Органы правопорядка на рубеже эпох 1991 2019

Учитывая особенности данного периода в жизни государства, новые условия социально-политической жизни во второй половине 1980-х гг. потребовали расширения функций и организационных перестроек в органах милиции. 6 октября 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Об образовании союзно-республиканского министерства внутренних дел РСФСР» и приказом МВД СССР «О департизации органов внутренних дел и внутренних войск МВД СССР» от 4 сентября 1991 г. было внесено ряд изменения в деятельность МВД. Он имел большое значение в деле охраны общественного порядка в условиях демократизации, гласности, идейного и политического плюрализма. После распада СССР в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР «О ратификации соглашения о создании Содружества независимых государств» и «О денонсации Договора об образовании СССР» все органы, учреждения и организации МВД СССР, находившиеся на территории Российской Федерации, перешли под юрисдикцию РСФСР с включением их в систему МВД РСФСР.

Предпринимается попытка объединения ОВД и ОГБ. 19 декабря 1991 г. Президент РСФСР издал Указ «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», но Конституционный суд 14 января 1992 г. признал данный указ не соответствующим Конституции РСФСР. 15 января 1992 г. новым президентским указом он был признан утратившим силу.

В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. практически ежегодно вносились существенные изменения в структуру центрального аппарата и его органов на местах. Из наиболее важных новшеств нужно отметить создание Отрядов милиции особого назначения (ОМОН) — самостоятельных мобильных подразделений, которые входят в состав милиции общественной безопасности России. Они созданы в 1994 г. в республиканских, краевых, областных центрах и других городах в соответствии со сложной оперативной обстановкой. Основное назначение — обеспечение общественного порядка, в том числе при наступлении чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по розыску и задержанию вооруженных преступников, а также для освобождения заложников и уничтожения террористов. По приказу министра ВД России силы и средства ОМОН могут временно передислоцироваться в другие регионы страны.

К началу 1990-х гг. все острее ощущалась неразвитость правового обеспечения деятельности ОВД, необходимость перехода на республиканскую модель их функционирования, юридического закрепления назревшей перестройки ОВД. Организационно-правовая модель аппарата охраны общественного порядка и борьбы с преступностью несла на себе печать административно-командной системы руководства обществом и не отвечала задачам строительства российской правовой государственности.

Необходимо было реформирование правовой базы деятельности ОВД по разным направлениям: — приведение в соответствие с международными нормами, обеспечение приоритета закона над внутриведомственными актами, приведение в соответствие с требованиями общественно политической жизни и т.д.

6 марта 1991 г Верховный Совет СССР принимает Закон СССР «О советской милиции», а 18 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР — Закон РСФСР «О милиции». В соответствии с данным Законом Милиция РСФСР подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (местную). Основными задачами милиции общественной безопасности (местной) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям и пр. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения ППС,ГАИ, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных.

Закон РСФСР «О милиции» уточнил социальную роль милиции, исходил из необходимости освобождения ее от несвойственных функций, создал предпосылки для оптимального сочетания в ее деятельности интересов «центра» и «мест»; предоставил милиции права, вполне достаточные для решения возложенных на нее задач; расширил социальную базу социального контроля за деятельностью милиции. Из инструмента силовой поддержки политического режима она должна была превратиться в социальный институт, гарантирующий эффективную защиту личности, общества, государства от преступных посягательств Глушаченко С. Б. История органов внутренних дел: учебное наглядное пособие. — 2-е изд. перераб. и доп. — М., 2004..

Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» относится к числу тех законодательных актов, принятие которых обусловлено логикой обретения Россией государственного суверенитета и формирования правовой демократической государственности. Нормативно-правовая основа организации и деятельности милиции республики, состоявшая из подзаконных, часто закрытых ведомственных актов, приобрела более цивилизованные формы. Выдвинутая идея государственного суверенитета, развития и формирования правового государства требовала также переориентации основных целей и направлений правоохранительных функций. Если прежде в центре внимания милиции находилась защита государственного и общественного строя, охрана, главным образом, интересов страны, а затем членов общества, то в соответствии с концепцией правового государства предполагается паритет государства и гражданина. В Законе «О милиции» прямо говорится, что милиция есть государственный вооруженный правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и противоправных посягательств.

О переориентации назначения правоохранительных органов свидетельствуют закрепленные Законом принципы ее деятельности: законность, гуманизм, гласность, уважение прав человека, тесная связь с населением. Таким образом, действующим законодательством впервые с достаточной определенностью была закреплена ориентация на общечеловеческие, гуманистические ценности наряду с необходимостью соблюдения государственных интересов. Следует также отметить отсутствие в законе политической направленности, что указывает на необходимость соблюдения нейтралитета по отношению к различным политическим силам и течениям.

Глава 14 Органы внутренних дел Российской Федерации в 1991-2004 гг.

12 июня 1990 г. Первым съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация «О государственном суверенитете РСФСР». 22 июня съезд принял постановление «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)».

МВД РСФСР, образованное в октябре 1989 г., было выведено из подчинения союзного министерства. Съезд народных депутатов РСФСР установил, что «МВД РСФСР подчинено только СМ РСФСР и взаимодействует с МВД СССР». С декабря 1991 г. МВД России стало действовать как центральный орган отраслевого управления суверенного государства.

В 90-е годы в систему органов внутренних дел были внесены важные новшества, структура МВД была существенно изменена. В конце декабря 1990 г. была утверждена следующая структура МВД РФ: ГУУР, Управление по экономическим преступлениям (с января 1991 г.), Главное управление по организованной преступности, Управление по незаконному обороту наркотиков, Главное управление обеспечения общественного порядка, Следственный комитет, Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ, Управление информационного и оперативно-технического обеспечения, ГУГАИ (с 18 декабря 1992 г.), Главное управление внутренних дел на транспорте, Управление виз и регистрации, Центр общественных связей, Управление правового обеспечения, Управление международных связей, Управление спецперевозок, Техническое управление, Главное управление командующего внутренними войсками, Управление режимных объектов, Военно-мобилизационное управление, Главное

управление материально-технического и военного снабжения, Главное управление исполнения наказаний, Главное управление лесных ИТУ, Главное управление кадров, Финансово-экономическое управление, Контрольно- ревизионное управление (с 14 февраля 1992 г.), Производственно-хозяйственное управление, Управление строительством, Медицинское управление. 2 августа 1991 г. на базе Организационно-инспекторского управления был образован Штаб МВД России.

Задачи и внутренняя структура Министерства были закреплены Положением «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Советом Министров РСФСР 22 октября 1991 г. Однако уже в ближайшие месяцы произошли события, во многом изменившие компетенцию и структуру МВД РФ.

Постановлением правительства от 25 ноября 1991 г. фельдсвязь была выведена из ведения МВД и создана Государственная фельдъегерская служба РФ при Министерстве связи РФ (курьерская правительственная связь).

19 декабря 1991 г. Президент России Ельцин Б. Н. издал Указ «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», который впоследствии был признан Конституционным Судом не соответствующим Конституции РСФСР. 15 января 1992 г. издается Указ Президента о признании Указа от 19 декабря 1991 г. утратившим силу.

25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев сложил свои полномочия, а Декларация Совета Республик Верховного Совета СССР в связи с созданием Содружества Независимых Государств (СНГ) от 26 декабря 1991 г. установила, что «с созданием СНГ СССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование». Был принят Закон РСФСР «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика», согласно которому государство РСФСР впредь именуется Российская Федерация (Россия). В связи с этим все органы, учреждения и организации МВД СССР на территории России были переведены под юрисдикцию России с включением их в систему МВД России.

305 Постановлением Правительства от 29 января 1992 г. штат МВД РФ определен в 3400 человек. Из них 1500 из МВД России и 1500 из 2400 единиц упраздняемого МВД СССР. Как видим, изначально штаты центрального аппарата МВД РФ были установлены гораздо большими, нежели в МВД СССР.

В феврале 1992 г. в МВД России было образовано Главное управление по организованной преступности (ГУОП).

Тогда же Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР и БЭП СКМ Российской Федерации слиты в новое подразделение — Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП) МВД России.

В связи с распадом СССР Межреспубликанский научно- исследовательский институт МВД СССР реорганизован в Научно-исследовательский институт МВД России.

В том же 1992 г. был образован Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ. В настоящее время имеется около 90 информационных центров МВД, ГУВД, УВД и 20 — в УВДТ. В их сосредоточена информация примерно о 300 млн. объектах учета (из них почти 50 млн. — в ГИЦ МВД РФ). В составе ГИЦ МВД России создан Центр по реабилитации жертвы политических репрессий и архивной информации, в котором хранится свыше 130 тыс. дел.

Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации в феврале 1992 г. утверждено положение «О Штабе МВД России», его структура и штаты. В его состав вошли три управления — информационно-аналитическое, организационно-плановое и оперативное (в его составе — дежурная часть МВД), главная инспекция (на правах управления) и редакционно-издательский отдел.

В том же, 1992 г., министром внутренних дел утверждены штаты и положения о следующих подразделениях МВД России: •

Управление режимных объектов, •

Главное управление Командующего внутренними

Главное управление исполнения наказаний, •

Главное управление лесных исправительно-трудовых учреждений, •

Главный информационный центр, •

Центр радиоэлектронной борьбы,

В целях согласований действий органов внутренних дел независимых государств24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ате подписано Соглашение «О взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью», которое было введено в действие с 22 мая 1992 г. Другой формой сотрудничества стали совещания министров внутренних дел независимых государств. Первое такое совещание состоялось 3 августа 1992 г. министры внутренних дел Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины приняли Соглашения «О взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией» и «О сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и изделиями специальной техники». 21 октября 1992 г. было заключено Соглашение «О сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

15 февраля 1993 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «О реорганизации подразделений виз, регистрации и паспортной работы милиции в паспортно- визовую службу органов внутренних дел». 11 июня 1993 г. было утверждено положение «О Центре паспортно-визовой информации и статистики при МВД РФ».

10 января 1994 г. вышел Указ Президента России «О структуре федеральных органов исполнительной власти», согласно которому Министерство внутренних дел, являющееся одним из «силовых», было подчинено непосредственно Президенту.

30 октября 1995 г. приказом МВД России была установлена структура и численность подразделений центрального аппарата МВД России.

Основными структурными подразделениями МВД России являлись: •

Главное управление командующего внутренними

307 • Управление собственной безопасности •

Управление информации и общественных связей •

Главное управление уголовного розыска •

Главное управление по организованной преступности •

Главное управление по экономическим преступлениям •

Управление по незаконному обороту наркотиков •

Национальное центральное бюро Интерпола •

Главное управление обеспечения общественного порядка •

Главное управление государственной автомобильной инспекции •

Главное управление внутренних дел на транспорте •

Управление режимных объектов •

Главное управление исполнения наказаний •

Главное управление государственной противопожарной службы •

Главное управление кадров •

Главное управление материально-технического и военного снабжения •

Управление капитального строительства •

В непосредственном подчинении МВД России состояли также: •

Управление оперативно-технических мероприятий •

Управление радиоэлектронной безопасности •

Главное управление вневедомственной охраны •

Главный информационный центр •

Методический центр профессионального образования и координации научных исследований •

Служба обеспечения протокола НЦБ «Интерпола».

4 декабря 1995 г. был издан приказ МВД России «О мерах по укреплению законности и дисциплины в деятельности го

савтоинспекции». Приказом утверждены: Временная инструкция, штат и Примерное положение о подразделении собственной безопасности Госавтоинспекции МВД республик. А 26 февраля 1996 г. МВД России издало приказ «О мерах по обеспечению законности в органах внутренних дел Российской Федерации и укреплению собственной безопасности», на основе которого в структуре ОВД создана служба собственной безопасности (ССБ). Ее главная задача — противостоять коррупции в ОВД. Одновременно были утверждены Временное положение об УСБ МВД России, Временное типовое положение об Управлении (отделе) собственной безопасности МВД, ГУВД и ряд других нормативных актов.

Весной 1996 г. была завершена разработка «Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России», призванной обеспечить комплексный подход к развитию ОВД на текущий период (до конца 1996 года), ближайшую (до 2000 года) и отдаленную (до 2005 года) перспективы.

В рамках реализации концепции изменялась структура центрального аппарата. В 1996 г. было создано Правовое управление Главного штаба Министерства внутренних дел Российской Федерации. Приказом МВД России от 17 июля 1996 г. было утверждено Положение о нем. На Правовое управление возлагалась организация и непосредственное участие в работе по формированию и совершенствованию правовых основ деятельности органов внутренних дел и, во взаимодействии с ГУКВВ МВД России, — внутренних войск. В управление входили: уголовно-правовой, административно- правовой, регионально-правовой отделы, отдел организации правовой работы и правового информирования, группа правовой зашиты.

В 1997 г. было утверждено Типовое положение об отделе (отделении, группе) правового обеспечения и международного сотрудничества.

В следующем году было образовано Главное управление правовой работы и внешних связей Министерства внутренних дел Российской Федерации. Приказом МВД России от 9 сентября 1998 года утверждено Положение о Главном управлении правовой работы и внешних связей (ГУПРиВС) Министерства внут-

309 ренних дел Российской Федерации. В структуру ГУПРиВС вошли: Правовое управление, Управление международного сотрудничества. Управление по взаимодействию с федеральными органами государственной власти, группа правовой защиты, организационно-методическое отделение, группа кадров, секретариат. В подчинении Главного управления состояла служба протокола МВД России.

В марте 1996 г. в МВД РФ было образовано Управление информации и общественных связей. В 1998 г. из него выделено как самостоятельное подразделение центрального аппарата Управление региональных и общественных связей в составе отдела региональных связей, организационно- аналитического отдела, отдела по связям с общественными формированиями.

На Управление информации (УИ) была возложена организация и непосредственное осуществление информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел. Кроме подразделений, обеспечивающих связь и взаимодействие с информационными службами региональных органов внутренних дел, в составе Управления информации существовал пресс-центр, федеральное государственное учреждение Объединенная редакция МВД России, в состав которой входят телестудия, программа «Дежурная часть», радиостанция «Милицейская волна», ряд печатных изданий*.

18 июля 1996 г. Указом Президента Российской Федерации было утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в котором нашли отражение некоторые из произошедших вышеназванных структурных изменений. Согласно новому положению основными задачами МВД России являлись:

• разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению обществен-

‘ Названные службы возникли не на голом месте. В МВД СССР в разное время существовали: Сектор по работе с общественностью и печатью Управления политико-воспитательной работы; Пресс-бюро МВД СССР; Отдел по взаимодействию со средствами массовой информации; Центр общественных связей.

310 ного порядка и общественной безопасности; •

организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений; •

обеспечение исполнения уголовных наказаний; •

руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности; •

совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности; •

совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства; •

развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.

В начале 1997 г. последовал очередной Указ Президента РФ, определявший структуру МВД России. В центральный аппарат МВД России входили: Аппарат Министра, Главный штаб, Главное управление внутренних дел на транспорте, Главное управление Государственной автомобильной инспекции, Главное управление Государственной противопожарной службы, Главное управление исполнения наказаний, Главное управление кадров, Главное управление командующего внутренними войсками, Главное управление материально-технического и военного снабжения, Главное управление обеспечения общественного порядка, Главное управление по организованной преступности, Главное управление уголовного розыска, Главное финансово- экономическое управление, Главное управление по экономическим преступлениям, Контрольно-ревизионное управление, Медицинское управление, Национальное центральное бюро Интерпола, Паспортно-визовое управление, Следственный комитет, Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, Управление информации и общественных связей, Управление капитального строительства, Управление международного сотрудничества, Управление режимных объектов, Управление собственной безопасности, Управление специальных перевозок, Штаб тыла.

Из числа организационных новшеств, обусловленных из-

311 менением структуры преступности, можно назвать образование Управления оперативно-технических

мероприятий, Управления радиоэлектронной безопасности (позже переименовано в Управление безопасности информационных технологий, а в 1988 г. — в Управление по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий).

В 90-е гг. в Российской Федерации начала проводиться реформа правоохранительной системы, в ходе которой согласно Указу Президента РФ от 8 октября 1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» 1997 г. уголовно-исполнительная система МВД России с входящими в ее состав центральными и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом была передана в ведение Министерства юстиции РФ. Таким образом, МВД России было освобождено от функции обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам уголовно- исполнительной системы.

В связи с обострением оперативной обстановки на Северном Кавказе и необходимостью укрепления правопорядка и общественной безопасности в этом регионе 29 марта 1999 г. образовано Управление (на правах главного управления) по Северному Кавказу МВД РФ, предназначенное для обеспечения деятельности сил Министерства внутренних дел РФ, привлекаемых к обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.

В условиях проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики и в целях восстановления государственных органов исполнительной власти, обеспечения личной безопасности, прав и свобод проживающих там граждан 6 декабря 1999 г. было создано Управление внутренних дел МВД РФ по Чеченской Республике. Одновременно с этим в административных районах республики были образованы временные органы внутренних дел (управления, отделы), предназначенные для выполнения на соответствующей территории (административном районе) задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации до создания в установленном порядке органов внутренних дел Чеченской Республики.

МВД России — центральное звено обеспечения правопорядка и

борьбы с преступностью в системе органов исполнительной власти Российской Федерации. В соответствии с этим формировалась и его структура. 7 декабря 2000 г. Правительством России было принято решение о структурной перестройке МВД, предусматривавшее создание Комитета федеральной криминальной милиции при МВД России, а также соответствующих комитетов по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. Однако 4 июня 2001 г. был принят Указ Президента РФ об очередном существенном реформировании системы МВД в центре и в регионах. В центре были образованы Служба криминальной милиции, Служба общественной безопасности и Служба тыла — каждая во главе с заместителем министра. В эти службы входит большинство главков и самостоятельных управлений, многие из которых подверглись реорганизации. Образованы также главные управления МВД России в каждом федеральном округе.

Кроме того, в структуре Следственного комитета при МВД России сформированы следственные управления по федеральным округам. На них возлагаются задачи расследования преступлений, представляющих особую сложность и вызывающих значительный общественный резонанс. Прежде всего — коррупции в органах государственной власти и преступной деятельности организованных преступных групп и сообществ.

В ходе реорганизации структуры МВД России в июне 2001 г. ОВД на транспорте были объединены с подразделениями, обеспечивающими осуществление спецперевозок, общее руководство которыми осуществляет Главное управление внутренних дел на транспорте и спецперевозкам, входящее в Службу общественной безопасности МВД РФ.

На местах систему ОВДТ представляют 20 управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ), в составе которых имеется 571 линейный орган внутренних дел (28 линейных управлений, 202 линейных отдела и 341 линейное отделение внутренних дел). Низовым звеном системы являются линейные пункты милиции, которых на всех видах транспорта действует 774.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Главное управление государственной

313 противопожарной службы г. передано в МЧС России.

В то же время в начале 2002 г. во исполнение Указа Президента РФ от 23 февраля «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» в составе МВД было сформирована Федеральная миграционная служба (ранее этим занималось упраздненное Министерство по делам национальностей).

В 2002 центральный аппарат МВД России включал:

Службу криминальной милиции, куда вошли Управление координации службы криминальной милиции, Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями, Главное управление по борьбе с организованной преступностью, Главное управление уголовного розыска, Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, (в составе названных главных управлений имелись оперативно-розыскные бюро). Управление оперативно-розыскной информации, Управление

специальных технических мероприятий, Оперативно- розыскное управление, Национальное Центральное Бюро Интерпола в Российской Федерации.

Службу общественной безопасности, включившую Управление координации службы общественной безопасности, Главное управление обеспечения общественного порядка, Главное управление государственной инспекции безопасности дорожного движения (ему подчинялся Научно-исследовательский центр ГИБДД), Главное управление внутренних дел на транспорте и по спецперевозкам, Главное управление внутренних дел на режимных объектах. Паспортно-визовое управление, Главное управление вневедомственной охраны.

Федеральную миграционную службу МВД России.

Службу тыла, в составе которой Управление координации службы тыла, Главное управление материально-технического обеспечения, Финансово-экономический департамент, Медицинское управление, Управление связи и автоматизации, Управление капитального строительства, Хозяйственное управление.

Самостоятельные подразделения: Управление делами, Главное управление собственной безопасности, Контрольно- ревизионное управление. Главное командование внутренних войск,

Следственный комитет при МВД РФ, Экспертно- криминалистический центр, Главное организационно- инспекторское управление, Главное управление специальных технических мероприятий, Главное оперативно-поисковое управление, Управление мобилизационной подготовки, Главный информационный центр, Главное управление кадров, Главное правовое управление, Управление международного сотрудничества, Управление информации, региональных и общественных связей.

Весной 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции, ее функции переданы МВД, для чего в составе МВД создано соответствующее структурное подразделение — Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.

Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» был учрежден Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Однако, как сообщалось в СМИ, в течение недолгой, чуть более пяти месяцев, жизни Госкомитета, его так никто и не возглавил. Поэтому в марте 2003 г. был создан самостоятельный федеральный орган — Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.

На официальном сайте МВД России в Интернете приводится следующая структура Министерства, стожившаяся к настоящему времени:

МВД — Главные управления МВД РФ по федеральным округам.

Министр (курирует) — Управление делами, Контрольно- ревизионное управление, Главное управление собственной безопасности, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.

Статс-секретарь — заместитель министра (курирует): Главное правовое управление, Управление информации и общественных связей, Управление международного сотрудничества.

Первый заместитель министра — начальник Службы кри-

315 минальной милиции (курирует): Главное управление уголовного розыска Службы криминальной милиции, Главное управление уголовного розыска СКМ, Главное управление по борьбе с организованной преступностью5, Управление оперативно-розыскной информации СКМ, Оперативно- розыскное управление, Национальное центральное бюро Интерпола при МВД России, Управление координации.

Заместитель министра — начальник Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) (курирует): Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями ФСЭНП.

Заместитель министра — начальник Службы общественной безопасности (СОБ) (курирует): Главное управление обеспечения общественного порядка, Главное управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Главное управление внутренних дел на режимных объектах, Главное управление вневедомственной охраны, Управление координации.

Заместитель министра — начальник Следственного комитета при МВД России (курирует): Следственный комитет, Экспертно-криминалистический центр, Специальный полк по охране объектов.

Заместитель министра (курирует): Главное организационно-инспекторское управление, Управление мобилизационной подготовки, Главный информационный центр, Всероссийский научно-исследовательский институт.

Заместитель министра (курирует): Главное управление кадров, Академия управления, Образовательные учреждения профессионального образования системы МВД России, Всероссийский институт повышения квалификации работников МВД России, Совет ветеранов, Студия художников, Центральный музей. Клубный центр, Центр социальных программ.

Заместитель министра — начальник службы тыла (курирует): Финансово-экономический департамент, Медицинское управление, Управление связи и автоматизации, Управление организации капитального строительства, Главное управление материаль- но-технического обеспечения, Хозяйственное управление, ГУ НПО.

Заместитель министра — главнокомандующий внутренними войсками (курирует): Главное командование внутренних войск, Округа внутренних войск, соединения и воинские части, непосредственно подчиненные главнокомандующему, военные образовательные

Заместитель министра — начальник главного управления по Южному федеральному округу (курирует): Главное управление по Южному федеральному округу.

Заместитель министра — начальник Федеральной миграционной службы (курирует): Департамент миграционного контроля, Департамент внешней трудовой миграции, Правовое управление, Управление кризисных ситуаций, Управление ресурсного обеспечения, Финансово- экономическое управление, Паспортно-визовое управление, Главное управление внутренних дел а транспорте и по спецперевозкам.

В 1992 г. Служба общественной безопасности быта переименована в Главное управление обеспечения общественного порядка МВД РСФСР. В августе 1998 г. утверждено новое положение, согласно которому Главное управление обеспечения общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУООП МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации (на правах оперативного). Главное управление имело в своем составе: Управление охраны общественного порядка и конвоирования; Управление профилактической работы в сфере охраны общественного порядка; Управление лицензионно- разрешительной работы; оперативно-информационный отдел; отдел обеспечения проведения эксперимента по созданию местных органов охраны общественного порядка; отдел организации и методического обеспечения дознания; группу кадров; секретариат.

22 апреля 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ» в уголовном розыске создаются специализированные подразделения по раскрытию преступных посягательств на исторические и культурные ценности.

317 Многое было сделано для организационного укрепления такого важного направления деятельности милиции, как дознание. Еще в 1982 г. МВД СССР введена специализация сотрудников милиции в работе по производству дознания, а также должности инспекторов и старших инспекторов по дознанию. С образованием в соответствии с Указом Президента России от 12 февраля 1992 г. милиции общественной безопасности (МОБ) в ее составе предусмотрены специальные подразделения дознания, которые созданы в структуре местной милиции на всех уровнях. В октябре того же года было утверждено Примерное положение о них. Аналогичные подразделения появились в органах внутренних дел на транспорте и режимных объектах.

23 ноября 1998 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Этим же указом утверждено Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Данный нормативно-правовой акт позволил восполнить пробел в правовом регулировании деятельности следственного аппарата органов внутренних дел, укрепить федеральную вертикаль управления организацией предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел, во главе которого стоит Следственный комитет при МВД России. Следственный комитет не только контролирует расследование уголовных дел подчиненными подразделениями, но и непосредственно организует расследование наиболее сложных (в том числе носящих транснациональный характер) преступлений, совершенных организованными группами.

На протяжении всего рассматриваемого периода оставалась весьма острой проблема кадров. По имеющимся данным с 1992 г. было уволено почти 635 тыс. человек. К концу 90-х доля юристов с высшим образованием среди начальствующего состава составляла около 16,5%, тогда как в 1993 г. превышала 20%. И года в год увеличивалось количество сотрудников, привлеченных к дисциплинарной и уголовной ответственности, возрастал поток жалоб на действия сотрудников ОВД с различные инстанции.

Вопросы коррумпированности МВД не раз обсуждались в Государственной думе.

Высокая текучесть и низкий качественный уровень кадров ОВД во многом объяснялись их слабой правовой и социальной защищенностью. Большой отряд сотрудников органов внутренних дел нуждался в жилье, серьезные проблемы возникли с финансированием органов внутренних дел.

Введение надбавок, компенсаций, индексации зарплаты эффекта не давали, поскольку инфляция их опережала.

Однако было бы неверным говорить только о недостатках. В рассматриваемый период было сделано немало полезного, нужного, рассчитанного на перспективу. Так, активно развивалась сеть ведомственных учебных заведений. Только в 1992 г. на базе Ростовского факультета ВЮЗШ и Ростовской специальной средней школы милиции подготовки начсостава была образована Ростовская ВШ МВД РФ, Белгородская средняя специальная школа милиции была преобразована в высшую школу и т.д. А 2003 г. на базе Академии налоговой полиции ФСНП создана Академия экономической безопасности МВД России, а на базе Краснодарского ЮИ образована Краснодарская Академия МВД России.

В настоящее время в МВД России функционирует 2 университета, 6 академий, 15 институтов, 9 специальных средних школ милиции, а также 2 суворовских военных училища, где работает более 500 докторов и 2,5 тысячи кандидатов наук. В них обучаются более 100 тысяч курсантов, слушателей и воспитанников. В 2002 г. дипломы о высшем и среднем специальном образовании получили около 28 тысяч человек, почти половина из которых — по очной форме обучения.

Общая оценка состояния кадров была дана в докладе министра внутренних дел Б. Грызлова на расширенной Коллегии Министерства, подводившей итоги работы за 2002 г., в работе которой принял участие Президент РФ В. Путин. «Укрепление кадрового потенциала органов внутренних дел России — постоянно в центре нашего внимания. Немало в этом направлении уже сделано. Впервые за последние годы был существенно поднят уровень денежного довольствия сотрудников органов внут-

319 ренних дел и военнослужащих внутренних войск. Конечно, это полностью не сняло наболевшие проблемы, но есть уже первые обнадеживающие тенденции.

Постепенно снижаются темпы оттока кадров, сокращается число увольнений на первом году и по отрицательным основаниям. В последние месяцы заметно увеличился прием на службу в органы внутренних дел. В то же время, несмотря на принимаемые меры, все еще остро стоит проблема размывания профессионального ядра основных служб органов внутренних дел.

Но одного профессионализма недостаточно. Главное, добиться того, чтобы в органах внутренних дел работали только порядочные люди, для которых превыше всего Закон, служебный долг. С фактами ущемления прав граждан, совершаемыми сотрудниками, должна вестись самая жесткая борьба.

Проблема соблюдения законности в деятельности органов внутренних дел остается актуальной. Достаточно сказать, что в 2002 г. в системе МВД выявлено более 21 тысячи правонарушений, связанных с нарушениями законности и уголовными преступлениями, за совершение которых к различным видам ответственности привлечено свыше 17 тысяч сотрудников. У руководства министерства нет намерений замалчивать негативные процессы, имеющие место в органах внутренних дел и внутренних войсках. Мы принимаем и будем принимать дальше самые решительные меры по очищению своих рядов от коррупционеров».

Весь комплекс проблем с кадрами органов внутренних дел усугублялся также резким понижением активности населения в оказании им содействия. Еще в 80-е годы начался отток из добровольных общественных формирований, оказывавших содействие милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, особенно после принятия Советом Министров СССР в марте 1987 г. постановления «Об отмене дополнительных отпусков, предоставляемых за выполнение отдельных общественных обязанностей». В начале 90-х они почти повсеместно прекратили существование. 6 февраля 1992 г. министр внутренних дел А. Куликов информировал руководство страны о том, что практически повсеместно прекращено финансирование ДНД, с участием которых ранее ежегодно раскрывалось от 30

до 40 тыс. преступлений, пресекалось около 2 млн. административных правонарушений, представил

законопроект «Об общественных формированиях по охране правопорядка в РФ».

Потребовалось немало времени, чтобы хотя отчасти возродить эту несомненно полезную общественную инициативу. Министр внутренних дел Б. Грызлов приводил такие данные: сегодня в стране функционирует более 33 тысяч добровольных народных и казачьих дружин, боевых молодежных отрядов. Число внештатных сотрудников милиции насчитывает 75 тысяч человек. Воссозданы и активно работают 14 тысяч общественных пунктов охраны порядка. (В 2001 г. эти показатели были несколько выше — авт.) В последнее время в ряде регионов граждане организуют в своих микрорайонах круглосуточные посты и группы патрулирования. Только за 8 месяцев 2003 г. с помощью различных общественных объединений было раскрыто около 30 тысяч преступлений и выявлено свыше 340 тысяч административных правонарушений.

Верность присяге


300-летию Российской полиции посвящается …

Предстоящие годы станут юбилейными как для российской полиции (будет отмечаться ее 300-летие [1] ), так и для тех, кто увлекается отечественной историей, ведь 2017-й является годом столетия драматичных событий, повернувших на семь десятилетий историю нашей страны совсем в иное русло.

Тогда, в далеком 1917 году первым испытанием стали события конца февраля — начала марта в Петрограде. Уже намного позже историки назвали их буржуазно-демократической революцией. А тогда, подогреваемая агитаторами и провокаторами, получающими указания и спонсорскую помощь от зарубежных «друзей», толпа вышла на улицы столицы с первоначальными требованиями бесперебойного снабжения хлебом. И лишь потом, когда пролилась первая кровь и пути назад уже не было, появились лозунги политического, а затем и экстремистского характера.

До последнего времени как то не принято было говорить о том, что во время февральских событий 1917 года помимо восставших, похороненных впоследствии на Марсовом поле, большое количество жертв было среди полицейских и жандармов. К сожалению отданный предводителями мятежа в ночь с 27-го на 28-го февраля 1917 года приказ арестовать «всю полицию», вылился в стихийный массовый террор в отношении чинов полиции, жандармов и даже строевых офицеров. Аресты повсеместно выливались в убийства, в результате чего физически уничтоженной оказалось значительная часть петроградской полиции. Способствовала этому и слабая оснащенность полицейских оружием и распространяемые провокаторами слухи о жестокости полиции, якобы расстреливавшей безоружную толпу из пулеметов. Кстати сведения о таких обстрелах весной 1917 года тщательнейшим образом были расследованы прокурором Петербургской судебной палаты. Его результаты показали, что достоверных свидетельств о случаях таких обстрелов обнаружено не было. [2]

Как отмечает писатель и историк Б. Галенин «. В результате против мятежа, — вначале столь вялотекущего, что 26 февраля штатские участники заговора, от керенцев до ленинцев, считали, что всему конец, — выступила только многострадальная питерская полиция, которую еще Столыпин хотел модернизировать и вооружить броневиками. Но Госсовет заблокировал это решение. Так что февраль 1917 полиция Петрограда встретила с револьверами и игрушечными шашками против вооруженных до зубов многотысячных псевдосолдатских масс. И сделала все, что могла, честно легла на своем посту». [3]

Надо сказать, что такие испытания еще не раз ложились на плечи стражей порядка. История МВД России развивалась в различные исторические эпохи, переплетаясь с судьбой страны и судьбами миллионов ее граждан. С 8 сентября 1802 года, когда по указу Александра I был утвержден Манифест «Об учреждении министерств» прошло уже 213 лет. И все эти годы Министерство внутренних дел стоит на страже правопорядка, «соблюдая благочиние к соблюдению законности» всеми гражданами, независимо от их политических взглядов и вероисповедания.

За прошедшее время в министерстве сменился не один десяток поколений сотрудников. Однако всегда в их числе были те, кто золотыми буквами вписал свое имя в ряды бойцов правопорядка. Одни их них были руководителями, другие рядовыми сотрудниками полиции и милиции, военнослужащими внутренних войск.

После чего в служебной карьере Иван Дмитриевича наметился крутой поворот. В апреле 1880 года из ставшего родным Саратовского пехотного полка он переводится в отдельный корпус жандармов. Штабс-Капитан Волков начинает службу в полиции с должности Адъютанта Виленского губернского жандармского управления. Через два года становится начальником Жандармского управления Чаусского, Мстиславского и Горецкого уездов. Еще через два года, в 1884-м переводится на должность начальника жандармского управления Витебского и Гродокского уездов. С 1 ноября 1886 года проходит службу в звании ротмистра. В марте 1888 года переезжает в столицу, став помощником начальника Петербургского губернского жандармского управления в г. Санкт-Петербурге, а затем помощником начальника Петербургского губернского жандармского управления в Санкт-Петербургском уезде.

Деловые и личные качества подполковника (с февраля 1895 года) И.Д. Волкова, его преданность делу и высокий профессионализм обеспечивают его дальнейшее продвижение по служебной лестнице. В 1899 году он становится начальником Терского губернского жандармского управления, получив в марте этого же года звание полковника досрочно «за отличие в службе».

Новый век Иван Дмитриевич встречает в должности начальника уже знакомого ему Витебского губернского жандармского управления. Через два года переводится в Екатеринославль, на должность начальника Екатеринославского ГЖУ, а затем с июля 1903 года становится начальником Лифляндского ГЖУ. За отличие в службе 22 апреля 1907 года получает звание генерал-майора. Пиком его полицейской карьеры стало назначение в январе 1915 года на должность начальника Петроградского губернского жандармского управления, где уже через год он получает звание генерал-лейтенанта.

За время своей многолетней службы по Высочайшему повелению Иван Дмитриевич был награжден многими государственными наградами, среди которых: ордена Святой Анны 4-й, 3-й и 1-й степеней, Святого Станислава 3-й, 2-й и 1-й степеней, Святого Владимира 4-й степени с бантом, Святого Владимира 3-й и 2-й степеней.

Говоря о месте службы Ивана Дмитриевича отметим, что Санкт-Петербургское губернское жандармское управление, начальником которого до последнего дня своей жизни оставался генерал-лейтенант Волков, было образовано в 1867 году и ведало розыском и производством дознаний по государственным преступлениям в пределах Санкт-Петербургской губернии. С организацией в 1881 г. Санкт-Петербургского охранного отделения розыскные функции в основном перешли в ведение последнего, а за жандармским управлением осталось только производство дознаний.

Среди сохранившихся дел имеются дознания о демонстрациях на Казанской площади в 1876 и в 1912 годах, о распространении революционных воззваний, о взрыве 12 августа 1906 года бомбы на даче министра внутренних дел П. А. Столыпина.

На 10 октября 1916 года штат самого столичного ГЖУ состоял из 47 человек (начальник, помощник начальника (офицер), адъютанты (офицеры) — 2, секретарь — 1, вахмистр — 1, унтер-офицеров — 38, писарей — 3). Кроме того управление помощника в Санкт-Петербурге и для осмотра паспортов на пристани финляндских пароходов насчитывало 4 сотрудников: одного вахмистра и трех унтер-офицеров. Управление помощника в Петроградском и Лужском уездах 2-х вахмистров и 50 унтер-офицеров. Управление помощника в Шлиссельбургском и Ново-Ладожском уездах: одного вахмистра и 7 унтер-офицеров. Управление помощника в Ямбургском и Гдовском уездах и также по надзору за Кренгольмской бумагопрядильной фабрикой (Нарва): одного вахмистра и 10 унтер-офицеров. Управление помощника в Царскосельском и Петергофском уездах (Царское Село): одного вахмистра и 36 унтер-офицеров. Таким образом, всего под началом И.Д. Волкова служило 158 сотрудников, в основном унтер-офицерского состава.

Именно в таком составе управление встретило события февраля 1917 года.

Согласно воспоминаниям генерал-майора Отдельного корпуса жандармов П.П. Заварзина, обстоятельства гибели генерал-лейтенанта И.Д. Волкова таковы: «. Припоминается, что И.Д. Волкову докладывают, что толпа движется к зданию управления. Он отпускает всех служащих, а сам остается на своем посту. Через несколько минут пьяная, жаждущая крови и приключений толпа, во главе с одноногим хулиганом, вытащила семидесятилетнего старика на улицу, избила его и по приказанию главаря три пьяных солдата повели его в полицейский комиссариат. Два солдата были настроены закономерно, третий же, водворив Волкова в комнату с выбитыми окнами, начал издеваться над ним, наводя на него ружье и прицеливаясь. Проделав это несколько раз, он выругался и застрелил генерала Волкова, сказав, что теперь ему не до генералов, так как пора отдыхать, а не шляться по городу с арестантами» [5] .

Схожая версия содержится в воспоминаниях начальника Петербургского охранного отделения Константина Ивановича Глобачева: «Толпа, ворвавшаяся в губернское жандармское управление жестоко избила начальника управления генерал-лейтенанта И.Д. Волкова, сломала ему ногу, после чего потащила к Керенскому в Государственную думу. Увидев израненного и обезображенного Волкова, Керенский заверил его, что он будет находиться в полной безопасности, но в Думе его не оставил и не отправил в госпиталь, что мог сделать, а приказал отвести его в одно из временных заключений, где в ту же ночь пьяный начальник караула его застрелил». [6]

Таким образом, из воспоминаний современников вытекает, что генерал-лейтенант И.Д. Волков до конца остался верен данной им присяге, несмотря на угрозу расправы не покинул места службы, с достоинством перенес все физические страдания и унижения, которые выпали на его долю и принял смерть как боевой полицейский генерал.

Помимо руководящего состава в событиях февраля 1917 года погибла или была ранена большая часть петроградской полиции. Первые подсчеты числа убитых, раненых и заболевших в ходе февральской революции были проведены регистрационным бюро Всероссийского союза городов уже в марте 2017 года. Их результаты публиковались 17, 28 и 29 марта 1917 года в Ведомостях общественного градоначальства (следует отметить, что часть номеров на сегодняшний день официально являются утраченным). Согласно этим материалам всего в ходе февральских событий погибло 266 человек и было ранено 988 человек, в том числе полицейских и жандармских чинов 19 и 48 соответственно. Кроме того 42 погибших и 16 раненых были не опознаны, а 64 человека пропали без вести (в их числе были конечно же и полицейские).

Несколько иные цифры приводит в своих воспоминаниях Л.Д. Троцкий: «1443 убитых и раненых, в том числе 869 военных из них 60 офицеров» [7] . Бесспорно, что в числе этих практически девятисот погибших были посчитаны и чины полиции.

Таким образом, приведенные изначально официальные цифры являются неполными и явно заниженными. Хотя бы потому что в них не учитывались погибшие, тела которых были сброшены в Неву и другие реки и каналы Санкт-Петербурга. В частности, по информации газет «Биржевые новости» от 27 мая 1917 года и «Петроградский листок» от 28 мая 1917 года, тела более чем десятка погибших полицейских всплыли в мае 1917 года. Кроме того, по воспоминаниям участвовавших в беспорядках рабочих, тела некоторых расстрелянных полицейских сбрасывали в заранее вырытые для этого ямы.

Исходя из этой информации и складывавшейся тогда обстановки можно предположить, что значительно большим было и количество раненых. Так, только из Таврического дворца, куда свозились раненые полицейские на излечение в больницы и военные госпитали было направлено 62 раненых городовых, жандармов, чинов общей и политической полиции.

В целом из анализа документальных источников можно сделать вывод, что количество пострадавших полицейских составляло около 200 человек убитыми и более 150 ранеными.

24 мая 2008 года в Санкт-Петербурге впервые прошел День памяти петроградских полицейских, погибших в февральские дни 1917 года, а также всех сотрудников Министерства внутренних дел, отдавших свои жизни при выполнении служебного долга. Организаторами памятных мероприятий стали городское ГУВД и управление МЧС.

В 12 часов дня, с выстрелом пушки, на Марсовом поле началась панихида по погребенным на нем жертв долга — петроградских городовых, павших в дни февральской революции. Панихиду, перед ранее установленным на Марсовом поле православным крестом, отслужил священник Георгий Сычев. После панихиды он обратился к присутствующим. Отец Георгий отметил, что лежащие на Марсовом поле городовые с честью выполнили свой долг. Обращаясь к сотрудникам МВД, священник сказал: «Восстанавливая старые традиции, мы обретаем прошлое, без которого не может быть настоящего. Так что служите не за страх, а за совесть».

На Марсовом поле присутствовал костюмированный караул, одетый в военную форму различных эпох. Память павших в разные годы сотрудников МВД присутствующие почтили минутой молчания, которую сменили звуки Государственного гимна России. Затем сотрудники главка почтили погибших коллег возложением цветов. В заключение памятного мероприятия сотрудники правоохранительного ведомства прошли торжественным маршем.

О захоронении на Марсовом поле 170 полицейских — жертв Февральской революции 1917 года петербургскому ГУВД стало известно в результате изучения архивов. Пока установлены фамилии только 78 стражей порядка.

Отметим, что в память петроградских полицейских, погибших в февральские дни 1917 года, на Марсовом поле в 2006 году был воздвигнут православный крест. Еще ранее, в 1998 г, в Санкт-Петербурге на Малой Конюшенной улице поставлен памятник городовому, работы скульптора А.С. Чаркина (его бронзовые фигуры городового есть в Челябинске, Нижнем Новгороде, Новосибирске).

С 2008 года проведение мероприятий, посвященных памяти погибших в феврале 1917 года полицейских стало ежегодной доброй традицией в полицейском главке северной столицы.

Говоря о судьбе городовых и околоточных в февральско-мартовские дни, полковник Федор Викторович Винберг — командир 2-го конного Прибалтийского полка и шталмейстер Высочайшего двора писал о том, что они составляли плоть от плоти и кровь от крови того народа, от имени которого их объявляли врагами и супостатами. Как только началась революция, первоначальная дикая злоба обратилась именно на полицию, тем более что представители полиции оказались действительно достойными и твердыми в своей служебной чести слугами государственности, вверенных им постов не покидали и гибли жертвами жестокой расправы, доблестной смертью своею давая пример русскому народу, как надо долг свой исполнять не только тогда, когда все обстоит благополучно и исправная служба сулит награды и повышения, но и тогда, когда грозная буря сметает всякое встречающееся ей сопротивление, и когда стойкое соблюдение верности долгу сопряжено с неизбежною гибелью в мучениях и страдания.

Воплощением этого примера стала стойкость, верность присяге, мужество и офицерская честь погибшего на своем посту начальника Петроградского жандармского управления генерал-лейтенанта Ивана Дмитриевича Волкова.

В заключение отмечу самое главное: история едина и тот, кто защищает государство, законность и правопорядок, всегда должен быть в памяти людей.

Иван Николаевич Соловьев, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, член Попечительского Совета Войсковой Православной Миссии

[1] Указом Петра I от 25 мая (7 июня по новому стилю) 1718 года была создана полиция, которой поручались три главные задачи: надзор за благоустройством и санитарией охрана общественного порядка и борьба с преступностью, а также обеспечение пожарной безопасности. Для этих целей в Петербурге учреждались Канцелярия полицмейстерских дел во главе с Генерал-полицмейстером, царским денщиком Антоном Дивиером, а со временем и местные органы полиции. Новому генералу поручалось «. О смотрении, чтобы строение домов производилось по указу; о содержании улиц в чистоте; о допущении торговых шалашей в указанных местах; о съестных припасах, о подозрительных домах, о гулящих людях, о приезжих и отъезжающих; об определении с дворов караульщиков, в каждой слободе или улице старост и при каждых десяти дворах десятского и о распространении повинности постоя на людей всякого чина и звания».

[2] ЦГИА Ф. 487. Оп.1. Д 2529.

[3] Б. Галенин. Царская школа. М. 2014. С.428,429

[4] Владимир Гаврилович Филиппов известен также тем, что по его указаний были созданы «летучие» отряды полиции для борьбы с преступностью и патрулирования столичных улиц. Данные отряды стали предтечей, прообразом современных подразделений особого назначения и быстрого реагирования.

[5] П.П. Заварзин. Охранка. Воспоминания руководителей охранных отделений. М. Новое литературное обозревание, 2004. С. 137

[6] К.И. Глобачев Правда о русской революции: воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения. М. Российская политическая энциклопедия. 2009. С. 130.

[7] Троцкий Л.Д. История русской революции. Т.1. С.40

Публикации

На рубеже эпох

(Щит и меч № 41/1249)

По всей вероятности, в этом году мы будем в последний раз официально отмечать День милиции. На смену ей приходит полиция. Новая структура не только по названию, но и по существу: по своему месту в обществе, по целям и задачам, которые ставит перед ней государство.

— Еще со времен Октябрьской революции, — отметил Президент России Дмитрий Медведев, — органы правопорядка в нашей стране стали именоваться мил ицией. Тем самым подчеркивался их народный или, как принято было говорить, рабоче-крестьянский характер, имея в виду, что это, по сути, дружинники в погонах. Но нам нужны профессиональные люди, нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно. Поэтому, на мой взгляд, пришла пора вернуть милиции ее прежнее наименование и именовать в дальнейшем наши органы правопорядка полицией.

Хотелось бы верить, что и отношение граждан к тем, кому поручено их защищать, оберегать покой и обеспечивать безопасность, изменится в лучшую сторону. Хотя это в первую очередь зависит от самих стражей правопорядка, их отношения к делу, верности долгу. Немаловажно не забывать и боевые традиции, заложенные предыдущими поколениями.

А гордиться нам есть чем. За долгие годы своего существования милиция прошла славный путь, вписав немало ярких страниц в историю страны. Преодоление бандитизма в первые послереволюционные годы, немалый вклад в Победу в Великой Отечественной войне, участие в послевоенном восстановлении, поддержание надежного порядка в последующие годы — все эти вехи свидетельствуют о том, что милиция всегда честно стояла на страже интересов государства и граждан. Конечно, немало было и моментов, которые ложились черным пятном на репутацию нашей структуры. Всякое случалось. Да и как иначе, ведь без малого сто лет — это целая эпоха. Но все же настоящих примеров профессионализма, героизма, честного и добросовестного выполнения поставленных задач было гораздо больше. Достаточно вспомнить, что в здании Министерства внутренних дел России две стены занимают мраморные доски, где высечены сотни имен наших бывших и нынешних сослуживцев — Героев Советского Союза и России.

Сегодня наступает новая эпоха, даже, говоря словами персонажа известного фильма, «не эпоха — эра». Новорожденной российской полиции предстоит на практике доказать свою способность надежно обеспечить безопасность страны, людей, их интересов и законных прав. Главный путь к этому — профессионализм. Именно это качество позволит успешно справиться с поставленными перед полицией задачами и целями, оправдать надежды государства, общества, граждан. Только так мы сможем добиться уважения россиян, настоящего авторитета, за который бьемся все последние годы. Только тогда люди станут доверять полиции, верить, что в трудной ситуации они всегда могут рассчитывать на безотлагательную и действенную помощь сотрудников.

Нравиться или не нравиться населению полиция не должна, да всем и не угодишь. В первую очередь она обязана эффективно выполнять свои задачи — ежеминутно защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, эффективно противостоять преступности, надежно охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность. Союзники, партнеры — так, скорее всего, следует понимать взаимоотношения полиции и общества.

Что же касается грядущего профессионального праздника, то он все же останется, также поменяв название и став Днем сотрудника МВД. Есть сообщения, что, возможно, его мы отметим уже в этом году. Что ж, в конце концов, не в названиях дело.

Важнее, чтобы 10 ноября встречали как свой личный праздник не только представители нашего ведомства, но и все граждане страны. Добиться этого будет непросто. Но необходимо.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, ruskline.ru, www.ormvd.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий