Столыпинская реформа 1906 1917 кратко

1906–1917 гг. – Столыпинская аграрная реформа. Ставка на крепких сельских хозяев. Переселенческое движение в Сибирь. Одним из наиболее заметных событий во внутренней политике Российской империи между двумя революциями стали реформы П. А. Столыпина. Давно назревавшая аграрная реформа стала необходима после революционных событий 1905 г. Ее разработка и проведение связаны с именем П. А. Столыпина – с 1906 г. министра внутренних дел, а с 3 июня 1907 г. – Председателя Совета министров.

Манифест Николая II об отмене выкупных платежей с 1907 г. (3 ноября 1905 г.) положил начало аграрным преобразованиям. П. А. Столыпин стремился создать в русской деревне слой зажиточного крестьянства, способного стать опорой государства и, поскольку решение крестьянского вопроса за счет помещичьих земель признавалось невозможным, основная ставка была сделана на разрушение общины. Начало процесса аграрной реформы положил указ от 9 ноября 1906 г. о крестьянском землевладении, положения которого были закреплены в законе от 20 июля 1910 г. По этому указу крестьяне получали право выхода из общины, причем согласие общинного схода становилось необязательным.

Крестьянам, выходящим из общины, предоставлялись в собственность все земли, находившиеся в их надельном пользовании, причем крестьянин мог объединить разрезные полосы земли в одном месте, «выйти на отруб», а также создать хутор, т. е. фермерское хозяйство. В 1907 г. Крестьянский банк получил часть земель царской фамилии, через него помещики могли продавать часть своих земельных владений. Банк способствовал накоплению земли в руках сельской буржуазии на максимально выгодных для помещиков условиях.

За десять лет, с 1906 по 1916 гг., возможностью выхода из общины воспользовались около 26 % всех общинников (свыше 2,5 млн крестьянских дворов), но все же большинство сельских хозяев остались в общине. За период с 1906 по 1916 гг. в основном богатыми и предприимчивыми крестьянами было создано 1,2 млн отрубов и 400 хуторов. Отдельно аграрная реформа включала в себя и массовое переселение бывших общинных крестьян в восточные районы страны. Свыше 3 млн крестьян переселились в Сибирь с 1906 по 1914 гг., причем 2,5 млн из них остались на новом месте.

Однако около 16 % переселенцев вернулись обратно. Реформа не была доведена до конца (в 1911 г. П. А. Столыпин был убит в Киеве провокатором Д. Г. Богровым), но, тем не менее, она способствовала переходу деревни на капиталистический путь развития.

Столыпинская реформа 1906 – 1917 гг.

Попыткой создания крепких крестьянских хозяйств, с закреплением земельных участков, для организации крупного, типично фермерского производства стала столыпинская аграрная реформа (закон от 9.11.1906). Названа по имени ее инициатора П.А.Столыпина.

Были поставлены задачи интенсификации хозяйственной деятельности на основе частной собственности на землю, увеличения товарности крестьянского хозяйства. Планировалось перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности — Сибири и Дальнего Востока для освоения новых территорий.

Реформа предусматривала укрепление Крестьянского банка, принудительное землеустройство (законы от 14.6.1910 и 29.5.1911) и правительственные ссуды организуемым единоличным крестьянским хозяйствам на выгодных условиях. Ссуды предназначались для строительства дома, хозяйственных построек и приобретение техники.

Юридически-правовая база, были заимствованы из зарубежного опыта с учетом специфических условий России. В частности, величина земельных наделов варьировала в зависимости от местных природных условий и степени обжитости осваиваемых степных территорий юга Украины, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, юга Урала и Западной Сибири.

Сегодня говорят о неудачах и непродуманности реформ. Очевидно, что объективных причин тому было много, основные из них:

· нехватка государственных средств на субсидии переселенцам;

· слабая сеть дорог в осваиваемых районах иотсутствие сформированного рынка сбыта сельскохозяйственной продукции;

· сопротивление крупных землевладельцев;

· консервативный стереотипы поведения российских крестьян;

· недостаточное внимание к принципиальной смене технологий.

Появление основной массы единоличных крестьянских хозяйств произошло, в основном, в благоприятных условиях южных степных районов Украины, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Южного Урала и Западной Сибири. Там необходимость трудиться большой общиной не велика и имелись крупные массивы свободных качественных земель, можно было начинать с нуля, не ломая уже сложившегося.

Революцию русская деревня встретила не процветающей или двигавшейся по пути к процветанию. Причиной была экономика, не отвечающая специфике территории, климата, времени. Производительность была самой низкой в Европе.

Коллективизация

Постреволюционная разруха в промышленности и на транспорте, сказалась и на селе. В конце 20х – начале 30х гг. для подъема села государство решило проводить коллективизацию. Ее целью было повышение производительности труда путем ликвидации частной собственности. Идея создания крупных хозяйств логична. Реализация же возможна в случае если идет технологическое переоснащение, которое должно сопровождаться укрупнением. Тем более в природных условиях России, где биологический потенциал в 1,5-2-3 раза ниже, чем во Франции, Англии, Австрии или Пруссии. В США укрупнение хозяйств в сочетании с интенсификацией технологий в это же время привели к отличным результатам.

В 1920-е гг. регулируемая государством миграция в Сибирь, направленная преимущественно для сельскохозяйственного освоения территории. Принудительные переселения в 1930-е гг. лишь вначале имели сельскохозяйственную специализацию. К концу 1930-х гг. в комендатурах ГУЛАГа половина спецпереселенцев работала в сферах промышленности и строительства, четверть — на лесозаготовках и только оставшаяся четверть занималась в традиционной сфере — сельском хозяйстве. Репрессированные крестьяне превратились в универсальную рабочую силу.

Индустриализация конца 20-х — 30-е гг. охарактеризовалась бурным ростом городского расселения и оттоком сельских жителей из села. Только село могло стать источником трудовых ресурсов для заполнения новых рабочих мест. При этом должного технологического перевооружения села не происходило. Частичная механизация труда (вспашка, уход за посевами, уборка и обмолот зерновых) в полной мере не выправляла ситуацию. С конца 20-х — 30-е гг. началось обезлюдение села.

Великая Отечественная война

Очередным этапом обезлюдивания российского села стала Великая Отечественная война. Она в большей степени, чем в городе сократила сельское население. Городское население в основном обеспечивало оборонную промышленность и большая часть жертв войны оказались селяне. Война разрушила деревни на более чем половине территории европейской части СССР, где проживала основная часть сельского населения.

Процесс восстановления хозяйства страны после войны потребовал новых рабочих рук, источником которых опять стало село. Миграция из разоренного российского села заставила руководство страны сдерживать ее путем ужесточения паспортного режима. Но выезд из села на учебу и работу стал приобретать катастрофические масштабы.

Условия труда на селе становились все более невыносимыми, без ощутимых, для сельских тружеников результатов и перспектив. Сельская местность предоставляла ее жителям весьма ограниченный круг профессий, позволявших реализовать себя (сельский механизатор, скотница или доярка, рабочая в полеводстве). Город оказывался вне конкуренции, предлагая широкий спектр профессий, а получение образования выше среднего, возможное только в городе.

Это интересно:  Каким было положение рабов

Период экономических реформ, проводившихся Н.С. Хрущевым, не внес коренных изменений в деградацию российского села. Сельским жителям стали выдавать паспорта, и они были вольны распоряжаться своей судьбой более свободно. Это в сочетании с подъемом промышленности еще более усилило отток из села.

Появился «оргнабор», когда из сельской местности, вывозили будущих малоквалифицированных работников для городской промышленности. Селяне проживали в городских общежитиях в надежде на квартиру. Работали на низко квалифицированной работе (сборочных конвейерах, ткацких фабриках, стройплощадках, транспорте).

Проведение досуга и уровень бытового обслуживания в городах просто несопоставимы с сельской местностью. Приобретение товаров длительного пользования, их ремонт, пошив одежды на селе был невозможны. Показателен пример — в далеко не худшей в стране Ленинградской области в 1970 г. 10% сел, не были электрифицированы.

Освоение целины

Вторая попытка расширения освоения земель в восточных регионах страны под сельскохозяйственное использование была в 30-е гг. во время коллективизации, когда образовали Всесоюзный переселенческий комитет при Совете народных комиссаров Союза ССР. Комитет был образован для «полного освоения малозаселенных плодородных районов и идя навстречу пожеланиям … о переселении в эти районы».

Всесоюзный переселенческий комитет обязали: выработать план переселения; установить подбор групп переселенцев и обслуживание их в пути; выделить земельные фонды для организации колхозов и МТС и содействовать землеустройству и хозяйственному обслуживанию колхозов и МТС. Поставленные задачи не были решены. Миграционные потоки определялись большей частью принудительным переселением.

Вновь к вопросу об освоении целинных земель вернулись после Великой Отечественной войны. Рассматривалось два варианта. Первый предусматривал восстановление разрушенных хозяйств в сельскохозяйственных районах центральной России. Второй — освоение целинных районов, в основном, Сибири и Казахстана.

Был поставлен вопрос о значительном, и быстром расширении посевных площадей за счет распашки земель относительно пригодных для земледелия. Началось ускоренное расширение экстенсивного ведения сельского хозяйства. На февральском Пленуме ЦК КПСС в 1954 г. принято постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Планировались увеличить производство зерна в СССРза 1954—1960 гг., освоив земельные ресурсы в Казахстане, Поволжье, Сибири,на Урале, Дальнем Востоке и в др. районах (не менее 43 млн. га целинных и залежных земель).

Для решения задачи предполагалась организация новых совхозов; оснащение их передовой машинной техникой и посылка квалифицированных кадров на новые земли, создание им нормальных бытовых и культурных условий.

За 19541960гг. вСССР было поднято 41,8 млн. га, в основном на юге Западной Сибири и в Казахстане. За два года предполагалось 13 млн. га, распахали 33 млн. га. Для решения задачи были мобилизованы материальные, трудовые ресурсы и научный потенциал.

Тем не менее, планы не были выполнены по оснащению техникой, квалифицированными кадрами и нормальными бытовыми условиями. Использование научного потенциала было ограничено, особенно тогда, когда говорили о необходимых ограничениях. Надежды, откликнувшихся на призыв и надеявшихся на стабильную работу и качественные условия труда и жизни не оправдались.

Освоение целины началось без серьезной предварительной подготовки, при отсутствии инфраструктуры. На целину отправляли все производимые в стране тракторыи комбайны, посылали студентов, отправляли в командировки механизаторов. Результат — себестоимости целинного хлеба гораздо выше, чем в центре России.

Не учитывались специфичные природные условия степей, не были разработаны обработки почв и адаптированные к сорта зерновых. Урожайность была в среднем ниже общесоюзной. Освоение было не просто экстенсивное и губительное для территории, не смотря на указания ученых.

Огромные ресурсы были сосредоточены на воплощении этого проекта — за 19541961 гг. целина поглотила 20 % всех вложений СССР в сельское хозяйство. Курс на освоение целины консервировал экстенсивный тип развития сельского хозяйства.

Благодаря колоссальному сосредоточению средств и людей земли в первые годы давали высокие урожаи, а с середины 1950-х годов — от половины до трети всего производимого в СССР хлеба. Однако желаемой стабильности добиться не удалось. Негативные последствия проявились быстро – пыльные бури, вторичное засоление. В неурожайные годы на целине не могли собрать даже посевной фонд. Одновременно лишившись привычных пастбищ, произошел массовый падеж традиционного для этих мест скота.

Целинные районы превратились из не очень выгодных в убыточные. В результате отвальной вспашки 31% целинных земель Казахстана утратили плодородие. Применявшиеся экстенсивные технологии быстро привели к деградации и остальных земель, сделали невозможным стабильное существование сельскохозяйственного производства на этих территориях. Остальные земли пришлось срочно спасать внедрением новых технологий обработки, без чего на всей освоенной площади земли могли быть безвозвратно потеряны. Уже в начале 1960-х гг. страна вынуждена была прибегнуть к массовым закупкам хлеба на западе.

Ставка была сделана на экстенсивное решение проблемы с неоправданным перерасходом материальных, людских и природных ресурсов. Довольно быстро начался и отток населения из этих районов. Вторая волна выезда в Россию с территорий бывшей целины началась с распадом СССР. Кризисные явления на селе преодолеваются и сейчас.

Столыпинская реформа 1906 1917 кратко

4.5. Столыпинская аграрная реформа

Основная проблема эпохи: стратегический замысел столыпинской аграрной реформы состоял в том, что необходимо было создать условия для возникновения но­вого социо-культурного типа крестьянина, сформированного не в уравнитель­но-перераспределительной атмосфере русской общины, а являвшегося полноп­равным элементом рыночной экономики, носителем и субъектом права в европейском его понимании. Эта грандиозная задача была рассчитана на дли­тельную перспективу, и не вина П. А. Столыпина, что история России этого срока не предоставила.

1. Причины проведения реформы.

2. Основные положения Указа 9 ноября 1906 года.

3. Рассмотрение аграрного законопроекта.

4. Разрушение крестьянской общины.

5. Переселенческая политика.

6. Итоги реформы.

Решительно взялся за претворение в жизнь разработанных проектов П.А. Столыпин, назначенный в апреле 1906 г. министром внутренних дел, а в июле того же года – председателем Совета министров России.

Определяющим моментом реформаторской деятельности стала перестройка отношений собственности в сельском хозяйстве. Ставка делалась не на ликвидацию помещичьего землевладения, а на создание и укрепление частной крестьянской собственности на землю путем разрушения общины.

Столыпин понимал, что бессмысленно бороться со следствиями, не затрагивая причин социальной нестабильности. Главная и основная задача состояла в принципиальной реорганизации землепользования и землевладения крестьянства. П.А. Столыпин давно уже видел пагубность существования общины. Надлежало решить две тесно взаимосвязанные организационно-правовые и экономические проблемы. Во-первых, снять все необоснованные и архаичные юридические ограничения прав крестьянства и, во-вторых, создать условия для развития частного мелкого аграрного хозяйства. Сохранение власти общины вело к упадку крестьянского сельскохозяйственного производства, способствовало нищете самой многочисленной группы населения.

Это интересно:  Если есть каско надо ли делать осаго

Столыпинская реформа в большинстве случаев реализовывалась царскими указами, что гарантировало оперативность ее проведения. Она базировалась на принципе неприкосновенности частной собственности на землю, которая не могла ни в какой форме насильственно отчуждаться.

12 августа 1906 г. появился указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской фамилии); 27 августа — о порядке продажи казенных земель; 19 сентября — о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность императора); 19 октября — о разрешении Крестьянскому банку выдавать крестьянам ссуды под залог надельной земли, чем признавалась крестьянская личная собственность на землю. Этими решениями был создан национальный земельный фонд, позволявший развернуть широкую программу переселения земледельцев из зон аграрного перенаселения (главным образом губерний центральной части Европейской России).

Вслед за этим последовало несколько законодательных актов, изменявших юридический и правовой статус крестьянства. 5 октября 1906 г. — указ об отмене всех сохранявшихся ограничений для крестьянского сословия. Отныне оно уравнивалось в правах со всеми гражданами в отношении государственной и военной службы, обучения в учебных заведениях.

Наконец, 9 ноября 1906 г. последовала самая важная в этом ряду мер — был издан указ о раскрепощении общины. Каждый крестьянин получал право свободного выхода из общины вместе со своим, укрепленным в личную собственность наделом, который принадлежал ему до того на правах временного владения. Крестьянин и раньше имел право выделиться из общины, но лишь с согласия «мира» и после выплаты выкупных платежей. Теперь же положение изменилось. Указ 9 ноября 1906 г. свидетельствовал о том, что власть отказалась от старой своей политики сохранения общины и перешла к поддержке мелкого частного собственника.

Это была довольно жесткая линия, лишенная тех благотворительно-патерналистских начал, на которых длительное время строилось отношение государства с крестьянством. Подобная мера неизбежно вела к резкому усилению дифференциации сельского населения, к разорению части его. Однако это было необходимо в новых условиях хозяйственной деятельности, когда полноценным субъектом рыночной экономики мог стать лишь крепкий, выдержавший испытание жестокой конкурентной борьбы хозяин. Закон 14 июня 1910 года сделал выход крестьян из общины обязательным.

Основной целью аграрной реформы было создать крепкое крестьянское хозяйство, основанное на частной земельной собственности. Это дало возможность, во-первых, успокоить Россию, избежать новой революции, расширить социальную опору власти. И, во-вторых, обеспечить продвижение страны по пути капиталистической модернизации.

В аграрных преобразованиях Столыпина можно выделить несколько направлений:

1) разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба (выделение крестьянина с землею из общины при сохранении усадьбы на прежнем месте) и хутора (выделение с переносом усадьбы на новое место). Избавляясь от общинных ограничений (периодических переделов земли, принудительного севооборота, т.е. необходимости сеять ту же культуру, что и соседи), крестьянин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрению распоряжающегося принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями.

Государственные органы активно содействовали разрушению общинных порядков. В губерниях и уездах создавались землеустроительные комиссии, следившие за правильным отводом участков, выделявшимся хозяевам. Комиссии убеждали крестьян в том, что реформа принесет им ощутимую выгоду, часто оказывали давление на консервативные крестьянские сходы. При выделении отрубов и хуторов некоторые хозяева получали земли больше, чем у них было до реформы, эти излишки передавались самостоятельным владельцам бесплатно или по низким ценам. В годы реформы из общин выделилось около 2 млн. хозяйств, в основном зажиточных. Это был несомненный успех политики Столыпина;

2) реорганизация крестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель и перепродажа их в руки крестьян. Эта мера решала проблему малоземелья, не затрагивая интересы крупных собственников. Крестьянам была передана часть государственных и удельных (принадлежавших императорской семье) земель. Основанный еще в 1882 году Крестьянский банк в годы аграрной реформы покупал помещичьи имения и продавал их крестьянам мелкими участками на достаточно выгодных условиях. Чтобы облегчить положение крестьян, государство с 1906 года отказалось от взимания остатков выкупных платежей;

3) поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию). Переселенцам прощались недоимки, выдавались беспроцентные ссуды, продавались дешевые железнодорожные билеты. В течение пяти лет переселенцы не платили налогов. Эти льготы и отсутствие перспектив в родных местах побудили многих малоземельных крестьян отправиться в восточные районы. За 10 лет число переселенцев превысило 3 млн. человек.

Ни сам премьер, ни его сподвижники никогда не называли «точную дату» завершения реформы. Да подобное сделать было и невозможно. Был определен стратегический замысел, главное направление, разработаны организационно-финансовые механизмы и рычаги. Темп преобразования и его последовательность зависели от множества факторов, а не только от желания и целеустремленности высших должностных лиц империи.

Вопреки некоторым утверждениям, Столыпин не проводил курса на «насильственное разрушение» общины. В основе преобразования лежал принцип добровольности. Если крестьяне не хотели переходить к новым формам землепользования (таких случаев было немало), то государство их не принуждало. Столыпин был уверен, что время и живой пример других — вот главные стимулы возрастания интереса в крестьянской среде к индивидуальному землепользованию. Государство финансовыми и административными мерами лишь стимулировало эту тенденцию.

Несмотря на существенные положительные моменты, аграрная реформа имела серьезные недостатки:

— экономический прогресс в деревне был несовместим с сохранением помещичьего землевладения;

— реформа оказалась слишком запоздалой, потому что у страны не было 20-ти лет, на которые уповал Столыпин; в результате царизм не успел создать себе опору в деревне из крестьян — собственников земли;

— постепенное разрушение общинных порядков порождало новые и обостряло старые проблемы. Разорявшиеся крестьяне уже не могли рассчитывать на помощь мира; во многих центральных губерниях, где остро ощущалась нехватка земли, ускорилась пролетаризация части крестьян. Противопоставление зажиточных и бедных крестьян дестабилизировало обстановку в деревне;

— середняк начал борьбу против разрушения общины, создав в нем угрозу своему положению. Крестьяне стали препятствовать деятельности землеустроительных комитетов, не тушили при пожаре дома хуторян или отрубников, даже не разрешали хоронить их на мирском кладбище. Общинная психология оказалась у крестьян сильнее, чем полагали власти;

— переселенческая политика также не во всем достигла своих целей: суровые климатические условия, неумение приспособиться к новым непривычным способам хозяйствования, далеко не всегда организованный прием переселенцев на местах. Это вынудило примерно 16% крестьян вернуться обратно и приводило к тому, что переселенцы-неудачники с трудом находили себе место в покинутых ранее родных местах, тем самым, увеличивая число социально неустроенных и малоимущих в центральных районах. Переселенческая политика привела, таким образом, к частичному разрешению проблемы малоземелья.

Это интересно:  Авилон бмв на волгоградке

Таким образом, несмотря на компромиссный и половинчатый характер реформы, преобразования в аграрной сфере во многом обусловили экономический подъем 1911 – 1913 гг., существенное увеличение количества свободных рабочих рук, превращение зажиточного крестьянина в стабильного потребителя промышленной продукции (именно эта часть крестьянства станет производить около 40% товарного хлеба).

Источники и литература

Столыпин П. А. Нам нужна великая Россия. Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906–1911 гг. М., 1991.

Хрестоматия по истории СССР. 1861–1917: Учеб. пособие для пединститутов по специальности «История» / Сост. В. А. Антонов и др.; Под ред. В. Г. Тюкавкина. М., 1990. Гл. 16.

Хрестоматия по истории СССР. 1900 – конец 1930-х гг.: Пособие для учителя / Сост. С. И. Матруненков; Под ред. Ю. И. Кораблева. М., 1988. С. 87–93.

*Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

Государственная деятельность П. А. Столыпина: Сб. статей. М., 1994.

Дубровский С. М. Столыпинская земельная реформа. М., 1963.

Зырянов П. Н.Крестьянская община Европейской России 1907–1914 гг. М., 1992.

Зырянов П. Н.Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992.

Столыпинская аграрная реформа 1906–1917 гг

Июня 1907г. была разогнана 2-я Госдума и изменён избирательный закон. Сократилось представительство в ней рабочих и крестьян. Это было сделано вопреки законам без согласия Думы и потому являло собою государственный, так называемый «третьеиюньский переворот».

Третьеиюньская монархия» и деятельность Государственной Думы

Парламентская системадореволюционной России была основана на разделении избирателей на 4 курии (помещичья, городская, крестьянская и рабочая) с неравными нормами представительства (особенно усилилось это неравенство по столыпинскому закону 3 июня 1907 г.). Неравные права получили также национальные меньшинства. Не получили избирательного права не имевшие имущественного ценза (кроме крестьянских общин и рабочих), а также духовенство, военные (в соответствии с принципом «армия вне политики») и женщины (последние не имели его во всем мире до Первой мировой войны). Выборы были не прямыми, а 2-степенными, как в США, через выборщиков. По такой системе избиралась нижняя палата парламента – Государственная дума.

Верхнюю палату представлял реформированный Государственный совет, призванный быть консервативным «амортизатором» Думы. В отличие от нее, он наполовину назначался императором (как и раньше), а наполовину избирался, но только от представителей первых двух курий (т. е. без участия крестьян и рабочих).

По Основным законам император сохранял всю полноту исполнительной власти и – наравне с Думой – право законодательной инициативы. Закон считался принятым после принятия его обеими палатами и утверждения царем.Император имел право досрочного роспуска Думы и назначения новых выборов, а также в перерывах между думскими сессиями издавать самостоятельно указы, имевшие силу закона. (Этой лазейкой в законодательстве широко пользовалось правительство. Именно таким путем, в обход «парламентской канители», Столыпин провел свою аграрную реформу, утвержденную Думой в качестве закона лишь в 1910 г., когда реформа проводилась уже четвертый год и была на полном ходу). В целом политический строй оставался авторитарным.

Историю Думы можно разделить на два периода:

1906–1907 – 1-я и 2-я Думы, в которых преобладали кадеты. Обе стояли в резкой оппозиции к правительству и были распущены досрочно.

1907–1917 (после произвольного изменения Столыпиным избирательного закона) – 3-я и 4-я Думы, в которых лидировали октябристы. Обе эти Думы были относительно лояльны к правительству либо занимали конструктивную оппозицию, вплоть до назревания политического кризиса в ходе Первой мировой войны.

Содержание реформы. 9 ноября 1906 г. был издан указ, который:

1) предоставлял крестьянам право свободно покидать общины, закрепляя в собственность причитающуюся часть общинной земли;

2) крестьянин мог получить землю в виде отдельного участка (отруб), на который мог перенести и свою усадьбу (хутор).

Таким образом, указ не разрушал специально крестьянские общины, но развязывал руки крестьянам, желавшим хозяйствовать самостоятельно. Таким образом, планировалось создать в деревне прослойку крепких домовитых хозяев, чуждых революционному духу, и в целом повысить производительность сельского хозяйства. Указ, принятый в период междумья, сразу вступил в действие как «чрезвычайный».

Большая роль возлагалась на Главное управление землеустройством и земледелием (с 1908 г. – Министерство земледелия), которое организовало на местах правильное размежевание земли. Планировалось развитие медицины и ветеринарии, оказание социальной помощи крестьянам.

Чтобы разрешить вопрос малоземелья, были организованы переселения крестьян из зон с острым дефицитом земли в Сибирь, Казахстан, другие районы. Переселенцев, кроме того, освобождали на длительное время от налогов, выдавали денежное пособие по 200 руб. на одну семью.

Итоги реформы:

1) к 1916 г. из общин выделилось около 26 % домохозяев, что очень много. Но только 6,5 % из них перешли на отруба, а 3 % организовали хутора, в основном это были середняки, крепкие крестьяне (кулаки) зачастую не торопились покидать общины, так как обычно возглавляли их организацию;

2) оказанию крестьянству медицинской и социальной помощи мешал недостаток средств;

3) организация переселения оказалась не на высоте, поэтому из 3,5 млн переселенцев около 500 тыс. самостоятельно возвратились обратно. Хотя в целом эта политика имела прогрессивный характер, население Сибири увеличилось, было освоено около 30 млн десятин земли;

4) самыми значительными удачами реформы оказались ее косвенные результаты:

– у крестьян проснулся интерес к достижениям агрономической науки;

– увеличился спрос на сельскохозяйственные машины и инструменты;

– начала развиваться свободная крестьянская кооперация, как потребительская, так и производительная.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья написана по материалам сайтов: lektsia.com, ebooks.grsu.by, studopedia.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий