Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона

Средствами прокурорского реагирования в порядке прокурорского надзора являются:

· Представления об устранении нарушений закона (ст.24)

· Протест (ст. 23, 28, 36)

· Постановление о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа ( ст.25, 28)

· Предостережение о недоступности нарушения закона, имеющее профилактическое значение (ст.25)

Требования прокурора , вытекающее из его полномочий по осуществлению прокурорского надзора ( ст.22, 27, 30, 33 Закона), подлежат безусловному исполнению в порядке и сроки, установленные этим же Законом, с сообщением прокурору о принятых мерах.

Представления об устранении нарушений закона вносятся прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Протест— акт жесткой формы прокурорского реагирования, правовое средство устранения нарушений закона, выявленных при осуществлении прокурорского надзора.

Постановление о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченными органами ил должностными лицами в установленный законом срок.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителями общественных объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Вопрос№51-Виды прокурорской деятельности, их общая характеристика.

Кроме отраслей прокурорского надзора, выделяются и другие направления деятельности прокуратуры:

a) Уголовное преследование

b) Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Особо выделено законодателем такое важное направление прокурорской деятельности, как участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовании противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель согласованности их усилий в направлении предупреждения и раскрытия преступлений, обеспечения неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний.

Вопрос№52- Следственный комитет при Генеральной прокуратуре РФ

Федеральным законом от 5 июня 2007г. №87-ФЗ « О внесении изменений в УПК РФ» и ФЗ «О прокуратуре РФ» в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно п.4 ст.11 ФЗ « О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

Уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, на некоторых должностных лиц ряда правоохранительных органов, а равно о посягательствах, совершенных такими лицами (пп. «а» п.1 ч.2 ст. 151 УПК).

Основными задачами являются:

· Разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;

· Совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

· Обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

· Оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с последовательностью, установленной УПК;

· Организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

· Обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

· Возмещение ущерба, причиненного преступлениями.

Вопрос№53-Прокуратура района(города): структура, компетенция

Прокуратуру города и района, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В такой прокуратуре могут быть первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие следователи и следователи ( в прокуратуре города- следователи по особо важным делам), назначаемые на должность и освобождаемые от нее прокурором соответственно республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа.

Прокурор города, района, приравненные к ним прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

В соответствии с Федеральным законом « О прокуратуре РФ», в структуру аппарата прокуратуры города, как субъекта РФ входят:

· Первый заместитель прокурора;

· Старшие помощники прокурора города по направлениям деятельности;

· Помощники прокурора города по направлениям деятельности;

· Управления прокуратуры города;

· Отделы на правах управления;

· Отделы в составе управлений;

· Старшие прокуроры и прокуроры в составе отделов и управлений.

Прокурор района, города не может использовать полномочие, предусмотренное п.6 ч.2 ст.37 УПК- отменять незаконные и необоснованные постановления своего заместителя.

Вопрос№54- Прокуратура субъекта РФ: структура, компетенция

Согласно ст.15 Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры следует, что прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. Также образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. Также образуются управления и отделы. Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками. А их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов РФ. В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров отделов и управлений.

Вопрос№55- Генеральная прокуратура РФ, ее структура

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор РФ, который имеет одного первого заместителя и заместителей, а также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. В составе названной прокуратуры действует коллегия как совещательный орган при Генеральной прокуратуре РФ, состав которого определяется Генеральным прокурором РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входят главные управления, ряд управлений по надзору за исполнением законов, создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры, и отделы на правах управления.

Одним из направлений деятельности прокуратуры является расследование преступлений и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших.

В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов

Сущность, объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов

В научной и учебной литературе, посвященной прокурорскому надзору в РФ, рассматриваемое направление деятельности органов прокуратуры иногда именуется «общим надзором». Это объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, использование в научной и учебной литературе термина «общий надзор» – дань традиции. Так, например, в ст. 3 Закона СССР от 30.17.1979 «О прокуратуре СССР» раскрывались основные направления деятельности прокуратуры и где, в частности, было указано, что одним из основных направлений является надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор).

Во-вторых, рассматриваемое направление деятельности касается надзора за соблюдением законности в сфере государственного управления, которое характеризуется разнообразными общественными отношениями, урегулированными нормами права, а также большим числом участвующих в них субъектов. Вместе с тем в Законе о прокуратуре отсутствует упоминание о том, что прокуратура, решая возложенные на нее задачи, осуществляет общий надзор.

Столь широкое правовое поле, на котором прокуратура реализует свои полномочия по обеспечению единообразного исполнения законов в соответствии с Конституцией, требует своей конкретизации. Генеральный прокурор РФ в приказе от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» указал, что основными направлениями надзорной деятельности следует считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Реализуя свои надзорные полномочия, органы прокуратуры не подменяют органы государственного управления и контроля, а также не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов. В своих действиях прокуроры руководствуются положением о высшей юридической силе Конституции, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Надзор за исполнением законов является одной из основных отраслей деятельности органов прокуратуры и осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, в ходе реализации своих полномочий прокуратурой создается действенный механизм защиты прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, укрепляется законность в деятельности органов государственной власти как на федеральном уровне, так и в деятельности законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С другой стороны, осуществляя свой надзорный потенциал, органы прокуратуры оказывают мощное профилактическое воздействие на предупреждение различного рода правонарушений, выявление их на начальных стадиях подготовки и совершения, а также принимают действенные меры к их устранению.

Таким образом, сущность надзора органов прокуратуры за исполнением законов можно определить как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, а также по проведению в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.

В соответствии с Законом о прокуратуре к объектам прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов относятся: 1) федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти; 2) органы военного управления, их должностные лица; 3) органы контроля, их должностные лица; 4) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; 5) органы местного самоуправления; 6) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре. Выделяются следующие элементы, составляющие его структуру: 1) соблюдение Конституции; 2) исполнение законов, действующих на территории РФ; 3) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами; 4) обеспечение условий, способствующих недопущению совершения различного рода правонарушений.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурорам надлежит также правильно определять пределы реализации своих полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования выявленные нарушения законов, затрагивающие общественный интерес или существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с другой стороны, не подменять собой контролирующие органы и не осуществлять мелочную опеку там, где субъекты могут урегулировать правовые отношения между собой сами, без вмешательства публичной власти.

Пределы прокурорского надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов можно классифицировать по следующим основаниям:

    компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами.

Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.

На основании принципов централизации и единоначалия в организации и деятельности прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.

  • объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации.
  • наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.

    Информацию об имеющих место нарушениях закона содержат: заявления, жалобы и иные обращения граждан; сообщения средств массовой информации; материалы уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел; результаты статистики прокурорской и правоприменительной практики; другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

    Из этого законодательного требования есть исключение. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 при реализации прокуратурой своих полномочий в сфере надзора за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами, прокурорские проверки осуществляются независимо от поступления информации о нарушениях законности.

    Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона

    Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

    • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных предприятиях;
    • при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
    • выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;
    • проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций;
    • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
    • по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
    • предостерегать о недопустимости нарушения закона;
    • освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    • вносить представление об устранении нарушений закона.

    Должностные лица органов прокуратуры обязаны приступать к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

    Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов. Надлежащим образом используя эти правовые средства, прокурор добивается пресечения выявленных нарушений закона, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

    Протест прокурора – это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.

    Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит исключительно прокурору или его заместителю. Следует отметить, что принесение протеста – это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам.

    Протест может быть принесен: 1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт; 2) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт; 3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Куда конкретно должен быть направлен протест, непосредственно решает прокурор. Однако в любом случае его выбор должен основываться на принципах эффективности и целесообразности.

    Протест прокурора на незаконные нормативные правовые акты всегда приносится в письменной форме.

    По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:

    • названия органа, в который этот протест приносится, с указанием его юридического адреса, а при необходимости фамилии, имени, отчества должностного лица и даты принесения протеста;
    • наименования средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности – протест прокурора – с указанием конкретного нормативного правового акта, на который он принесен, его номера и даты принятия;
    • общей характеристики опротестуемого нормативного правового акта;
    • указания статьи, части, пункта нормативного правового акта, противоречащих Конституции и федеральному законодательству;
    • приведения конкретных норм Конституции и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт;
    • предложения (в заключение протеста) соответствующему должностному лицу или органу о приведении нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством с указанием сроков исполнения этого протеста и разъяснением обязанности об уведомлении о результатах рассмотрения данного протеста;
    • подписи прокурора.

    Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.

    В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

    О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

    Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

    Представление прокурора – это документ прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений государственными органами и их должностными лицами.

    Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

    Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:

    • фамилию, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона, юридический адрес организации, дату вынесения представления;
    • наименование документа, указание сферы общественных отношений, где были выявлены нарушения (например, Представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья детей);
    • полное название организации, где была проведена прокурорская проверка; описание выявленных нарушений закона, их негативные последствия, отражение причин и условий, способствовавших наступлению этих последствий; указание ответственных лиц, разъяснения нарушенных законов, предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
    • требования прокурора принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией и федеральными законами общественные отношения и доложить о результатах рассмотрения представления ему в течение месяца.

    В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, то он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;

  • подпись прокурора или его заместителя с указанием фамилии, должности и специального звания.
  • В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

    В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

    Если в ходе проведения прокурорской проверки обнаружены обстоятельства, указывающие на наличии в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, на основании мотивированного постановления передает материалы проверки по подследственности следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или самостоятельно принимает решение о возбуждении административного производства.

    В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Последнее должно содержать следующие, предусмотренные ст. 28.2 КоАП, сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую информацию.

    Такое постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

    В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования.

    Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

    В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

    В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

    Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

    Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

    Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.

    Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

    В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Применение предостережения отнесено Законом о прокуратуре к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

    Основы методики организации прокурорского надзора за исполнением законов

    Эффективность деятельности прокурора по надзору за точным и единообразным исполнением законов целиком зависит от правильной методики ее организации, которая включает следующие составляющие.

    1. Конкретизация направлений в деятельности прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов. Так, в приказе Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» выделяются основные направления надзорной деятельности: надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

    Другим элементом следует считать предусмотренное Законом о прокуратуре разграничение полномочий между прокурорами в рамках централизованной системы органов прокуратуры. Например, непосредственный надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями, возложен на Генеральную прокуратуру РФ; республиканскими министерствами, ведомствами и общественными объединениями – на прокуратуры республик; краевыми, областными, автономной области, автономных округов, органами исполнительной власти и управления, региональными общественными объединениями – соответственно на прокуратуры краев, областей, автономной области, автономных округов и приравненные к ним специализированные прокуратуры; иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями – на другие территориальные и специализированные прокуратуры.

    Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями осуществляется военными и соответствующими специализированными прокуратурами.

    Прокуратура, осуществляя свою деятельность, ни в коем случае не должна подменять контролирующие государственные органы и должностных лиц. Прокуратура не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных ей объектов. Задача прокуратуры – это надзор за точным и единообразным исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан, интересов личности, общества и государства.

    О важности разграничения компетенции между органами прокуратуры свидетельствует и приказ Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур».

    Еще одним существенным элементом в конкретизации направлений с целью повышения эффективности деятельности органов прокуратуры является предметно-зональный принцип организации работы.

    В соответствии с предметным принципом организации работы происходит распределение обязанностей между работниками органов прокуратуры по различным направлениям (отраслям) прокурорского надзора. Другой принцип – зональный – предусматривает условное разделение территории, на которой прокуратура осуществляет свою юрисдикцию, и закрепление каждого из выделенных участков за конкретным работником прокуратуры. Однако для практической деятельности органов прокуратуры характерно сочетание этих двух принципов организации работы. Распределение обязанностей и закрепление определенной территории за конкретным прокурорским работником осуществляется на основании приказа руководителя органа прокуратуры.

    2. Надлежащий прием и аналитическая работа с поступающей в органы прокуратуры информацией о нарушениях закона. О важности организации работы органов прокуратуры в этом направлении свидетельствует приказ Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации».

    В соответствии с данным приказом работа по рассмотрению обращений и приему граждан является составной частью правозащитной функции прокуратуры. Она в полном объеме подчинена решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка. Генеральный прокурор РФ требует такого подхода к данной работе, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса.

    Учитывая важность этой работы для всего последующего процесса организации прокурорского надзора, необходимо не реже одного раза в полугодие проводить комплексный анализ обращений граждан, парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также практики их разрешения в органах прокуратуры. Итоги анализа прокуроры должны использовать при прогнозировании и планировании надзорной деятельности.

    В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 04.10.2007 № 158 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации» в целях своевременного и надлежащего принятия организационных и надзорных решений органами прокуратуры устанавливается соответствующий порядок представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях, преступлениях и иной обязательной информации.

    Так, прокуроры субъектов РФ не позднее суток извещают Генерального прокурора РФ по телефону или с помощью других видов средств срочной связи с последующей высылкой письменного донесения о происшествиях чрезвычайного характера, в том числе: о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства; катастрофах, крушениях, повлекших человеческие жертвы или иные тяжкие последствия; угонах или захвате воздушных, морских, транспортных средств; вооруженных нападениях и групповых побегах лиц, заключенных под стражу, беспорядках в местах исполнения уголовного наказания и т. д.

    В течение трех дней с момента возбуждения уголовного дела в Генеральную прокуратуру РФ должны быть направлены следующие специальные донесения: о хищениях и нецелевом использовании бюджетных средств; фактах нарушений, связанных с невыплатой заработной платы, пенсий и иных социальных платежей населению; нападениях на банки, кассы предприятий, учреждений и организаций; об экологических преступлениях, повлекших массовую гибель, заболевание людей, распространение эпидемий и другие тяжкие последствия и т. д.

    Важная информация о состоянии законности и совершенных правонарушениях должна поступать и от правоохранительных органов, что закреплено в совместном приказе от 28.11.2001 Министерства внутренних дел РФ № 1058 и Генерального прокурора РФ № 72 «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений». Здесь же следует отметить и указание Генерального прокурора РФ от 05.09.1996 № 53/20-1 «О порядке и сроках представления статистических отчетов управлениям и отделам центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации в отдел статистики и анализа организационно-контрольного управления».

    3. Планирование работы прокурора. Содержание планирования в работе органов прокуратуры определено приказом Генерального прокурора РФ от 15.01.2003 № 2, утвердившим регламент Генеральной прокуратуры РФ. Этим Приказом предусмотрено планирование работы на полугодие. Аналогичный подход приемлем и для прокуратур субъектов РФ. Плановые задания составляются на основе информации о состоянии законности на территории, на которую распространяется надзорная деятельность прокуратуры. Эффективность прокурорского надзора во многом зависит от правильного выбора объекта проверки состояния законности.

    Важным моментом является правильная организация взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами, которые имеют более многочисленные штаты. Относительно узкая специализация, хорошая техническая оснащенность позволяют контролирующим органам оперативно отслеживать и фиксировать достаточно большой объем информации, представляющей интерес для прокуроров.

    4. Собственно прокурорская проверка. Она состоит из следующих этапов:

    а) подготовительного, на котором прокурор знакомится с необходимым для проведения проверки законодательством, определяет задачи, состав лиц, средствами которых будет осуществляться проверка, изучает типичные нарушения закона;

    б) собственно проверки, которая реализуется путем использования полномочий, предоставленных прокурору законом. Проверка должна быть организована таким образом, чтобы удалось выявить не только сами нарушения закона, но и условия, которые способствовали этому;

    в) реализации материалов проверки. На этом этапе необходимо решить, какое средство правового воздействия следует применить в отношении нарушителей закона (протест, представление, предостережение или постановление);

    г) контроля за исполнением принятых мер по устранению выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений закона.

    Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ

    В приказе Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» отмечается, что многие прокуроры, отстаивая принципы федерализма, последовательно используют полномочия на признание недействительными противоречащих федеральным конституционным и федеральным законам нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, активно обращаются в республиканские конституционные суды с ходатайствами о неконституционности региональных законов.

    Вместе с тем в некоторых случаях следует отметить недостатки в работе органов прокуратуры. Отдельные прокуроры субъектов РФ примиренчески относятся к принятию в регионах нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству, уклоняются от их опротестования или внесения представлений. В некоторых субъектах РФ подобные факты привели к значительному увеличению числа нормативных правовых актов, посягающих на основополагающие права и свободы граждан, общества и государства.

    В результате продолжительного действия незаконных правовых актов на местах возникают серьезные конфликты между властными структурами и населением.

    В связи с этим прокуроры должны исходить при организации надзора за законностью правовых актов из того, что прокуратура обязана безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, постановлений, распоряжений и иных нормативных актов, противоречащих Конституции и федеральному законодательству. Персональная ответственность за это ложится на прокуроров субъектов РФ.

    Для налаживания эффективной работы с правовыми актами субъектов РФ необходимо:

    • обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке законодательных актов, касающихся всего населения соответствующих территорий или затрагивающих права отдельных социальных групп и граждан, рассматривать эту деятельность как реальную возможность отстаивания публичных интересов;
    • совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о противоречащих федеральному законодательству нормативных актах органов государственной власти; эффективно использовать в этих целях деловое сотрудничество с полномочными представителями Президента РФ в регионах; регулярный обмен информацией с контролирующими органами, общественными (в первую очередь правозащитными) организациями, средствами массовой информации; экспертные заключения Министерства юстиции РФ на нормативные правовые акты субъектов РФ;
    • своевременно реагировать на факты издания органами власти незаконных правовых актов путем внесения протестов, представлений, а при явно выраженном несогласии законодательного или исполнительного органа власти с позицией прокурора считать обращение прокурора в суд единственно правильным способом устранения допущенных нарушений;
    • активнее использовать для корректирования результатов правотворческой деятельности субъектов РФ имеющееся у отдельных прокуроров право законодательной инициативы, а также право на обращение с запросом в региональные конституционные суды;
    • обеспечить применение мер уголовной ответственности по фактам злостного неисполнения должностными лицами решений судов о признании недействительными законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;
    • шире использовать потенциал Совета Федерации, Правительства РФ, Комиссии при Президенте РФ по взаимодействию федеральных органов государственной власти субъектов РФ при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ для приведения в соответствие с федеральным конституционным законодательством региональной нормативно-правовой базы.

    Во исполнение распоряжения Генерального прокурора РФ от 30.07.1998 № 49/7р «Об организации исполнения соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 1998 года» управления Генеральной прокуратуры РФ по поступающим из Министерства юстиции РФ копиям заключений по правовым актам субъектов РФ о их несоответствии Конституции и федеральному законодательству, а также материалам о незаконных актах федеральных министерств и ведомств, информации о противоправных действиях общественных и религиозных объединений должны вырабатывать согласованную с органами Министерства юстиции РФ юридическую оценку, а также обеспечивать незамедлительное принятие мер прокурорского реагирования, направленных на пресечение нарушений законности.

    Устранение указанных правонарушений должно осуществляться преимущественно силами прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, за конечными результатами этой работы должен быть установлен эффективный контроль.

    В случаях выявления фактов злостных нарушений законодательства общественными и религиозными объединениями необходимо направлять соответствующие материалы в Министерство юстиции РФ для постановки вопросов о приостановлении и прекращении их деятельности, результаты рассмотрения таких материалов должны контролироваться.

    Сотрудники Генеральной прокуратуры РФ и Министерства юстиции РФ должны осуществлять совместные выезды в регионы, где распространены факты принятия незаконных правовых актов. С участием специалистов Министерства юстиции РФ в необходимых случаях прокуратура должна ходатайствовать перед соответствующими государственными органами об обращении с запросом в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

    Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 09.08.1996 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ в целях обеспечения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры требует активного участия органов прокуратуры в правотворческой деятельности на основании ст. 9 Закона о прокуратуре.

    Прокурорам при выявлении пробелов и недостатков в законодательстве, требующих дополнительного правового регулирования, предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок предлагаемых норм направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ прокуроров-криминалистов для проработки и представления на рассмотрение руководству.

    Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

    Прокуратура, как уже отмечалось, при осуществлении надзора не обладает административно-властными полномочиями в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц. Поэтому в случае выявления фактов нарушения законов или издания незаконных актов прокурор сам не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушение закона. Не может применить меры воздействия к лицу, допустившему нарушение закона. Но и оставить выявленное правонарушение без внимания прокурор тоже не имеет права.

    Прокурор обязан отреагировать на факт нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, уполномоченных устранить допущенные нарушения. Реагирование на выявленное нарушение закона реализуется прокурором путем вынесения соответствующего документа, именуемого актом прокурорского реагирования (актом прокурорского надзора).

    Акт прокурорского реагирования — официальный документ (акт), вынесенный прокурором в адрес соответствующего органа или должностного лица, в котором излагается сущность выявленных нарушений закона и дается предписание об их устранении.

    Виды актов прокурорского реагирования установлены Законом о прокуратуре (ст. 23-25.1). К ним относятся: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона.

    Выбор вида акта прокурорского реагирования зависит от характера и степени нарушения закона, распространенности таких нарушений, правового статуса органа или должностного лица, которому адресуется акт прокурора.

    Протест прокурора — акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо о его отмене. Протест приносят прокурор или его заместитель. Он направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит рассмотрению нс позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест (ст. 23 Закона о прокуратуре).

    Представление прокурора — акт прокурорского реагирования об устранении выявленных нарушений закона либо об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, направленный прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

    Поводом для внесения представлений являются факты неоднократных нарушений законов, незаконных действий или, наоборот, бездействия со стороны должностных лиц, влекущих нарушение общественно значимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

    Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и не позднее месячного срока со дня внесения представления по нему должны быть приняты конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, их причин и условий. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. О результатах рассмотрения представления должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ст. 24 Закона о прокуратуре).

    Постановление прокурора — акт прокурорского реагирования на нарушения законов, влекущих административную и уголовную ответственность (ст. 25 Закона о прокуратуре).

    Если нарушение закона носит характер административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. И затем данное постановление направляет на рассмотрение органа или должностного лица, уполномоченного законом рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях. Таким законом является

    КоАП. О результатах рассмотрения постановления должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

    В тех же случаях, когда нарушение закона имеет характер преступления, прокурор выносит постановление о направлении материала по данному факту в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании лица (лиц), допустившего нарушение уголовного законодательства.

    Прокурор и его заместитель освобождают своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, лиц, незаконно задержанных по подозрению в совершении преступлений, и т.д.

    Предостережение в недопустимости нарушения закона — это акт прокурорского реагирования, адресуемый должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам, при получении прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях, о недопустимости нарушения закона. Предостережение выносится прокурором или его заместителем (ст. 25.1. Закона о прокуратуре).

    Данный акт имеет явно выраженный превентивный (предупредительный) характер. Он выносится лишь при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях либо при выявлении фактов бездействия, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом интересам личности, общества и государства.

    Предостережение применяется к должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, — к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

    Основная цель применения предостережения состоит в недопущении более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Этот акт не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережения прокуратуры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

    В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

    В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 171-ФЗ арсенал средств прокурорского надзора был дополнен еще одним актом прокурорского реагирования, который именуется требованием об изменении нормативного правового акта.

    Требование об изменении нормативного правового акта — это акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт, содержащий коррупциогенные факторы, с требованием о его изменении. Требование вносится в орган, организацию или должностному лицу, которые издали данный акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

    Требование подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления. Требование, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган государственной власти местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования незамедлительно сообщается прокурору.

    Требование об изменении правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующим органом, организацией или должностным лицом.

    Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним

    Правовые средства проку­рорского реагирования

    Выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновных лиц, прокурор принимает меры:

      1. к их устранению и недопущению в буду­щем;
      2. к привлечению к установленной законом от­ветственности виновных лиц.

    Правовые средства проку­рорского реагирования на нарушения законов (правовые средства проку­рорского надзора) предусмотренные законодательством, регулирующим прокурорский надзор, специфические полномочия прокуроров, т.е. права и обя­занности , обеспечивающие устранение нарушений зако­нов, а также совершаемые в установленном порядке действия по устра­нению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответствен­ности виновных лиц

    Виды средств прокурорского реагирования (по своему внешнему выраже­нию, порядку применения):

    1) общие для всех от­раслей прокурорского надзора и участков деятельности про­куратуры:

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    • Обратиться за консультацией через форму.
    • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
    • Позвонить:
      • По всей России: +7 (800) 350-73-32
      • опротестование про­тиворечащих закону актов;
      • внесение представлений об уст­ранении нарушений законов.

    2) специфические, характерные для отдельных отраслей надзора и участков деятельности:

      • дача заключений;
      • заявление ходатайств прокурором в суде.

    Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним

    Средства реагирования реализуются посредством пись­менных или устных актов прокурорского надзора, основны­ми из которых являются:

      1. протесты;
      2. представления;
      3. поста­новления;
      4. предостережения.

    Закон не устанавливает единого письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например протестов, вносимых в по­рядке уголовного судопроизводства, установлена письмен­ная форма, для других, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная формы.

    Известно, что прокурор как государственное лицо, осуществляющее надзор, не обла­дает административной властью, т.е. не вправе отдавать распоряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. В связи с этим он не может сам непосредственно отменить незаконный правовой акт, вос­становить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности.

    Акты прокурорского надзора — это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий, посредством которых он обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответ­ственности виновных лиц.

    Некоторой особенностью отличаются акты, выносимые прокурором при осуществлении надзора за исполнением за­конов органами дознания и предварительного следствия. За исключением представлений, эти акты носят распоряди­тельный характер, обязывающий органы дознания и след­ствия выполнить определенные действия.

    Акты прокурорского надзора — индивидуальные акты , обращенные к тем или иным органам и должностным ли­цам в связи с определенными фактами (нарушениями зако­нов). Акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным за­коном образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное со­ставление актов прокурорского надзора, точное и полное выражение в них закрепленных в законе полномочий проку­роров и основанных на них требований — неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов.

    Выбор средств реагирования зависит от следующих факторов:

      • характера нару­шений законов, их причин;
      • распространенности нарушений;
      • вредных последствий, вызванных нарушением законов;
      • сте­пени вины правонарушителей.

    Обычно применяются такие средства реагирования и акты прокурорского надзора и из­бираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать наибольшего эффекта и при том наи­более быстро в плане устранения и предупреждения нару­шений законов.

    Требования к актам прокурорского реагирования:

      1. своевременность;
      2. оперативность;
      3. обоснованность;
      4. упреждающий характер;
      5. комплексность;
      6. реальность и адекватность;
      7. дополненность мерами пре­дупредительно-профилактического характера.

    Опротестование правовых актов, противоречащих закону

    В случаях выявления правовых актов или их отдель­ных предписаний, противоречащих закону, прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 23 ФЗ О прокуратуре РФ» приносит протест

      • в орган или должностному лицу, ко­торые издали эти акты, либо
      • в вышестоящий орган или вы­шестоящему должностному лицу или
      • обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодатель­ством.

    Таким образом, прокурору предоставлено право вы­бора. Однако при этом необходимо учитывать, что реагирование путем принесения протестов нередко способствует более оперативной отмене незакон­ных актов, учитывая большую загруженность судов разного рода делами. Кроме того, проведенные опросы показывают, что протест как акт реагирования воспринимается многими руководителями, издавшими незаконные акты, менее болез­ненно, чем направляемые в суды заявления о признании со­ответствующих актов недействующими.

    В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если он отклонен должностным лицом, издав­шим незаконный акт; в протесте наряду с другими вопроса­ми ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответ­ственности должностного лица, издавшего незаконный акт; имеется необходимость об издании незаконного акта довес­ти до сведения других аналогичных и иных органов, а так­же, когда необходимо обратить внимание вышестоящего органа на общественную опасность допущенного наруше­ния закона.

    Если же имеются основания полагать, что протест про­курора может быть отклонен соответствующим органом или должностным лицом, или по какой-то причине этот орган или руководитель не смогут рассмотреть протест, или протест останется неудовлетворенным и не имеется воз­можности перенести рассмотрение протеста в вышестоя­щий орган, а также если при рассмотрении заявления в суде нарушение закона будет установлено в более короткие сроки, прокурорам следует обращаться с заявлениями в суды о признании незаконного акта недействительным.

    Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за ис­полнением законов, от имени Российского государства ука­зывает , в чем именно выражено нарушение закона, и требу­ет от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интере­сы государственных и иных органов.

    Практикой и юридической наукой выработаны обяза­тельные реквизиты протеста:

      1. наименование органа или дол­жностного лица, которым вносится протест;
      2. название «про­тест», номер и дата издания незаконного акта, который опротестовывается;
      3. краткое изложение содержания неза­конного акта;
      4. изложение существа нарушений;
      5. ссылка на закон, который нарушен;
      6. предложение прокурора об отмене незаконного акта или приведение его в соответствие с зако­ном и др.;
      7. указание на необходимость рассмотрения протес­та и о незамедлительном сообщении об этом прокурору;
      8. должностное положение и классный чин прокурора, при­несшего протест, и его подпись.

    В тех случаях, когда протест подлежит рассмотрению коллегиальным органом, в соответствии с требова­ниями ст. 23 ФЗ прокурору сообщается о дне заседания этого органа. Сложилась практика выступлений прокуроров на сессиях представительных органов и заседа­ниях администрации с обоснованием внесенных протестов, дающих положительные результаты. В этих случаях проку­рор имеет возможность ответить на вопросы депутатов и других лиц, разъяснить требование закона и сущность допу­щенного нарушения, его вредные последствия и тем самым способствовать принятию решения о признании акта недей­ствующим.

    Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение пред­ставительного органа — на ближайшей сессии. При исключи­тельных обстоятельствах, требующих незамедлительного ус­транения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Более оператив­ной отмене незаконных актов может способствовать принесе­ние прокурором устных протестов, обладающих такой же юридической силой, что и письменные протесты. Устные про­тесты обычно приносятся в ходе проверки. При этом к мате­риалам проверки необходимо приобщать копию незаконного акта или его отдельного предписания и копию акта, его отме­няющего. Незаконные устные акты подлежат опротестова­нию прокурором в обычном порядке.

    Из смысла само­го опротестования вытекает, что протесты в обязательном порядке должны содержать мотивированное требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с зако­ном незаконного акта. , а также конкретные требования прокурора по устранению допущен­ного нарушения закона (устранить вредные последствия, вызванные изданием акта, прекратить противоправную дея­тельность, возвратить собственнику принадлежащие ему деньги и иные ценности и т.д.).

    Если протест не рассмотрен в течение десяти дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необос­нованно отклонен, прокурор обращается с заявлением в со­ответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействующим. К заявле­нию обычно прилагаются:

      • копия незаконного акта или та его часть, которая не соответствует закону;
      • копия протеста, вне­сенного в адрес органа, издавшего незаконный акт;
      • решение соответствующего органа в связи с внесенным протестом, а при необходимости и иные документы: копии объяснений, справок, уведомлений, сообщений и другие документы.

    Заявления о признании полностью или частично недейству­ющими нормативных правовых актов и недействительными ненормативных правовых актов органов государственной влас­ти Российской Федерации, органов государственной власти ее субъектов и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в со­ответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российс­кой Федерации» и ст. 52 АПК РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ направляются прокурором в арбитражный суд.

    Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора о при­знании правового акта недействующим, может быть оспоре­но им в кассационном порядке.

    Внесение представлений об устранении нарушений закона

    Представление является наиболее часто применяе­мым средством реагирования прокурора на нарушения зако­на. Оно в соответствии со ст. 24 ФЗ вно­сится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допу­щенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление вносится на основе обстоя­тельно проведенной прокурорской проверки или несколь­ких проверок, глубокого анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

    В описательной части представления обычно перечисля­ются выявленные прокурором и специалистами нарушения закона, обстоятельства, способствующие этим нарушениям, называются должностные и иные лица, виновные в их со­вершении или потворствующие этому.

    Представление явля­ется универсальным актом прокурорского реагирования, позволяющим ставить самые различные вопросы, по пре­имуществу правового характера, направленные как на уст­ранение и предупреждение нарушений законов и способ­ствующих им обстоятельств, так и на привлечение к ответственности виновных лиц.

    Особое внимание при подготовке представлений обра­щается на их юридическую обоснованность, достовер­ность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представ­лениях, должны быть тщательно проверенными. Предло­жения, включаемые в представления, должны быть конк­ретными, предусматривать наиболее результативные мероприятия по устранению нарушений закона и их предуп­реждению.

    В случаях, если нарушения закона совершены впервые и не возникает необходимости привлечения руководителя органа к ответственности и его администрация в состоянии устранить выявленные нарушения, то представление целе­сообразно внести в адрес руководителя этого органа. Если же на подобные нарушения прокурор уже реагировал или они представляют повышенную общественную опасность, либо необходимо обратить внимание вышестоящего долж­ностного лица на выявленные нарушения в подведомствен­ном органе, то представление следует внести в адрес выше­стоящего органа.

    В течение месяца со дня внесения представление долж­но быть рассмотрено органом (должностным лицом), кото­рому оно адресовано, с принятием конкретных мер по уст­ранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщает­ся в письменной форме прокурору. При рассмотрении пред­ставления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания. Прокурор может выступить на этом засе­дании в обоснование внесенного представления.

    На основе анализа практики исполнения законов и в осо­бенности допускаемых нарушений законов и обстоятельств, им способствующих, прокуроры вносят обобщенные пред­ставления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представле­ниях обычно прокурором предлагаются меры, направлен­ные на предупреждение нарушений законов в регионах либо на подведомственных предприятиях. В них может ста­виться также вопрос о привлечении к дисциплинарной от­ветственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.

    Вынесение прокурором постановлений

    В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственнос­ти, и решение об этом не было принято соответствующим контролирующим органом, прокурор выносит мотивиро­ванное постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Такое по­становление может выноситься как в отношении должност­ных лиц, так и в отношении граждан и юридических лиц, если они являются субъектами выявленного прокурором в ходе проверки правонарушения.

    Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении имеет определенное це­левое назначение — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности. Тем самым прокурор привлекает внимание соответствую­щего органа или должностного лица к допущенному нару­шению закона, степени общественной опасности нарушения и к необходимости привлечения к административной ответ­ственности виновного в целях пресечения и предупрежде­ния в будущем противоправных действий.

    Постановление содержит следующие реквизиты:

      • наиме­нование «постановление», дату и место его вынесения;
      • дол­жность и фамилию прокурора;
      • описание обстоятельств на­рушения со ссылкой на закон, который нарушен;
      • указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон;
      • пред­ложение прокурора о наложении административного взыс­кания со ссылкой на ст. 28.4 КоАП РФ;
      • наименование органа, куда направляется постановление для принятия решения по существу;
      • ссылка на необходимость уведомления проку­рора о времени и месте рассмотрения дела об администра­тивном правонарушении;
      • должность, классный чин, фами­лию прокурора и его подпись.

    Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении рассмагривается в сроки, установленные КоАП РФ для конкретных составов административных пра­вонарушений.

    В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурор­ского надзора за исполнением законов признаков преступ­ления, предусмотренного УК РФ, прокурор выносит поста­новление о возбуждении уголовного дела, которое оформляется по правилам, установленным УПК РФ.

    При обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно подверг­нутых административному задержанию или аресту несудеб­ными органами, прокурор принимает незамедлительные меры к их освобождению путем вынесения мотивированного постановления об освобождении из-под стражи лица, аре­стованного в административном порядке.

    Военные прокуроры в случаях выявления военнослужа­щих, незаконно содержащихся на гауптвахтах, которые были арестованы в дисциплинарном порядке, принимают незамедлительные меры к их освобождению, вынося моти­вированное постановление об освобождении из-под стра­жи военнослужащего, незаконно содержащегося на гаупт­вахте.

    Принятие прокурором мер к возмещению материаль­ного ущерба (вреда), причиненного правонарушениями

    В этих целях прокуроры нередко в представлениях об устране­нии нарушений закона ставят вопрос о привлечении к матери­альной ответственности работников, виновными действиями которых причинен ущерб государственным, и муниципаль­ным предприятиям.

    Прокуроры требуют также в устной или письменной формах, в том числе и путем постановки соот­ветствующего вопроса в представлениях, чтобы государ­ственные органы, и в первую очередь органы контроля, предъявляли иски в суды и арбитражные суды, включая и регрессные иски о взыскании материального ущерба, причи­ненного нарушениями законов. Установив, что руководители государственных органов не принимают меры к возмеще­нию материального ущерба, прокурор реагирует на это, вплоть до постановки вопроса о привлечении к дисциплинар­ной ответственности соответствующих должностных лиц, не выполняющих требований закона.

    Прокуроры вправе предъявить иски в суды и арбитраж­ные суды в пользу как юридических, так и физических лиц, понесших материальный ущерб в результате совершенных правонарушений. Направляемые прокурорами в судебные органы иски должны быть мотивированными, содержать ссылки на нормы материального и процессуального права и доказательства, подтверждающие заявленные требования. Форма и содержание этих документов должны соответство­вать требованиям, предусмотренным гражданско-процессу­альным и арбитражно-процессуальным кодексами.

    Объявление предостережений о недопустимости на­рушения закона

    Согласно ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противо­правных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Таким образом, законо­датель совершенно определенно высказался в том, что:

      1. правом объявления предостережения облада­ют только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
      2. предостережение объявляется только долж­ностным лицам;
      3. предостережение объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
      4. предостережение объявляется только в письменной форме;
      5. предостережение применяется в целях предуп­реждения правонарушений.

    Положения ст. 251 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию.

    Сущность предостережения заключается в предъявле­нии прокурором соответствующему должностному лицу, го­товящемуся совершить противоправное деяние или совер­шающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не бу­дут прекращены (привлечение к дисциплинарной, админис­тративной, уголовной или гражданско-правовой ответствен­ности, отстранение от должности).

    Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. или в подготовительных действиях, например в даче распо­ряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям. Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопу­щению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причине­нием вреда публичному и личному (частному) интересу.

    Основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. На­ряду с объявлением предостережений прокуроры могут ис­пользовать внесение протестов и представлений. Предосте­режение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

    Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц , совершивших либо пытающихся со­вершить единоличные противоправные действия (бездей­ствие), не влекущие по своей общественной опасности уго­ловной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или об­щественным интересам.

    Применяя предостережение и тем самым непосредствен­но обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъяс­няет должностному лицу требования соответствующих пра­вовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необ­ходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправ­ные действия не будут прекращены. Поэтому предостереже­ние правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствую­щих законов должностным лицам, нарушенных ими, повы­шения их правовых знаний. Продолжение противоправной деятельности либо совер­шение нового правонарушения после применения к долж­ностному лицу предостережения должно влечь за собой бо­лее строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рас­сматривать как обстоятельства отягчающие наказание.

    Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, studme.org, jurkom74.ru.

    «

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий