Сплав золота и серебра

СПЛАВЫ ЗОЛОТА
свойства, пробы и обозначение

Из чистого золота ювелирные изделия практически не делают, так как оно мягкое и такие изделия будут не практичными при эксплуатации — на них могут оставаться царапины, вмятины, возможны деформации. Поэтому для изготовления ювелирных изделий используют сплав чистого золота с различными легирующими добавками, которые улучшают физические свойства металла и позволяют придать ему желаемый цвет.

В качестве легирующих добавок (лигатур) применяются: серебро, медь, кадмий, цинк, платина, палладий, никель и другие. Каждый компонент придает сплаву определенные свойства.

Серебро делает сплав золота более пластичным, ковким и изменяет его цвет. По мере добавления серебра цвет сплава сначала зеленеет, затем приобретает бледно-лимонный цвет и постепенно переходит в белый. При добавлении 30% серебра сплав приобретет светло — зеленый оттенок, а при увеличении количества серебра до 65% золото станет белым. Серебро понижает температуру плавления, что значительно облегчает процесс обработки металла.

Медь увеличивает твердость сплава золота, но при этом ухудшаются его антикоррозийные свойства. Она также придает сплаву красноватый оттенок. По мере увеличения процентного содержания меди (до 15%) сплав приобретает ярко-красный цвет. При большом содержании меди поверхность сплава обычно темнеет.

Кадмий снижает температуру плавления сплава золота, увеличивает его пластичность и придает ему слегка зеленоватый оттенок. Полученный сплав обычно используют в качестве припоя.

Цинк делает сплав золота более твердым, хрупким, повышает текучесть и понижает температуру плавления. Цинк осветляет сплав, поэтому он может быть использован в качестве компонента белого золота.

Платина повышает упругость сплава золота и температуру его плавления, придает ему белый цвет. Желтизна пропадает, как только содержание платины в сплаве достигает 8,4% .

Палладий повышает температуру плавления сплава золота и придает ему пластичность. Добавление в сплав палладия окрашивает его в белый цвет с легким бежевым (телесным) оттенком, если содержания палладия превышает 10%.

Никель придает сплаву золота пластичность, твердость, повышает литейные качества, но при этом у него появляются магнитные свойства. При добавлении в сплав никеля цвет изменяется на бледно-желтый.

Никель, платина и палладий также придают сплавам золота высокие антикоррозийные свойства.

Рутений повышает твердость, износостойкость и температуру плавления. Цвет сплава при этом не меняется.

Иридий интенсивнее, чем рутений, повышает твердость и износостойкость, также не меняя цвет сплава.

Осмий повышает температуру плавления, твердость и упругость сплава. Он тоже не меняет его цвет.

Алюминий обеспечивает пластичность, ковкость, отражательную способность сплава золота, повышает его коррозионную стойкость. Соединение (интерметаллическое) золото – алюминий имеет пурпурно- фиолетовый цвет и называется фиолетовым золотом.
Соединение (интерметаллическое) золото – рубидий имеет темно-зеленый цвет и называется черным золотом.
Соединение (интерметаллическое) золото – индий имеет голубую окраску и называется голубым золотом.
Все интерметаллические соединения очень хрупкие.

СИСТЕМЫ ПРОБ СПЛАВОВ ЗОЛОТА

В мировой практике действуют 4 системы проб драгоценных металлов. Наиболее распространенные системы — метрическая, каратная и золотниковая. Метрическая система действует в России. Содержание чистого драгоценного металла здесь определяется количеством граммов в одном килограмме ювелирного сплава.

На территории России количество золота в сплавах контролируется государством, ГОСТ 6835—80 предусматривает 40 сплавов золота восемнадцати проб, имея в виду различное их назначение. Cогласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 643 «О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов», приняты следующие пробы золотых ювелирных сплавов: 375, 500, 585, 750, 958, 999.

Проба – количественное содержание металла в сплаве. Она выражается числом частей металла в 1000 частях (по массе) сплава. Чистому металлу соответствует 1000-я проба, проба 585 означает сплав, в котором 58,5 % золота. 583-я проба была при СССР; сейчас в соответствии с мировыми стандартами 585-я.

375 проба. Основные компоненты — серебро и медь, золота — 38 %. 375 сплав обычно называют золотосодержащим сплавом серебра и меди. Он тускнеет на воздухе из-за образования сульфида серебра. Золото 375 пробы имеет цветовую гамму от жёлтого до красного. Данный сплав золота редко употребляется в производстве.

500 проба. Основные компоненты — серебро и медь, золота — 50,5 %. Отрицательные свойства — низкая литейность, зависимость цвета от содержания серебра.

585 проба. Основные компоненты: серебро, медь, палладий, никель, золота — 59 %. Сплавы достаточно твердые и прочные, они практически не тускнеют. Диапазон цвета широк – от белого, красного и желтого до зеленого различных оттенков. Самый популярный сплав золота. Широко применяется для изготовления ювелирных украшений.

750 проба. Основные компоненты — серебро, платина, медь, палладий, никель, золота — 75,5 %. Сплавы прочные и хорошо полируются, поэтому изделия из 750 пробы долговечны и обладают красивым блеском. Цветовая гамма — от белого, розового и красного до ярко-жёлтого и зелёного.

958 проба. Содержит до 96, 3% чистого золота. В качестве легирующих компонентов включает серебро и медь. Устойчив к воздействию внешней среды, хорошо сохраняет полировку, но очень мягкий, поэтому редко используется. Обладает максимально насыщенным ярко-желтым цветом.

999 проба. Чистое золото.

Каратная — эта система используется в США и Европейских странах и предусмотрена она только для сплавов золота. По ней 100%-му чистому золоту соответствуют 24 условные единицы, которые условно называют «каратами» (не путать с каратами — единицей веса драгоценных камней, равной 0,2 грамма). Проба в каратах показывает количество частей чистого золота из 24 частей сплава. Например, 18К проба означает, что в сплаве из 24 частей 18 частей приходится на чистое золото, а 6 частей на лигатуру. Если 18 разделить на 24, то получится 0.75 или 750 проба из метрической системы. В каратной системе есть 9, 10, 14, 18, 24 каратa.

До 1927 года в России существовала так называемая Золотниковая система обозначения пробы (на основе русского фунта, содержащего 96 золотников), по которой проба выражалась весовым количеством благородного металла в 96 единицах сплава. Чистый металл соответствовал 96-й пробе. В конце XIX — начале XX веков для золотых изделий законными пробами были: 94, 92, 82, 72 и 56.

Соотношение разных систем

КАРАТНАЯ ЗОЛОТНИКОВАЯ МЕТРИЧЕСКАЯ
9 36 375
10 48 500
14 56 585
18 72 750
24 96 999,9

В России государственное клеймение изделий из сплавов золота узаконено в 1700 году. Для клеймения изделий применяются пробирные клейма разнообразных форм и рисунков. В России после распада СССР эмблемой является девушка в кокошнике. Наносятся также трехзначные цифры метрической пробы. Помимо эмблемы и пробы на ювелирное изделие наносится клеймо предприятия- изготовителя. Оно может иметь три или четыре буквы. Первая буква соответствует году изготовления, вторая определяет инспекцию пробирного надзора, третья или третья с четвертой являются шифром предприятия — изготовителя. Сейчас в России буква А-2001 год, Б-2002 год и т. д.

В странах, где установлен государственный пробирный надзор, торговля изделиями из благородных металлов без оттисков пробирных клейм запрещена, а подделка пробирного клейма преследуется законом.

ОБОЗНАЧЕНИЕ СПЛАВОВ ЗОЛОТА

Каждый сплав имеет свою маркировку, по которой можно определить содержащиеся в нем компоненты. Для маркировки компонентов сплавов золота введены буквенные обозначения: Зл — золото, Ср — серебро, М — медь, Пд — палладий, Пл — платина, Н — никель, Кд — кадмий, Ц — цинк. Содержание компонентов определяется цифровым шифром. Наименование марок сплавов состоит из букв, обозначающие компоненты сплава, и следующих за ними цифр. Цифры, стоящие после букв, указывают номинальное содержание компонента сплава в тысячных долях (пробах), если компонент — благородный металл, и в процентах, если компонент — неблагородный металл.

В марках золотомедных сплавов цифровой шифр указывается только для золота. Например, марка золота ЗлМ585 означает двухкомпонентный сплав с содержанием золота 58,5 % (585 проба), остальное медь.

В сплавах золота с содержанием платины, палладия и никеля цифровой шифр указывает на процентное содержание каждого компонента, кроме золота. Например, марка ЗлМНЦ12,5-10-2,5 означает золотой сплав 750-й пробы, в котором меди 12,5 %, никеля 10 % и цинка 2,5 %.

Абсолютно чистое золото имеет ярко желтый цвет. Если этот слиток из чистейшего золота нагреть, то золото чуть-чуть окислится и примет красноватый оттенок — или как говорили червонный. Сияние червонного золота очень ясное, чистое. В России это было верным индикатором чистоты золота. Только чистейшее желтое золото при нагревании превращалось в червонное. Малейшие примеси — и этот эффект утерян. Сияние сплавов уже помутнее, а краски поблеклее.

Золото в чистом виде – это материал, обладающий особыми свойствами. Но если говорить о ювелирных изделиях, в чистом виде злато не используется, так как является очень мягким. Поэтому появилась необходимость совмещать его с другими видами металлов. Так и появилось понятие – сплав золота и серебра, а также пробы, которая покажет количество злата на 1 килограмм состава используемого для изделий. Чтобы узнать количество чистого злата в украшении, достаточно отнять число пробы, например, 750 от 1000 грамм.

Какие металлы используют для сплава с золотом?

Существует несколько самых знаменитых металлов, наиболее пригодных для сплавки со златом. Это сплав меди, серебра, платины, палладия, кадмия или цинка. Но особой популярностью пользуется сплав серебра с золотом. Такая смесь является достаточно мягкой и будет легко поддаваться ковке. Это соединение металлов имеет официальное название – электрум. Само слово обозначает «янтарь» (от древнегреческого).

Янтарь может иметь разный окрас: серебряно-белый или золотисто-желтый. Ошибочно его могут называть белым златом, но это далеко не так.

Где применяют сплав?

Впервые сплав золота с серебром дает о себе знать ещё в период до нашей эры. Новость об одном из первых изделий с использованием золотого сплава пришла со времен фараона Сахура.

Также достаточно известным фактом является то, что именно из золотого сплава были произведены первые монеты. Скорее всего, было решено использовать именно электрум, благодаря его твердости.

Природный сплав золота и серебра добывали жители Древней Лидии недалеко от реки Нил. Ювелирный сплав золота имел бело-желтый цвет, поэтому его могли называть белым золотом из-за 45-50% серебра, находящихся в его составе.

Электрум имел повышенную прочность, это способствовало тому, что из золотого сплава делали не только украшения и деньги, но и посуду, которая могла служить на протяжении очень долгого времени.

Специалисты современного мира уже давно научились получать электрум в самостоятельно созданных условиях. При надобности он может содержать 65% серебра и 35% золота. В этом случае желтый цвет практически будет отсутствовать. Такие соотношения используются для получения материала, стойкого к окислению с характерным только ему блеском.

585 проба в своем составе имеет не только злато и серебро. Сюда добавлялась медь. Её добавили для увеличения прочности изделия, а серебро делает его более приемлемым для ковки.

Природные запасы электрума

Существует достоверная информация о том, что электрум привозили в Египет из Пунта. В современном мире это Восточная Африка. Ещё одна поставка была налажена с территории Плоскогорья и восточнее относительно Родезии.

Подробную оценку драгоценным материалам того времени давал Плиний. Он говорил, что если состав содержит в себе более 70% металла белого цвета, это и будет серебро, если меньше 15% – злато.

Электрум также вспоминался в «Одиссее». Там он упоминался в разговорах о золотых украшениях, покрытых серебром. На сегодняшний день эти изделия не являются актуальными, а тогда пользовались большим спросом, так как белый металл иногда ценился больше злата.

Богатые земли электроном (ещё одно название состава) того времени таковыми больше не являются. Металл, находившийся практически на поверхности, давно собрали. В большей мере это происходило в период «лихорадок». Поэтому человечество начало задумываться об искусственном его получении, потому что в природе его найти уже невозможно или чрезвычайно сложно.

Его возможно найти только в Западной Анатолии. Это одна из областей, находящаяся в Турции. Но его добыча уже потеряла популярность из-за налаженной технологии получения электрума своими силами, к тому же природный материал может иметь нежелательную примесь меди. В то время как при ручном способе можно избежать подобных ситуаций, и не выделять время на освобождение сплава от ненужных загрязняющих материалов.

Изготовление

Технология получения золотого сплава подразумевает некоторые обязательные условия, придерживаться которых крайне необходимо:

  1. Первыми плавке подвергаются благородные металлы, так как являются склонными к взаимодействию с кислородом.
  2. Если речь идет о сочетании серебра, золота и меди, последний металл добавляется заключительным, из-за своей теплоемкости. Если этого не соблюдать, полученная смесь может застыть неравномерно.
  3. Стоит учитывать, что лигатура для соединения имеет большую температуру плавки, в отличие от благородных металлов.

Для определения количества того или иного металла в изделии используется специальная формула. Она обозначает, что 1000, делённая на пробу, будет равняться массе сплава в гр., делённой на присутствие массы злата в изделии.

Белое золото

Традиционное злато имеет желтый цвет. Поэтому многие задаются вопросом, откуда появилось название «белое золото» и «черное золото»? Всё намного проще, чем может показаться, – обыкновенное злато просто смешивают с материалами, которые смогут обесцветить его. К таким металлам относят платину, палладий или никель. На выходе получается блестящий материал, который и будет иметь название «белое золото». А «черным», обычно, называют нефть.

Среди всех трех металлов, для получения самого драгоценного и дорогого сплава злата с серебром, используют палладий. С помощью его получают особый белый цвет, а соединение металлов легко поддается обработке. Когда речь идет о неблагородном белом золоте, значит, для его получения использовался никель, полученный золотой сплав будет иметь бледно-желтый окрас. Это соединение применяется лишь для одной цели – сделать изделие из белого золота более дешевым.

Из-за чего металл тускнеет?

Стоит отметить, что чистое злато не будет поддаваться никаким изменениям при любом взаимодействии на него чего-либо. А если оно и потемнеет, то из-за влияния дополнительных металлов.

Чтобы уберечь его от изменений, в изделии должно использоваться соотношение золота к остальным металлам 1 к 3. Соответственно, можно сделать вывод о том, что самыми стойкими будут украшения 750-й пробы.

Платина – ещё один металл, который заставит металл стать бледным при небольшом его добавлении в состав. Сплавы золота и платины повышают упругость первого, а также его температуру плавления.

Таблица сплава золота 750-й пробы:

Золото Серебро Медь Платина Палладий Никель Цинк Цвет
75% 4,0 21,0 Красный
75% 4,2 20,8
75% 4,8 20,2
75% 8,3 16,7 Светло-красный
75% 10,4 14,6
75% 12,5 12,5 Ярко-желтый
75% 15,0 10,0 Желтый
75% 18,75 6,25 Зеленоватый
75% 25,0 Зеленый
75% 5,0 20,0 Белый
75% 7,0 14,0 4,0
75% 8,0 8,0 9,0
75% 9,0 14,0 2,0
75% 3,5 16,5 5,0
75% 15,0 10,0
75% 15,0 7,5 2,5

Заключение

В медицинском производстве, если и применяют сплавы золота, не ниже 750-й пробы. Чтобы получить мостовидные протезы или коронки применяется злато 900 пробы с 60 граммами меди и 40 граммами серебра.

Относительно новым соединением, имеющим перспективы в медицине, является сплав титана и золота. Это соединение образует материал в 4 раза крепче, чем сам титан. Возможно, его начнут использовать для производства титановых имплантатов.

Сплав золота и серебра

Драгоценные металлы и сплавы

Физические характеристики

Ювелирными изделиями называются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и камней, а также из других долговечных материалов, при условии их высокохудожественной обработки.

К драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (иридий, палладий, осмий, рутений, родий), а также их сплавы.

Драгоценные металлы обладают красивым внешним видом, хорошим блеском, устойчивостью к химическим и атмосферным воздействиям, прочностью и высокой твердостью. Эти достоинст ва драгметаллов обусловили их применение в ка честве материала для изготовления ювелирных изделий. Для повышения прочности драгметаллы применяются в виде сплавов.

Золото — очень мягкий, легко тягучий металл, обладающий значительной механической прочно стью. Оно в слитках имеет чисто желтый цвет с сильным металлическим блеском. Примесь сереб ра или платины ослабляет желтый цвет, а добав ление меди придает золоту красноватый оттенок. Температура плавления золота 1063 °С.

В холодном состоянии обладает отличной ков костью (позволяет получить листы толщиной до 0,0001 мм) и свойством в волочении вытягиваться в проволоку сечением 0,05 мм и меньше. Один грамм золота может быть вытянут в проволоку длиной около 1 километра.

Золото химически устойчиво, с кислородом воздуха не соединяется. Растворяется в смеси двух крепких кислот: 1 часть азотной и 3 части со ляной («царская водка»).

В природе встречается главным образом в рудах цветных металлов и в самородном состоянии, причем в самых разнообразных формах — в виде кристаллов, пластинок, чешуек, волокон, зерен, кусочков и кусков весом от нескольких граммов до нескольких килограммов.

Платина — серебристо-белый металл с серова тым оттенком, по цвету и блеску напоминающим олово. В самородном состоянии в природе почти не встречается, добыча платины производится промывкой платиносодержащих песков. В кисло тах (кроме «царской водки») нерастворима. Для

увеличения твердости и прочности ее сплавляют с золотом, серебром, медью или металлами плат новой группы — радием, иридием, палладием.

В ювелирном производстве платина использует ся как оправа под бриллианты и для изготовлен: комбинированных (составных) изделий. Применя ется, как правило, платиновый сплав 950 пробы.

Палладий — металл серебристо-белого цвета. Встречается в природе в самородном состоянии вместе с платиной. Обладает значительной ковко стью и тягучестью, плавится при температуре 1554 °С. Растворяется в азотной кислоте и «царской водке».

Применяется для изготовления ювелиры изделий в сплавах с золотом («белое золото»), и этом используется обесцвечивающая способность металлов платиновой группы.

Палладий — самый молодой из драгметалл применяемых в ювелирном производстве.

В основном применяются палладиевые сплавы 500 и 850 проб.

Осмий, рутений, родий — тугоплавкие блестящ ие металлы платиновой группы серебристо-бе лого цвета. В природе встречаются вместе с плати ной («платиновые спутники»). В ювелирной практ ике применяются в качестве декоративных плавок (напаек) на золотых изделиях, а так же в виде компонентов для увеличения твердости и прочности других драгметаллов или изменения цвета драгметаллов.

Серебро — блестящий, белый, очень ковкий металл. В природе иногда встречается в самород ном виде, но чаще всего входит в состав полиме таллических руд (свинец, цинк, серебро), всех металлов серебро обладает наивысшей отражательной способностью: отражает 94 процентов падающих на него лучей света. Хорошо восприним ает полировку, плавится при темпере 960,5 °С . Реагирует с серной и азотной кислотами.

В ювелирных изделиях наиболее часто применяется в сплавах с медью, а в чистом виде – для се ребрения недрагоценных металлов. Изделия из серебра, выпущенные в России до 1927 года, яв ляющиеся антикварными, имеют золотниковую пробу.

Сплавы драгоценных металлов

Большинство драгоценных металлов обладают такой высокой степенью ковкости, вязкости и тя гучести, что применение их в чистом виде практи чески невозможно, поэтому в ювелирном произ водстве применяются в основном сплавы драгме таллов, образуемые сплавлением одного или не скольких металлов друг с другом или с недрагоценными цветными металлами.

Сплавы золота

Из большого количества золотых сплавов в ювелирном производстве применяются очень немногие. Компоненты, составляющие сплав (лига тура), как правило, состоят из меди, бронзы или латуни.

Для изготовления ювелирных изделий в ос новном используют тройные сплавы — золота, се ребра и меди, реже двойные — золота с серебром, золота с медью, золота с палладием или платиной и др.

Сплавы серебра

В производстве ювелирных изделий наиболее часто употребляются медно-серебряные сплавы 875° (пробы), для изготовления серебряных изде лий с эмалевыми покрытиями — сплав 916°, для филигранных изделий — 960° и выше.

Сплавы платины

Белые сплавы, содержащие платину, приме няются в ювелирном деле для изготовления вер хушек, декоративных наплавок (напаек) и оп рав под драгоценные камни (в основном — брил лианты), а также отдельных ювелирных изде лий.

Сплавы «платиновых спутников»

Применение в ювелирном деле сплавов палла дия, осмия, рутения, родия приведено в предыдущем разделе.

Сплавы цветных металлов

Основные металлы, применяемые в ювелир ном производстве: бронза, латунь и мельхиор.

Бронза — сплав меди с оловом, алюминием и кремнием. Обладает приятным золотистым цветом, прочна. Идет на художественное литье.

Латунь — сплав меди с цинком, иногда с до бавлением свинца, олова, железа, никеля или другими металлами, называемыми томпаками или полутомпаками. Используется для изго товления металлической бижутерии. Имеет желтый, желто-золотистый или бледно-золотис тый цвет.

Мельхиор — сплав меди с никелем (80% меди + 20% никеля). Обладает большой тягучестью, легко обрабатывается в холодном состоянии, приго ден для глубокой штамповки. Мельхиор исполь зуется как оправа для армирования хрустальных изделий. Для изготовления различных столовых приборов применяется мельхиор с последующим серебрением.

Методы определения проб

Для определения проб (опробирования) драг металлов и их сплавов существуют следующие ос новные методы: реактивом хлорного золота, про бирными реактивами, на пробном камне, химиче ским и муфельным методами.

В условиях таможенного контроля предпочтительно опробование реактивом хлорного золота и пробирными реактивами.

Реактив хлорного золота

Представляет собой раствор хлорного золота в воде. Имеет золотисто-желтый цвет. Применяется при испытании золотых слитков и изделий от низ копробных до 600 пробы, служит для определе ния металла и, ориентировочно, его пробы перед более точным опробированием кислотными про бирными реактивами. Способ применения: на чистую отполирован ную или зачищенную поверхность определяемого металла (сплава) наносится капля реактива хлор ного золота. На смоченной раствором поверхности большинства металлов быстро образуется пятно от выделившегося осадка золота, цвет которого зависит от примеси образовавшегося осадка хлорной соли испытуемого металла и приобретает раз личные оттенки, по которым и определяются ме таллы.

Серебро, медь, латунь, свинец чернеют моментально

Таблица определения металлов реактивом хлорного золота

Определяемый металл (сплав)

Цвет

Цвет пятна
от капли реактива

Время образования пятна

Алюминий и его сплавы

Желтое, постепенно темнеет

Платина и ее высокопробные сплавы

Олово и его сплавы

Цинк и его сплавы

Желтое, постепенно темнеет

Низкопробный сплав серебра и меди

Белое золото (583°)

Чистое золото и его высокопробные сплавы

Низкопробные сплавы золота (ниже 583°)

Темно-каштановое или зеленое

Кислотные реактивы

Представляют собой прозрачные кислотные растворы для опробования сплавов золота следую щих проб: 375, 500, 583, 750, 875, 900, 916, 958. Быстро разрушаются на свету и на открытом воз духе, поэтому требуют хранения во флаконах из темного стекла с притертыми пробками. Срок хра нения 3-4 месяца.

Хромпик (двухромовокислый калий) Раствор оранжевого цвета, применяется для опробования серебра от 500 пробы и выше. На сплавах до 750° две-три капли хромпика, опус каемые последовательно на одно и то же место и снимаемые фильтровальной бумагой, оставляет светло-коричневое пятно. На сплавах и издели ях выше 750° этот реактив оставляет красные пятна, яркость которых повышается с повыше нием пробы сплава. На изделиях и сплавах 916 пробы и выше хромпик оставляет ярко-красное пятно.

Азотно-кислое серебро

Прозрачный раствор, изготовлен для определения проб серебра: 750, 800, 875, 916, на которых остается светло-серое пятно. На сплавах и издели ях низших проб — более или менее густые белые пятна.

Порядок хранения этих растворов такой же, как и для кислотных реактивов.

Все реактивы при попадании на кожу могут причинить ожоги, поэтому при пользовании ими следует быть максимально осторожным. Реактив, попавший на кожу, следует немедленно смыть теплой водой с мылом или содой (для нейтрализа ции действия кислоты).

Таблица соответствия проб золота

Золотниковая (Россия до 1927 г.)

Каратная (зарубежные страны)

Метрическая (Россия, современная с 1927 г.)

Таблица соответствия проб серебра

Примечание. Приведенные таблицы содержат толь ко пробы, применяемые в настоящее время и применяв шиеся ранее для ювелирного производства.

Пробы платины и металлов платиновой группы в таблицах не приводятся, т. к. они применяются в спла вах, пробы которых даны непосредственно в описаниях этих сплавов .

Пробы

Достоинство сплава, из которого изготовлены платиновые, золотые, серебряные изделия, опре деляется пробой, показывающей содержание драгметалла в условном количестве весовых еди ниц этого сплава.

До 1927 года в России проба выража лась числом золотников в одном фунте сплава (1 фунт = 96 золотников). Например, золотой сплав 56 пробы содержал 56 золотников чистого золота и 40 золотников лигатуры (добавочных компонен тов) в фунте.

Для перевода золотниковой пробы в метричес кую можно применять следующую формулу:

Х=125*А/12, где X — метрическая проба; А — золотниковая проба.

Пример: кольцо 56 золотниковой пробы.

Х = 125*56/12 = 583°.

В Англии, США и некоторых других зарубеж ных странах применяется так называемая карат ная система проб, при которой 1000 метрических проб соответствует 4-м каратным. Не следует пу тать это с единицей веса драгоценных камней — каратом, равным 0,2 г.

Для перевода каратной пробы в метрическую применяется формула:

Х=125*В/13, где X — метрическая проба; В — каратная проба.

Приемы ручной обработки и украшения драгоценных металлов

Технические приемы, применявшиеся при производстве изделий из драгоценных металлов, в различных странах в течение тысячелетий в ос новных чертах остались сходными. Почти одинаковые их описания с разницей лишь в деталях да ны в «Естественной истории» Плиния, римского писателя, жившего в I веке н. э., в трактате немец кого монаха Теофила, XI век, в труде о ювелирном искусстве итальянского скульптора и ювелира XVI века Бенвенуто Челлини, в русских рукопис ных руководствах для мастеров XVII и XVIII ве ков и вплоть до современности. XIX век внес неко торую механизацию в приемы обработки драго ценных металлов, которая в основном сводится к ускорению и удешевлению производства.

Ниже мы рассмотрим приемы обработки.

Ковка — была одной из первых техник обработ ки драгоценных металлов, которую узнал чело век. Она основана на свойствах золота и серебра расплющиваться и растягиваться, не ломаясь под давлением или ударом.

Серебро можно ковать как в холодном, так и в горячем виде, золото — только в холодном виде. Для того чтобы выковать сложный предмет, при меняют молотки, чеканки и наковальни фигур ной формы.

Ковка придает золоту и серебру плотность и упругость. Кованые предметы отличаются сечка нированной поверхностью с мягким мерцающим блеском.

Литье — по древности своего происхождения уступает только ковке. Благодаря тому, что золо то и серебро сравнительно легко плавятся, литье широко применяется в ювелирном деле для изго товления как небольших, так и массивных пред метов или их частей (например, ручек украшений на крышках сосудов).

Резьба — благодаря мягкости золота и серебра любые изображения и орнаменты могут быть лег ко нанесены на их поверхность.

В то время как чеканка, басма, эмаль хорошо смотрятся и на расстоянии, так как их красота ос нована на контрасте светлых и темных пятен или на контрасте разных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами.

Искусство резьбы — это искусство особенно утонченное, тонкие линии вырезаны на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание, на любование вблизи.

Особый вид глубокой резьбы назывался «Оброн «. При этом виде резьбы фон около изображения или надписи «опускается» (обирается) при по мощи резца, благодаря чему изображение стано вится чуть рельефнее.

Чеканка — один из самых трудных приемов украшений серебряных изделий, доступный дале ко не каждому мастеру. Рельефная чеканка основана на свойстве золота и серебра растягиваться при ударе твердым предметом. У хорошего масте ра имелось в наборе несколько сот чеканов собст венного изготовления.

В XIX веке ручную чеканку, где каждая мельчайшая деталь сделана от руки, а потому индивидуальна и неповторима, начали заменять механи ческой штамповкой и вальцовкой.

Басма — ни в одной стране не нашла такого распространения, как на Руси. Басма — ручное тиснение изображения и узоров на тонких листах золота и серебра. Тисненые узоры передают плас тические формы, но отличаются от чеканки неко торой расплывчатостью и мягкостью рельефа. Благодаря тонкости листа, басма легко может быть смята, поэтому ее чаще употребляли не для украшений предметов быта, а для окладов икон, деталей иконостасов, царских врат, киотов, крес тов, церковных книг.

Басма не требует большого количества металла и потому широко применялась в древней Руси.

Скань — ажурные или напаянные на металли ческий фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, скрученной в виде верево чек или гладкой. Это одна из самых распростра ненных техник ювелирного дела, известных с древнейших времен. Со сканью неразрывно связа на зернь — мелкие блестящие металлические ша рики, напаянные на сканый орнамент, или самостоятельное украшение на гладь металла.

Скань делают из «чистоты», т. е. из чистого зо лота и серебра, которые благодаря малому количеству или отсутствию примесей настолько мяг ки, что способны вытягиваться в тонкую проволо ку.

Припой — один из важнейших приемов при из готовлении скани и украшении зернью. На очень древних изделиях, украшенных сканью и зернью, припой совсем не виден, в них поражает особен ная чистота и четкость работы. До последнего вре мени ученые бились над разгадкой тайны древне го припоя, так как даже современная рентгенов ская техника не могла обнаружить места скрепле ния скани и зерни на предметах, и только профес сор Ф. Я. Мишуков раскрыл секрет припоя. Как говорится, все гениальное — просто. Русские мас тера смешивали ртуть, золото и серебро в опреде ленной пропорции, а затем сильно нагревали, ртуть испарялась, а золото и серебро сплавлялись с предметом намертво.

Чернь — ни в одной стране не получила такого развития, как в России, где она славилась особой прочностью. Чернь — это особый сплав сернистого серебра, на первый взгляд похожий на уголь, со стоящий из серебра, меди (олова), свинца и серы в определенной пропорции. Так как чернь — это ме талл, то он легко и прочно сплавляется с основ ным металлом предмета.

Эмаль — это особый сплав стекловидной мас сы, окрашенный в разные цвета окисями метал лов. После обжига превращается в твердую блес тящую массу с устойчивыми, яркими красками.

окись олова — белый цвет;

окись железа — желтый и цвет морской волны;

окись меди – бирюзовый;

иридий — стальной, серый, черный;

окись урания и серебра — желтый.

Эмали бывают перегородчатые, выемчатые, по резьбе (гравировке), по литью, по сканому орна менту (или в сканых обрамлениях), по чеканному литью или штампованному рельефу, прозрачные (оконные), живописные (расписные) и поливные (по гладкой поверхности).

Эмаль лучше всего ложится на золото. Золото плавится при высокой температуре, эмалевая масса не окисляется и прочно держится. На сереб ре применяются более плавкие эмали.

Перегородчатая эмаль — это эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металличе скими полосками, припаянными на ребро к ме таллическому предмету, в основном к золоту.

Эмаль выемчатая, по литью, резьбе (грави ровке) — по технике значительно проще эмали пе регородчатой. Рисунок глубоко вынимается (вы резается) в толще металла, а получившееся в ре зультате углубление заполняется эмалью, после чего предмет подвергают обжигу, а затем полиру ют.

Эмаль по снимаемому орнаменту (в сканых обрамлениях) — широко применялась в России с XVI века. Отличительные особенности: делалась без контроэмали и не полировалась.

Эмаль по рельефу — передает объемные плас тичные формы. Наиболее сложная техника, тре бующая наивысшего мастерства.

Эмаль прозрачная (оконная) — этот техничес кий прием требует большого навыка и осторожно сти в работе. Прозрачная эмаль украшает предметы из скани (ажурные) или выпиленные в металле. Она не получила в России широкого рас пространения. Встречается только в предметах XIX — XX столетия.

Эмаль живописная — заключается в том, что золотая или медная пластинка (или предмет) по крывается слоем однотонной эмали и обжигается. По этому фону наносят кистью особыми эмалевы ми красками с эфирными маслами орнамент или изображение, после чего обжигают.

Сплавы золота

Применение в чистом виде драгоценных металлов в ювелирном деле не всегда оправдано и целесообразно из-за их дороговизны, физических и химических особенностей, например, недостаточной твёрдости и стойкости к износу.

Для придания ювелирным изделиям из золота большей твёрдости и износостойкости используются сплавы с другими металлами, которые называются лигатурой. Их добавляют в определенных соотношениях к золоту, чтобы получить нужные свойства сплава. Самая лучшая лигатура — это серебро и медь, потому что эти металлы улучшают все физические характеристики сплава. Чистое золото используют очень редко, так как оно слишком мягкое, легко деформируется и царапается. Лигатурами могут быть как драгоценные, так и не драгоценные металлы, хотя сплавы в любом случае называются драгоценными.

В качестве лигатуры для сплавов золота могут использоваться следующие металлы: серебро, медь, палладий, никель, платина, кадмий и цинк. Каждый из компонентов по-своему влияет на свойства и цвет сплава. Применяя разные сплавы золота, получают изделия с разноцветными украшениями.

Сплав серебра и золота

Серебро придаёт сплаву с золотом мягкость, ковкость, понижает температуру плавления и изменяет цвет золота. По мере добавления серебра цвет сплава зеленеет, переходя в жёлто-зеленый; при содержании серебра более 30% цвет становится жёлто-белым и бледнеет по мере увеличения количества серебра; при содержании в сплаве 65% серебра цвет сплава становится белым.

Сплав золота и меди

Медь повышает твёрдость золотого сплава, сохраняя ковкость и тягучесть. Сплав приобретает красноватые оттенки, усиливающиеся по мере повышения процентного содержания меди; при содержании 14,6% меди сплав становится ярко-красным. Однако медь понижает антикоррозийные свойства сплава.

Сплав золота и палладия

Палладий повышает температуру плавления золотого сплава и резко изменяет его цвет — при содержании в сплаве 10% палладия слиток окрашивается в белый цвет. Пластичность и ковкость сплава сохраняются.

Сплав золота и никеля

Никель изменяет цвет сплава в бледно-жёлтый, повышает твёрдость. Содержание никеля повышает текучесть расплава, а значит, литейные качества.

Сплав золота и платины

Платина окрашивает золотой сплав в белый цвет интенсивнее палладия. Желтизна теряется уже при содержании 8,4% платины в сплаве. Резко повышается температура плавления сплава. При повышении содержания платины до 20% увеличивается упругость золотого сплава. Сплав золота с платиной и палладием обладает очень высокими антикоррозионными свойствами.

Сплав золота и кадмия

Кадмий в составе золотого сплава резко понижает температуру плавления, но сохраняет ковкость и пластичность сплава.

Сплав золота и цинка

Цинк резко понижает температуру плавления сплава с золотом, повышает его текучесть, придаёт сплаву хрупкость и зеленоватый оттенок.

Сплавы золота можно классифицировать по цветовому признаку на жёлтые, красные, зелёные, белые, розовые и другие в зависимости от оттенков. Содержание лигатуры в золотом сплаве определяется в зависимости от свойств, которыми он должен обладать.

Актуальная цена на монету «Георгий Победоносец» — ЗДЕСЬ

Самая популярная монета в мире «Филармоникер» — ДАЛЕЕ

Статья написана по материалам сайтов: prodragmetally.ru, vashaktiv.ru, gold.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий