Для прогноза экономического развития региона применяется

В основе прогнозирования, в том числе и при составлении прогноза социально-экономического развития региона, лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

  • — оценка перспектив развития, будущего состояния прогнозируемого явления на основе опыта, чаще всего при помощи аналогии с достаточно хорошо известными сходными явлениями и процессами;
  • — условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны;
  • — модель будущего состояния того или иного явления, процесса, построенная сообразно ожидаемым или желательным изменениям ряда условий, перспективы развития которых достаточно хорошо известны.

В соответствии с этим существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:

  • — анкетирование — опрос населения, экспертов с целью упорядочить, объективизировать субъективные оценки прогнозного характера. Особенно большое значение имеют экспертные оценки. Опросы населения в практике прогнозирования применяются пока что сравнительно редко;
  • — экстраполирование и интерполирование (выявление промежуточного значения между двумя известными моментами процесса) — построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основания прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем (ретроспекции и проспекции прогнозных разработок);
  • — моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и направлении изменений. Наиболее эффективная прогнозная модель — система уравнений. Однако имеют значение все возможные виды моделей в широком смысле этого термина: сценарии, имитации, графы, матрицы, подборки показателей, графические изображения и т.д.

Приведенное разделение способов прогнозирования условно, потому что на практике, как уже говорилось, эти способы взаимно перекрещиваются и дополняют друг друга.

Общая логическая последовательность важнейших операций разработки прогноза сводится к следующим основным этапам:

  • 1) Предпрогнозная ориентация (программа исследования). Уточнение задания на прогноз: характер, масштабы, объект, периоды основания и упреждения и т. д. Формулирование целей и задач, предмета, проблемы и рабочих гипотез, определение методов, структуры и организации исследования.
  • 2) Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа. Для уточнения модели возможен опрос населения и экспертов.
  • 3) Сбор данных прогнозного фона методами, о которых говорилось выше.
  • 4) Построение динамических рядов показателей — основы, стержня будущих прогнозных моделей методами экстраполяции; возможно обобщение этого материала в виде прогнозных предмодельных сценариев.
  • 5) Построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей прогнозируемого объекта методами поискового анализа профильных и фоновых показателей с конкретизацией минимального, максимального и наиболее вероятного значений.
  • 6) Построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т.е. не ограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т.е. привязанного к этим рамкам) оптимума по заранее определенным критериям сообразно заданным нормам, идеалам, целям.
  • 7) Оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза — уточнение гипотетических моделей обычно методами опроса экспертов.
  • 8) Выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей. Для уточнения рекомендаций возможен еще один опрос населения и экспертов. Иногда (правда, пока еще редко) при этом строятся серии поствероятностных прогнозных моделей-сценариев с учетом возможных последствий реализации выработанных рекомендаций для их дальнейшего уточнения.
  • 9) Экспертное обсуждение (экспертиза) прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.
  • 10) Вновь предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования, ибо прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание, планирование, программирование, проектирование, вообще управление, повышению эффективности которого оно призвано служить.

Эффективность прогнозов (особенно обществоведческих) не может сводиться только к степени их достоверности, точности, дальности. Не менее важно знать, насколько тот или иной прогноз содействует повышению обоснованности, объективности, эффективности разработанных на его основании решений. Неудовлетворительное знание истории предмета отрицательно сказывается на работе прогностики и прогнозиста. Вместе с тем в концепциях прошлого содержалось немало поучительного и полезного для разработки прогнозов в современных условиях.

Вопрос Прогнозирование социально-экономического развития региона

В рамках данного вопроса необходимо рассмотреть раздел 1 «Обзор методов социально-экономического прогнозирования» из документа: «Методические рекомендации по заполнению формы и к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации», а также рекомендации по прогнозированию одного любого – на ваш выбор — показателя. «Методические рекомендации …» легко можно найти на правительственных сайтах практически всех регионов России (в Саратовской – нет). Пример: Московской области — http://me.mosreg.ru/upload/medialibrary/0ee/269514.doc; Ставропольского края — http://stavinvest.ru/upload/file/metod_rekomend.doc

Разработка комплексного прогноза социально-экономического развития региона — одна из важнейших функций региональных органов власти. В настоящее время в практике прогнозирования широко используются «гибридные» модельные комплексы, сочетающие экономико-математические и экспертные методы. Важное значение имеет освоение одного из самых сложных приемов в прогнозировании – сценарирования.

Необходимо обратить внимание на особенности разработки прогноза в рамках бюджетного процесса федерального, регионального и муниципального уровней.

Прогнозирование социально-экономического развития региона— предвидение будущего состояния экономики и социальной сфе­ры, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального ком­плекса и его структурных составляющих.

Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Прогнозирование как научно обосно­ванное предвидение динамики экономических и социальных про­цессов связано со стратегическим и индикативным планирова­нием, программным регулированием хозяйственного развития. Прогнозы, планы и программные разработки дополняют друг дру­га; прогнозы, как правило, предшествуют составлению планов и программ, являются предварительными этапами их разработ­ки. Прогнозы могут не только предшествовать составлению пла­нов и программ, но и отслеживать возможность их дальнейшей реализации на различных этапах их воплощения в жизнь. Прогно­зы являются важным инструментом контроля за ходом реализа­ции хозяйственных решений, на основе прогнозов осуществляет­ся необходимая коррекция управленческих действий в масштабе предприятия, региона, отрасли или национального хозяйства в целом.

Вместе с тем прогнозы обладают большой самостоятельно­стью по отношению к планам и целевым социально-экономиче­ским программам, прогнозные разработки ведутся и там, где не нашлось места развитым формам планирования и программиро­вания хозяйственной деятельности.

Прогнозы в отличие от контрольных оценок директивного пла­нирования не обладают статусом обязательных количественных заданий. Прогнозные оценки или суждения безадресны и всегда условны в том смысле, что они оказываются справедливы лишь при наличии определенных условий. Прогноз осуществляется при ограничениях, диктуемых внешними (экзогенными) параметра­ми, так называемым прогнозным фоном. В качестве таких параметров выступают исходные условия функционирования объек­та прогнозирования, общехозяйственная и социальная обстанов­ка, а также политика, проводимая властями. Задача экономиче­ского прогнозирования состоит в том, чтобы выявить вероятные последствия той или иной хозяйственной политики, при том или ином сценарии социального развития и международной обста­новки.

Цель прогнозированиязаключается в научном обосновании планов социального и экономического развития региона на основе постановки глобальных целей социальных нормативов качества жизни населения и выбора рациональных вариантов исходя из имеющихся ресурсов.

Прогнозирование — это самостоятельная, причем первичная функция управления, неразрывно связанная со всеми другими функциями (рисунок).

Достижение цели предполагает последовательное решение следующих задач.

1. Проведение анализа влияния различных факторов на динамику отраслей экономики.

2. Проведение анализа эффективности использования имеющихся производственных ресурсов, определение неиспользуемых резервов и расчет производственного потенциала производителей.

3. Определение границ неопределенности и риска, связанных с воздействием внутренних и внешних факторов на изменение показателей и критериев развития комплекса. При этом для обеспечения надежности и достоверности прогнозов необходимо учитывать весь спектр специфических проблем, связанных с производством и реализацией различных видов товаров и услуг.

4. Моделирование возможных вариантов развития системы на основе анализа воздействия факторов неопределенности и риска на ее динамику в целом и адекватного изменения поведения хозяйствующих субъектов рынка. При этом необходимо использовать многовариантный подход, который обеспечит гибкость прогнозных расчетов с учетом как пессимистических, так и оптимистических параметров.

5. Расчет прогнозов отдельных показателей развития отраслей народного хозяйства.

6. Обоснование организационно-экономических мер, необходимых для выполнения правительственных программ, при условии повышения эффективности производства.

Методическая постановка процедуры прогнозирования динамических отклонений и случайных факторов в развитии объекта прогнозирования должна исходить из основных законов в методологии прогнозирования:

1. Закон системности, в соответствии с которым в прогнозно-аналитических расчетах рассматривается взаимосвязь всей совокупности сложно направленных факторов внешней и внутренней среды.

2. Закон онтогенеза предполагает, что организационным системам управления свойственны определенные циклы, развитие которых можно регулировать и прогнозировать таким образом, чтобы процесс цикличной динамики с учетом случайных факторов носил планомерный, предсказуемый характер.

3. Закон композиции, который предполагает, что, с одной стороны, прогноз должен быть детальным, с другой, прогнозно-аналитические расчеты не должны содержать ничего лишнего, рассматривая только основные, принципиальные моменты.

4. Закон экономической целесообразности, который означает, что прогнозируемые сценарии развития отрасли должны предполагать эффективное использование имеющихся ресурсов, вовлечение резервов с целью повышения общей эффективности системы.

Методология прогнозирования динамических процессов предполагает соблюдение ряда принципов.

Среди общих принципов, не зависящих от конкретного объекта или субъекта прогнозирования, следует отнести следующие.

1. Принцип системности предполагает сочетание всех элементов прогнозируемой системы (по своему содержанию принцип системности не совпадает с законом системности).

2. Принцип согласованности предусматривает соблюдение строгой иерархии, соподчиненности и взаимосвязи всех звеньев системы.

3. Принцип общности методических подходов основывается на том положении, что для экономических систем характерны общие закономерности и явления, связанные с особенностями национальной экономики Российской Федерации в целом.

4. Принцип последовательности и непрерывности прогнозно-аналитических расчетов базируется, во-первых, на взаимной увязке оперативных, текущих, среднесрочных и долгосрочных прогнозов, во-вторых, непрерывности прогнозных расчетов, позволяющей субъектам управления своевременно выявлять негативные отклонения от прогнозируемой ситуации и вносить соответствующие коррективы.

5. Принцип индикативности прогнозов предполагает, что они носят рекомендательный характер.

6. Принцип вариантности основан на наличии нескольких сценариев (пессимистичного, оптимистичного, оптимального) в построении прогнозных моделей.

7. Принцип развития производственных отношений предполагает, что при расчетах потенциального роста или замедления в динамике экономической системы следует учитывать качественно новые витки в прогнозируемом периоде.

К специальным принципам, связанным непосредственно с организацией прогнозных работ в конкретной отрасли экономики, следует отнести следующие:

1. Принцип индивидуальности означает, что при общности основных тенденций развития каждому хозяйствующему субъекту все же свойственны индивидуальные особенности, которые следует учитывать в прогнозных расчетах.

2. Принцип сбалансированности основан на адекватном сочетании параметров и показателей прогнозируемых подсистем и системы в целом путем уравновешивания целей роста эффективности и ресурсов для их достижения.

3. Принцип адаптивности предполагает, что организационно-управленческие системы предприятий под воздействием экономических процессов изменяются, адаптируясь к складывающимся условиям, что, в свою очередь, предполагает соблюдение принципа адекватности.

4. Принцип адекватности основан на внесении соответствующих изменений в контролируемые государством условия реализации форм и методов ведения хозяйства.

5. Принцип государственного регулирования и реализации экономической политики предполагает, что прогнозные расчеты должны рассматривать реальные возможности государства воздействовать на развитие отрасли, чтобы не допустить обвальных, неуправляемых процессов в рамках общности целей и задач политики государства, направленной на повышение эффективности национальной экономики.

Использование в совокупности описанных процедур позволяет снижать влияние противоречивых данных, неопределенности информации и производственного риска в ходе принятия решений управленческого характера и в развитии национальной экономики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Прогноз социально-экономического развития региона

Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Прогнозирование социально-экономического развития региона — предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.

В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

  • • демографическая ситуация в регионе;
  • • состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;
  • • будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;
  • • основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);
  • • величина и динамика спроса населения на товары и услуги;
  • • платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;
  • • темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса.

По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством России Федеральному собранию. В состав этого пакета входят:

  • • данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года;
  • • прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
  • • проект сводного финансового баланса на территории России;
  • • перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ;
  • • перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета;
  • • перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • • проектировки развития государственного сектора экономики.

Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успешной реализации намеченных задач.

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства, система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экспериментальных прогнозных расчетов.

Возможны два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и телеологический.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития. На этой основе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюдателям» происходящих процессов. Целевые установки социально- экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Телеологический подход (от греч. 1е1оБ — цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и степени его приближения к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин.

Методологические и методические проблемы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым правительство поручает разработку прогнозов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.

Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить правительству региона информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета региона.

Проблемы информационного обеспечения прогнозирования. Государственное прогнозирование базируется на информации, предоставляемой соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответственность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере — Центральный банк, по исполнению бюджета — Министерство финансов, по таможенной статистике — Государственный таможенный комитет, и т.д.).

Система национальных счетов является сводным и обобщающим инструментом проведения экономических расчетов. Региональная система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность происходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позволяет определить обобщающие показатели развития отраслей, секторов и институциональных единиц на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой.

Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования.

Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов может применяться как при проведении макроэкономических расчетов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое.

Для прогноза экономического развития региона применяется

Прогноз социально-экономического развития регион является сложной научной проблемой, которая до настоящего времени не доведена до оптимизации принятия решении на основе макроэкономических математических моделей. В практической работе федеральных и региональных органов чаще всего используется метод бюджетного планирования развития региона на основе следующих принципиальных установок:

*целевых задач из предвыборной программы глав администраций регионов;

*сложившихся пропорций в развитии отраслей народного хозяйства;

*необходимости вывода из прорыва» наиболее отсталых отраслей экономики;

*социальных нормативов качества жизни населения;

*достигнутых показателей развитых регионов России («доноров»);

*уровней исполнения бюджета региона за предыдущий год;

*расчетных значений доходной части бюджета;

*постановлений, запросов и наказов законодательных органов (Собрания, Думы);

* предложений региональных министерств, прежде всего социальной сферы;

*результатов выполнения целевых комплексных программ;

*состояния политической и общественной жизни региона.

Цель прогнозирования заключается в научном обосновании планов социального и экономического развития региона на основе постановки глобальных целей социальных нормативов качества жизни населения и выбора рациональных вариантов исходя из имеющихся ресурсов.

Для разработки прогноза развития региона применяются следующие методы исследования: системный анализ, целевое планирование, экономический анализ, статистические методы, межотраслевой баланс, теория прогнозирования, метод экспертных оценок, макроэкономическое планирование, теория принятия решений, стратегическое планирование, теория человековедения, теория мотивации и потребностей. Научная новизна подхода к прогнозированию развития региона заключается в:

· постановке долгосрочных целей развития региона на основе достижения материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан;

· определении альтернативных путей достижения целей с помощью социальных нормативов качества жизни населения (критериев);

· разработке целевых комплексных программ по устранению диспропорций отдельных отраслей народного хозяйства и их экономическом обосновании;

· возможности научного обоснования планов социального и экономического развития региона и их оптимизации по времени и наличным ресурсам «время — стоимость».

В существующей практике прогнозирования применяются:

· глобальные прогнозы (от 50 до 200 лет);

· долгосрочные прогнозы (от 25 до 50 лет);

· среднесрочные прогнозы (от 5 до 25 лет);

· краткосрочные прогнозы (от 1 года до 5 лет).

Руководством региона выбирается период прогноза разработки стратегии социально-экономического развития региона. В настоящее время доминируют краткосрочные прогнозы (на 1-5 лет), период которых определяется временем избрания главы региона. Решить стратегические задачи развития региона и улучшения качества жизни населения в эти сроки весьма проблематично. Поэтому наиболее предпочтительными выглядят среднесрочные прогнозы, которые позволяют реально улучшить качество жизни населения следующего поколения, т.е. до 25 лет.

Практическая ценность предлагаемой концепции прогнозирования и планов развития региона заключается в возможности:

· использования долгосрочной стратегии развития региона для разработки пятилетних планов;

· принятия стратегических и тактических решений высшего руководства на основе различных альтернатив развития региона;

· четкого позиционирования региона среди крупных регионов России, Европы и мира но комплексному критерию качества жизни населения;

· сбалансированного развития производственной сферы (промышленности, строительства, транспорта и связи, торговли, науки и др.);

· комплексного развития социальной сферы (образование, культура, физкультура, здравоохранение, социальное обеспечение) на основе максимизации занятости населения и роста уровня их доходов;

· обеспечения сбалансированности бюджета региона по доходам и расходам;

· завершения рыночных реформ переходного периода и активного вовлечения рыночных институтов в развитие экономической сферы региона;

· перестройки системы управления регионом в соответствии с изменением стратегии развития;

· обоснованного привлечения инвестиций (зарубежных, федеральных, муниципальных) для реализации ЦКП;

· разработки системы местного налогообложения и льгот, направленной на достижение стратегических целей развития и формирования источников регионального бюджета.

Основные этапы прогнозирования социально-экономических показателей региона

1. Цели и критерии управления

2. Выбор метода и периода прогнозирования

3. Анализ внутренней и внешней среды

4. Выбор («сценария») стратегического варранта развития региона

5. Разработка стратегических идей развития

6. Расчет контрольных цифр по периодам прогноза

7. Стратегическая обработка данных прогноза

8. Оценка потребности в ресурсах и их наличии в перспективе

9. Экспертиза и утверждение прогноза развития региона

На заключительных этапах разработки стратегического плана региона особое внимание уделяется следующим разделам:

Расчет потребности в ресурсах и инвестициях. Исходя из поставленных стратегических идей развития и инновационных проектов выполняются технико-экономические расчеты необходимых ресурсов (трудовых, материальных, технических, энергетических), а расчет финансовых ресурсов определяет потребности в инвестициях.

Составление сметы доходов и расходов («бюджета»). Прогнозирование социально-экономического развития и расчет потребности в ресурсах создают научную основу планирования бюджета региона на среднесрочную перспективу. В основе этого сложного процесса должна быть экономико-математическая модель оптимизации бюджета но критерию качества жизни населения региона.

Разработка целевых комплексных программ (ЦКП). Это ключевой раздел стратегического плана и важнейший инструмент его реализации но годам планового периода.

Расчет качества жизни населения является заключительным этаном разработки стратегического плана, когда сформированы основные цели развития, инновационные проекты, прогнозы развития, сформирован бюджет и разработаны ЦКП. Расчет предусматривает векторное сложение всех показателей социально-экономического развития по годам стратегического плана.

После разработки всех разделов стратегического плана должна быть предусмотрена общественная экспертиза плана с участием руководителей администрации, ученых, представителей общественности и СМИ. По результатам экспертизы осуществляется доработка стратегического плана, а затем его рассмотрение и утверждение законодательным органом региона (Собрание, Комитет, Дума).[10]

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, studref.com, studbooks.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий