Институт признания в международном праве

Признание в международном праве

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта международного права.

Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и/или международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание означает, что государство признает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.

Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских или иных отношений. Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм международного права. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права; дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

В настоящее время существуют две теории признания (конститутивная и декларативная) и соответственно две формы поведения государств на международной арене.

По мнению сторонников конститутивной теории, признание обладает правообразующим значением: оно (и только оно) конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права. Такой позиции придерживаются некоторые западные державы.

С точки зрения представителей декларативной теории, признание лишь подтверждает правомерность каких-то определенных международно-правовых действий или событий. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. Статья 9 Устава Организации американских государств, например, гласит: политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости.

Государства, как уже отмечалось, обладают международной правосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться (и пользуются) международными правами и несут обязанности, вытекающие, в частности, из Устава ООН, независимо от их признания другими субъектами международного права.

Конститутивная теория была широко распространена до Второй мировой войны. Затем большее распространение получила декларативная теория, которой сейчас и придерживается в основном значительное число международников, в том числе и российских. Однако в последнее время, на мой взгляд, в практике международного общения наблюдается определенный возврат к конститутивной теории, когда непризнание новых государств со стороны ведущих держав мира означает фактическое невключение их в круг субъектов международного права. Данное обстоятельство во многом обусловлено распадом СССР и изменением соотношения сил на международной арене в пользу одной сверхдержавы.

Нужно сказать, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания. В международных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.

Следует также учитывать, что институт признания носит комплексный характер. Основной массив его норм содержится в праве международной правосубъектности, однако отдельные нормы зафиксированы в праве международных договоров, праве международных организаций и др.

Таким образом, акт признания является юридическим фактом, с которым международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений.

Формы и виды признания

Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

Признание де-факто — это признание официальное, но неполное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Так, в 1960 г. СССР признал де-факто Временное правительство Алжирской Республики. Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

Как специфический вид признания можно рассматривать признание ad hoc (признание на данный случай). Это происходит, когда одно государство вступает с другим государством или правительством в какие-то «разовые» отношения (скажем, защита своих граждан, находящихся в данном государстве) при политике официального непризнания. Такие действия не рассматриваются как признание.

Иногда признание выступает в форме действий, явно свидетельствующих о признании (т.н. «молчаливое признание»). Примерами могут служить установление дипломатических отношений с новым государством, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результате революции. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (см. ст. 82 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.), т.к. участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.

Виды признания.

Различают признание государств и признание правительств.

Признание государств происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств и т.д. Основной критерий признания в данном случае — независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти.

Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства — это его эффективность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях.

Особым видом признания правительств является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. Практика их признания была широко распространена во время Второй мировой войны. Однако эмигрантское правительство часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях. В настоящее время признание правительств в изгнании используется достаточно редко.

В середине XX в. получил широкое распространение и такой вид признания, как признание органов сопротивления и национально-освободительных движений. Это признание не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Как правило, признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения помощи.

В современных условиях наблюдается стремление отдельных лидеров национально-сепаратистских движений получить статус органов сопротивления и соответственно права и преимущества, вытекающие из этого.

Правопреемство в международном праве

Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами международного права, прежде всего государствами, заключенных ими международных договоров, международных обязательств в отношении территории, собственности, членства в международных организациях и т.д.

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или разделение государств, передача части территории другому государству.

Долгое время основу института правопреемства составляли обычные нормы международного права, однако в конце 70-х — начале 80-х гг. в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Указанные Конвенции в силу пока не вступили, и РФ в них не участвует, однако их нормы часто применяются в качестве международных обычаев.

Помимо вышеназванных, вопросы правопреемства регулируются также двусторонними соглашениями, например, Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства 1990 г.

Следует также отметить, что институт правопреемства в международном праве — межотраслевой: его нормы содержатся и в праве международной правосубъектности, и в праве международных договоров и других источников международного права, праве международных организаций, международном экономическом праве и пр.

Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях.

Правопреемство государств в отношении международных договоров

Нужно учитывать, что Венская конвенция 1978 г. регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных в письменной форме, и лишь между государствами. В отношении устных договоров и договоров между государствами и иными субъектами международного права действуют обычные нормы.

Каковы же правила правопреемства в отношении договоров?

1. В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa («чистой доски»): новое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями.

Новое независимое государство не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории — объекта правопреемства.

Новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства государство-предшественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора).

2. Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой территории:

  • договоры государства-предшественника утрачивают силу;
  • договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимым с их объектами и целями.

Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории — объекта правопреемства считается действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения.

3. При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

4. При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и/или его участникам.

Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов

В отношении правопреемства государственной собственности, архивов и долгов применяется Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Согласно Конвенции государственная собственность — это имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству.

Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутреннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Под государственным долгом понимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом

Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими государством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют следующие правила

1. При передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:

  • все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;
  • часть архивов, которая относится к соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;
  • государственный долг (в справедливой доле).

2. При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к государству-правопреемнику переходят:

  • находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественнику и находящаяся за границей К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника;
  • архивы, принадлежащие его территории, а также часть иных архивов, необходимых для нормального управления.

Государственные долги к правопреемнику не переходят.

3. При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги.

4. При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

  • находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое имущество и часть иного движимого имущества (в справедливой доле);
  • относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;
  • государственный долг (в справедливой доле).

5. При разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к правопреемникам переходят:

  • находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность;
  • относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней; государственный долг (в справедливой доле).

Правопреемство в связи с прекращением существования СССР

Одним из последствий прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г. государства — участники СНГ гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией.

Однако каждое государство СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР Республики бывшего Союза ССР активно использовали это право Так, решениями 1992 г об участии государств — участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г государства — правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов

Вместе с тем государства СНГ (кроме Украины и Белоруссии) самостоятельно вступали в ООН, становились участниками договоров о правах человека, о разоружении и т.д.

Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 г. была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР.

В числе многосторонних договоров, регламентирующих различные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств — участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Декларацию глав государств — участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.

В качестве примера рассмотрим некоторые из них.

В Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. участвуют все страны — участницы СНГ (кроме Грузии). Соглашение регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собственности СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, государственных органов СССР. Под собственностью понимается, в частности: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям СССР и др.

Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Белоруссия — 4,13 процента, Казахстан — 3,86; Россия — 61,34; Украина — 16,37 процента и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77 процента и данным Соглашением не рассматривалась.

В 1992—1994 гг. были заключены двусторонние соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной — с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 — начале 1996 гг.

Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской Империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств — участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.

Вопросы, связанные с возвращением документов, обменом копиями и т.д., регулируются специальными двусторонними соглашениями.

Институт признания

Вопросы о признании нового государства, как правило, возникают в связи с появлением новых государств в результате: социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; национально-освободительной борьбы народов колониальных и зависимых стран; слияния двух или нескольких государств или распада одного государства на два или несколько новых или других обстоятельств.

Например, в современной истории вопросы признания новых государств вставали в связи с выходом Пакистана из состава Индии в 1947 г., а в дальнейшем Бангладеша – из состава Пакистана в 1971 г., объединением Йемена и Демократического Йемена в единое государство Йемен в 1990 г., вхождением ГДР в состав ФРГ в 1990 г. и образованием единой Германии, распадом Югославии в 1992 г., выходом Эритреи из состава Эфиопии в 1993 г., Чехословакии – на Чехию и Словакию в 1992 г. Новые суверенные государства образовались в начале 90-х гг. XX в. после прекращения существования Союза ССР как субъекта международного права.

Комплекс возникающих в связи с этим проблем традиционно регулируется институтом международно-правового признания, состоящего преимущественно из сложившихся международных обычаев и выработанных в современных международно-правовых доктринах декларативной и конститутивной теорий.

В соответствии с конститутивной теорией государство становится субъектом международного нрава только после его признания другими государствами. Сторонники данной теории (Г. Трипель, Д. Анцилотти, К. Штруппи, X. Фернек, Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт и др.) рассматривают признание как единственное условие членства в семье народов» [1] . Л. Оппенгейм писал: «Государство является и становится международным лицом только и исключительно благодаря признанию другими государствами» [2] .

Признание нового государства со стороны уже существующих государств состоит в том, что последние заявляют, что они считают новое государственное образование независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения. Формой международного признания традиционно считается направление новому государству акта признания – письменного послания от признающего государства. В этом внешнеполитическом акте государство признает права нового государства на полноценное осуществление своей международной правосубъектности, подчеркивает свою готовность установить с ним, как субъектом международного права, соответствующие нормам международного права международные отношения.

Согласно декларативной теории государство становится субъектом международного нрава с момента своего провозглашения и не зависит от его признания другими субъектами. Сущность декларативной теории заключается в том, что для признания факта существования государства как субъекта международного права достаточно его самопровозглашения. «Государство возникает и существует самостоятельно, – писал Ф. Ф. Мартенс. – Признанием его лишь констатируется его рождение» [3] . Л. А. Моджорян отмечает, что жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, могут существовать «независимо от того, пользуются ли они признанием или нет» [4] .

Декларативный подход долгое время находил признание большинства государств мира. На основании декларативной теории субъектом международного нрава стала провозглашенная Наполеоном Бонапартом 21 марта 1792 г. Французская Республика. В 1822 г., согласно действующей международной доктрине Джефферсона (Госсекретарь Томас Джефферсон первый приветствовал декларативный способ появления нового государства), состоялось «автоматическое признание» латиноамериканских государств вслед за достижением ими фактической независимости.

Нередко условием признания государств являлось согласие с тем способом, при помощи которого правительство претендующего на признание государства пришло к власти. Так, доктрина Табора, выдвинутая в 1907 г. министром иностранных дел Эквадора Карлосом Р. Тобаром, гласила о непризнании новых латиноамериканских правительств, пришедших к власти «антиконституционным путем». Доктрина Эстрады, провозглашенная в 1930 г. секретарем по внешним связям Мексики Хенаро Эстрадой в противоположность доктрине Тобара, признавало новое правительство, даже если оно пришло к власти неконституционным путем. При этом допускалось, что в специальном акте признания со стороны иностранных государств не является обязательным.

Признание декларативной теории находило отражение в учредительных актах международных организаций. Так, ст. 12 Устава ОАГ предусматривает: «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости».

Следует подчеркнуть, что декларативный способ признания вновь образовавшегося государства, основанный на том, что признание или непризнание не влияет на существование нового государства, на протяжении долгого периода воспринимался как вполне естественный.

Примером возникновения государства на основе декларативной теории является декларирование II Всероссийский съездом рабочих и солдатских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 г. Советского государства, которое согласно принятой 3 января 1918 г. Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, именовалось как Советская Российская Республика, утвержденного основе свободного союза свободных наций как федерация Советских республик. Несмотря на отсутствие официального признания, новое советское государство 1920–1921 гг. заключило с пограничными странами первые политические договоры. В 1921 г. были заключены торговые соглашения с Англией и Германией, которые стали значительным шагом на пути к широкому дипломатическому признанию Советского государства. Признанием его правосубъектности явилось участие в 1922–1923 гг. в четырех международных конференциях (Генуэзской, Гаагской, Московской, Лозаннской). Присутствие Советской России в Генуе стало шагом к ее юридическому признанию странами, которые до этого отказывались иметь с ней отношения.

Примером жизненности декларативной теории является провозглашение в 1949 г. Китайской Народной Республики, а в 1959 г. Кубы (после свержения диктаторского режима).

Сложности в применении декларативной теории со всей очевидностью проявились в последнее время, когда в вопросах признания государств возобладали политические подходы.

Так, 29 мая 1992 г. была провозглашена независимость Республики Южная Осетия. Статус Республики как суверенного государства был закреплен Конституцией 1993 г. и подтвержден в новой Конституции 2001 г.

Принятая 26 ноября 1994 г. Верховным Советом Республики Конституция Абхазии объявила Республику суверенным государством и субъектом международного права. Однако эти государства остаются до настоящего времени «непризнанными» и лишены необходимого объема международной правосубъектности, что лишает их возможности полноправного существования. Отсутствие официального признания (признания де-юре) препятствует обладанию реальной суверенности и других государств (Тайвань, Турецкая Республика Северного Кипра, Палестина, Приднестровье).

Признание данных государств отдельными государствами не вносит существенных изменений в их статус, так как никаким международноправовым актом не установлено, какое количество государств необходимо для факта подтверждения их международной правосубъектности, что, безусловно, является «слабым местом» конститутивной теории международного признания, фактически лишает ее эффективности.

Например, остается непризнанным Косово, несмотря на многочисленные акты его признания, как отдельными государствами мира, так и коллективные акты государств – членов ООН и ЕС. Решение Международного Суда ООН о возможности признать Косово государством также нс решило вопрос о признании Косово в качестве субъекта международного права. Состоявшееся 17 февраля 2008 г. Консультативное заключение Суда, в котором признается, что Декларация о провозглашении независимости Косово, которая явилась завершающим актом на пути реализации права народа на самоопределение, не противоречит международному праву, фактически является «юридическим советом», которым Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН могут воспользоваться при принятии своих собственных решений, а не определением окончательного статуса Косово.

На необходимость кодификации института признания государств неоднократно обращала внимание Комиссия ООН по международному праву, которая еще в 1949 г. включила вопрос о признании государств и правительств в список тем, подлежащих первоочередной кодификации. Однако выработанные Комиссией предложения по кодификации не были приняты из-за противоречий государств по данному вопросу. Процессы глобализации лишь обострили необходимость прогрессивного развития международно-правового института признания, так как очевидно, что недостаточная определенность в международной теории «признания» государств, ведет к постоянно умножающемуся числу так называемых «непризнанных государств», поощряет противоправные действия сепаратистов.

Представляется, что наиболее оптимальным решением юридически сложных проблем признания новых государств, подтверждения их независимости является принятие этих государств в ООН. С учетом того, что в ООН входят практически все государства мира (около 200 государств), а решение о принятии в члены ООН принимается согласно утвержденной в Уставе ООН процедуре (п. 2 ст. 18) большинством в две трети голосов, одобренное государствами – членами ООН решение Генеральной Ассамблеи ООН может рассматриваться как соответствующий мировым стандартам формальный акт коллективного признания нового государства государствами-членами универсальной международной организацией.

Хотя формально такое государство и не получает статус «субъекта» международного права de-facto, оно им становится. Как член ООН государство принимает все возложенные на него Уставом ООН обязанности, наделяется определенной совокупностью «прав и преимуществ, вытекающих из принадлежности к составу Членов Организации», главным из которых является гарантия его суверенитета – основного признака государства как субъекта международного права (п. 1 и 2 ст. 2). Становясь членом ООН, государство включается в круг полноправных участников международного общения, так как коллективное признание государствами – членами ООН влияет на процесс «индивидуальных признаний» его другими государствами, обеспечивает необходимые условия для развития сотрудничества с другими странами.

В рамках ООН в 60–70-е гг. XX в. состоялось признание субъектами международного нрава большого количества (около 80) независимых государств, возникшим на месте бывших колониальных владений.

После распада СССР все его бывшие республики (кроме Украины и Белоруссии, которые являются членами ООН с 1945 г.) были приняты в ООН, чем был гарантирован их статус суверенных государств, субъектов международного права.

Согласно установленной Уставом ООН процедуре (п. 2 ст. 4) прием в члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. Для положительного решения требуется прежде всего необходимое для этого единогласие всех постоянных членов Совета Безопасности. Однако есть немало примеров, когда из-за политических разногласий обладающих правом «вето» постоянных членов независимое государство лишается возможности стать членом ООН и приобрести статус субъекта международного права. Так, например, Косово, которого признали 88 государств из 193 (45,6%) членов ООН. Однако из-за позиции двух постоянных членов Совета Безопасности ООН (Китайской Народной Республики и России), которые отказались признать независимость Косова, оно не может получить одобрение Совета Безопасности ООП.

Нагляден также пример Палестины. В сентябре 2011 г. Палестина направила в ООН заявку о предоставлении автономии статуса государства и принятии в организацию. Эта инициатива встретила сопротивление со стороны США. Их оппоненты, в числе которых и Россия, настаивали на возможности предоставления Палестине членства. Разногласия помешали членам Совета Безопасности ООН прийти к консенсусу по вопросу о том, принимать ли заявку Палестины о членстве в организации. Палестина отозвала свою заявку на принятие в члены ООН.

Признание в международном праве

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представля­ет собой международно-правовое действие субъекта международно­го права, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта международного права.

Посредством акта признания государство соглашается с соответ­ствующими изменениями в международном правопорядке и/или международной правосубъектности. Признание, в частности, конста­тирует выход на международную арену нового государства или пра­вительства и направлено на установление между признающим и при­знаваемым государствами правоотношений, характер и объем кото­рых зависит от вида и формы признания. Признание означает, что государство признает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.

Возникающие на основе акта признания правоотношения суще­ствуют независимо от установления между признающим и признава­емым субъектом дипломатических, консульских или иных отноше­ний. Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм международного права. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права; дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

В настоящее время существуют две теории признания (конститу­тивная и декларативная) и соответственно две формы поведения государств на международной арене.

По мнению сторонников конститутивной теории, признание обладает правообразующим значением: оно (и только оно) консти­туирует (создает) новых субъектов международного права. Без при­знания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права. Такой позиции придерживаются некоторые западные державы.

С точки зрения представителей декларативной теории, призна­ние лишь подтверждает правомерность каких-то определенных меж­дународно-правовых действий или событий. Иными словами, призна­ние носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. Статья 9 Устава Организации американских государств, например, гласит: политическое существо­вание государства не зависит от его признания другими государства­ми. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости.

Государства, как уже отмечалось, обладают международной правосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться (и пользуются) международными правами и несут обязанности, вытекающие, в частности, из Устава ООН, неза­висимо от их признания другими субъектами международного права.

Конститутивная теория была широко распространена до Второй мировой войны. Затем большее распространение получила деклара­тивная теория, которой сейчас и придерживается в основном значи­тельное число международников, в том числе и российских. Однако в последнее время, на мой взгляд, в практике международного обще­ния наблюдается определенный возврат к конститутивной теории, когда непризнание новых государств со стороны ведущих держав мира означает фактическое невключение их в круг субъектов между­народного права. Данное обстоятельство во многом обусловлено рас­падом СССР и изменением соотношения сил на международной арене в пользу одной сверхдержавы.

Нужно сказать, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых госу­дарств и правительств, включая юридические последствия призна­ния. В международных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.

Следует также учитывать, что институт признания носит ком­плексный характер. Основной массив его норм содержится в праве международной правосубъектности, однако отдельные нормы за­фиксированы в праве международных договоров, праве международ­ных организаций и др.

Таким образом, акт признания является юридическим фактом, с которым международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений.

Формы и виды признания

Существуют две формы признания: признание де-юре и призна­ние де-факто.

Признание де-факто — это признание официальное, но непол­ное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государ­ство считает признание де-юре преждевременным. Так, в 1960 г. СССР признал де-факто Временное правительство Алжирской Рес­публики. Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождает­ся, как правило, заявлением об официальном признании и установле­нии дипломатических отношений.

Как специфический вид признания можно рассматривать призна­ние ad hoc (признание на данный случай). Это происходит, когда одно государство вступает с другим государством или правительством в какие-то «разовые» отношения (скажем, защита своих граждан, на­ходящихся в данном государстве) при политике официального не­признания. Такие действия не рассматриваются как признание.

Иногда признание выступает в форме действий, явно свидетельст­вующих о признании (т.н. «молчаливое признание»). Примерами могут служить установление дипломатических отношений с новым государством, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результа­те революции. Однако не рассматривается как признание факт учас­тия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организа­ции (см. ст. 82 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального ха­рактера 1975 г.), т.к. участие в договоре и представительство в между­народной организации, с одной стороны, и признание, с другой сторо­ны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.

Различают признание государств и признание правительств.

Признание государств происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств и т.д. Основной критерий признания в данном случае — независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти.

Признание правительства происходит, как правило, одновремен­но с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихо­да правительства к власти в уже признанном государстве неконсти­туционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства — это его эффектив­ность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осущест­вление. В этом случае правительство признается единственным пред­ставителем данного государства в международных отношениях.

Особым видом признания правительств является признание эми­грантских правительств или правительств в изгнании. Практика их признания была широко распространена во время Второй мировой войны. Однако эмигрантское правительство часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях. В настоящее время признание правительств в изгнании используется достаточно редко.

В середине XX в. получил широкое распространение и такой вид признания, как признание органов сопротивления и национально-ос­вободительных движений. Это признание не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Как прави­ло, признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобож­дение народ в международных отношениях, обеспечить ему между­народную защиту и возможность получения помощи.

В современных условиях наблюдается стремление отдельных ли­деров национально-сепаратистских движений получить статус орга­нов сопротивления и соответственно права и преимущества, выте­кающие из этого.

Институт признания в современном международном праве. Виды признания по субъектам.

Междунаро́дно-правово́е призна́ние —политико правовой акт гос-ва, кот оно офиц подтверждает свою осведомленность о возникновении нового гос-ва, выражает свое позитивное отношение к этому процессу и к намерению нового гос-ва вступать в отношения с др гос-вами и иным образом участвовать в межд отношениях.

В науке МП сформировались 2 теории признания:

1) Конститутивная теория (образовывать, создавать)– государство становится S МП не в момент возникновения, а в момент признания его др государствами. Нет признания – нетгосударства — S МП.

2) Декларативная теория — государство становится S МП в момент возникновения, а в не в момент признания его др государствами. Признание свидетельствует лишь о намерении поддерживать межгосуд связи.

Признание обычно выражается в виде письменного послания госуд к правительству дргосуд, где заявляется об объеме и характере отношений с вновь возникшим государством.

В теории МП выделяют 2 доктрины о признании правительств:

1) Доктрина Тобара (МИД Эквадора): стороны не признают правительства, которое может быть установлено в результате государственного переворота, революции.

2) Доктрина Эстрады (МИД Мексики): признание правительства со стороны иностранного государства не требуется, это ставило бы вопрос о законности правительства и тем самым вмешательство во внутренние дела госуд.

Признание – порождает проблемы непризнанных государств (особыйS)

Основные виды международно-правового признания следующие:

— Признание государства (государствоподобного субъекта международного права). Признание государства, сделанное другим государством, свидетельствует о том, что новое государство признаётся независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

— Признание правительства (в том числе и правительства в изгнании или другого ещё не обладающего реальной государственной властью, но намеренного обладать ей в будущем). Такое признание свидетельствует о том, что новое правительство теперь рассматривается как законное правительство данного государства, представляющее его на международной арене. Вопрос о таком признании может возникать при революциях или переворотах, но практически никогда не возникает при обычной смене власти в той или иной стране, например в результате демократических выборов.

— Признание восставшей (воюющей) стороны.

— Признание борющихся за независимость наций или национально-освободительных движений.

— Признание организаций сопротивления.

В литературе также по критерию субъекта, который совершает акт признания в отношении дестинатора выделяется:

Индивидуальное — признание одним государством другого государства либо правительства.

Коллективное — одновременное признание государства (правительства) группой государств в рамках международной конференции.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, infopedia.su, helpiks.org.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий