Индивидуально типологические особенности личности

Уже давно замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением .

Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности.

Мы остановимся на традиционном учении о четырех типах темперамента.

Темперамент — это совокупность динамических проявлений психики.

Скачать:

Вложение Размер
individualno-_tipologicheskie_osobennosti_lichnosti.temperament.docx 29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-типологические особенности личности

Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром. Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно объяснить только различиями внешней среды, издавна интересовал ученых. Так возникла «наука о темпераментах», в которой хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем.

Не вдаваясь в историю развития учений о темпераменте, мы остановимся на традиционном (по крайней мере в отечественной дифференциальной психологии) учении о четырех типах темперамента, основанном на функциональной типологии высшей нервной деятельности, которая была разработана И.П.Павловым

Темпераментом называют индивидуально своеобразную, обусловленную природой, совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении. Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Ученик сангвиник – это живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей, для него не представляет сложностей работа в условиях отвлекающих факторов. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Может быстро сосредоточиться, быть дисциплинированным, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиник быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы.

Сравнительно легко переживает неудачи. Сангвиники не склонны к уединению и предпочитают работать в коллективе, не любят уединенное чтение или учебу. Довольно легко устанавливает контакты с одноклассниками и учителями, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

Если говорить о способностях и эффективности учебной деятельности у сангвиников, то следует отметить, что школьная успеваемость у них, как правило, выше, чем у представителей других типов темперамента.

Вместе с тем этот тип темперамента характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Люди холерики — чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека с таким типом темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

Экспериментально доказано, что холерики проявляют пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам и не допускает использования индивидуальных приемов.

В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Положительные стороны холерического темперамента – энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам – часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

Флегматик. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно надолго, основательно и прочно. М.Р. Щукин установил, что лицам с инертностью нервных процессов характерно более медленное усвоение информации, поэтому при обучении им чаще требуется повторение, постоянный инструктаж. Однако, проигрывая в быстроте, флегматик может работать точнее, выполнять задание более тщательно. М.К. Акимова и Т.В. Козлова пишут, что флегматики могут работать долго, не отвлекаясь на реплики учителя или на одноклассника, работающего у доски. Они успешно выполняют монотонные виды работ в течение длительного времени, склонны к самостоятельному выполнению заданий и легче выполняют самостоятельную, чем фронтальную работу. Флегматики полностью выслушивают объяснения учителя и только потом начинают выполнять задания.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Флегматика непросто вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.

Меланхолик. Е.И. Рогов сравнивает меланхоликов с высокочувствительной фотопленкой. Меланхолик отличается повышенной мнительностью, подозрительностью. Такие ученики редко проявляют инициативу, стараются быть в стороне, ничем не выделяться из окружения. В связи со слабостью нервной системы, меланхолики легко устают, быстро теряют интерес к любому делу, не доводят начатое до конца. При возникновении трудностей меланхолик сразу опускает руки. Для него характерна постоянная неуверенность в себе. Уже на 2 – 3 уроке такие ученики чувствуют усталость. Он становится вялым, не участвует в общей работе и не проявляет к ней интереса. Внимание меланхолика легко отвлекается, оно неустойчиво, имеет малый объем и слабое распределение.

Акимова и Козлова пишут, что ученикам-меланхоликам легко справляться с заданиями монотонного характера, действуя по шаблону, по схеме. Они любят работать самостоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности. Меланхолики склонны планировать предстоящую деятельность, они успешнее в деятельности, которая требуют предварительной и тщательной подготовки. Склонны к систематизации знаний, при ответе предпочитают задействовать внешнюю опору, поэтому разнообразные виды наглядного изображения – графики, схемы, таблицы, диаграммы – облегчают им учебную деятельность. Тщательно контролируют выполнение учебных заданий и проверяют полученные результаты. Если им позволяют это делать, они допускают меньше ошибок.

Понимание сущности темперамента ребенка, умение грамотно определять его тип, как и знание психологических свойств личности (характера, способностей, мотивации и направленности личности и др.), важны педагогу, школьному психологу.

От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. №6. 2009, 77 с. Абрамова Г.С. Практическая психология.- М.: Академия, 2010 г., 384 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа.- М.: Изд-во МГУ, 2009 г., 367с.
  3. Богословский В.В. Учебное пособие: Общая психология– М.: Просвещение, 2010 г., 284с.

Индивидуально-типологические свойства личности

Личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Понятие об индивидуально-типологических особенностях личности. Биологическое и социальное в структуре человека. Классификация способностей.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.12.2015
Размер файла 23,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Индивидуально-типологические свойства личности

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

Цель контрольной работы — раскрыть индивидуально-типологические свойства личности.

Понятие об индивидуально-типологических особенностях личности

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предстваленности общественных отношений в индивиде.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Биологическое и социальное в структуре личности.

Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может, так или иначе, относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзопсихика — систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.

Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

К индивидуально-типологическим особенностям личности ученые относят чаще всего: способности, темперамент, характер, волю, эмоции. Раскроем их подробнее.

В самом общем виде способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1. природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру; социальный психологический личность

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Более подробно они описаны в таблице 3. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и др.).

Таблица — Типы темперамента

сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

также сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность.

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика — в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, иногда подводящих к экстремали: врач (сложная операция, борец за жизнь человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на «острие иглы»), летчик-истребитель (явная опасность для жизни). Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Такой тип пригоден к организаторской деятельности: кадровик, или же по-современному, управленец персоналом, политик, менеджер по туризму, где действия работников не всегда строго регламентированы. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная и плодотворная деятельность. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале. Люди с таким типом характера пригодны для конвейерных работ, характеризуемые исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.

В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность-завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая подсистема — это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и др.).

Возможна и другая классификация черт характера, например:

1. Свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);

2. Свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также противоположные им качества);

3. Свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и т. д.).

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:

а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;

б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы. Наиболее известны следующие типологии характера:

1. конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

2. акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией — чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

3. социальная типология характеров, в основе которой — отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это — первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т. д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам.

Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой — лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положительными, связанные с переживанием чего-то приятного, и отрицательными, когда переживается неприятное. Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

Также бывают стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими ее активность.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот же ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений — это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей. По направленности чувства делятся на: моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе — любовь, ненависть и т. д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью — сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни — чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.). Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями.

Таким образом, индивидуально — типологические особенности — это своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте.

Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения.

Считается, что темперамент обозначает динамические и содержательные аспекты поведения.

1. Капрала Дж. Психология личности.- СПб., 2003.

2. Ковалев А.Г., Месищев В.Н. Психические особенности человека. — СПб. 1957.

3. Корниенко Н.А. Личность и индивидуальные различия. — Новосибирск, 2008.

4. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. — М.: Просвещение, 1981.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Уч. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия»; Высшая шк., 2001. — 512 с.

Индивидуально — типологические особенности личности

3. Индивидуально — типологические особенности личности

В психологии, когда говорят об индивидуально-типологических характеристиках личности, обычно подразумевают такие явления как темперамент, характер испособности. Темперамент — это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел воборот древнегреческий врач Гиппократ (У — IУ вв. до н.э.). Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций4-х жидкостей в теле: крови (по лат «сангве»), лимфы (по гречески «флегма»), желчи (по гречески «холе») и черной желчи (по гречески»мелана холе»). Преобладание одной из жидкостей соответствовало определенному темпераменту. Название типов темперамента сохранились до нашихдней (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). В то же время следует учитывать, что образование темпераментов в современной психологии объясняютсовершенно по-другому. Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы.

Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека: сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы иопределенным образом характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы); уравновешенность,характеризующая оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения; подвижность, заключающаяся в характеристике скорости движения нервных процессовпо коре головного мозга. Выдающийся отечественный психофизиолог И.П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойствнервной системы: флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;

сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный типнервной системы; холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы; меланхолик — слабый тип нервной системы.

К основным психологическим характеристикам темперамента относятся:

а) сензитивность (чувствительность), раскрывающая картину того, какая наименьшая сила внешних воздействий вызывает психическиереакции личности и какова скоростьэтого реагирования;

б) реактивность, показывающая степень и интенсивность непроизвольных реакций индивида на внутренние и внешниераздражители (критику, угрозу и т.д.);

в) активность, характеризующая степень энергичности, работоспособности человека в деятельности, его уменияпреодолевать препятствия, целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность на деятельности и т.д.;

г) соотношение реактивности и активности, раскрывающее картину того, от чего зависит деятельность личности — от случайныхвнешних и внутренних обстоятельств, настроений, случайных событий или от сознательно поставленных целей, жизненных стремлений, планов и т.д.;

д) темп реакций, характеризующий скорость действий, движений, быстроту речи, ума, находчивость и т.д.;

з) пластичность, характеризующая легкость адаптации человека к новым и неожиданным ситуациям, гибкость поведения;

и) ригидность, показывающая склонность индивида к косному поведению, устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность.

Точные и краткие характеристики дает различным типам темперамента выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов:

Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко -вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам;

Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнемповедении, но они не сильны и легко сменяют одно другое.

Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликаетсядалеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает во вне свои чувства;

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства егоникак не проявляются во вне. (Теплов Б.М. Психология — М.:ОГИЗ — Госполитиздат,1946).

В заключение следует отметить, что темперамент относится к так называемым генотипическим свойствам личности, полностью зависит от наследственности и втечение жизни не изменяется. Характер — это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, кдругим людям, к вещам и предметам. Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение идеятельность. Поэтому в психологии часто под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных черт, которые проявляются в типичных для даннойличности способах деятельности, обнаруживаются в этих типичных обстоятельствах и выражают отношения личности к этим обстоятельствам. Отношения человека и характерологическиечерты (свойства, качества) формируются в течение жизни и поэтому характер является приобретенным личностным образованием.

Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:

в отношении к обществу (идейный или безидейный, активноучаствующий в политике или аполитичный и т.п.); в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т.д.); в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т.д.); в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т.д.); в отношении к вещам (добрый или жадный и т.д.).

К задаткам относят морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств, движения, выступающие в качестве предпосылки развитияспособностей.

Проявления способностей связано, во-первых, с наличием склонности, эмоционально положительного отношения к данной деятельности, во-вторых, вдемонстрации индивидом относительно высокой по сравнению с другими людьми продуктивности труда, в достижении больших успехов в деятельности, и,в-третьих, в легкости освоения и выполнения деятельности. Всегда задача отличия более способных людей от менее способных была актуальна. Существует такаястаринная быль. У одного купца служили два мальчика из одной деревни и одного возраста, Петя и Ваня. Пете купец платил в месяц один рубль, в Ване — трирубля. Естественно, что купцу задали вопрос, почему он так несправедливо оплачивает труд. На этот вопрос купец ответил: «Посмотрите как они работают!»Подозвал к себе Петю и сказал ему: » Видишь обоз, сбегай узнай, что там везут!» Петя сбегал и говорит: «Везут рыбу». Тогда купец даетему второе задание: «Сбегай и узнай, куда везут продавать рыбу!» Петя сбегал, прибежал назад и говорит: «Рыбу везут в соседнюю деревню».Купец дает третье задание: «Сбегай и узнай, по какой цене собираются продавать рыбу». Петя сбегал и говорит: «Просят по 10 копеек закилограмм». После этого купец просит найти и прислать к нему Ваню. Когда Ваня пришел, купец ему говорит: «Видишь обоз, сбегай узнай, что там везут!:»Ваня сбегал, прибежал назад и говорит купцу: «Везут рыбу в соседнюю деревню, по цене 10 копеек за килограмм, я договорился купить у них оптом по 8копеек за килограмм и продавцы уже поворачивают лошадей к нашей усадьбе». После этого купец сказал присутствующим взрослым людям: «Видели, как ониработают, вот поэтому я плачу Ване в три раза больше Пети». Эта быль иллюстрирует различия в проявлении человеческих способностей.

В психологии выделяют общие и специальные способности. Общие способности представляют собой индивидуальные свойства личности, обеспечивающиеотносительную легкость и продуктивность в осуществлении различных видов деятельности. Это — особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, речи,эмоций и чувств, воли. Специальные способности — это система свойств личности, помогающая достижению успеха в какой-либо одной области деятельности. Кспециальным способностям относят: педагогические, организаторские, математические, музыкальные, литературные и т.д.

Следует отметить, что способности не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но представляют хорошую возможность в овладении ими. Наконец, важнойхарактеристикой способностей является их направленность. Среди преступников нередко встречаются способные люди, но свои способности они реализуют дляприготовления и совершения хитроумных и сложных для раскрытия преступлений, совершенствования криминальной деятельности руководимых ими преступныхсообществ.

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений — М.: Юрист,1996

2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10

3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников — СПб.: тип. «Энергия», 1902

4. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М.:Академия управления МВД России,1998

5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986

6. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. — Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979

7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. «Вопросы психологии»,1972, N2

8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995

9. Джемс У. Психология — М.:1922

10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова — М.:»Юрист»,1995

11. Китов А.И. Психология управления — М.: Академия МВД СССР,1979

12. Макдональд В. Руководство по субмодальности — Воронеж: НПО «МОДЭК»,1994

13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г.,Мягких Н.И., Сафронова А.Д. — М.:МВД РФ,1997

14. Папкин А.И. Совершенствование социально-психологического климата в подразделениях и службах органов внутренних дел. — Домодедово: РИПК МВД РФ,1998

15. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. — М.:1996

Индивидуально типологические особенности личности (стр. 1 из 7)

Министерство сельского хозяйства и продовольствия российской Федерации

Департамент кадровой политики и образования

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

и методики преподавания

Контрольная работа по психологии и педагогике (Вариант 10.)

студентка второго курса заочного

отделения, группы _22 ЭМЗ, 04/040

Фастова Надежда Александровна

1. Теоретическая часть

1.1. Индивидуально-типологические особенности личности

1.2. Психология профессиональной деятельности личности

1.3. Основы семейной педагогики

2. Экспериментальная часть

2.1. Внимание

2.2. Память

2.3. Мышление

2.4. Обучение и воспитание

3. Практическая работа

3.1. Мое представление о самом себе как личности

3.2. Я среди других людей

3.3. Мои влияния, «вклады в себя» СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I . ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Индивидуально-типологические особенности личности

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предстваленности общественных отношений в индивиде.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Биологическое и социальное в структуре личности.

Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может, так или иначе, относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзопсихика – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.

Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Структуру личности составляют характер, темперамент и способности.

Понятие о характере.

В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы.

Характер человека всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться «белой вороной»), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности. Однако не всегда человек трусливый может вести себя именно так, он может вести себя даже нагло, вуалируя тем самым свой недостаток, но конечно, выше перечисленные качества будут преобладать.

Среди черт характера некоторые могут выступать как основные. В жизни встречаются более цельные характеры и противоречивые. Среди цельных характеров можно, по крайней мере, выделить определенные типы.

Характер человека проявляется:

1. В том, как он относится к другим людям;

2. Показательно для характера отношение человека к себе;

3.Характер обнаруживается в отношении человека к делу;

4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.

Акцентуация черт характера.

Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.

Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.

Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера: Интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстровертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.

Основные особенности неврастенического типа акцентуации характера – преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.

Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Сензетивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми.

Они боятся контрольных работ, зачастую стесняются отвечать перед классом, опасаясь ошибкой вызвать смех или слишком хорошим ответом зависть одноклассников. «Чувство собственной неполноценности делает особенно выраженной реакцию геперкомпенсации (т.е. сверхкомпенсация – усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.

Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязанности, но как только ситуация требует от них смелости и решительности, они тот час же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт, то сразу становится видна их чувствительность и непомерные требования к себе. Если начать им сочувствовать, то они могут даже расплакаться.

Характер и темперамент.

От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий.

К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения.

холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.

Черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.

К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, «страстных» людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками – медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей.

Статья написана по материалам сайтов: revolution.allbest.ru, www.kazedu.kz, mirznanii.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий