Налоговая база транспортного налога

Налоговая база транспортного налога — одна из составных частей формулы для расчета этого вида государственной пошлины. Она во многом определяет размер налога. Если физическим лицам не стоит беспокоиться о нахождении транспортного налога, то с организациями и предприятиями дела обстоят несколько иначе.

Юридические лица несут полную ответственность не только за своевременную оплату государственной пошлины, но и за ее точный расчет.

Зачастую у некоторых из них возникают вопросы, которые касаются формулы нахождения налога. В этой статье будет более подробно рассмотрена такая составная часть этой формулы, как база по транспортному налогу.

Что такое налоговая база?

Как уже было сказано выше, налоговая база — основа формулы для нахождения любого налога, в нашем случае — транспортного. Именно она в первую очередь берется для нахождения размера государственной пошлины.

Взаимосвязь понятий «объект налогообложения» и «налоговая база»

В налоговой системе существуют такие взаимосвязанные понятия, как объект налогообложения и налоговая база. Многие налогоплательщики путаются при определении каждого из них.

Налоговая база — то, на основании чего находится сам налог. Для многих типов имущества при продаже налоговая база является их рыночной стоимостью. Объект же налогообложения — само имущество, за использование или продажу которого необходимо внести в государственный бюджет взнос.

Что касается непосредственно транспортного налога, то объектом налогообложения является автомобиль, который зарегистрирован на налогоплательщика. Налоговая база же определяется мощностью двигателя транспортного средства. Этот показатель должен быть выражен в лошадиных силах. Но не всегда можно определить мощность транспортного средства. В этих случаях для нахождения налоговой базы используются иные объемно-весовые характеристики.

Споры о справедливости нахождения налоговой базы

С момента введения транспортного налога о справедливости его расчета и нахождения налоговой базы ведутся активные споры. Наиболее активно в этих спорах принимают участие те группы лиц, которые пользуются своими автомобилями довольно редко и только в случае большой необходимости.

Рассмотрим довольно простой, но наглядный пример. Пенсионер, который живет только за счет государственных пособий, не имеет возможности использовать свой автомобиль регулярно из-за высокой стоимости топлива. Но раз в год ему приходится садиться за руль для того, чтобы поехать на дачу и забрать урожай.

В то же время бизнесмен использует свой автомобиль ежедневно для передвижения по городу. Мощность двигателей транспортных средств пенсионера и бизнесмена одинаковы. Следовательно, должны оплатить они одинаковый транспортный налог, хотя время полезного использования собственных автомобилей значительно отличается.

Подводя итоги, можно сказать, что мощность двигателя автомобиля, согласно законодательству Российской Федерации, никак не соотносится со временем его использования. Это и вызывает бурные споры среди водителей.

Действия государства для прекращения споров

Государственная дума уже несколько раз бралась за решение этой проблемы. Были предприняты попытки введения законопроекта, согласно которому этот вид государственной пошлины как самостоятельная единица был бы отменен.

Расходы же государства на устранения последствий использования гражданами транспортных средств были бы включены в стоимость бензина. Таким образом, можно было полностью прекратить споры, так как каждый водитель платил бы в зависимости от времени полезного использования автомобиля.

Но, к сожалению, ни правительство Российской Федерации, ни Министерство финансов не одобрили введение этого законопроекта. Споры о справедливости нахождения налоговой базы и, как следствие, транспортного налога продолжаются до сих пор.

Определение налоговой базы

Уже было упомянуто выше, что не всегда налоговая база определяется мощностью двигателя автомобиля. Иногда для нахождения этого показателя стоит учесть иные характеристики. Но, как правило, рассчитывать налоговую базу не приходится.

Производители автомобиля всегда указывают ее в технических документах. Вам стоит лишь найти этот показатель и правильно применить для расчета транспортного налога. Рассмотрим основные категории транспортных средств и налоговую базу для них.

Транспортные средства с двигателем

Первая и довольно распространенная категория транспортных средств — те, что оснащены двигателем. Для этой категории налоговая база исчисляется мощностью двигателя. Она должна быть выражена не в Ваттах, а в лошадиных силах.

К этой категории транспортных средств относятся:

  • Легковые автомобили.
  • Мотоциклы и мотороллеры.
  • Автобусы и т. д.

Исключением являются воздушные транспортные средства, которые оснащены двигателем. Они будут относиться к другой категории.

Воздушные транспортные средства

Вторая категория — воздушные транспортные средства. Да, они так же, как и предыдущая категория, оснащены двигателями. Но налоговая база для них находится как статическая тяга реактивного двигателя. Этот показатель измеряется в режиме взлета и выражается в килограммах силы.

К данной категории относятся такие транспортные средства, как самолеты, вертолеты и т. д.

Водные буксируемые транспортные средства

Третья категория — водные буксируемые транспортные средства. Они не относятся к самоходным транспортным средствам. Для них налоговая база определяется валовой вместимостью.

Валовая вместимость в данном случае выражается в тоннах. Этот показатель обязательно должен быть указан в техническом документе любого подобного транспортного средства.

Не классифицируемые транспортные средства

И последняя категория — не классифицируемые транспортные средства. Они могут быть с двигателем или не оснащены им. Для такой категории налогооблагаемых объектов налоговая база определяется непосредственно единицей транспортного средства.

Подробнее о расчете транспортного налога узнаете в этом видео:

Исключения

Но существуют и те транспортные средства, которые вовсе не облагаются налогом. Следовательно, налоговая база в отношении их также не рассчитывается. К таким транспортным средствам относятся:

  • Водный транспорт без двигателя (весельные лодки) или с двигателем, чья мощность не превышает 5 лошадиных сил.
  • Легковые автомобили, мощность двигателя которых не превышает 100 лошадиных сил.
  • Легковые автомобили, оборудованные для людей с ограниченными возможностями.
  • Транспортные средства, которые используются для осуществления пассажирских перевозок.
  • Оборудование, необходимое для ведения сельскохозяйственной деятельности.
  • Транспортные средства, которые числятся в угоне.
  • Транспортные средства, которые используются для воинской службы.

За использование этих транспортных средств налог не взимается.

Калькулятор для расчета

Калькулятор для самостоятельного расчета налога в этом году:

База транспортного налога.

Итак, сначала мы разберем, что же такое база транспортного налога, а это именно та основа, которая используется для начисления налога. Многие путают объект налогообложения и налоговую базу, но это совершенно разные по сути и смыслу вещи, ведь база — это то, что входит в расчет налога, а объект — это то, что налогом облагается. Так, в транспортном налоге объектом налогообложения является средство передвижения, а вот налоговая база — это мощность средства, от которой и зависит величина налога. Если же существует проблема с определением мощности транспортного средства, то базой будут объемно-весовые характеристики транспорта. Считается что такая база транспортного налога как мощность является не самой справедливой, ведь человек, пользующийся авто несколько раз в год для поездки за город, и человек который проводит за рулем 20 часов в сутки, оплачивают одинаковый налог. В планах Госдумы включить транспортный налог в стоимость акциза на бензин, тогда владелец транспорта будет оплачивать в зависимости от времяпровождения за рулем.

Для предприятий и организаций транспортный налог намного серьезнее, чем для гражданского населения, а именно юридически ответственный момент в правильности определения базы транспортного налога, его вычисления и своевременное декларирование.

Расчет базы транспортного налога.

Далее мы рассмотрим, как же производят расчет базы по налогу. Так как данная база заявлена производителями и указана в технических документах, то автопользователю следует просто найти нужный показатель в документах и перенести в декларацию.

База транспортного налога согласно технической документации или законодательных актов:

1) для автомобиля, автобуса, мотоцикла, грузовика, снегоходов или другого транспортного средства оснащенного двигателем — это мощность мотора указанная в техническом паспорте (выражается в л.с.);

2) для самолета, вертолета или другого транспортного средства оснащенного воздушно-реактивным двигателем — это изометрическая тяга в режиме взлета, или сумма нескольких тяг, указанных в технических документах (выражается в кгс);

3) для водных транспортных средств, не оснащенных двигателем и перемещающихся на буксире — это валовая вместимость (выражается в рег. тоннах);

4) для других, не классифицируемых воздушных транспортных средств и водных транспортных средств — средства передвижения целиком.

Существует коэффициент для перевода мощности транспортного средства из кВт в л.с, если такова указана в техдокументах. Не оплачивают налог владельцы весельных лодок, моторных лодок с двигателем мощностью не более 5 л.с., автомобили, оборудованные под управление инвалидами и автомобили с мощностью двигателя не более 100 л.с., приобретенные через органы соцзащиты населения.

Предприятие отражает базу транспортного налога, по каждому транспортному средству, зарегистрированному на предприятии отдельно в разделе 2 налоговой декларации, складываются только конечные суммы.

Теоретически, транспортный налог считается одним из наиболее простых налогов, но, несмотря на кажущуюся простоту знать одну лишь транспортную базу маловато. Для этого нужны установленные законами налоговые ставки. Допускается дифференциация ставок по отношению к каждой категории транспортных средств, с учетом количества лет, прошедших с момента выпуска средства или их экологического класса. Ставки также могут отличаться в зависимости от количества транспортных средств у автовладельца. А в 2015 году рассчитывая транспортный налог на средства класса «люкс» использовался повышающий коэффициент к налоговой базе. Данные классы (категории) устанавливаются Минпромторгом.

Зная базу и соответствующую ставку можно рассчитать транспортный налог, для этого достаточно их перемножить. В случае если средство продали и сняли с учета в течении налогового года, полученную сумму налога необходимо умножить на поправочный коэффициент.

Поправочный коэффициент = количество месяцев, на протяжении которых транспорт находился на учете / 12 месяцев.

Коэффициент будет аналогичный, если автомобиль не продали, а купили и поставили на учет. Полученный коэффициент тоже необходимо перемножить с суммой налога.

Во многих регионах установлены налоговые льготы для предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, для бюджетных организаций, для учреждений здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт автомобильных дорог общего пользования, для инвалидов, многодетных семей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, для Героев Советского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами, для пенсионеров, и т. д.

Налоговую льготу также перемножают с полученной суммой налога.

Если транспортные средства не эксплуатируются или эксплуатируются несколько месяцев в году, то налог уплачивается за весь налоговый период. Только снятие с учета позволит не платить налог по таким ТС.

Во второй раздел бланка налоговой декларации вносятся все полученные вычисления, с учетом повышающего коэффициента или налоговой льготы (в случае их необходимости). После этого расчеты по каждому виду транспортных средств суммируют и заносят в первый раздел. Сумма фактически оплаченных авансовых отчислений также указывается в первом разделе.

За умышленное занижение базы транспортного налога или подделку технической документации юридическое лицо несет уголовную ответственность. Поэтому необходимо тщательно заполнять декларацию и сверять все значения с данными технических паспортов.

Налоги / Региональные налоги / Транспортный налог- лекция

Глава 28. Транспортный налог

Статья 356. Общие положения

Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования.

Статья 357. Налогоплательщики

Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения.

по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, переданных ими на основании доверенности, налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности (лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомляют налоговый орган о передаче по доверенности транспортных средств).

Статья 358. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются:

самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

теплоходы, яхты, парусные суда, катера;

снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы;

несамоходные (буксируемые суда);

другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном порядке.

Не являются объектом налогообложения:

весельные лодки ( моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.);

автомобили легковые, оборудованные для использования инвалидами, (автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения);

промысловые морские и речные суда;

пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;

тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы и т.п.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах;

транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная или приравненная к ней служба;

транспортные средства, находящиеся в розыске (при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом);

самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Статья 359. Налоговая база

Налоговая база определяется:

в отношении транспортных средств, имеющих двигатели — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

в отношении водных несамоходных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

в отношении водных и воздушных транспортных средств — как единица транспортного средства.

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для плательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал (законодательные органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды).

Статья 361. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя (тяги реактивного двигателя или валовой вместимости, категории транспортных средств) в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя (один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства).

Ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом их СПМ.

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налогоплательщики-организации, исчисляют сумму налога (авансового платежа) самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Налог, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется в отношении каждого транспортного средства.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей (по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки).

В случае регистрации транспортного средства (снятия с регистрации), исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента:

число полных месяцев владения

число календарных месяцев в периоде

Месяц регистрации (снятия) транспортного средства принимается за полный месяц.

В случае регистрации (снятия) транспортного средства в течение календарного месяца указанный месяц принимается за полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы о транспортных средствах, зарегистрированных (снятых с регистрации), а также о лицах, на которых они зарегистрированы, в течение 10 дней после их регистрации (снятия с регистрации) по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи.

Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Уплата налога (авансовых платежей) производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного НК РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики-организации, уплачивают авансовые платежи. По истечении налогового периода они уплачивают сумму налога.

Налогоплательщики — физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Статья 363.1. Налоговая декларация

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган налоговый расчет по авансовым платежам не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налоговая база по транспортному налогу определяется…

Одной из составных частей формулы автосбора является налоговая база транспортного налога. В каком порядке определяется этот показатель? Где можно узнать его значение? Все подробности начисления ТН для юридических лиц – далее.

Что является налоговой базой по транспортному налогу

В соответствии со стат. 359 НК налоговая база (НБ) по транспортному налогу уточняется по каждому из объектов в собственности отдельно. При этом показатель может быть различным в зависимости от конкретного вида ТС (транспортное средство). В частности, согласно п. 1 стат. 359 НК, НБ определяется как:

Мощность объекта в лошадиных силах – для ТС с двигателем.

Статистическая тяга по паспорту – для воздушных ТС с реактивным двигателем.

Валовая вместимость ТС в регистровых тоннах – для несамоходных водных объектов, то есть подлежащих буксировке.

Единица ТС – в части прочих воздушных и/или водных объектов передвижения.

Соответствующие разъяснения налоговиков даны в разд. V Приказа МНС № БГ-3-21/177 от 09.04.03 г. Согласно указанному разделу налоговая база по транспортному налогу определяется по данным технической документации, переносимым в регистрационные свидетельства. В отдельных случаях требуется пересчет метрических показателей (кВт) во внесистемные (л. с.) посредством умножения на специальный коэффициент 1,35962 (п. 19 разд. V).

К примеру, у катера мощность равна 155 кВт, путем перевода получается значение в лошадиных силах, равное 210,74 л. с. Округление выполняется до сотого знака.

Если в регистрационных и технических документах обнаружены расхождения, берутся показатели из техдокументации. А в случае полного отсутствия сведений о мощности объекта в расчетах допускается использование результатов проведенной по нормам стат. 95 НК экспертизы или представленного юрлицом экспертного заключения (п. 22 раздела V). При этом привлечение к вопросу эксперта возможно только на контрактной основе.

Как определить налоговую базу по транспортному налогу – примеры

К примеру, на организацию зарегистрирован легковой автомобиль, мощность которого по техпаспорту составляет 130 кВт. Для расчета ТН необходимо перевести показатель в лошадиные силы: 130 х 1,35962 = 176,75 л. с. Результат округляется до второго значения после запятой. Затем уточнить ставку налога в нужном регионе и произвести вычисления.

Если предприятие владеет воздушным ТС, предположим, самолетом, для расчета налога требуется взять за налоговую базу тягу реактивного двигателя. Значение приведено в техпаспорте на объект. Если же техническая документация не содержит данные о мощности, поскольку у объекта нет двигателя, а значит, валовой вместимости, за НБ берется единица ТС.

Нередко предприятия в течение календарного года продают и/или приобретают новые объекты. Как в этой ситуации меняется расчет ТН? В соответствии с п. 3 стат. 362 НК при этом требуется применять специальный коэффициент владения, определяемый путем деления месяцев фактического использования ТС (согласно регистрационным правам) на 12. Предположим, юрлицо реализовало в июне (12.06) один из принадлежащих ему л/авто. Согласно правилам расчета июнь уже не включается в вычисления, поскольку снятие с учета произошло до 15-го числа. Значит, налог нужно начислить за январь-май 2017 г. Если же права на авто передаются после 15-го числа, такой месяц должен быть исключен из времени фактического владения транспортом. Документальным подтверждением выступают свидетельства о регистрации объекта или снятии с учета.

Статья написана по материалам сайтов: www.calc.ru, studfiles.net, www.zakonrf.info.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий