для создания такого механизма имеет образование Международного Арктического научного комитета (МАНК) — международной неправительственной организации, основной функцией которой является содействие сотрудничеству в Арктике по широкому кругу проблем. Решение об этом было принято в августе 1990 г. представителями пяти приарктических государств и еще трех северных стран (Финляндии, Швеции и Норвегии).

Однако с начала ХХ в. ряд государств (Великобритания, Новая Зеландия, Франция, а позднее Австралия, Норвегия, Чили, Аргентина) стали выдвигать территориальные притязания на определенные части Антарктиды, что создавало предпосылки для возникновения споров и конфликтов и вело в конечном счете к ее разделу. Попытка сепаратного раздела, предпринятая в середине 50-х годов, натолкнулась на решительное противодействие других государств, в том числе и Советского Союза.

В поиске выхода из создавшейся ситуации заинтересованные страны собрались на Конференцию, которая состоялась в Вашингтоне. Здесь, 1 декабря 1959 г., был выработан и принят Договор об Антарктиде, заложивший основу международно-правового режима Антарктики. Данный Договор вступил в силу 23 июля 1961 г. На конец 1982 г. его участниками являлись 26 государств (первоначально — 13 государств).

Статья первая Договора устанавливает, что “Антарктика используется только в мирных целях”. Запрещается, в частности, любые мероприятия военного действия и характера такие как: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытание любых видов оружия, в том числе ядерного, а также удаление в районе Антарктики радиоактивных материалов. Договор не устанавливает исчерпывающего перечня мероприятий военного характера, но запрещает любые действия, наносящие вред мирному использованию Антарктики.

Это интересно:  Артерии головы и шеи анатомия

Антарктика остается единственной территорией (сухопутной и водной), которая не принадлежит какому-либо государству ни полностью, ни частично: Договор по существу не признал территориальных претензий государств, поскольку ни одна часть Антарктики не признана находящейся под суверенитетом какого-либо государства. Однако Договор не отрицает и существования территориальных претензий. По смыслу договора, статья четвертая не должна толковаться в ущерб позиции любой страны в отношении признания или непризнания ею права или претензий, или основы для претензий любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

Одним из важных принципов, установленных Договором, является принцип свободы научных исследований и сотрудничества в этих целях. Любая страна независимо от участия ее в Договоре вправе проводить исследовательские работы в Антарктике.

Согласно ст. VIII Договора наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающий их персонал, находится под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются. Вопрос о юрисдикции над всеми другими лицами Договор не регулирует, но содержит положение о том, что он не наносит ущерба соответствующей позиции каждой стороны относительно этого вопроса. Иначе говоря, вопрос о юрисдикции над лицами, не упомянутыми в Договоре, решается каждой стороной в соответствии с ее точки зрения.

За соблюдением положений Договора установлен широкий наземный и воздушный контроль. Положения о таком контроле содержатся в самом Договоре. Так, каждое государство — участник Договора равно является участником Консультативного совещания — международного механизма для координации деятельности стран по изучению Антарктики и имеет право назначать наблюдателей в неограниченном количестве. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики, включая станции, установки и сооружения в ее пределах, а также морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки снаряжения, материалов и персонала, всегда открыта для инспекции.

В компетенции Консультативного совещания входят: обмен информацией, взаимные консультации, разработка и принятие рекомендаций правительствам стран, мер, содействующих реализации целей и принципов Договора. В компетенцию Совещания включены также меры, касающиеся Антарктиды, относительно:

1) использования ее в мирных целях;

2) содействия научным исследованиям;

3) содействия международному научному сотрудничеству;

4) содействия осуществлению прав инспекции;

5) осуществлению юрисдикции;

6) охраны и сохранению живых и минеральных ресурсов;

Принятые на Совещании решения и рекомендации вступают в силу по утверждению их всеми сторонами, подписавших Договор и присоединившимся к нему позднее. Представители государств-участников Договора имеют право участвовать в Совещании, созванном для рассмотрения принимаемых мер. Сроки и место созыва Консультативного Совещания определяют первоначальные участники настоящего Договора.

Резюмируя правовое положение Антарктиды Договор подчеркивает, что в интересах всего человечества Антарктида должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий.

Вывод:

Арктика – часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от Арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60о южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., согласно которого все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются», она может использоваться только в мирных целях и признана демилитаризованной территорией.

Заключение

Значение территории как материальной основы государства чрезвычайно велико. Не случайно на протяжении всей истории человечества велись непрерывные войны за территорию. Защита территории – одна из главных задач государства.

Особое внимание охране государственной территории уделяет и международное право. Этому в значительной мере посвящено содержание его основных принципов – неприменения силы, территориальной целостности, нерушимости границ.

Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Территория является также пространственной сферой действия государственного суверенитета, сферой территориальной юрисдикции государства.

В состав государственной территории входят: сухопутная территория (поверхность суши), включая острова; водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море; земные недра; воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

Согласно Конституции, территория РФ «включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ч. 1 ст. 67).

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне.

Помимо государственной территории существуют территории международные, под которыми понимаются пространства, находящиеся вне сферы государственного суверенитета. Их режим определяется исключительно международным правом. К таким пространствам относятся: открытое море, материк Антарктида, воздушное пространство над ними, морское дно вне сферы действия государственного суверенитета, космическое пространство, а также небесные тела.

Пределы государственной территории определяются границей. Взаимное уважение границ – необходимое условие мира. Государственные границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, только мирным путем и по соглашению сторон.

| следующая лекция ==>
Государственные границы
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий