Растительный орнамент древнего египта

Ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.
На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора сохранялись и повторялись, традиционно соблюдая особенности сложившихся изобразительных канонов египетского искусства. Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.
В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.
В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.
Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова Орнаменты. Стили. Мотивы.

Содержание

Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта

Презентации к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
  • Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
  • Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, серьги и др.) по мотивам декоративно – прикладного искусства Древнего Египта.
  • Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Оборудование и материалы:

  • Презентация.
  • Интернет-ресурсы.
  • Для учителя: подвески кулоны с изображением жука-скарабея и анкха, амулет черепахи и жука-скарабея, платок египетский — “арафатка” — куфия, папирус с изображением богини Исиды, пара браслетов.
  • Для обучающихся: пластилин, стека, картон, цветная бумага, клей, ножницы, чечевица, горох, бусы, фольга. Лист с наиболее распространенными египетскими орнаментами, декоративными элементами и именами божеств
  • Поисковые материалы украшений Древнего Египта.

План урока:

  1. Знакомство с особенностью египетского орнамента, просмотр презентации к уроку.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Практическая работа.
  4. Подведение итогов, анализ работ.

Ход урока

Организационный момент. Подготовка готовности к уроку.

— Ребята, посмотрите на учительский стол (на столе кулоны с изображением жука-скарабея и анкха, амулет черепахи и жука — скарабея, платок египетский — “арафатка” — куфия, папирус с изображением богини Исиды, пара браслетов). Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашем уроке?

Дети: О Египте и украшениях, которые носили египтяне.

У — Верно.

II. Формирование новых знаний.

Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Мы сейчас мысленно перенесемся в глубину веков, в страну самобытной культуры древней цивилизации – Египет, периода правления фараонов. Подскажите, где на карте мы будем искать с вами эту сказочно — красивую страну?

Д – В Африке на реке Нил (показ слайда № 2 и 3).

Древний Египет – таинственная страна магов и жрецов. Магия (хека) возникла в Египте в додинастические времена и пронизывала все обряды и мифы, быт, медицину, все стороны жизни Древнего Египта.

Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода (показ слайда № 4).Все украшения были связаны с религией или с природными условиями, в которых жил человек и как в русском народном декоративном искусстве, все украшения носили заклинательный характер.

У — Что должны делать амулеты и обереги для человека?

Д — Все, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь ему выжить.

У – Можно было использовать обереговую вышивку на одежде египтян?

Д — Нет. В Египте было очень жарко и они носили калазирис, а в жаркое время мужчины одевали передник схенти (слайд 6).

У – По прическе (локон юности) можно было определить подросток, юноша или взрослый египтянин перед нами (слайд 7).

Все декоративно-прикладное искусство Древнего Египта тесно связано с мифологией и защитой человека от несчастий. Для этого мастера использовали священные символы в украшениях и предметах быта. Сила такого священного предмета сохранялась до тех пор, пока не разрушался материал или не стиралось изображение бога или священная надпись (слайд8).

У — Какие древние символы были на Руси?

Д — Солярные знаки, знаки воды и земли, растений и птиц.

Орнаменты Древнего Египта (слайд 9-11)

За много лет существования Египта в декоративном искусстве этой страны сложились разнообразные виды узоров: ранние формы орнамента – геометрические (прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки), появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, затем все соединили и получились комплексные орнаменты (слайд12). Орнамент состоит из предметных и беспредметных мотивов. В него могут входить формы человека, животного мира или мифологические существа.

В египетском орнаменте отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок или лепестки лотоса – атрибут богини Исиды, символ возрождающейся жизни, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. В Древнем Египте обширно использовался материал для оберегов и амулетов камни синего и зеленого цвета: зеленый аспид, нефрит и бирюза.

Так же использовался черный базальт и мерцающий золотистый алебастр.

Для “сердечных” амулетов использовался красный материал – сердолик, красное стекло, красная яшма.

У — Что означает в переводе “анималистический” мотив?

Д — Мотивы о животных.

У — Среди анималистических мотивов (слайд 14-15) встречаются сокол, гусь, рыба, змея и жук-скарабей (символ бессмертия). Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента, что представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело знаковый смысл. Орнамент читался как текст (слайд 19-20).

Практическая работа.

Ребята, вы сейчас будете выполнять творческие работы украшений древних египтян (слайд 21-23), применяя различные материалы: фольгу, пластилин или цветную бумагу. Декоративные элементы – символы могут располагаться на украшениях в виде декоративной пластины с именем божества или фараона. Вам в помощь дан лист с наиболее распространенными египетскими орнаментами, декоративными элементами и именами божеств. Примите решение: какой орнамент выбрать для вашего украшения.

Методическая последовательность выполнения работы: (показ презентации на доске).

  1. Выбрать иллюстрацию для работы или свой эскиз.
  2. Выбрать материал для работы.
  3. Распределить работу в группе:
    1. один вырезает форму украшения из бумаги, фольги или картона;
    2. другой разминает пластилин;
    3. третий готовит табличку с именем божества.
  4. Повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

Выполнение работы.

Мои действия во время работы детей в группах: поощрение правильных этапов работы, удачных моментов, правильно подобранной цветовой гаммы.

IV. Подведение итогов, анализ работ.

По мере выполнения работ, дети выходят к доске и рассказывают все о своем украшении: достоинстве и недостатках своей работы. Поощрение удавшихся работ.

За 5 минут до конца урока учащиеся заполняют листочек с контрольными вопросами по теме урока.

Контрольные вопросы

1. Изображения каких растений и животных являлось амулетом и изображалось на всех ювелирных украшениях?

2. Какой головной убор носили все слои населения в Древнем Египте?

3. Какой женский русский головной убор похож на египетский головной убор в форме птицы?

4. Назовите основные детали костюма древнего египтянина.

5. Назовите основные цвета используемые наиболее часто в декоративно-прикладном искусстве Древнего Египта?

Ребята, мне очень понравились ваши украшения в египетском стиле.

Рефлексия урока:

— Что самое главное и интересное вы усвоили на уроке?

— У кого остались трудности в усвоении нового материала?

— Почему нам удалось так быстро и верно выделить новые, нужные знания?

— Что можно посоветовать себе и одноклассникам, чтобы подробнее, полнее изучить эту тему?

Самооценка. Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой?

Растительный орнамент древнего египта

Область распространения искусства степных кочевников обширна – от Черного моря до Байкала, а хронологически оно размещается в весьма неопределенных временных рамках, между VII и II вв. до н.э. В силу того, что в искусстве кочевников основную роль играл металл, его связывают с доисторической эпохой Европы. Сходство основных социально-экономических условий жизни, подвижности быта и взаимосвязь степных племен породили близость идеологии и однотипность их искусства. Это выразилось в так называемом «зверином стиле», который материализовался в золотых бронзовых украшениях, а также в деревянных, войлочных и кожанных изделияхВсе они украшены фигурами баранов, кабанов, оленей, горных козлов, тигров, барсов, зайцев, гусей, лебедей, орлов, пеликанов, фантастических животных и т.п., сплетающихся или бросающихся друг на друга в яростной схватке.
Сцены борьбы животных, терзания травоядных хищниками были очень популярны у кочевников и получали отклик в их сознании. Очень выразителен образ существа с рогатым человеческим лицом, звериными ушами, когтистыми лапами, с загнутым вниз хвостом и с длинными крыльями, пришедший из искусства Переднего Востока.
Во всех вещах, в каждом выступе предмета, в рукоятке гребня, на вершине ножа – везде как бы таится зооморфное начало, кажется, что предмет «прорастает» фигурками животных.

Ранние памятники скифского искусства несут на себе следы сильного воздействия древневосточной цивилизации – главным образом месопотамской и урартской (например, золотая пластина в виде пантеры из Келермесского кургана). В IV в. до н.э. начинается сильное влияние на скифскую культуру греческого искусства, которое выразилось в антропоморфных мотивах.
Для раннего периода скифо-сибирского «звериного стиля» главной чертой является нарочитая замкнутость линий фигуры или нескольких фигур. Такой пластический характер звериного образа привел к появлению круглых блях в виде животного, свернувшегося в кольцо. Замкнутость образа достигается разными средствами – уравновешиванием деталей, их гармонией, противопоставлением плавных линий с выступами, их разрывающими, и, как выше отмечалось, к замыканию контура в круглую фигуру. К этим же особенностям следует добавить имеющуюся тенденцию к замене выразительности тела животного выразительностью обобщенных, почти геометрических форм.
Другой характерной чертой «звериного стиля» является его повышенная функциональность. Например, лев держит в пасти птицу, изогнутая голова и шея которой служат крючком для соединения с противоположным концом ремня.

Для раннего периода скифо-сибирского стиля типично сочетание натурализма со стремлением к стилизации, упрощению, замене целого изображения наиболее характерной деталью.
В середине I тысячелетия до н.э. «звериный стиль» превращается в орнаментально-декоративный, в котором постепенно пропадает натурализм не только в передаче всей фигуры животного, но и деталей.
Фигура животного превращается в набор шариков, полукругов и цилиндров; анималистическим мотивам становятся свойственны узорчатость и закручивание в сложные завитки звериных тел, превращение их в стильный ковровый орнамент.
Полное господство зооморфных сюжетов наблюдается в творчестве восточных соседей скифов – сарматов. Фигурки животных: грифонов, козлов медведей, пантер, барсов, волков, оленей и т.п. – украшают различные вещи сарматов. Особым богатством украшений отличается конская сбруя.

Мастера «звериного стиля» часто совмещали в одном произведении все известные им художественные приемы. Но несмотря на их пестроту, чего невозможно избежать, соединяя материалы различных фактур и окраски, а также заимствованные сюжеты, во всем чувствуется господство единого стиля, чуждого какой-либо эклектики.
Сарматы являются выходцами из Ирана. Обосновались в бассейне Волги к V в. до н.э. В эпоху великого переселения народов сарматское искусство распространялось по Европе, где были обнаружены изображения, декорированные анималистическими мотивами.
«Звериный стиль» дохристианской Европы в отличие от собственно «звериного» отмечается повышенным драматизмом, напряженностью форм. В этом орнаменте трудно выявить отдельные изображения: все, кажется, сплетено в один тугой клубок и уже нет возможности найти, откуда начинается и где заканчивается изображение того или иного фантастического животного. Этот орнамент лишен симметрии, в нем нет повторов одинаковых форм, нет интервалов, разделяющих части изображаемого предмета и подчеркивающих смысловой акцент орнаментального мотива.
В Европе этот стиль развился у германцев, кельтов и скандинавов. Позже он перешел в христианскую культуру.

ЕГИПЕТСКИЙ ОРНАМЕНТ

Египетский орнамент имел влияние на орнаментальное искусство всех народов древности. Основным источником вдохновения для египетских художников служила природа. В египетских храмах применялись три основных ордера; связанных с пальмовидными, папирусообразными и лотосовидными колоннами, в которых все строилось на стилизации растительных форм. Склонность древних египтян к символизму превратила письмена-иероглифы в своеобразный орнамент, который вместе с рельефами сплошным ковром покрывал стены и колонны внутренних помещений. Композиции носили лентообразный характер. Ленты распологались друг над другом, смыкались одна с другой, размеры их по высоте менялись в зависимости от изображаемого сюжета. Изобразительные мотивы чередовались с иероглифами. Эта особенность египетского орнамента в дальнейшем нашла применение у персов, арабов, мавров.
Ремесленники и художники Древнего Египта, основываясь на опыте многих предшествующих поколений, научились применять задолго до них созданные формы и композиционные схемы, заменив непосредственное копирование природы употреблением неподвижных декоративных мотивов. В росписи ранней керамики всречаются лишь абстрактные мотивы: точки, зигзаги, спирали, волнистые линии, треугольники, кресты, круги, овалы. С развитием тотемизма сосуды все чаще стали украшать изображениями священных животных: барана, быка, крокодила, коровы, змеи, рыбы и т.д. – добрых «помощников» и «защитников» человека. Среди деревьев тотемический характер имели пальма и египетская смоковница.

АССИРО-ВАВИЛОНСКИЙ ОРНАМЕНТ

Ассиро-вавилонский орнамент претерпел в своем становлении большое влияние древнеегипетского искусства. Кроме идентичных египетским формам, были и свои (растительные и эмблематические).
Орнамент в архитектурных сооружениях и прикладном искусстве Ассирии и Вавилона носил в основном геометрический характер (розетки, звезды). Он включал также стилизованные изображения растений, в частности шишки пиний, плоды граната, фантастических зверей, рыб. Самым излюбленным растительным мотивом был плод ананаса, считавшегося священным деревом. Из эмблематических фигур наиболее распространены изображения фигуры крылатого быка с человеческой головой.
В древней ассирийской декоративной керамике использовался настенный геометрический узор в виде пестрой мозаики из черных, белых и красных шляпок глиняных гвоздей (главный зал богини Иштар в Уруке). Они были расположены треугольниками, ромбами и зигзагами и составляли рисунок, напоминающий плетение циновок.
Керамические сосуды IV тысячелетия до н.э. украшались изящным гравированным узором и фигурами горных баранов с большими округло изогнутыми рогами. Иногда эта керамика имеет чисто геометрические мотивы: треугольники, ромбы, шевроны, шашечный узор, круги, волнообразные линии; иногда имеют место мотивы из мира живых существ, доведенных до полной схематичности, при которой человеческая фигура сводится к треугольнику или прямоугольнику.
В керамике III тысячелетия до н.э. использовались как геометрические мотивы – ряд простых арочек или концентрических окружностей с розетками в центре, — так и изобразительными: рыба или классический мотив парных горных козлов по сторонам древа жизни.
Символическая плетенка вроде косички и лента улиткообразной линии господствуют в ассиро-вавилонском орнаменте в ранее время. Этот в продолжение тысячелетий традиционно сохранявшийся орнамент имел мистическое значение.
В позднее время декоративными мотивами выступают розетки, кисти, швы и даже стенные зубцы.
В Ассирии особенно распространенным мотивом декора цилиндрических печатей было изображение героя, укрощающего чудовищ.
Стены внутренних помещений дворцов часто облицовывались плитами с рельефами, иногда из поливных изразцов, применялись и росписи. Сюжетами рельефов и росписей служили мифологические, ритуальные, военные сцены, изображались также животные, растения, деревья и декоративно-орнаментальные, в частности геометрические, мотивы, среди которых наиболее распространенным было изображение красно-черной полосы по белому фону и двойного плетенного шнура синего, белого, оранжевого и черного цветов.
Цвет в архитектуре Передней Азии играл большую роль. На фасадах зданий, в скульптурных рельефах использовались яркие, контрастные цвета – охра, оранжевый, красный, черный, белый. Живописные изображения внутри зданий, подобно внешней окраске сооружений, характеризовались яркостью и контрастностью цветов, что, однако, не мешало их тонкой гармонизации. В поливной керамике основным фоновым цветом был голубой. На нем выступали рельефные изображения с преобладанием белого цвета. В скульптуре чаще всего встречались синий, красный и золотой цвета. В живописном орнаменте – синий, красный, белый и черный.
Многие формы ассиро-вавилонского орнамента были заимствованы и переработаны греками. Ромб и другие геометрические фигуры перешли в арабский и мавританский орнаменты.

Презентация на тему: Орнаменты древнего Египта

Орнаменты древнего Египта

Орнамент (с латин.яз. «украшение») — это узор,построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может быть живописным или скульптурным.

Стилизация — декоративное обобщение фигуры, заимствованной от внешних форм животных, растений путем упрощения рисунка, формы, цвета, объёма.

Мотив – декоративный элемент орнамента (геометрический, растительный и т.д.)Ритм – это повторение мотивов узора через определенные расстояния и в определенной последовательности.Раппорт (rapport (фр.) – возвращение. Повторяющаяся часть орнамента.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, многогранников, звезд, ромбов и др. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, плодов, ягод, веток и т.д Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры животных. Антропоморфный орнамент составляют стилизованные фигуры человека. Геральдический – узор из элементов гербов. Каллиграфический – узор из букв. Смешанный орнамент – узор из нескольких видов орнамента.

Определите вид орнамента:

По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: — ленточный (бордюр,кайма), — розетка (в круге ), — замкнутый (в квадратной или прямоугольной фигуре),- сетчатый.

Древние египтяне не знали перспективы, они изображали просто дальние предметы над ближними.

В цветовом колорите часто: белый, серовато-желтый, кремовый. В узорчатых тканях на светлом или темном фонеприменяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый, черный цвета узора. Чёрный цвет не являлся цветом траура.

Древний Египет – родина растительного орнамента.

Египетский орнамент Линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Геометрический орнамент — четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Круг символизировал солнце, квадрат — это земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение, плетенка – вода.

В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки и бутон лотоса.Лотос олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

Алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. Фараоны считали его эликсиром долголетия. Алоэ был неотъемлемым атрибутом погребальных церемоний и символизировал новую жизнь.

В орнаменте использовали ещё трилистник (три листа), и листья пальмы (этот орнамент с тех пор носит название «пальметта»

Зарисовать мотивы растительного орнамента Древнего Египта в Древнем Египте

Раздели лист на 3 горизонтальные полосы. Оформи окантовку главной полосы геометрическим и растительным орнаментом.

Статья написана по материалам сайтов: urok.1sept.ru, sinref.ru, ppt4web.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий