Тормозная система зил 130

1-компрессор; 2-манометр; 3-рессивера (емкости для сжатого воздуха); 4-задние тормозные камеры; 5,6- кран для подключения к прицепу; 7-пневмопровод; 8-главный тормозной кран; 9-передние тормозные камеры.

Рабочий тормоз барабанного типа, с двумя внутренними колодками, установлен на всех колесах автомобиля ЗИЛ-130. Привод рабочего тормоза пневматический, обеспечивает возможность автоматического (синхронного с тормозами автомобиля) приведения в действие тормозов прицепа, если последний оборудован тормозами с пневматическим однопроводным приводом.

При нажатии на педаль тормозной кран открывает доступ сжатому воздуху из баллонов в тормозные камеры. Под давлением воздуха штоки тормозных камер перемещаются, поворачивая при этом разжимные кулаки, которые прижимают колодки к тормозным барабанам. При отпускании педали тормозной кран перекрывает выход воздуха из баллонов и выпускает воздух из тормозных камер в атмосферу.

Регулировка рабочего тормоза ЗИЛ-130

Регулировка рабочего тормоза ЗИЛ-130 может быть полная или частичная. При регулировке тормоза должны быть холодными. Полная регулировка производится только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок.

Полную регулировку надо производить в следующем порядке:

  1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси метками одну к другой. Метки поставлены на наружных выступающих над гайками торцах осей. Отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака, а на заднем мосту отпустить также и болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста, предварительно сняв щитки.
  2. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 1-1,5 кгс/см2 (100-150 кПа), нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользовавшись сжатым воздухом стационарной установки. В случае отсутствия сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану. Поворачивая эксцентрики то в одну, то в другую сторону, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Прилегание колодок к барабану проверять щупом через окно в переднем тормозном барабане на расстоянии 20-30 мм от наружных концов накладок. На задних тормозах прилегание удобнее проверять со стороны редуктора моста. Щуп 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки.
  3. Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха не отпуская регулировочного рычага и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному диску тормоза. У тормозов заднего моста затянуть болты крепления кронштейнов разжимного кулака к картеру и болты крепления опоры разжимного кулака на суппорте.
  4. Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.
    На фото изображен рычаг регулировочный или на жаргоне «трещетка», а ниже приведена схема соединения рычага регулировочного со штоком тормозной камеры, показан принцип устройства червячного вала данного механизма и показано соединение с кулаком разжимным.
  5. Повернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15-25 мм для передних тормозов и 20-30 мм для задних. Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро.
  6. Проверить, как вращаются в отторможенном состоянии барабаны. Они должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок. Затем на задних тормозах установить щитки.

Частичная регулировка производится для уменьшения зазора между колодками и барабаном. Наличие больших зазоров, при которых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штока тормозных камер, который не должен превышать для передних тормозов 35 мм, для задних тормозов 40 мм.

При большом ходе штоков требуется частичная регулировка.

Частичную регулировку выполняют только вращением осей червяков регулировочных рычагов, так же как и при полной регулировке. При частичной регулировке не следует ослаблять гаек осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению плотности прилегания колодок к барабану при торможении.

В случае изменения установки осей необходимо производить полную регулировку.

При проведении регулировок надо устанавливать наименьший ход штоков тормозных камер. Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес следует стремиться к тому, чтобы ходы штоков правых и левых камер были одинаковыми.

Введение

Воздушный тормоз Вестингауза — название для систем привода тормозов, использующих для работы сжатый воздух.

Первая надёжная (автоматическая) система воздушных тормозов была запатентована Джорджем Вестингаузом 5 марта 1872 года. Изобретение Вестингауза стало поистине революционным для железных дорог, обеспечивая надёжное торможение, что, в свою очередь, расширило диапазон скоростей, с которыми могли двигаться составы тех лет. Вестингауз также предложил множество дополнений к своему изобретению, давшие возможность применять его в самых различных системах автоматического торможения.

В самой простой системе воздушного тормоза, которая называется системой прямого действия (или прямодействующий тормоз), сжатый воздух давит на поршень в цилиндре. Поршень соединён с тормозной колодкой, которая трётся о колесо, заставляя его остановиться.

Воздушная система тормозов применяется на грузовых автомобилях, автобусах, на автомобилях отечественного производства таких как ЗИЛ, Урал, КАМАЗ, КрАЗ, на автомобилях зарубежного производства, такая система тормозов больше подходит к грузовым автомобилям тем что она более надёжна чем другие тормозные системы.

Цели и задачи написания работы: дать объяснения тормозной системы Зил-130, устройство и ремонт тормозной системы Зил-130 и её обслуживание, а также объяснить технологический процесс разборки и сборки стояночного тормоза автомобиля Зил-130.

Устройство тормозной системы автомобиля ЗИЛ-130 и её работа

В качестве источника энергии для торможения используется сжатый воздух. Пневматический тормозной привод позволяет развивать большие тормозные силы при небольшом усилии водителя, необходимом лишь для открытия устройства, впускающего в систему сжатый воздух. Такой привод применен на автомобиле ЗИЛ-130 в систему пневматического привода тормозов автомобиля ЗИЛ-130 входят компрессор, воздушные баллоны, манометр, тормозной кран, колесные тормозные камеры, педаль тормоза, регулятор давления, предохранительный клапан, кран отбора воздуха, кран для слива конденсата воды и масла, разобщительный кран и соединительная головка.

Компрессор обеспечивает систему сжатым воздухом. Воздух, поступающий через воздухоочиститель в компрессор, сжимается в нем, а затем поступает в баллоны. Выход воздуха из баллонов невозможен благодаря наличию в компрессоре обратного клапана.

Давление воздуха в системе пневматического привода тормозов контролируют по манометру. При нажатии ногой на педаль через тормозной кран открывается доступ для сжатого воздуха из баллонов в тормозные камеры передних и задних колес, что приводит в действие механизмы, раздвигающие тормозные колодки. Растормаживание происходит благодаря стяжным пружинам колодок.

Двухцилиндровый компрессор автомобиля ЗИЛ-130 устанавливают с правой стороны на головке блока двигателя. Основные детали компрессора следующие: блок цилиндров, головка блока, картер, передняя, задняя и нижняя крышки.

Коленчатый вал компрессора, вращающийся в шарикоподшипниках, шатунами и поршневыми пальцами соединен с поршнями. На переднем конце коленчатого вала установлен сальник и на шпонке шкив, который укреплен гайкой.

Шкив компрессора приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива, посаженного на вал вентилятора. На заднем конце коленчатого вала есть уплотнитель и гайка для затяжки шарикоподшипника.

В стенке блока цилиндров сделано отверстие для воздуха, поступающего внутрь цилиндров через впускные пластинчатые клапаны.

В головку блока над каждым цилиндром ввернута пробка, в которую помещена пружина нагнетательного клапана, посаженного в седло. Нижние головки шатунов разъемные и имеют регулировочные прокладки.

Система смазки компрессора комбинированная. Масло из системы смазки двигателя (из главной магистрали) подводится по трубке внутрь коленчатого вала компрессора.

Залитые антифрикционным сплавом шатунные подшипники смазываются принудительно, а остальные детали разбрызгиваемым маслом. Из картера компрессора отработанное масло по специальной трубке отводится в картер двигателя.

Компрессор имеет жидкостную систему охлаждения, связанную с системой охлаждения двигателя. При опускании одного из поршней вниз в цилиндре компрессора создается разрежение и воздух засасывается в него через воздухоочиститель двигателя и пластинчатой впускной клапан.

При подъеме поршня воздух сжимается и через клапан поступает в трубопровод, ведущий к воздушным баллонам, и далее в пневматическую систему, затем этот процесс повторяется.

Давление сжатого воздуха в баллонах ограничено специальным разгрузочным устройством, снижающим затраты мощности двигателя на привод компрессора и повышающим долговечность. Это устройство, работающее вместе с регулятором давления, состоит из помещенных под клапанами двух плунжеров с уплотнителями и толкателями. Соединяющее плунжеры коромысло нагружено пружиной.

Полость под впускными клапанами соединена трубопроводом с воздухоочистителем двигателя, а канал под плунжерами — с регулятором давления.

тормозной система автомобиль пневматический

Воздушные баллоны служат для охлаждения и хранения запаса сжатого воздуха, поступающего из компрессора. В них имеются краны для слива конденсата воды и масла и предохранительный клапан. Для предохранения крана от засорения его отверстие закрывают колпачковой гайкой.

В корпусе регулятора давления, закрытом кожухом, установлен штуцер, в котором помещен шток клапанов. Сверху на шток через шарик давит пружина. На штуцер навернут колпак пружины клапанов, закрепленный контргайкой. Этим колпаком регулируют натяжение пружины.

В результате при завинчивании колпака максимальное давление в тормозной системе повышается.

В центральном канале корпуса помещены два шариковых клапана; впускной и выпускной. На клапаны сверху давит шток. Центральный канал через фильтр и впускное отверстие А соединен с баллонами, а через отверстие В и фильтр — с разгрузочным устройством компрессора. Кожух закрывает механизм регулятора сверху. Снизу в корпус ввернута пробка П.

Сжатый воздух из баллонов через регулятор проходит из отверстия А в отверстие В через фильтр, а затем поступает в канал в блоке цилиндров; при этом компрессор переключается на работу при холостом ходе.

Прокладки под штуцером служат для регулирования давления, при котором компрессор переключается на работу при холостом ходе.

Тормозной кран. Управление тормозами автомобиля при помощи регулирования подачи сжатого воздуха из баллонов к тормозным камерам выполняют тормозным краном. Этот кран также обеспечивает постоянную тормозную силу при неизменном положении педали тормоза и быстрое растормаживание после прекращения нажатия на педаль.

Корпус тормозного крана укреплен к поперечине рамы. Диафрагма из специальной прорезиненной ткани зажата краями между корпусом и крышкой. В центре диафрагмы расположено седло выпускного клапана седло опирается на стакан уравновешивающей пружин. Полость крана сообщается через выпускное окно В и клапан с атмосферой, через отверстие А — непосредственно с тормозными камерами колес и через отверстие Б — с воздушным баллоном.

Возвратная пружина постоянно стремится отжать диафрагму влево, открыть выпускной клапан и через седло клапана и выпускное окно В связать тормозные камеры колес с атмосферой. Седло впускного клапана установлено в горловине крышки и зажато в ней штуцером воздухопровода. Возвратная пружина опирается на седло и прижимает к нему впускной клапан. Воздух из воздушных баллонов не будет проходить в отверстие А, а следовательно и к тормозным камерам.

Для накачивания шин сжатым воздухом используют кран отбора воздуха.

Техническое обслуживание тормозной системы ЗиЛ-130

Устройство, обслуживание и ремонт топливной аппаратуры автомобилей. Описание принципа работы тормозной системы ЗиЛ-130. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы. Сборочно-разборочные работы при ремонте компрессора тормозной системы автомобиля.

Рубрика Транспорт
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.03.2016
Размер файла 1006,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Под надежностью автомобиля следует понимать его свойства сохранять эксплуатационное — технические качества и безотказно выполнять свои функции при эксплуатации на протяжении установленного заводом — изготовителем (или нормативного) пробега. Надежность — это комплексное свойство автомобиля, и оно подразделяется на более простые составляющие: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Под долговечностью автомобиля следует понимать срок безотказной работы с момента выпуска до предельного состояния, когда дальнейшая эксплуатация может привести к нарушению требований безопасности движения, резкому снижению эффективности эксплуатации, повышенному загрязнению окружающей среды и недопустимо больших затрат на восстановление работоспособности. Ремонтопригодность заключается в легкости предупреждения и обнаружения неисправностей и устранения их путем проведения ТО и ремонта. Она характеризуется временем простоя в ТО и ремонте, трудоемкостью и затратами на их проведение, включая стоимость запасных частей. Под сохраняемостью обычно имеют в виду свойство автомобиля сохранять исправное и работоспособное состояние не только в процессе эксплуатации, но и в течение всего возможного периода хранения (включая консервацию) или транспортирования.

Основной причиной, влияющей на надежность, является изнашивание деталей, узлов, агрегатов и систем автомобиля, выражающееся в разрушении поверхностей сопряженных деталей. Возможны также и аварийные поломки, зависящие от конструкции, качества применяемых материалов и их механической и термической обработки, различных заводских дефектов и т.д.

1.1 Устройство тормозной системы ЗиЛ — 130

ремонт топливный тормозной компрессор

1.1.1 Назначение тормозной системы ЗиЛ — 130

Тормозная система служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке. Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянках с продольным уклоном до 16% полностью груженый автомобиль должен надежно удерживаться тормозами от самопроизвольного перемещен. Современный автомобиль оборудуется рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами. Рабочая тормозная система служит для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки вне зависимости от его скорости, нагрузки и уклонов дороги. Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке или уклоне дороги. Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения автомобиля до остановки, в случаи отказа полной или частичной рабочей системы. Вспомогательная система тормозов предназначена для поддержания постоянной скорости автомобиля, при движении его на затяжных спусках горных дорог, с целью снижения нагрузки на рабочею тормозную систему при длительном торможении.

Тормозная система прицепа, работающая в составе автопоезда, служит как и для снижения скорости движения прицепа, так и для автоматического торможения его при обрыве сцепки с тягачом.

Компрессор служит для создания запаса воздуха под высоким давлением.

Он состоит из: картера, блока цилиндров, головки, двух поршней, шатунов, коленчатого вала, двух нагнетательных и двух впускных клапанов с пружинами, коромысел, двух плунжеров, двух шатунов и привода.

Регулятор давления автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе.

Предохранительный клапан служит для предохранения пневматической системы от неисправности регулятора давления, причем клапан установлен на правом воздушном болоне и отрегулирован на давление воздуха в системе, равное 0,9-0,95МПа.

Воздушный баллон служит для хранения запасов сжатого воздуха поступающего от компрессора. В них имеются краны для слива конденсата воды и масла и предохранительный клапан. Для накачки с жатым воздухом шин используется кран отбора воздуха отверстие которого закрывается колпачковой гайкой, чтобы не был загрязнен. На автомобиле ЗИЛ 130 используют несколько баллонов.

Тормозной кран предназначен для подачи сжатого воздуха из воздушных баллонов в тормозные камеры автомобиля и для выпуска сжатого воздуха из соединительной магистрали прицепа в атмосферу пропорционально нажатию на педаль.

Тормозной кран двухсекционный, диафрагменный, с резиновыми коническими клапанами; верхняя секция управляет тормозами прицепа, нижняя — тормозами автомобиля. Кран установлен на левом лонжероне рамы под кабиной, приводится в действие от тормозной педали.

Соединительная головка на задней поперечине рамы и служит для соединения воздухопровода между отдельными прицепами.

Разобщительный кран служит для отключения магистрали от прицепа и устанавливается перед соединительной головкой. Кран открывают после присоединения пневматической системы прицепа. Манометр позволяет проверять давление воздуха как в воздушных баллонах, так и в тормозных камерах системы пневматического привода. Для этого он имеет две стрелки и две шкалы. По нижней шкале проверяет давление в тормозных камерах, по верхней — в воздушных баллонах.

Воздушный фильтр предназначен для очистки воздуха, поступающего от компрессора в пневматическую систему от влаги и от масла. Он установлен на поперечной балке крепления воздушных баллонов.

Антифризионный насос предохраняет пневматическую систему от замерзания в ней конденсата в условиях зимней эксплуатации автомобиля.

Тормозные камеры задних колес с пружинными энергоаккумуляторами предназначены для приведение в действие тормозных механизмов колес заднего моста при включении рабочей, стояночной и запасной тормозных систем. Работа стояночного и запасного тормозных механизмов происходит при обратном действии, т.е. при подаче в энергоаккумулятор сжатого воздуха осуществляется растормаживание, а при выпуске воздуха- затормаживание колес.

1.1.2 Принцип работы тормозной системы ЗиЛ — 130

Пневматический привод тормозов действует так. При работающем двигателе компрессор нагнетает воздух в баллоны под определенным давлением. Если нажать на тормозную педаль, воздух через тормозной кран начинает поступать в передние и задние тормозные камеры, расположенные около соответствующих колес автомобиля. Каждая тормозная камера имеет диафрагму. При увеличении давления диафрагма прогибается и приводит в движение шток и рычаги, вал с разжимными кулаками поворачивается, раздвигает колодки, прижимая их к тормозному барабану. При отпускании педали тормоза растормаживаются колеса, так как тормозной кран перекрывает путь сжатому воздуху, который поступал из воздушных баллонов, и соединяет тормозные камеры с атмосферой. Когда давление уменьшается, пружины стягивают колодки и колеса автомобиля могут свободно вращаться. Баллоны укреплены на продольных балках рамы и имеют штуцера для присоединения воздухопровода от компрессора и воздухопроводы для подачи сжатого воздуха к тормозному крану автомобиля, а в днище баллона вмонтирован кран для слива конденсата, образующегося при нагревании баллона. Чтобы исключить повышение давления сжатого воздуха в системе пневматического привода тормозов сверх допустимого, которое может быть при нарушении работы регулятора давления, в одном из баллонов (обычно в правом) установлен предохранительный клапан, который автоматически открывается, если давление воздуха в системе достигнет 9,0-9,5 кг/см 2 .

Когда колеса автомобиля расторможены, впускной конический клапан открыт и внутренняя полость тормозных камер сообщена с полостью тормозного крана, которая в свою очередь соединена с

атмосферой, а впускной конический клапан закрыт под давлением возвратной пружины. В тормозные камеры сжатый воздух поступать не будет. В момент торможения педаль тормоза опускается, соединенная с ней тяга перемещает рычаг тормозного крана, который при помощи уравновешивающей пружины прижимает седло к выпускному клапану. Одновременно шток, связывающий между собой клапаны, открывает впускной клапан и сжатый воздух поступает в тормозные камеры — колеса затормаживаются. Когда отпускают педаль тормоза, рычаг тормозного крана возвращается в первоначальное положение, уравновешивающая пружина освобождается, впускной клапан закрывается, выпускной открывается и сжатый воздух через клапан выпускного отверстия свободно выходит из тормозных камер в атмосферу колеса растормаживаются. Тормозные камеры колес служат для приведения в действие разжимных кулаков. Резинотканевая диафрагма с диском, штоком и двумя пружинами помещена между штампованным корпусом и крышкой камеры, которые скреплены болтами. Когда тормозная педаль находится в крайнем верхнем положении, под действием пружины диафрагма прижата к крышке корпуса и находится в нерабочем положении. При нажатии на педаль тормоза под давлением сжатого воздуха, поступающего в тормозную камеру через тормозной кран, диафрагма прогибается к корпусу, перемещает диск, находящийся на ней, и через него передает усилие на шток, а затем на рычаг вала разжимного кулака.

Тормозные колодки прижимаются к барабанам, и колеса затормаживаются. При отпускании педали сжатый воздух выпускается в атмосферу через тормозной кран, диафрагма под действием пружин возвращается в нерабочее положение, вал разжимного кулака также возвращается в исходное положение, тормозные колодки освобождают тормозной барабан и колеса растормаживаются.

Для увеличения усилия, передаваемого на тормозные колодки, и обеспечения возможности регулировки колесных тормозных механизмов, усилие на вал разжимного кулака передается от рычага через червяк, установленный в расточке вала, и связанную с ним червячную шестерню, находящуюся на шлицованном конце вала.

1.2 Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы ЗиЛ — 130

1.2.1 Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей

Рабочее место — это часть производственной площади цеха или участка, закрепленной за данным рабочим, со всем необходимым оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами и принадлежностями, которые он применяет для выполнения производственного задания. Под организацией рабочего места слесаря по ремонту автомобилей понимается правильная расстановка оборудования и инструмента на рабочем месте, равномерное снабжение его деталями и материалами, механизация и оснащение специальными приспособлениями. Под рациональной организацией рабочего места понимают такую организацию, которая при наименьшей затрате сил и средств труда обеспечивает безопасные условия работы, наивысшую производительность и высокое качество продукции. При организации рабочего места необходимо использовать основные достижения научной организации труда.

1.2.2 Перечень выполняемых работ технического обслуживания тормозной системы ЗиЛ — 130

Ежедневное обслуживание — проверка давления воздуха и герметичность пневматической системы, состояние шлангов пневматического привода, работы и одновременности действия тормозов, слив конденсата из воздушных баллонов.

При ТО-1 осуществляют проверку шплинтовки пальцев штока тормозных камер, величины свободного хода тормозной педали, состояние и действие привода тормозного крана, состояние и действие привода стояночного и моторного тормозов. Проверка крепления тормозного крана, воздушных баллонов, тормозных кранов, опор разжимных кулаков, деталей тормозного привода; снятие ступицы с тормозными барабанами и проверка состояния колодок, барабанов, стяжных пружин, опорных тормозных дисков, фрикционных накладок, регулировка тормозного привода и колесных тормозных механизмов.

При втором техническом обслуживании, кроме работ ТО-1, проверяют крепление компрессора и натяжение его приводного ремня, состояние деталей тормозных механизмов, уровень тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра; закрепляют тормозные камеры и опорные тормозные диски. Проверяют и регулируют зазор между колодками и тормозным барабаном.

Натяжение ремня регулируют смещением двух щек шкива относительно его ступицы.

Сезонное обслуживание — снятие и передача в агрегатный участок тормозных кранов для проверки и регулировки, отсоединения головки компрессора, очистка поршней, клапанов, седел клапанов, воздушных клапанов, проверка герметичности клапанов и один раз в год воздушных баллонов на герметичность, состояние диафрагм камер, промывка антифризного насоса и влагопоглотителя. Основные работы по техническому обслуживанию тормозной системы. ЕО. Проверить герметичность соединений привода тормозов и действие тормозов при движении автомобиля. ТО-1. Проверить состояние и герметичность трубопроводов тормозной системы, шплинтовку пальцев штока тормозных камер пневматического привода тормозов, величину свободного и рабочего хода педали тормоза у автомобилей с гидравлическим приводом тормозов. При необходимости отрегулировать тормоза. Проверить привод тормозного крана (пневматический привод тормозов), исправность привода и действие стояночного тормоза. Спустить конденсат из воздушного баллона. Проверить после обслуживания действие тормозов. ТО-2. Проверить работу компрессора, его крепление на двигателе и натяжение приводного ремня (ЗИЛ-130). При необходимости отрегулировать натяжение ремня и закрепить компрессор. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, действие предохранительного клапана; при необходимости устранить утечку воздуха или тормозной жидкости. Проверить привод тормозного крана и крепление крана к раме. Проверить действие главного тормозного цилиндра у автомобилей с гидравлическим приводом тормозов. Закрепить воздушные баллоны. Снять и проверить ступицы с тормозными барабанами. Проверить состояние колодок, накладок и пружин. Прикрепить тормозные: камеры к кронштейнам я кронштейны к мостам, опоры, _ разжимных кулаков а осей колодок рабочего тормоза передних и задних колес, опорные тормозные диски к поворотным цапфам и кожухам полуосей. У автомобилей с пневматическим приводом, тормозов проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер.

Проверить и если нужно отрегулировать зазор между колодками и тормозным барабаном. Закрепить детали стояночного тормоза. Натяжение ремня привода компрессора автомобиля ЗиЛ-130 регулируют смещением компрессора. Для этого ослабить гайки крепления его к кронштейну и с помощью регулировочного болта добиться необходимого натяжения: ремня. Правильно натянутый ремень прогибается на 5- 8 мм при нажатии рукой с силой в 40 Н между шкивами компрессора и вентилятора. Проверку действия тормозов производить на специальном стенде. Действие тормозов можно проверить и при движении автомобиля. В этом случае автомобиль необходимо разогнать до скорости 30 -км/ч и на контрольном участке остановит его рабочим тормозом. Путь торможения, определяемы» по тормозному пути и замедление, определяемое деселерометром, должны соответствовать нормам для данного автомобиля. Стояночный тормоз считается исправным, если автомобиль надежно удерживается на уклоне в 16%.

Работы по регулировке тормозной системы заключаются в регулировке свободного хода педали тормоза и зазора между колодками и барабаном, регулировке стояночного тормоза.

Регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном на большинстве автомобилей осуществляется автоматически благодаря перемещению упорных колец в колесных тормозных цилиндрах по мере изнашивания тормозных накладок. Зазор в колесном тормозном механизме на автомобилях без автоматической регулировки изменяют поворотом эксцентрика, головка которого выведена за опорный диск тормозного механизма.

Регулировку зазоров у тормозных механизмов с пневмоприводом выполняют с помощью регулировочного червяка, установленного в рычаге разжимного кулака. Для этого колесо вывешивают и, поворачивая ключом червяк за квадратную головку, доводят колодки до соприкосновения с барабаном. После этого поворачивают червяк в обратном направлении до свободного вращения колеса.

На грузовых автомобилях регулировку стояночного тормоза осуществляют изменением длины тяги, отвертывая или завертывая регулировочную вилку, чтобы при полностью затянутом тормозе его рычаг перемещался не более чем на половину зубчатого сектора запирающего устройства.

Если невозможно получить полное затормаживание при требуемом ходе рычага укорачиванием тяги, переставляют палец, соединяющий тягу с рычагом в следующее отверстие сектора регулировочного рычага. Все операции по регулировке проводят при отпущенном до упора рычаге ручного тормоза.

Работоспособность пневматического привода рабочих тормозов автомобиля ЗиЛ-130 проверяют по показаниям двухстрелочного манометра. До выезда автомобиля на линию убеждаются, чтобы давление в системе было не ниже 0,45МПа. Во время движения давление в пневматической системе тормозов должно быть 0,6. 0,77МПа. Превышенное давление указывает на неисправность регулятора давления или разгрузочного устройства. Давление 1МПа и более говорит о неисправности предохранительного клапана. У исправного пневматического привода при резком полном нажатии на педаль тормоза и неработающем двигателе давление в баллонах несколько снизится, что можно определить по верхней шкале манометра. Давление в тормозных камерах в этом случае становится равным давлению в воздушных баллонах, что определяется по нижней шкале манометра. Далее, пока педаль не нажата, стрелки не должны заметно перемещаться; понижаться давление должно не более чем на 0,05МПа за 30 мин. Быстрое или медленное падение давления говорит о нарушении герметичности системы. Место утечки воздуха определяют на слух или мыльной эмульсией. Утечку воздуха через соединения устраняют проверкой крепления и подтяжкой соединительной арматуры. При работе двигателя на холостом ходу и достижении давления в пневматической системе до 0,73. 0,77МПА, давление воздуха в тормозных камерах должно отсутствовать — показание нижней шкалы должно соответствовать нулю. Давление в соединительной магистрали для управления тормозами прицепа должно быть 0,48. 0,53МПа. Проверяют его величину манометром, присоединенным к соединительной головке.

Если показание манометра не соответствует указанному, то регулируют ту секцию тормозного крана, которая управляет тормозами прицепа. Компрессор, регулятор давления, разобщительный и тормозной краны, тормозные камеры относятся к агрегатам пневматического привода. При технических обслуживаниях компрессора проверяют затяжку гаек шпилек, крепящих головку, натяжение приводного ремня.

При СО снимают головку компрессора для очистки поршней, клапанов и седел. Клапаны, не обеспечивающие герметичности, притирают к седлам, а изношенные и поврежденные заменяют. Новые клапаны также притирают к седлам.

При регулировке регулятора давления вращением колпака устанавливают начало работы компрессора при давлении 0,6. 0,64МПа. Прокладками устанавливают давление 0,73. 0,77МПа, при котором компрессор отключается. Предохранительный клапан установлен на переднем правом баллоне. Его регулируют винтом так, чтобы клапан открывался по достижении давления воздуха в пневматической системе 0,9. 0,95 МПа. После регулировки винт стопорят контргайкой. Чтобы отрегулировать тормозной кран, снимают корпус рычагов, ослабляют контргайку и вращением направляющей штока устанавливают необходимое давление. Рабочий ход впускных клапанов тормозного крана регулируют прокладками до величины 2,5. 3 мм. Свободный ход рычагов крана, не вызывающий перемещения диафрагмы, должен быть 1. 2 мм, определяют его покачиванием рычагов, регулируют регулировочными болтами. Рабочий ход штока полости крана для прицепа должен быть не более 5 мм, регулируют болтом. При техническом обслуживании тормозного крана проверяют его герметичность и чистоту, не допуская попадания грязи внутрь крана на трущиеся поверхности. Герметичность определяют мыльной эмульсией. При СО тормозной кран снимают с автомобиля для полной разборки и проверка на стенде.

Чтобы проверить тормозные камеры, их наполняют сжатым воздухом, смачивают мыльной эмульсией кромки фланцев, места прохода болтов и штока, присоединения трубопроводов. Утечку воздуха обнаруживают по образованию мыльных пузырей. Чтобы устранить утечку воздуха, равномерно подтягивают болты крепления крышки камер и, если после этого утечка воздуха продолжается, то заменяют диафрагму или тормозную камеру.

1.2.3 Возможные неисправности тормозной системы ЗиЛ-130

Основными неисправностями тормозных систем могут быть:

1)слабое действие тормозов;

2)неодновременное действие тормозов;

4)заклинивание колодок тормозных механизмов колес;

5)плохое удержание автомобиля на месте.

Слабое действие тормозов обнаруживается по возрастанию тормозного пути, для автомобиля ЗИЛ-130 без нагрузки при торможении со скоростью 30 км/ч на сухом горизонтальном участке дороги тормозной путь не должен превышать 11 м.

Причиной слабого действия тормозов может быть не герметичность тормозного привода, или недостаточное количество тормозной жидкости, нарушение регулировки привода или тормозных механизмов, износ или замасливание тормозных колодок и барабанов, недостаточное количество сжатого воздуха в пневматическом приводе из-за его утечки или неисправности компрессора.

Не герметичность пневматического привода обнаруживается по падению давления воздуха в системе при неработающем двигателе. Не герметичность привода устраняется подтягиванием соединений, заменой поломанных или изношенных деталей.

Замасленные тормозные колодки и барабаны промывают. При малом давлении, развиваемом компрессором, проверяют натяжение ремня его привода и работу регулятора давления.

Неодновременность действия тормозов обнаруживается по заносу автомобиля в сторону при торможении. Причиной этого может быть нарушение регулировки тормозных механизмов, засорение трубопроводов или замасливание отдельных колодок. Неисправность устраняется регулировкой тормозных механизмов, промывкой замасленных колодок, очисткой засорившихся трубопроводов.

Плохое растормаживание или заклинивание колес происходит вследствие поломки оттяжных пружин, обрыва фрикционных накладок, заедания валиков разжимных кулаков, неисправности тормозного крана, недостаточного свободного хода тормозной педали, разбухания манжет или заклинивание поршней колесных цилиндров, засорения компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре.

В зависимости от неисправности производятся: замена поломанных пружин, оборванных накладок, регулировка свободного хода педали, замена манжет колесных цилиндров, очистка главного цилиндра, ремонт тормозного крана.

Основной неисправностью стояночной тормозной системы может быть плохое удержание автомобиля на месте. Эта неисправность возникает вследствие большого зазора между колодками и барабаном (устраняется регулировкой тормоза) или из-за заедания или коррозии в разжимном устройстве (устраняется разборкой, промывкой и смазкой деталей).

1.2.4 Сборочно-разборочные работы при ремонте компрессора тормозной системы автомобиля ЗиЛ-130

На автомобилях с пневматическим приводом тормозов для создания постоянного запаса сжатого воздуха служит компрессор и воздушные баллоны. На автомобиле ЗиЛ-130 для этой цели установлен двухцилиндровый поршневой компрессор, который укреплен на головке цилиндров и приводится в действие ремнем от шкива вентилятора системы охлаждения.

Компрессор состоит из картера, блока цилиндров, головки, поршней с кольцами, шатунов, коленчатого вала, двух нагнетательных и двух впускных клапанов с пружинами, коромысла, двух плунжеров; двух штоков и приводного шкива.

При работе компрессора воздух через воздушный фильтр двигателя и патрубок засасывается поршнями в цилиндры, а затем нагнетается через клапаны в магистраль пневматического привода. Давление воздуха в системе контролируется по манометру. Если давление сжатого воздуха в системе снизится до 5,6 кг/см, впускные клапаны под воздействием пружины через коромысла опускаются и сжатый воздух будет поступать в воздушные баллоны до тех пор, пока давление воздуха в них не достигнет 7,4 кг/см 2 . При нажатии на педаль тормозной кран открывает доступ сжатого воздуха из баллонов в тормозные камеры передних и задних колес, механизмы которых раздвигают тормозные колодки. Растормаживание происходит при помощи стяжных пружин колодок. От воздушной системы тормозов при помощи головки крана управления приводится в действие механизм стеклоочистителя.

Разборка компрессора. Отсоединить трубу, отводящую сжатый воздух от компрессора, трубку регулятора давления, трубки подвода и отвода смазки. Отсоединить шланг подводящий воздух в компрессор, шланги системы охлаждения компрессора. Ослабить гайки крепления компрессора. Снять ремень со шкива компрессора. Отвернуть гайки крепления и снять компрессор с двигателя.

Разборку компрессора надо проводить в следующем порядке: расшплинтовать и отвернуть гайку крепления шкива, снять плоскую шайбу. Спрессовать шкив используя съемник мод. 20П7968; снять нижнюю крышку компрессора, отвернув четыре болта крепления. Снять прокладки крышки, осторожно отделяя ее от плоскости картера. Снять с прокладкой парубок подвода воздуха, отвернув два болта его крепления; отвернуть гайки крепления головки и снять головку цилиндров. Для облегчения снятия следует слегка постукивать по головке молотком. Снять прокладку головки отделяя ее осторожно от блока, снять пружины впускных клапанов и впускные клапаны. При помощи специального съемника или оправки вынуть из гнезда шпонку на коленчатом валу, отвернуть болты крепления передней крышки, снять крышку, предохраняя прокладку и манжету от повреждения, снять прокладку и вынуть манжету. Вынуть из гнезда коленчатого вала уплотнитель с пружиной. При износе резьбы вывернуть из крышки штуцер подвода масла в компрессор. Снять крышки нижних головок шатунов в сборе с вкладышами. Повернуть коленчатый вал так, чтобы поршень подошел к ВМТ; вынуть из цилиндра поршень с шатуном, постукивая черенком молотка или медной оправкой в торец нижней головки шатуна; поставить на место крышку с вкладышем в сборе, навернуть гайки на болт. Таким же путем вынуть второй поршень с шатуном в сборе; зажать шатун в тиски.

Снять с поршня кольца с помощью съемника мод. 2479, два компрессионных и одно маслосъемное. Вынуть шатун с поршнем из тисков; снять стопорные кольца, положить поршень на деревянную подкладку с отверстием, впрессовать поршневой палец при помощи латунной оправки и разъединить поршень с шатуном. головку цилиндров разбирать следует только при необходимости.

Для разборки надо закрепить головку в тиски и вывернуть угольник отвода охлаждающей жидкости, штуцер отвода сжатого воздуха и резьбовую заглушку (при очистке жидкостной полости гoловки).

Вывернуть пробки выпускных (нагнетательных) клапанов, при меняя баллонный ключ с воротком, снять прокладки пробок, вынуть из гнезда

пружины клапанов и клапаны, вывернуть оба седла клапанов квадратным ключом клапаны притираются по своему седлу, и разукомплектовывать их не рекомендуется. картеру, снять пружинные шайбы, блок и прокладку блока. При необходимости вывернуть из картера шпильки шпильковертом или двумя ключами, навертывая на шпильку гайку и контргайку.

Установить картер блока на вepстачный пресс, выпрессовать коленчатый вал в сборе с подшипниками. При этом на передний конец коленчатого вала установить латунную оправку, чтобы не повредить резьбу.

Выпрессовку и запрессовку коленчатого вала в сборе с подшипниками можно проводить, используя комплект приспособлений мод. И.806.04.100. Установить коленчатый вал вертикально на верстачный пресс и спрессовать сначала один, затем другой подшипник.

В процессе эксплуатации на картере компрессора могут появиться трещины или сколы, а также срыв резьбы. При наличии трещин на стенках картера его следует заменить

Небольшие трещины на фланце крепления картера к двигателю, захватывающие не более одного отверстия под болт крепления, допускается заваривать или наплавлять. Повреждение резьбы болee двух ниток не допускается.

При ремонте цилиндры растачивают с последующим хонингованием под один из двух ремонтных размеров. Подбор поршней по цилиндрам проводится с зазором между стенкой цилиндра и поршнем 0,03-0,09 мм.

При техническом обслуживании компрессора необходимо проверить затяжку гаек крепления компрессора к двигателю, натяжение ремня привода генератора и компрессора [нормальный прогиб 10-15мм при усилии 40Н (4кгс)].

Через 100 км пробега надо снять головку компрессора, очистить поршни, клапаны и седла. Если клапаны неплотно прилегают к своим гнездам, притереть их к седлам, а если сильно изношены — заменить новыми.

Новые клапаны притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке «на краску».

При сборке гайки шпилек крепления головки затянуть равномерно в два приема. Окончательный момент затяжки должен быть 12-17Н.

Не герметичность соединительных головок устраняют, заменяя уплотнительные кольца в них или саму головку.

1.2.5 Послеремонтные испытания и диагностика тормозной системы автомобиля ЗиЛ-130

Диагностирование тормозной системы. Все работы по техническому обслуживанию тормозной системы проводят в объеме ЕО, ТО-1, ТО-2. При ежедневном обслуживании проверяют действие тормозной системы во время движения автомобиля, герметичность соединений в трубопроводах и узлах пневмопривода. Утечку воздуха определяют по снижению давления в системе по манометру на неработающем двигателе, на слух или с помощью мыльной воды, которой покрывают места соединений.

При первом техническом обслуживании в дополнение к работам ЕО, производят диагностические работы на постах по оценке эффективности действия тормозов, свободного и рабочего хода педали тормоза и рычага стояночного тормоза.

При необходимости после диагностирования проводят регулировочные и крепежные работы по всем узлам привода, доливают и прокачивают жидкость в гидроприводе, смазывают механические сочленения педали, рычагов и других деталей привода.

При втором техническом обслуживании проводят работы в объеме ЕО, ТО-1 и дополнительно проверяют состояние тормозных механизмов колес при их полной разборке, заменяют изношенные детали (колодки, тормозные барабаны и другие), собирают и регулируют тормозные механизмы. Прокачивают гидропривод тормозов, проверяют работу компрессора и регулируют натяжение его приводного ремня и привод стояночного тормоза.

Диагностирование тормозной системы автомобилей предусматривается в объеме работ ТО-1 или ТО-2 в зависимости от принятого технологического процесса технического обслуживания на данном предприятии. Диагностические работы проводят перед выполнением очередного ТО-1 на специализированных постах или на первом посту при поточном способе проведения ТО-1. В случае выполнения ТО-2 и устранения неисправностей по тормозной системе диагностирование рекомендуется проводить после выполнения указанных работ.

В объем диагностических работ по тормозной системе входят проверка свободного хода педали тормоза, определение тормозных сил на колесах, времени срабатывания привода, одновременности действия тормозов, усилия на тормозной педали, эффективности действия стояночного тормоза.

Основными показателями состояния тормозной системы, которые определяют при выполнении перечисленных работ, являются тормозной путь или установившееся замедление при торможении, одновременность затормаживания всех колес и эффективность действия стояночного тормоза по обеспечению неподвижного состояния автомобиля на уклоне. Указанные параметры можно определить при дорожных или стендовых испытаниях.

Работы по регулировке тормозной системы заключаются в устранении негерметичности соединений в трубопроводах и узлах пневмопривода, в регулировке свободного хода педали тормоза и зазора между колодками и барабаном, регулировке стояночного тормоза.

Регулировку зазоров у тормозных механизмов с пневмоприводом выполняют с помощью регулировочного червяка, установленного в рычаге разжимного кулака. Для этого колесо вывешивают и, поворачивая ключом червяк за квадратную головку, доводят колодки до соприкосновения с барабаном. После этого поворачивают червяк в обратном направлении до свободного вращения колеса.

В системе с пневматическим приводом свободный ход педали регулируют изменением длины тяги, которая связывает педаль тормоза с промежуточным рычагом привода тормозного крана. Свободный ход педали после регулировки должен составлять 14-22мм. В отрегулированной и исправной системе пневматического привода падение давления воздуха при ненажатой педали и остановленном двигателе не должно превышать 0,05 МПа в течение 30 мин, при нажатой педали — в течение 15 мин. Рабочее давление в системе при движении автомобиля должно поддерживаться автоматически в пределах 0,60-0,75 МПа.

Если невозможно получить полное затормаживание при требуемом ходе рычага укорачиванием тяги, переставляют палец, соединяющий тягу с рычагом в следующее отверстие сектора регулировочного рычага. Все операции по регулировке проводят при отпущенном до упора рычаге ручного тормоза.

Кроме того, из машины сливают охлаждающую жидкость, топливо, масло и рабочую жидкость гидросистемы, закрывают все ведущие во внутренние полости сборочных единиц отверстия, наносят антикоррозионные покрытия, пломбируют кабины и капоты, сообщают ремонтному предприятию об отправке машины и передают опись технического состояния машины.

Комплекты инвентаря, а также ценные части и приборы чистят, смазывают и упаковывают отдельно.

К каждой машине, направляемой в ремонт, прилагают сопроводительный лист.

Машины, направляемые в ремонт на открытых платформах, сдают под охрану железной дороги.

Ремонтные мастерские принимают машины после наружного осмотра.

После разборки машины, поступившей в ремонт, составляют дефектовочную ведомость. Особое внимание обращают на описание изношенных деталей, перечисляют отсутствующие детали и инструменты.

После получения у администрации ремонтного предприятия уведомления об окончании ремонта организация, сдавшая машину в ремонт, обязана послать квалифицированного и знающего соответствующие технические условия представителя для приемки машины из ремонта, чтобы проверить качество его выполнения.

Подъемно-транспортные установки и оборудование, работающие под давлением и подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора, принимает после ремонта представитель этой организации и заказчик.

Машины с тормозами и фрикционными соединениями испытывают только под нагрузкой.

Если в процессе испытаний обнаруживают дефекты, то их устраняет ремонтное предприятие, после чего испытания повторяют.

Основанием для приемки отремонтированной машины служат дефектовочные ведомости, рабочие чертежи, технические условия на ремонт, а также данные контрольных испытаний.

Основное внимание при приемке отремонтированной машины обращают на работу зубчатых и других передач, положение валов, состояние поверхностей трения, поступление смазочных материалов, крепежные детали, тормозные и фрикционные устройства, гидравлические и пневматические системы, системы управления и приборы.

Все работы по приемке машины для лучшего выявления наружных дефектов производят до ее покраски. Машину окрашивают после подписания приемо-сдаточного акта.

При обнаружении во время эксплуатации машины неисправностей, возникших по вине ремонтного предприятия, организация, которой принадлежит машина, имеет право составить и послать на ремонтное предприятие акт-рекламацию, на основании которого ремонтное предприятие обязано выполнить ремонт своими силами и средствами.

Если проведение ремонта из-за серьезных повреждений и износа основных базовых деталей нецелесообразно, машину списывают.

После того как машина выработала установленные амортизационные сроки или достигла предельного износа, ее выбраковывают и списывают.

2. Порядок транспортировки горючих и смазочных материалов

Перевозка ГСМ железной дорогой. По железной дороге горюче-смазочный материал доставляется в специальных цистернах, которые специально сконструированы для подобного груза. Этот способ является эффективным, поскольку география распространения, таким образом, является весьма обширной, однако не всегда такой способ является выгодным, поскольку, несмотря на все свои достоинства, он все-таки является достаточно дорогостоящим. Стоимость такого типа перевозок складывается в основном за счет приобретения специального оборудования.

Горюче смазочные материалы транспортируются по железной дороге в специальных, наиболее безопасных цистернах, которые изготавливаются в соответствии с государственными стандартами. К тому же под каждый вид ГСМ, а их несколько должна быть подготовлена своя специальная цистерна. То есть для светлого жидкого топлива это один тип цистерн, для битума и нефти совершенно другой.

Автоперевозки ГСМ. Очень распространенным способом перевозки нефтепродуктов на не слишком длинные расстояния является транспортировка на специальных автомобилях. По-другому их называют автоцистернами. Здесь так же все обстоит довольно сложно. Машина должна соответствовать совсем необходимым стандартам и правилам, регламентирующим автоперевозки горюче-смазочных материалов. Однако перевозка ГСМ на автотранспорте является выгодной лишь на небольших расстояниях, которые составляют порядка триста-четыреста километров. То есть удобно транспортировать нефтепродукты непосредственно от нефтебазы до станции автозаправки.

Транспортировка ГСМ по трубопроводу. Самым оптимальным решением сегодня стала транспортировка ГСМ по трубопроводу.

Это является безопасным видом транспортирования нефтепродуктов, к тому же менее затратным.

Достаточно один раз построить подобную инфраструктуру, и потом поддерживать ее в надлежащем виде. Сегодня этот способ является распространенным так же и за счет того, что не может охватывать большие географические районы, то есть транспортировка, таким образом, осуществляется по всему миру. Трубопроводы оснащаются специальными насосными станциями, которые производят перекачивание нефти из одного конца трубопровода в другой. Стоит отметить, что сами трубопроводы могут быть как наземными, так и строиться под землей. При этом наземные трубопроводы хороши тем, что ремонт их осуществляется более легко без дополнительных временных затрат. Однако внутренний трубопровод имеет плюсы в том, что менее подвержен влиянию атмосферных воздействий.

Существует так же перевозка ГСМ воздушным транспортом, однако она не распространена из-за своей дороговизны, хотя является самым быстрым способом транспортировки.

Безопасность работы во многом зависит от исправности применяемого инструмента. При разборке узлов и механизмов нельзя применять ключи, не соответствующие размерам гаек, с установкой подкладок в зев ключа; наращивать ключ другим ключом; ударять молотком по ключу при отвертывании гаек; отвертывать гайки молотком и зубилом. У участка, где производится разборка, обязательно должны быть прочные несгораемые стены. Полы — ровные (без порогов), гладкие, но не скользкие, удароустойчивые, не впитывающая нефтепродукты поверхность. Полы следует систематически очищать от смазки и грязи. Потолки и стены следует закрашивать белой краской. Оборудование должно быть расставлено с соблюдением необходимых разрывов. Не допускается скопления на участке большого количества агрегатов и деталей. Запрещается загромождать проходы, проезды и подходы к доскам с пожарным инструментом и огнетушителями. Для создания условий и обеспечения электробезопасности производственное помещение обязательно должно быть окольцовано шиной заземления, расположенной на 0,5 м от пола и снабженной надежными контактами. Все корпусы электродвигателей, а также металлические части оборудования, которые периодически оказывается под напряжением, непременно должны быть занулены или заземлены.

Переносной электроинструмент можно применять при условии его исправности при напряжении не более 36 В. Защитные приспособления (диэлектрические перчатки, обувь, коврики и др.) обязательно выдаются, если переносной электроинструмент работает от напряжения большего, чем 36 В. При перерыве в подаче электроэнергии необходимо немедленно отключить инструмент и приспособления.

При работе пневматическим инструментом его во время работы держат двумя руками — за рукоятку и корпус.

При неисправности пневмоинструмент обязательно отключают от воздухопровода, вставляют и вынимают рабочий инструмент только после выключения пневмоинструмента. Не допускаются изломы, разрывы, потертости, порезы шланга, а также следует избегать его натяжения, петления и перекручивания. Следует избегать попадания на шланг масла и других нефтепродуктов, которое нежелательно, так как может привести к его повреждениям. Отсоединять шланг от воздухопровода или инструмента следует только после закрытия крана, подающего сжатый воздух в шланг, так как сжатый воздух может вырвать шланг из рук и травмировать. Разбирать агрегаты, имеющие пружины, разрешается только на специальных стендах или при помощи приспособлений, обеспечивающих безопасную работу. При выпрессовке деталей, имеющих плотную посадку, на прессах, непременно прессы следует снабжать защитными решетками. Освещенность рабочих мест искусственным светом обязательно должно соответствовать для работ средней точности при малом контрасте различения объекта с фоном (фон светлый). Все стационарные светильники не должны давали качающихся теней. Они обязательно должны быть прочно укреплены.

Чтобы предупредить возникновение пожаров, надо соблюдать следующие основные правила. Нельзя курить и разводить огонь около мест заправки, пользоваться отрытым огнем при проверке наличия топлива в бочках и баках, отвертывать пробки у металлических бочек из—под бензина ударами металлических предметов. При пуске двигателя необходимо соблюдать меры предосторожности: убедиться, что автомобиль заторможен стояночной тормозной системой, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.

Нельзя включать передачи при работающем двигателе и трогать автомобиль с места, когда между автомобилем и прицепом находятся люди. Нужно предупредить людей, находящихся на платформе, о начале движения автомобиля.

Масло и топливо, попавшие на рабочую поверхность, надо удалять ветошью, а промасленную ветошь складывать в металлические ящики с крышками и удалять в конце каждой смены.

Необходимо периодически осматривать состояние электропроводки и электрооборудования, так как электрическая искра может быть причиной пожара.

Если воспламенится электрическая проводка из-за короткого замыкания, то нужно немедленно выключить потребители тока или разъединить электропроводку, а потом тушить огонь обычными способами.

Запрещается в холодное время года подогревать двигатель открытым пламенем. В случае воспламенения нефтепродуктов пламя тушат огнетушителем, засыпают землей или песком, прикрывают брезентом, войлоком.

В письменной экзаменационной работе описано назначение тормозной системы ЗиЛ — 130, ее устройство, принцип работы и основные неисправности с устранением причин их появления; значение, техническое обслуживание, ремонт компрессора тормозной системы автомобилей. Дано описание организации рабочего места слесаря по ремонту автомобилей, применяемые инструменты и приспособления, контрольно-диагностические приборы. Рассмотрен вопрос о возможных неисправностях тормозной системы ЗиЛ — 130, причины их возникновения и способы устранения. Описан процесс сборочно-разборочных работ, осуществляемых в в процессе ремонта и послеремонтные испытания, диагностика и регулировочные параметры тормозной системы ЗиЛ — 130.

В данной работе также описаны требования, необходимые для сохранности приборов автомобилей в технически исправном состоянии, продлении срока его службы, т.к. безотказная работа автомобиля в значительной степени зависит от своевременного и качественного выполнения технического обслуживания.

3. Роговцев, В. Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств [Текст]: учеб. пособие / В. Л. Роговцев. — М.: Транспорт: 2012. -302 с.

Подобные документы

Описание принципа действия тормозной системы автомобиля. Исследование назначения, устройства, неисправностей и их устранения. Техническое обслуживание стояночной тормозной системы. Требования безопасности при ремонте. Санитарные требования к производству.

курсовая работа [1016,5 K], добавлен 03.08.2014

Устройство тормозной системы с гидравлическим приводом. Назначение тормозной системы, ее виды. Значение и сущность технического обслуживания и ремонта автомобилей. Методы восстановления работоспособности тормозов, проведение послеремонтных испытаний.

курсовая работа [476,8 K], добавлен 22.02.2013

Устройство и основные элементы тормозной системы автомобиля, ее функциональные особенности, диагностирование и техническое обслуживание. Ремонт системы: проверка и регулировка, работоспособности регулятора давления на автомобилях семейства ВАЗ 2110.

дипломная работа [2,1 M], добавлен 02.06.2013

Устройство тормозной системы автомобиля ЗиЛ-130: структура и элементы, принцип действия. Техническое обслуживание тормозной системы с пневмоприводом, приемы и инструменты для реализации. Техника и правила безопасности при обслуживании автомобилей.

курсовая работа [3,4 M], добавлен 28.06.2011

Устройство тормозной системы с гидравлическим приводом: назначение, виды, принцип работы. Обеспечение работоспособности тормозной системы: техническое обслуживание, ремонт; возможные неисправности; организация диагностических и регулировочных работ.

аттестационная работа [472,7 K], добавлен 07.05.2011

Устройство и техническое обслуживание тормозной системы автомобиля ЗИЛ-130. Неисправность и ремонт тормозной системы ЗИЛ-130. Схема пневматического привода тормозов автомобиля. Технологический процесс разборки и сборки стояночного тормоза ЗИЛ-130.

реферат [1,2 M], добавлен 31.01.2016

Назначение, устройство, принцип работы тормозной системы, характеристика основных неисправностей. Технология разборки, сборки и ремонта, экономическая эффективность и целесообразность. Техническое обслуживание, охрана труда и техника безопасности.

дипломная работа [2,4 M], добавлен 10.09.2010

Характеристика тормозной системы – одной важнейших систем управления автомобиля. Анализ тормозного механизма BMW: принцип работы, техническое обслуживание. Выбор ремонтной технологической оснастки, разработка технологических схем разборки, сборки системы.

дипломная работа [7,0 M], добавлен 21.06.2012

Особенности строения и принцип работы тормозной системы, которая предназначена для уменьшения скорости движения автомобиля или полной его остановки. Тормозные механизмы задней тележки в автомобилях КамАЗ. Основные неисправности и техническое обслуживание.

дипломная работа [646,2 K], добавлен 01.02.2011

Тип, структура, расположение автотранспортного предприятия. Техническое облуживание и ремонт автомобилей, информация об услугах. Технологическое оборудование для диагностики тормозной системы автомобиля, основные неисправности и пути их устранения.

дипломная работа [1009,3 K], добавлен 06.03.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Пневматический привод

Пневматический привод применяют на автомобилях большой грузоподъемности. Он позволяет получать достаточно большие силы в тормозных механизмах при небольших силах, прикладываемых водителем к тормозной педали.

Пневматический привод тормозов автомобиля ЗИЛ-130

Пневматический привод тормозов автомобиля ЗИЛ-130:

1 — компрессор; 2 — манометр; 3 — баллоны для сжатого воздуха; 4 — тормозные камеры; 5 — соединительная головка с разобщительным крахом; 6 — шланг; 7 — тормозной кран (кран управления); 8 — тормозная педаль; 9 — цилиндр; 10 — шатун; 11 — поршень с кольцами; 12 — головка цилиндров; 13 — нагнетательный клапан; 14 — коленчатый вал.

В пневматический привод автомобиля ЗИЛ-130 входят компрессор 7, нагнетающий сжатый воздух в баллоны (ресиверы) 3, тормозные камеры 4, кран 7 управления, связанный тягой с тормозной педалью 3, и соединительная головка 5 с разобщительным краном, позволяющая присоединять тормозную систему прицепа к системе пневматического привода тормозов автомобиля-тягача.

Вал компрессора приводится во вращение от коленчатого вала двигателя ременной передачей. Создаваемое компрессором давление, достигающее 0,7 — 0,9 Мн/м 2 (7 — 9 кгс/см 2 ), автоматически ограничивается регулятором давления. Величину давления контролируют по манометру 2.

1 — крышка корпуса; 2 — штуцер для подвода и отвода воздуха; 3 — диафрагма; 4 — корпус; 5 — шток; 6 — рычаг; 7 — червяк; 8 — фиксатор червяка; 9 — червячная шестерня; 10 — вал разжимного кулака тормозного механизма; 11 — пружины диафрагмы.

», ‘clear’ => ‘both’, ‘margin_top’ => », ‘margin_bottom’ => », ‘padding_top’ => ’10’, ‘padding_bottom’ => ’10’), array(), array()) —>

Система пневматического привода действует следующим образом. При нажатии педали кран управления сообщает тормозные камеры всех колес с ресиверами. Поступающий в каждую камеру сжатый воздух выгибает диафрагму 3, которая, действуя через шток 5, повертывает рычаг 6, а вместе с ним вал 10 разжимного кулака тормозного механизма колеса, прижимающего колодки к тормозному барабану.

После отпускания педали кран управления разобщает с ресиверами тормозные камеры и соединяет их с атмосферой. Воздух из камер выходит, пружины 11, возвращают диафрагму в первоначальное положение, и торможение прекращается. Вмонтированные в рычаг 6 червяк 7 и червячная шестерня 9 позволяют поворачивать вал 10 относительно рычага и этим регулировать зазор между колодками и барабаном тормозного механизма.

Основные неисправности тормозов: недостаточное и неодновременное торможение колес, заедание тормозов, нарушение герметичности трубопроводов.

Недостаточное или неодновременное торможение колес может происходить из-за износа тормозных колодок и тормозных барабанов, неправильной регулировки, неисправности тормозного привода, замасливания тормозных колодок и тормозных барабанов, В ручном тормозе могут, кроме того, вытягиваться гибкие тросы.

Недостаточное торможение часто бывает причиной невозможности своевременной остановки автомобиля при появлении опасности, а неодновременное торможение вызывает занос автомобиля на скользкой дороге.

Заедание тормозов возникает вследствие попадания грязи между тормозными барабанами и колодками, в случае обрыва и слабого действия пружин тормозных колодок, срыва накладок тормозных колодок, примерзания зимой накладок к тормозным барабанам (если между ними находилась вода или снег), засорения компенсационного отверстия главного цилиндра или перекрытия его поршнем в расторможенном состоянии.

Нарушение герметичности трубопроводов вызывает утечку тормозной жидкости или воздуха (пневматический привод). При попадании в систему гидравлического привода воздуха тормозная педаль пружинит и для торможения требуется повторное ее нажатие.

Все эти неисправности влияют на безопасность движения и должны быть устранены до начала пользования автомобилем.


«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, revolution.allbest.ru, www.carshistory.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий