Температура замерзания дизельного топлива

Еще раз о морозоустойчивости дизельного топлива: помутнение, фильтруемость, застывание.

Температурные характеристики топлива зимой выступают в качестве основного критерия применимости. Главную проблему зимой представляют парафины, которые в той или иной концентрации всегда присутствуют в дизельном топливе. При охлаждении они переходят в твердое состояние и выпадают в осадок — зрительно это воспринимается как помутнение дизельного топлива. Само по себе помутнение не опасно. Но если продолжить охлаждение, то начнется агломерация — срастание молекул парафинов между собой. Как только парафиновые агломераты станут соразмерными с диаметром микропор фильтра тонкой очистки топлива, фильтр окажется заблокированным белым парафиновым гелем. Топливо перестанет поступать к двигателю.

Температура, при которой это происходит, называется температурой предельной фильтруемости. При дальнейшем охлаждении топливо неизбежно, как и любая другая жидкость, замерзнет и перейдет в иное агрегатное состояние — в твердое. Соответственно, качество дизельного топлива на морозе характеризуется тремя параметрами — это температура помутнения, температура предельной фильтруемости и температура застывания. Для системы питания двигателя наибольшее значение имеет температура предельной фильтруемости. Ведь даже если топливо начало мутнеть, но еще способно пробиваться через микропоры фильтра, мотор будет работать.

Для снижения температуры фильтруемости в топливо вводят так называемые депрессорные присадки, ограничивающие рост парафиновых агломератов. Таким способом удается понизить температуру фильтруемости до минус 15°С. Именно такое топливо и производит Московский НПЗ под маркой ТДА(ЕН590) сорт Е. В топливах с температурой фильтруемости ниже минус 15°С содержится, как правило, более высокая концентрация керосиновой составляющей.

Смесь летнего дизельного топлива с керосином.

Традиционно зимой на московском рынке появляется бодяга» — смесь летнего дизельного топлива и керосина в пропорциях до 1:1 включительно. Под смесь при необходимости подкладывается паспорт «зимнее дизельное топливо минус 25» (и даже выдумываются новые НПЗ !). На рынок «народный дизель» выходит иной раз на 3-4 рубля за литр дешевле «честного» топлива.

Разбавленное керосином дизельное топливо теряет смазывающие свойства, что приводит к ускоренному износу топливной аппаратуры. Двигатель после зимнего сезона работы на таком топливе весной отправляется в переборку. Затраты на его ремонт намного превышают «экономию» от закупок дешевого топлива. И это не говоря уже о существенном риске того, что вам придется заплатить за сомнительного поставщика НДС.

Номенклатуры зимнего дизельного топлива.

  1. По признаку предельного содержания серы, отраженному в показателе «ВИД» топлива.
  2. По признаку температуры использования (климатической зоны, в которой топливо может применяться).

Для умеренной климатической зоны дизельное топливо условно разделяют по шести сортам: А,В,С,D,E,F.

Сорт B Сорт C Сорт D Сорт E Сорт F
Температура фильтруемости, °С, не выше 0 — 5 — 10 — 15

Для районов с холодным климатом дизельное топливо условно разделяют на пять классов: 0, 1, 2 , 3, 4.

Класс 0 Класс 1 Класс 2 Класс 3 Класс 4
Температура помутнения, °С,
не выше
— 10 — 16 — 22 — 28 — 34
Температура фильтруемости, °С,
не выше
— 20 — 26 — 32 — 38 — 44

Увидев слово «КЛАСС» вы понимаете, что это топливо предназначено для холодной и арктической климатической зоны. Номер класса «3» дает вам уверенность в том, что до температуры минус 38 °С двигатель вашей машины будет работать, как часы.

«Обычное» летнее дизельное топливо (Л-0.2 62 и ТДА Сорт C) можно использовать только до температуры окружающего воздуха не ниже, чем минус 5°С При более низких температурах парафин, содержащийся в топливе, начинает коагулироваться (слипаться), топливо мутнеет, превращается в гелеобразную массу, закупоривает сначала топливные фильтры, а затем и топливные трубки.

Для московского региона наиболее характерно топливо с предельной температурой фильтруемости не ниже минус 15 °E. Именно такое дизельное топливо (ТДА, сорт Е) путем введения присадок, препятствующих коагуляции парафинов, производит Московский НПЗ. Следует отметить, что присадочные топлива начинают мутнеть уже при температуре минус 5 °С, но присадки останавливают рост кристаллов парафина до размеров, не превышающих пропускные каналы автомобильных фильтров.

Для более низких температур применяются зимние сорта производства Рязанского НПЗ, Самарских НПЗ, Уфимских НПЗ с температурой фильтруемости до минус 25 °С.

Уфимские НПЗ выпускают дизельное Арктическое топливо с температурой применения до минус 35 °С. Это топливо не поступает на московский рынок в виду крайне низкой вероятности таких холодов.

Также смотрите нашу рубрику часто задаваемые вопросы, в которой немалую долю составляют вопросы, посвященные зимним номенклатурам.

Как получают зимнее топливо?

Зимнее топливо с температурой эксплуатации до минус 15 °С получают, как правило, посредством введения в летние сорта депрессорных присадок, ограничивающих рост парафиновых кристаллов при отрицательных температурах.

На заводах, для получения более низких температур эксплуатации топлива, помимо введения депрессорных присадок, увеличивают керосиновую составляющую. Такая мера улучшает запуск двигателя в холодную погоду, но ухудшает при этом его тяговые характеристики.

Что делать, если замерзло дизельное топливо?

Замерзшее топливо можно восстановить для эксплуатации, только отогрев его. Других методов не существует.

Застывания дизельного топлива

При низких температурах проявляется кристаллизация высокоплавких углеводородов. Потерю подвижности нефтепродуктов вследствие образования из кристаллизующихся углеводородов каркаса, или структурной сетки, принято называть застыванием. В топливе образуются разрозненные кристаллы, которые оседают на фильтрах и влияют на ухудшение подачи топлива в цилиндры двигателя.

Низкотемпературные свойства дизельных топлив могут быть улучшены путем добавления присадок – депрессаторов. Так, присадка “А” понижает температуру застывания и предельную температуру фильтруемости, практически не влияя на температуру помутнения.

Общий вид прибора для оценки низкотемпературных свойств дизельного топлива показан на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Прибор для оценки низкотемпературных свойств дизельного топлива: 1,2 – термометры; 3– пробка; 4– стакан; 5 – пробирка с топливом; 6– пробирка.

В пробирку 5 наливают испытуемое топливо в таком количестве, чтобы ртутный шарик термометра 2 был в середине жидкости. Пробирку плотно закрывают пробкой 3 сукрепленным в ней термометром. Собранную пробирку 5 помещают в воздушную ванну, которой служит другая пробирка 6, большего диаметра. В стакан 4 с охлаждающей смесью помещают термометр 1. В качестве охлаждающей смеси можно использовать многие составы. При испытании летних сортов дизельных топлив можно пользоваться смесью снега и поваренной соли. При испытании зимних сортов удобно работать с твердой углекислотой (сухой лед). Сухой лед небольшими кусочками (пинцетом) опускают в бензин, происходит интенсивное испарение углекислого газа, что вызывает понижение температуры. Температура до минус 45–50° достигается легко, а этого вполне достаточно для испытания зимних топлив.

Помешивая охлаждающую смесь, понижают ее температуру примерно до 0 0 . Затем в охлаждающую смесь в вертикальном положении устанавливают собранный прибор и по термометру 2 следят за понижением температуры испытуемого топлива.

Температуры помутнения, кристаллизации и застывания зависят от химического состава дизельных топлив. У парафиновых углеводородов эти температуры очень высокие, часто даже положительные, поэтому нефти парафинового основания используют для получения летних сортов дизельных топлив. Многие нафтеновые углеводороды имеют низкие температуры застывания (ниже минус 50 0 С). Зимние сорта дизельных топлив вырабатывают из нефтей с высоким содержанием нафтеновых углеводородов. Подбирая сырье, технологию его переработки и очистки, получают зимние сорта дизельных топлив с температурами застывания минус 45 или минус 30 0 С. Содержание ароматических и непредельных углеводородов в дизельных топливах крайне нежелательно: первые имеют высокие температуры застывания и ухудшают качество горения, а вторые снижают стабильность.

Нефтей, пригодных для производства зимних сортов топлив, сравнительно немного, производство их сложное, поэтому зимних топлив вырабатывается значительно меньше, чем летних. Следовательно, зимние сорта нужно использовать только в холодное время года и не допускать смешения их с летними сортами топлив.

Марка дизельного топлива ____________________

Температура помутнения _____________________

Температура застывания ______________________

Температура замерзания дизельного топлива

Температура замерзания дизельного топлива – это один из важнейших критериев, на котором следует останавливаться в процессе выбора. Данный параметр важен потому, что каждое горючее предназначено для использования в определенных температурных условиях, при которых оно гарантирует идеальные показатели производительности и при этом не густеет. При загустевании ДТ фильтры перестанут его пропускать, из-за чего ДВС очень быстро остановится.

При каких температурах замерзает дизтопливо

Прежде чем узнавать, какая температура замерзания летнего дизельного топлива, нужно рассмотреть разновидности реализуемого горючего. Всего принято выделять 3 вариации:

  1. Летнее. Наиболее дешевое среди аналогов, потому что его состав отличается простотой и доступностью. Густеет данное горючее уже при +5С, а полностью замерзает при -5С.
  2. Зимнее. Производство данного горючего стоит значительно дороже, из-за чего его окончательная стоимость увеличивается. Загустевание наступает при -25С, тогда как для полного замерзания потребуется -35С.
  3. Арктическое. Наиболее выносливый вариант горючего, который полностью замерзает даже -50С, а густеет уже при -40С.

В большинстве случаев жители Санкт-Петербурга вынуждены ориентироваться на показатели температуры замерзания зимнего дизельного топлива. К тому же никогда не стоит доводить непосредственно до критической температуры, потому что в большинстве случаев уже при температуре помутнения нужно производить замену на зимний аналог.

Грамотно выбранное ДТ – сочетание экономии и надежности

Покупка горючего – это очень важный шаг, от которого зависит исправность работы всех устройств, уверенного движения и других факторов. Оформить заказ достаточно просто, потому что нужно проделать лишь несколько несложных шагов:

  • связаться с нами любым способом из представленных на сайте;
  • выбрать интересующую марку и объем;
  • указать адрес доставки;
  • оговорить дополнительные интересующие пожелания.

Перед отправкой партии горючего мы проводим проверку в собственной лаборатории на соответствие требованиям ГОСТ. Заказывайте дизельное топливо для автомойки, и мы доставим его без промедлений.

Устройство автомобилей

Дизельные топлива

В системе питания дизелей используют жидкое топливо, которое получают в результате прямой перегонки нефти при температуре 230…380 ˚С. Такое топливо назвают дизельным топливом или дизтопливом.
Для получения необходимых свойств к дизельному топливу прямой перегонки добавляют керосиногазойлевые фракции различных технологических процессов переработки нефти и газовых конденсатов.

В среде автомобилистов дизельное топливо нередко называют соляркой, но мало кто знает, что солярка — его первоначальное название, поскольку еще в позапрошлом веке более тяжелую фракцию, образующуюся при перегонке нефти, называли «солярол» (от немецкого «Solaröl» — «солнечное масло»).
В середине прошлого века в нашей стране выпускался нефтепродукт под официальным названием Соляровое масло, использовавшийся в качестве топлива в системе питания дизелей с невысокой частотой вращения коленчатого вала. Поэтому название дизельного топлива «солярка», «соляра» до сих пор используется в разговорной речи.
Конечно же, спустя почти столетие, требования к свойствам современных дизельных топлив отличаются от свойств Солярового масла из-за технических новаций в развитии двигателестроения, но, как это часто бывает, устоявшееся название топлива для дизелей — «солярка» оказалось очень живучим.

В зависимости от условий применения выпускают три марки дизельного топлива:

  • Л (летнее) – для температуры окружающего воздуха 0 ˚С и выше;
  • З (зимнее) – для температуры окружающего воздуха минус 20 ˚С и выше;
  • А (арктическое) – для температуры окружающего воздуха минус 50 ˚С и выше.

Эти топлива отличаются между собой фракционным составом, вязкостью, плотностью, температурами застывания, помутнения и другими показателями.

Ввиду особенностей устройства системы питания дизелей топливо для них должно обладать хорошими смазывающими свойствами, достаточной прокачиваемостью и особенно фильтруемостью.

Цетановое число дизельного топлива

Основной показатель дизельного топлива — цетановое число, характеризующее способность топлива к воспламенению в камере сгорания, т. е. его воспламеняемость. Цетановое число равно объёмному содержанию цетана в смеси с α -метилнафталином, которое в стандартных условиях имеет одинаковую воспламеняемость по сравнению с исследуемым топливом.

Температура вспышки для автомобильного дизельного топлива должна быть не выше 70 °C.

Температура вспышки горючей жидкости — это минимальная температура, при которой воспламеняющаяся жидкость выделяет достаточное количество паров, чтобы образовать воспламеняющуюся смесь с воздухом над поверхностью горючей жидкости (при нормальном атмосферном давлении).
Если температура вспышки горючей жидкости выше максимальной температуры окружающей среды, то взрывоопасная смесь не образуется. Следует учитывать, что температура вспышки смеси различных воспламеняющихся жидкостей может быть ниже, чем температура вспышки её отдельных компонентов.

Температура вспышки дизельного топлива может быть в диапазоне от 52 °С до 96 °С в зависимости от типа двигателя, для которого оно применяется и условий его работы. Поскольку дизтопливо применяется в двигателях с высокой степенью сжатия, дизельное топливо должно обладать высокой температурой вспышки и низкой температура самовоспламенения.

Цетановое число топлива определяет мощностные и экономические показатели дизельного двигателя.

Диапазон значений цетанового числа используемых в двигателях дизельных топлив колеблется от 40 до 55. Фактически, эта цифра означает отрезок времени от подачи топлива в цилиндр до его воспламенения.
Более высокое цетановое число означает меньшее время воспламенения, и, соответственно, лучшее горение топлива, что повышает экологичность выхлопа. Однако если этот показатель превышает 60, то прироста мощности двигателя не происходит.

Применение топлива с низким цетановым числом приводит к увеличенному периоду задержки или запаздыванию самовоспламенения. В этом случае в камере сгорания накапливается большая масса топлива, которая затем мгновенно сгорает (взрывное горение).

При этих условиях давление в цилиндре нарастает скачкообразно, дизель работает жестко (слышится металлический стук), вследствие этого возрастает нагрузка на коренные подшипники, повышается их износ, что приводит к преждевременному выходу подшипников из строя.

При нормальном цетановом числе период запаздывания воспламенения топлива мал, оно воспламеняется сразу же при входе в камеру сгорания. Давление в цилиндре нарастает плавно, двигатель работает мягко, без стуков и процесс сгорания топлива в цилиндре идет нормально.

Дизельное топливо с чрезвычайно высоким цетановым числом (выше 70. 75) не успевает полностью перемешиваться с воздухом, процесс сгорания происходит при недостаточном количестве воздуха, вследствие чего топливо догорает в процессе такта рабочего хода, из-за чего падает экономичность дизеля, появляется дымный выхлоп, увеличивается нагарообразование и т. д.

Физические свойства дизельных топлив

Летнее дизельное топливо

Летнее дизельное топливо должно иметь плотность не более 860 кг/м 3 и температуру вспышки — плюс 62 °C. Температура застывания должна быть не ниже минус 5 °C.
Летнее топливо получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180. 360 °C.

Зимнее дизельное топливо

Зимнее дизельное топливо должно иметь плотность не более 840 кг/м 3 и температуру вспышки — плюс 40 °C. Температура застывания зимнего дизельного топлива не должна превышать минус 35 °C.

Получают зимнее дизельное топливо смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180. 340 °C.
Также зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавлением специальной депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, практически не влияя на температуру предельной фильтруемости.

В условиях кустарных и частных АЗС чаще всего зимнее дизельное топливо получают, добавляя в летнее дизельное топливо до 20% керосина, при этом эксплуатационные свойства топлива практически не меняются.

Арктическое дизельное топливо

Арктическое дизельное топливо имеет плотность не более 830 кг/м 3 и температуру вспышки — плюс 35 °C. Температура застывания такого топлива — не выше минус 55 °C.
Получается арктическое топливо смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180. 320 °C.
Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо, по сути, — утяжеленный керосин.

Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число (35-40) и недостаточные смазывающие свойства, что неприемлемо для нормальной работы ТНВД и форсунок, поскольку смазывающие свойства дизтоплива используются для снижения трения в узлах и приборах системы питания.
Для улучшения смазывающих свойств арктического дизельного топлива в него добавляют минеральные моторные масла и цетаноповышающие присадки.

Существует и другой способ получения арктического дизельного топлива — депарафинизация летнего дизельного топлива, который требует применения специального оборудования и является более дорогим по сравнению с использованием керосина в качестве добавки.

Плотность дизельного топлива

Важным физическим свойством дизельного топлива является его плотность. Чем выше плотность топлива, тем больше энергии вырабатывается в процессе его сгорания и, соответственно, возрастают показатели эффективности и экономичности.
Автомобиль, заправленный более плотным дизельным топливом, имеет больший запас хода по времени работы двигателя и пробегу.
Обычно плотность дизельного топлива в нормальных условиях (при температуре плюс 20 °C) находится в пределах 0,825. 0,845 г/см 3 .

Плотность дизельного топлива, как и других веществ, зависит от температуры окружающего воздуха — при понижении температуры плотность увеличивается, объем топлива уменьшается (происходит усадка).

Для определения изменения объема топлива при колебаниях температуры внешней среды на практике можно использовать простой способ, описываемый формулой: «Один литр на каждую тонну топлива при изменении температуры на один градус». Разумеется, при этом следует учитывать, что при повышении температуры объем увеличивается, а при снижении — уменьшается.

Обозначение и маркировка дизельных топлив

В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:

Первая группа: буквы ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.
Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения

  • Л — летнее (температура фильтруемости не определяется);
  • Е — межсезонное (-15 °С);
  • З — зимнее (-20 °С);
  • А — арктическое (-38 °С).

Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива.

  • К2 — содержание серы не более 500 мг/кг;
  • К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
  • К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);
  • К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).

Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5 (соответствует Евро-5).

Необходимо отметить, что в настоящее время (с 2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2, с 1 января 2015 г. выведено из обращения топливо класса К3, а с 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.

  • ДТ-З-К3 (К4, К5) — для температуры до минус 32 °С;
  • ДТ-З-К3 (К4, К5) — для температуры до минус 38 °С;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) — для температуры до минус 44 °С;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) — для температуры до минус 48 °С;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) — для температуры до минус 52 °С.

Согласно принятой ООН системе классификации опасных грузов дизельные топлива относятся к подклассу 3.3 третьего класса опасности (легковоспламеняющиеся жидкости) и имеют порядковый номер в системе — 1202.
Образец оформления знака опасности, устанавливаемый на транспортных средствах, перевозящих дизельное топливо, показан на рисунке 1 .

Современная маркировка дизельного топлива

Дизтопливо изготавливают зимних и летних сортов, маркируют по сере и, кроме того, летние — по температуре вспышки, зимние — по температуре застывания.
Обозначение марок дизтоплива начинается, как правило, с одной из трех букв: Л (летнее), 3 (зимнее) или А (арктическое).
Затем идет цифра 0.2, 0.4 или 0.5, обозначающая максимально допустимое содержание серы в процентах. Далее идет цифра, которая для летнего дизтоплива характеризует температуру вспышки в закрытом тигле, а для зимнего — температуру застывания.
С целью исключения ошибок «минус» перед значением температуры пишется словом, а не знаком «-«.

Виды дизельного топлива

В настоящее время в России и за рубежом можно встретить различные маркировки дизельного топлива, не всегда удобные для понимания. В таблице 1 приведены наиболее часто встречающиеся виды дизельного топлива, расшифровка их обозначения и маркировки, а также описание свойств и физических характеристик.

Таблица 1. Виды дизельного топлива и его маркировка

Дизтопливо
Л-0.2-40
Summer diesel
L-0.2-40
Дизтопливо
Л-0.5-40
Summer diesel
L-0.5-40
Дизтопливо
Л-0.2-62
Summer diesel
L-0.2-62
Дизтопливо
Л-0.5-62
Summer diesel
L-0.5-62
Дизтопливо
А-0.2
Arctic diesel
A-0.2
Дизтопливо
А-0.4
Arctic diesel
A-0.4
Дизтопливо арктическое экологически чистое Arctic diesel ecologicaly safe
Дизтопливо ДЛЭЧ Diesel summer ecologicaly safe
Дизтопливо ДЗп Winter diesel DZp
Дизтопливо ДЗЭ Winter diesel (export grade)
Дизтопливо ДЛЭ Summer diesel (export grade)
Дизтопливо
3-0.2 минус 35
Winter diesel
Z-0.2 minus 35
Дизтопливо
3-0.5 минус 35
Winter diesel
Z-0.5 minus 35
Дизтопливо
3-0.2 минус 45
Winter diesel
Z-0.2 minus 45
Дизтопливо 3-0.5 минус 45 Winter diesel Z-0.5 minus 45
Дизтопливо малосернистое №2 Low sulphur №2 oil
Дизтопливо «ГОМ» Gasoil motuer
Дизтопливо «Джапан-А» Gasoil Japan-A
Дизтопливо «Джапан-Б» Gasoil Japan-В
Дизтопливо «Сингапур регулар» Gasoil Singapore regular
0.5pct, gasoil Singapore regular 1.0pct

Стоимость дизельного топлива

Стоимость дизельного топлива в разных странах может варьировать в достаточно широких пределах, и зависит она от собственных нефтяных ресурсов и мощностей по их переработке, налоговых сборов и субсидий, а также от экономического благосостояния страны.
В странах с развитой экономикой и высоким уровнем жизни населения цена любого топлива, в том числе дизельного, существенно выше, чем в слаборазвитых странах и странах, производящих и экспортирующих нефть. Некоторое исключение составляет США, где цены на нефтепродукты, несмотря на богатую экономику, относительно низкие.

Средняя цена дизельного топливо по всему миру (на конец сентября 2016 г.) составляет 0,86 долларов (американских) за литр.
Конечно же, цена дизельного топлива разных марок и сорта может существенно отличаться от базовой.

В качестве примера ниже приведена средняя стоимость дизельного топлива в отдельных странах (в американских долларах за литр):

  • Иран — 0,10 USD
  • Саудовская Аравия — 0,19 USD
  • Казахстан — 0,36 USD
  • Россия — 0,54 USD
  • Беларусь — 0,61 USD
  • США — 0,62 USD
  • Украина — 0,70 USD
  • Китай — 0,83 USD
  • Австралия — 0,93 USD
  • Германия — 1,23 USD
  • Франция — 1,25 USD
  • Израиль — 1,51 USD
  • Норвегия — 1,61 USD

У нас в стране можно ориентироваться по цене дизельного топлива в столичном регионе и Москве – здесь (по состоянию на конец сентября 2016 года) оптовая цена на дизельное топливо составляет 28…32,5 рубля, розничная – в среднем 35 рублей за литр.

Благодаря современным средствам информационных коммуникаций купить дизельное топливо любого качества и в любом количестве можно посредством поставщиков, предлагающих нефтяную продукцию через Интернет.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, betodisel.ru, k-a-t.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий