Грм что это такое в машине

Современный автомобиль – это сложнейший механизм, состоящий из множества конструктивных деталей и узлов. Среди них можно отметить систему охлаждения (СОД), коробку переключения передач (КПП) и т. д. Одной из важнейших деталей является ГРМ-ремень. Что это за механизм и как он устроен?

Что такое ГРМ ремень? Это — замкнутое резиновое кольцо конкретного диаметра, которое имеет специальные насечки с внутренней стороны. За счет того, что ремень ГРМ состоит из резины, он практически бесшумен и абсолютно не подвержен коррозии, однако есть и негативные стороны. Из-за постоянной силы трения о шкивы не редко случаются такие неприятные моменты, как обрыв ремня ГРМ, после чего автовладельцу придется потратиться и поменять ремень ГРМ.

Как выглядит и где находится ГРМ-ремень?

Что это за элемент, мы уже разобрали, теперь о том, в каком месте он располагается. На большинстве современных автомобилей ремень ГРМ находится в передней части подкапотного пространства, а именно между блоком цилиндра двигателя и радиатором. В зависимости от марки авто, данная деталь может быть скрыта или уже видна после открытия капота. Но даже к «замаскированному» ремню добраться очень легко, так как его расположение тщательно продумывают автопроизводители. Максимум, что требуется сделать, так это снять пару пластиковых защит или декоративную крышку (последняя монтируется на большинстве элитных автомобилей). Внешне ремень ГРМ (фото данного механизма вы можете увидеть ниже) представляет собой резиновый зубчатый обод замкнутого типа. Сами зубья выполняются с внутренней стороны элемента. Также отметим, что автопроизводители не выпускают универсальных ремней. Они подбираются к каждой машине отдельно.

Предназначение и виды ремней ГРМ

Работа ремня ГРМ заключается в передаче крутящего момента с коленвала двигателя на вентилятор, газораспределительный механизм, генератор и прочие узлы, точный состав которых зависит от модели автомобиля. Наиболее распространенными на данный момент являются зубчатые, клиновые и поликлиновые ремни. Зубчатый ремень ГРМ является наиболее сложным конструктивно, но и самым эффективным.

Обрыв ремня может стать серьезным бедствием для автомобильного двигателя, поскольку с его помощью приводится в движение газораспределительный механизм, и внезапная его остановка чревата поломкой клапанов и головки блока цилиндров. До ремней в ДВС использовались цепи. Их замена позволила несколько упростить и облегчить двигатель, а также улучшить его шумовые характеристики. Но ремень ГРМ нуждается в постоянном контроле состояния и натяжения.

Обрыв устройства

Обрыв ремня ГРМ – очень страшное явление для автомобиля. Как мы уже сказали ранее, последствия для двигателя в такой ситуации могут быть весьма серьезными. Если быть более конкретным, при обрыве ремня распределительный вал останавливается в одном положении. А коленвал продолжает крутиться далее. В итоге поршень начинает бить по открытым клапанам и попросту их гнет. В некоторых случаях ремонт не ограничивался заменой деформированных деталей – приходилось восстанавливать всю поршневую группу двигателя.

Особенности обрыва для 8- и 16-клапанных автомобилей

Необходимо отметить, что чем сложнее конструкция мотора, тем более серьезными будут для него последствия при обрыве ремня. Так, на обычных 8-клапанных ДВС можно отделаться простой заменой устройства. В то же время на 16-клапанном двигателе приходится полностью восстанавливать поврежденные клапана и поршни (то бишь производить их замену). Но это не значит, что ездить на 16-клапанных авто очень опасно и что они непригодны для дальних путешествий. Если вы будете регулярно следить за его внешним состоянием, обрыв ремня вам точно не грозит. Также при осмотре зубчатого элемента рекомендуется обратить внимание на состояние сальников распределительного и коленчатого валов на предмет утечки, а также продиагностировать на исправность натяжные ролики. Помните, что неисправность этих элементов значительно влияет на ресурс ремня.

Последствия обрыва ремня ГРМ

Основная задача ремня ГРМ – соединение распредвала и коленвала, позволяющее открывать и закрывать клапана синхронизировано с работой поршней. Ремень должен крутить распределительный вал со скоростью, ровно вдвое меньшей скорости прокручивания коленвала. Это важно для нормальной работы ДВС.

Если ремень газораспределения соскакивает или рвется, поршень гарантированно бьется в открытый клапан, сгибая его, что ведет к дорогостоящему ремонту мотора. Следует отметить, что двигатели с такими конструктивными особенностями устанавливаются на подавляющее большинство производимых сегодня автомобилей.

КОГДА МЕНЯТЬ РЕМЕНЬ ГРМ

ЗАМЕНА РЕМНЯ ГРМ

Выполнить замену ремня ГРМ своими руками может любой водитель, и данная процедура не сложнее, чем натяжка цепи на велосипеде. Предварительно потребуется ослабить натяжение ремня, а после замены его восстановить. Важно при замене ремня ГРМ также уделить внимание состоянию следующих деталей: Натяжной ролик; Водяная помпа; Сальники на коленчатом и распределительном валах. Если одна из этих деталей выйдет из строя, ремень ГРМ может заклинить в процессе работы, что придет к его мгновенному обрыву и соответствующим последствиям. Некоторые производители автомобилей рекомендуют производить замену ремня ГРМ одновременно с роликами, чтобы максимально обезопасить двигатель.

Устройство современного двигателя

Устройство газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания: назначение, принцип работы

Основное назначение газораспределительного механизма (ГРМ ) — своевременная подача горючей смеси из топлива и воздуха (топливо-воздушной смеси) в камеру сгорания и вывода газов из цилиндров двигателя.

Работа ГРМ заключается в своевременном открытии-закрытии впускных и выпускных клапанов за что отвечает клапанный механизм.

Принцип действия газораспределительного механизма

Работа газораспределительного механизма заключается в синхронном движении двух валов – коленчатого вала и распределительного вала. Параллельное вращение валов обеспечивает своевременное открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов цилиндров двигателя.

Во время вращения распределительного вала его кулачки воздействуют на рычаги, которые в свою очередь передают усилие на клапанные стержни, что и приводит к открытию клапанов.

При дальнейшем вращении распределительного вала клапаны закрываются, благодаря занятию кулачками начальной позиции.

Классификация ГРМ

Современные автомобильные двигатели получили различные типы газораспределительных механизмов, разработка которых была основана на опыте эксплуатации более ранних моделей.

Классификация ГРМ по четырем основным различиям:

  1. По расположению распределительного вала :

2. По количеству распределительных валов :

один распредвал (SOHC — Single OverHead Camshaft)

два распредвала (DOHC — Double OverHead Camshaft);

3. По числу клапанов – 2, 3, 4, 5;

4. По приводу распределительного вала :

— цепной привод от коленчатого вала;

— шестеренчатый привод от коленчатого вала;

— ременной привод коленчатого вала.

Чаще всего встречается верхнее расположение распределительного вала в головке двигателя – это объясняется простотой конструкции и эффективностью работы, уменьшением массы механизма. Открытие и закрытие клапанов в газораспределительном механизме такого типа осуществляется с помощью толкателей.

Устройство газораспределительного механизма

Газораспределительный механизм состоит из:

  1. распределительного вала ;
  2. толкателей ;
  3. клапанов ;
  4. коромысла ;
  5. штанги ;
  6. привода.

1. Распределительный вал. Вращение распределительного вала приводит к своевременному открытию и закрытию клапанов газораспределительного механизма в зависимости от последовательности работы цилиндров двигателя, учитывая фазы газораспределения газов в механизме. Изготавливают распределительный вал из высокопрочной закаленной стали или чугуна. На валу ГРМ имеются опорные шейки и кулачки. Форма кулачков влияет на рабочие процессы распределения горючей смеси и газов, частоту и время открытия, закрытия клапанов. В торце распределительного вала ГРМ крепится звездочка (на которую устанавливается цепь) или шкив привода вала (на которую одевается ремень). Вал устанавливается в корпусе на подшипниках. В целях предотвращения осевых смещений распределительный вал имеет упорный фланец.

2. Толкатели. Толкатели – это детали газораспределительного механизма, которые служат для передачи усилий от кулачков распределительного вала к штангам коромысел. Толкатели изготавливают из высокопрочной стали или чугуна.

Виды толкателей: роликовые, цилиндрические, грибовидные.

Движение толкателей происходит в корпусах, закрепленных на блоке цилиндров или по направляющим.

3. Клапаны. Клапаны служат для подачи горючей смеси в цилиндры двигателя и вывода отработанных газов. Различают впускные и выпускные клапаны. Впускные служат для впуска горючей смеси, а выпускные клапаны служат для выпуска отработавших газов.

Конструкция клапана. Клапан состоит из стержня и головки. НА клапанной головке имеется кромка под 45 градусов для лучшего прилегания клапана. Впускной клапан отличается от выпускного диаметром. Выпускной клапан значительно больше по диаметру, чем впускной, так как объем отработавших газов превышает объем подающейся горючей смеси. Клапаны ГРМ установлены в головке блока цилиндров. Место их соединения называется седлом и имеет конусную форму. Для герметизации цилиндра предназначен клапанный механизм. Для улучшения герметизации цилиндра проводят процесс под названием притирка клапанов.

Впускные клапаны изготавливают из стали с хромистым покрытием, а выпускные клапаны из жаропрочной стали. Седла клапанов изготавливают из жаропрочного чугуна.

Движение стержней клапанов осуществляется по направляющим втулкам, которые изготавливаются из чугуна или стали. Направляющие соединены с головкой блока цилиндров . Клапаны оснащены внутренней и наружной пружинами. Пружины же крепятся с помощью тарелок, сухарей и шайб.

Открытие клапанов осуществляется через усилие, которое передается от распределительного вала на клапан.

Газораспределительный механизм современных двигателей устроен таким образом, что на каждый цилиндр двигателя имеется по два клапана впуска и два клапана выпуска. Для снятия клапанов используют рассухариватели клапанов.

4. Штанги

Штанги служат для передачи усилия от толкателей к коромыслам. Штанги толкателей могут иметь форму полых цилиндрических стержней со стальными наконечниками.

Штанги изготавливают из износостойкого алюминиевого сплава, крепятся с одной стороны к коромыслу, а с другой – к толкателю.

5. Коромысло

Коромысло служит для передачи усилия от штанги к клапанам. Коромысло выполнено в виде рычага с двумя плечами, который крепится на оси. При этом одно плечо длиннее, чем другое (возле штанги).

Коромысла изготавливают из прочной стали. Устанавливают коромысло на оси, которая крепится к головке цилиндров, на специальных втулках. Втулки предназначены для уменьшения трения между осью и коромыслом.

6. Привод распределительного вала

Распределительный вал приводится в движение от коленчатого вала при помощи привода, который может быть, как мы говорили цепной, шестеренчатый, ременной.

Скорость вращения распределительного вала в 2 раза меньше, чем скорость вращения коленчатого вала, что обеспечивается передаточным числом звездочки, либо размером шкива.

Таким образом, за два вращения коленчатого вала, распределительный вал совершит только одно вращение, что необходимо для осуществления одного рабочего цикла.

Часто встречается в обиходе автомобилистов такой термин, как тепловой зазор.

Грм что это такое в машине

Газораспределительный механизм, или когда, зачем и как менять составляющие системы ГРМ

опубликовано 21.01.2015

Обрыв ремня ГРМ – ситуация неприятная, как ни крути. Плететесь Вы в пробке душного мегаполиса или бороздите просторы бездорожья – не важно, поломка всегда происходит неожиданно, как принято говорить: внезапно. Но так ли это на самом деле? Или можно предвосхитить аварию и избежать негативных последствий? О функциях и устройстве системы ГРМ, «внезапности» выхода из строя и замене отдельных ее компонентов разберемся в данной статье.

Как работает система газораспределения

Для начала вспомним назначение газораспределительного механизма и его роль в обеспечении бесперебойной и комфортной эксплуатации автомобиля.

ГРМ двигателя объединяет подачу топливно-воздушной смеси в цилиндры и выпуск отработавших газов. Осуществляется этот процесс с помощью специальных клапанов, которые открываются и закрываются в строго определенные моменты (фазы газораспределения). За своевременность открытия-закрытия клапанов отвечает распределительный вал (или проще – распредвал), который приводится в действие посредством ремня ГРМ (или цепи ГРМ – в зависимости от конструкции автомобиля) от коленчатого вала. Траектория и натяжка ремня (цепи), необходимые для синхронизации вращения валов, достигаются с помощью натяжителя ГРМ и специальных обводных и натяжных роликов ГРМ.

Чем грозит неисправность системы ГРМ

Неполадки в системе газораспределения возникают, как правило, в связи с износом ремня или заклиниванием роликов. И то, и другое приводит к одинаково печальному финалу – обрыву ГРМ. Работа распредвала нарушается, и клапана могут открыться в неподходящее время, а при «встрече» с поршнем деформация неизбежна – в итоге серьезные поломки других частей мотора и выход из строя всего автомобиля. А дальше – поиск «попутчиков», готовых «добросить» до ближайшего СТО, капитальный ремонт двигателя, расходы и головная боль от осознания, что всех этих сложностей можно было запросто избежать.

Однако обрыв ремня ГРМ – не единственная опасность, поджидающая нерадивого автовладельца, забывающего о необходимости регулярного контроля работы системы газораспределения. Помимо разрывов, ремень может начать проскальзывать (например, при отрыве зубца или износе ролика). Это тоже чревато поломками, поскольку от него зависит надлежащее функционирование других движущихся элементов.

Тем, у кого установлена цепь ГРМ, тоже не стоит терять бдительность. Цепь имеет свойство со временем растягиваться. В результате возникают проблемы с работой двигателя, а в случае, если звенья сдвинутся, возможны и куда более серьезные последствия.

Меры предосторожности

Как же обезопасить себя от внезапных сбоев газораспределительного механизма? Все просто – необходимо не пренебрегать рекомендациями специалистов и своевременно проводить замену ГРМ: ремня (цепи), роликов, натяжителя, сальников, помпы и прочих составляющих, в «жизнеспособности» которых есть сомнения.

Когда менять ремень ГРМ? Существует ряд прямых и косвенных признаков, по которым можно предположить необходимость скорой замены. Самый надежный – произвести диагностику его состояния и степени натяжения. Однако самостоятельно, без специальной подготовки, можно обнаружить лишь очевидные нарушения – более мелкие трещины и предпосылки могут остаться незамеченными, а в дальнейшем привести к неприятным сюрпризам.

Поэтому при замене ремня ГРМ в первую очередь следует ориентироваться на пробег. Строгие указания по интервалу замены прописаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. Пренебрегать ими нельзя ни в коем случае, ведь они рассчитываются исходя из максимального ресурса изделия, а значит, шансы заполучить погнутые клапана и «попасть» на дорогостоящий ремонт стремительно возрастают.

Бывает, автолюбитель решает сэкономить на сервисе и меняет только ремень, оставляя старые ролики ГРМ и не обновляя натяжитель. В результате новая запчасть изнашивается в разы быстрее, а выход из строя одного из роликов может и вовсе привести к обрыву.

Цепь ГРМ более долговечна, однако ее замена требует значительно больших усилий и затрат со стороны автовладельца.

Как выбрать составляющие ГРМ на замену

К вопросу выбора комплекта ГРМ для замены следует подходить, в первую очередь, в соответствии с рекомендациями, указанными в руководстве по эксплуатации автомобиля. Внешний вид ремня и роликов ГРМ не должен вызывать сомнений в их качестве: никакие микротрещины и даже символические отклонения в размерах не допускаются. При покупке отдавайте предпочтение известным производителям с хорошим именем и репутацией.

IXORA рекомендует обратить внимание на ремни ГРМ и сопутствующие элементы от Contitech, SNR и GMB. Продукцию этих брендов отличает широкий ассортимент и выгодное соотношение цены и качества. При изготовлении деталей используются высокопрочные материалы, которые обеспечивают надежную защиту от негативных воздействий влаги и высоких температур, что значительно продлевает срок «жизни» комплектующих, предотвращает преждевременный износ и растяжение. А надежное сцепление вкупе с низким уровнем шума гарантируют максимальный контроль работы двигателя и комфортные условия езды для всех пассажиров.

Наиболее популярные элементы ГРМ от Contitech, SNR и GMB представлены в таблице ниже. Весь ассортимент комплектующих можно найти в разделе каталогов запчастей.

Комплекты ГРМ одного производителя
Производитель Номер детали Название детали Применяемость*
Contitech CT887K1 Комплект ГРМ DAEWOO NEXIA
Contitech CT1077K1 Комплект ГРМ CHEVROLET AVEO
Contitech CT881K3 Комплект ГРМ FORD FOCUS II
Contitech CT908K1 Комплект ГРМ VOLKSWAGEN GOLF
Contitech CT637K1 Комплект ГРМ AUDI 100
Contitech CT942K1 Комплект ГРМ HYUNDAI ACCENT
Contitech CT957K1 Комплект ГРМ VOLKSWAGEN POLO
Contitech CT881K2 Комплект ГРМ MAZDA 3

Подведем итоги: с системой ГРМ шутки плохи. Поэтому главное правило в отношении газораспределительного механизма – не откладывать до последнего замену деталей, стремясь «дотянуть» до максимального износа. Слишком уж велики ставки: опоздание на долю секунду грозит капитальными последствиями, исправление которых может серьезно ударить по бюджету, а оно Вам нужно?

Все перечисленные бренды, а также широчайший ассортимент любых других комплектующих Вы всегда можете найти в сети магазинов IXORA.

ВНИМАНИЕ! Любое копирование, перепечатка и/или последующие распространение информации представленной на данном сайте строго запрещается без официального разрешения правообладателя. За нарушение настоящего правила наступает ответственность предусмотренная законодательством РФ.

Статья написана по материалам сайтов: www.autoezda.com, ixora-auto.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий