Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.
Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.
Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).
Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание — быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость — свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.
Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности — социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
Существуют различия и в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.
При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:
противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается.
В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала» (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Развитие личности как педагогическая проблема.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией, общей и социальной психологией, возрастной физиологией и анатомией, социологией и другими науками. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Как отмечалось выше, под развитием следует понимать целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня его развитости. Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, управленческих, педагогических и пр.), соответствующих познавательных, деловых, волевых, физических, и профессиональных качеств. Интегральным показателем развития выступает развитость личности. Развитие и развитость – процесс и результат степени реализации своих возможностей человеком.

В педагогических и психологических исследованиях по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное.

Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он надевает маску или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологизаторского направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Соотношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвы­чайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.

Личность, по определению Л.С.Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основ­ные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Таким образом, личность существует, прояв­ляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важ­нейшая характеристика личности — социальный облик челове­ка, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружаю­щих его людей.

Из вышесказанного следует, что в развитии личности биологическое (наследственность) и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве, преобладающее значение имеют социальные факторы.

К. К. Платонов подчеркивал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре, т.е. в конечном счете развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние условия.

В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.

Однако, признавая роль этих трех факторов – наследственности, среды и воспитания, отечественная наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии и формировании личности. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно. Воспитание же – целенаправленный процесс.

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определенную роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности можно разделить на две группы – внешние и внутренние. Влияние среды и воспитания относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания) есть внутренние факторы. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. При этом воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, что оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно активность и собственное стремление человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяет ее развитие. Таким образом, все внешние социализирующие личность факторы (влияние среды и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д. и оказывают на них положительное влияние, т. е. процесс этот приобретает характер саморазвития.

Развитие личности как педагогическая проблема

Читайте также:

  1. D. Развитие мануфактур
  2. F60.7х Расстройство типа зависимой личности
  3. F60/ Специфические расстройства личности
  4. F62.0 Стойкое изменение личности после переживания катастрофы
  5. F62.1 Стойкое изменение личности после психического заболевания
  6. II. Основы правового статуса личности и взаимоотношения личности и государства
  7. III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.
  8. IV. Развитие исторической науки в ХIХ веке
  9. Quot;Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 годы
  10. Quot;Развитие скульптуры России
Дисциплина: Психология
Вид работы: реферат
Язык: русский
ВУЗ: ВГУ им.П.М.Машерова
Дата добавления: 2.10.2017
Размер файла: 0 Kb
Просмотров: 11026
Загрузок: 130

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Развитие личности как педагогическая проблема (предмет: Психология) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

ВВЕДЕНИЕ.

1. Проблема личности и ее развития.

2. Наследственность и развитие.

Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса? Хотя слово «фактор» уже употреблялось выше, напомним, что этим термином обозначается веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин. Какими же причинами определяется развитие личности?
Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания. Не один фактор не действует самостоятельно, результат развития зависит от их согласованности.
Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них – со всем живым миром. Отражение биологического – наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей. Природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных признаков хватает для выживания животному, но не человеку [6, с. 76-79]
При этом есть биологические свойства, которые отличают одного человека от другого. Это индивидуальные, генетически закрепленные свойства определяют анатомофизиологическую предрасположенность человека к различным видам деятельности, которую называют природными задатками. Но природные задатки как генетически закрепленные свойства являются только общими исходными предпосылками дальнейшего развития человека, выступают как потенциальные возможности формирования и развития его личности. В процессе общественной жизни и деятельности у человека на основе природных задатков формируются способности – индивидуально-психологические особенности личности, наличие которых обеспечивает успешное выполнение человеком определенных видов трудовой деятельности.
Следует отметить, что природные задатки носят общий характер и не ориентированы на какой-либо конкретный вид деятельности. Например, ребенок может родиться с музыкальными задатками, а то, кем он станет, зависит от того, какой музыкальной деятельностью он будет заниматься. Поэтому формирование и развитие личностных качеств человека определяются условиями его жизни в обществе, внешними природными и социальными факторами.

3. Влияние среды на развитие личности.

К внешним факторам, детерминирующим формирование и развитие личности, относятся географическая и социальная среда, а также воспитание. Под средой понимают комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека.
Географическая среда включает разнообразные природно-климатические условия и ресурсы. Она опосредованно, через образ жизни человека и характер трудовой деятельности оказывает влияние на его личностное формирование и развитие.
В понятие «социальная среда» входят общественный строй, социальные отношения в данном обществе и институты, регулирующие эти отношения, социально-экономические условия жизни и т.д. Это — дальняя среда. Она не является одинаковой на разных этапах общественного развития.
В ближнюю среду входит ближайшее окружение человека: семья и родственники (домашняя среда), друзья и одноклассники. Домашняя среда оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности в детском возрасте. Семья во многом определяет потребности и интересы ребенка, взгляды, закладывает основы для формирования личностных качеств.
Определенное влияние на формирование и развитие личности оказывают также друзья и одноклассники. Это общение носит неформальный, избирательный характер, и если не попадает в сферу педагогического влияния, но нередко оказывает негативное влияние на формирование и развитие личности ребенка [6, с. 84-85].

4. Воспитание и деятельность.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно- организованное воспитание. Являясь внешним фактором формирования и развития личности, воспитание выступает формой внешнего воздействия и влияния на растущего человека. Его отличительной особенностью являются целенаправленность, планомерность и осуществление под руководством педагогов.
Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условнорефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды.
Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления [6, с. 87-90].
Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность.
Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собственного труда он мало чего достигнет. Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности. Активность личности не только предпосылка, но и результат развития.
Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности [6, с. 90-93].

Заключение.
Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность развития личности и дают возможность подойти к его определению. Под развитием личности следует понимать собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.
Также, мы установили, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания. Не один фактор не действует самостоятельно, результат развития зависит от их согласованности.
Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Развитие личности как педагогическая проблема

Развитие личности как педагогическая проблема.

Инесса Антоновна Алцыбеева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №11 г. Белгород РФ

Проблема личности и ее развития является одной из сложных проблем педагогической тео­рии и практики. Данная проблема рассматривается разными науками, такими как возрастная фи­зиология и анатомия, социология, детская и педагогическая психология и др. Педагогика изучает эф­фективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе обучения и воспитания. [1]

Процесс развития личности это развитие познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного. Личность это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции, такие как творческое освоение общественного опыта. Личность существует, прояв­ляется и формируется в деятельности и общении. Важ­нейшая характеристика личности — социальный облик челове­ка, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружаю­щих его людей. [2] Личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности в силу своей природной активности. Все это ведет к процессу саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит накопление личного, индивидуального опыта.

Саморазвитие личности направлено к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей. Большинство отечественных ученых признают ве­дущим фактором влияние на формирование личности деятельность и активность. Это позволяет говорить о саморазвитии человека и возможностях его самовоспитания, т. е. сознательная деятельность человека, на­правленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Оно возникает того момента, когда человек становится ответственным за свое развитие.

Личность это живой организм, хотя является продуктом общественной жизни. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвы­чайно сложны и на разных этапах развития человека оказывают неодинаковое воздействие. Существуют различия и в понимании сущности развития лич­ности. Развитие личности это процесс количе­ственного накопления, простое повторение изучаемого явления, неотъемлемое свойство природы, общества и мышле­ния, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

Развитие личности обусловливается комплексом актуальных форм деятельности и общения, типом активных взаимоотношений развивающейся личности и ее социального окружения.

В аспекте формирования личности для каждого возрастного периода является не монополия конкретной деятельности, а деятельностно — опосредствованный тип взаимоотношений. Эти взаимоотношения осуществляются социально-психологическим подходом к пониманию развития личности и построению соответствующей возрастной периодизации. Для формирования личности необходимо усвоение образцов поведения носителем и передатчиком, которых может быть только взрослый. Процесс развития личности в коллективах — специфическая особенность личности, которая может быть обозначена как период развития личности. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности в трудовом коллективе обеспечивает становление зрелой личности человека и является условием формирования самого коллектива.[3]. Факторы социализации одновре­менно являются факторами формирования личности. При таком подходе развитие личности представляет собой еди­ный биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса раз­вития. Противоречия между новым и старым возникают и преодолеваются в процессе обучения и вос­питания, выступают движущими силами развития личности.

Противоречия характерны для всех возрастов и приобретают специфику в зависимости от возраста, в кото­ром проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. Одно противоречие сменяется другим — разви­тие продолжается.

Наиболее существенным подходом к развитию личности и построению его возрастной периодизации является обращение к социальной психологии. Интеграция научных отраслей открывает новые перспективы для развития каждой из них в отдельности и для психологической науки как единого целого.

1. Выготский психологические произведения. — М., 1960. — 499 с.

2. Хрестоматия по психологии / Под ред. A. В. Петровского. — М., 1977. С. 348—356.

3. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте. — Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6—20

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, referatwork.ru, pandia.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий