Современные подходы к пониманию права

Нормативистский подход. Его сторонники (Штаммлер, Новогородцев, Кельзен и др.) определяют право как совокупность охраняемых государством норм. В частности, для концепции Кельзена характерным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через призму принятых государством нормативных актов.

Естественно-правовая теория права. Сторонники этой теории права (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это — право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. Следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) — это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения.

Теологическая теория в своем объяснении права опиралась на божественные книги и в первую очередь на Библию. Представители данной теории (Аристотель, Фома Аквинский) полагали, что если естественные права принадлежат человеку от рождения, то они могут иметь и божественное происхождение.

Историческая школа права. Ее представители (Ф. Савиньи, Гуго, Г Пухта и др.) утверждали, что право не создается законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Ученые-правоведы должны уметь схватить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен превратить его в действующее законодательство.

Психологический подход. Представители (Л.И. Петражицкий, Росс, И.М. Рейснер и др.) наряду с нормами в понятие право» включают и правовое сознание, правовые эмоции людей. Особенно широко психологический подход применялся в первые годы советской власти, когда еще не были выработаны новые законы, и даже в декретах признавалось обращение судей к правовому сознанию при решении дел в интересах пролетарского государства.

Социологический подход. Представители социологической теории права (П. Эрлих, Жени, С.И. Муромцев и др.) полагали, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов, т.е. отстаивали взгляды на право как на деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной степени свои правомочия. Правом объявлялась практика государственного строительства.
Марксистский подход. Представители марксисткой теории (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) понимали право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса и содержание, выраженное в праве классовой воли, определяли характером материальных производственных отношений, носителями которых выступали классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть.
Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что вряд ли в действительности существует вполне совершенное право, и поэтому представители данного подхода, взяв из различных теорий самые рациональные, на их взгляд, стороны, вывели следующее определение: «Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом».

Право и закон.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Закон — это нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органам государственной власти (законодательными органами) и обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основные признаки закона:

Закон — это определенный нормативно-правовой акт. В юриспруденции термин закон понимают в широком, смысле, когда под законом подразумевают любую норму права независимо от того содержится в законе или подзаконном акте.

Закон — это такой нормативный акт, который как правило принимается высшими представительными органами государственной власти. Кроме того, закон может приниматься непосредственно народом, населением (очень редко). В некоторых государствах законы могут приниматься и другие государственными органами (например, во Франции — правительством). Круг субъектов, принимающих законы строго ограничен.

Закон — это нормативный акт, который обладает высшей юридической силой. Высшая юридическая сила закона выражается в следующем: ни один акт не должен в принципе противоречить закону. 1) Если подзаконный акт противоречит закону, то действует закон. 2) Ни один подзаконный акт не может вносить изменения в закон. 3) Закон может быть определен только законом.

Законы — это нормативные акты, нормы которых регулируют наиболее важные общественные отношения.

Законы — это нормативные акты, которые принимаются в особом порядке, т.е. процедура применения закона намного сложнее, чем процедура принятия подзаконного акта.

Виды законов. Во-первых, по юридической силе и порядку их принятия подразделяются на конституционные или основные и обыкновенные или не основные. Конституционные обладают наивысшей юридической силой и принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов. К ним относятся: 1) конституции, 2) конституционные законы, дополняющие конституцию. Обыкновенные законы должны соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым большинством (50% + 1 голос) голосов.

Современные подходы к пониманию права

Современные подходы к пониманию права

По мнению В.В. Лазарева, отрасль права- это элемент системы права, представляющий собой распределенную по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную область общественных отношений.

В современной юридической литературе выдвигают два критерия деления системы права на отрасли:

— материальный, отражающий особенности регулируемых общественных отношений или предмет правового регулирования;

— метод регулирования, представляющий собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Обычно выделяют два метода: императивный и диспозитивный [14, 420].

Если отдельные нормы представляют собой первичную клеточку права, а правовые институты их блоки, то отрасли права образуют целостные, относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Таковыми являются конституционное, гражданское, семейное, трудовое и все другие отрасли права.

Каждая отрасль права имеет свою специфическую структуру (строение). В ней выделяются общие и особенные части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части, поскольку действие нормы права общей части распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части конкретизируются в институтах её особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отраслей права.

Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования. Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами включают в себя еще один компонент – подотрасли,что обусловлено рядом объективных и субъективных причин [4, 301].

К объективным причинам можно отнести материальные, социальные и иные условия жизни общества, определяющие процесс возникновения и существования системы права и объективную необходимость её слаженного и эффективного функционирования (например, развитие отдельных видов общественных отношений, повышение их значения). К субъективным — деятельность законодателя [10, 561].

Таким образом, право — это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

1.2. Общая теория правопонимания

Право — одно из самых сложных общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, и это вполне объяснимо. В правопонимание отражаются представления людей об обществе, о его критериях и духовных ценностях. И поскольку развивается человеческое общество, изменяются условия жизни людей, их представления и идеалы, поскольку изменяются, и будут меняться представления о праве.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течение веков изучали проблему, связанную с феноменом права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе, как основной нормативный регулятор общественных отношений.

Учение о праве демонстрируют огромное разнообразии подходов, оценок, результатов. И все же можно констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право для людей всегда выступало как определенный порядок в обществе. Но за этой общей основой начинались различия.

Многообразие учений о праве касалось и содержания права, и его формы. Когда речь идет о содержании права как определенного порядка в обществе, подразумевается, чьи интересы в обществе отражает и закрепляет этот порядок, какие группы общества за этим стоят, в пользу кого и против кого направлен данный порядок. Таким образом, под содержанием права мы понимаем его социальное качество, его служение тем или иным общественным слоям.

Право, правовая действительность, правовая материя выступают, в трех проявлениях или формах: во-первых, в форме правосознания, идеи, представления о праве; во-вторых, в форме правовых норм; в-третьих, в форме общественных отношений, порождающих правовые нормы и, в свою очередь, испытывающих воздействие этих норм. Правосознание — это часть общественной идеологии, та ее часть, которая связана с правом. Правовые нормы часть социальных регуляторов, возможно, наиболее важная часть. Наконец, правовые отношения — это одновременно источник правовых норм в результате их действия.

Эта триединая сущность права практически присутствует во всех научных представлениях. Но вот роль и значение каждого из трех правовых начал оказываются различными в различных правовых школах.

Происхождение, логика развития и содержание всей правовой действительности свидетельствует о том, что правовые нормы и системы права являются результатом «следования» субъектов правосознания и правотворчества за наиболее значимыми социальными проблемами и противоречиями, за потребностями в общественной практики.

Все правовые, юридические явления могут быть осознаны как проявление социальной необходимости, как естественный атрибут общественного развития. Из этого можно сделать вывод, что право и все правовые явления действительно не имеют и не могут иметь собственной истории и не являются самодостаточной и саморазвивающийся идеей [1, 112].

Основное теоретическое и практическое значение правопонимания и права состоит не в том, что это одна из форм выражения и отражения реально существующих явлений, вещей, а именно в том, что наше сознание не только отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его.

Правовые явления как продукт сознания, конструкция всякого правосознания. Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятие права и сегодня — одна из основных категорий общей теории права. Ведь от понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.

Современные учения о сущности права представляют собой конгломерат отдельных концепций, направлений. Плюрализм (множество школ и теорий) имеет свои причины. В их ряду можно отметить:

— Возникновение теорий на различных этапах развития общества, каждый этап выдвигает свои проблемы, которые и отражаются в теориях права.

— Связь теории права с разными философскими воззрениями.

— Обусловленность теорий национальными, религиозными традициями, особенностями формирования правовых систем в той или иной стране.

— Школы и теории могут выражать интересы разных социальных сил, меняются интересы, меняются и взгляды.

— Обострение классовой борьбы приводит к появлению солидаризма в праве.

— Одной из важных предпосылок множественности теорий является сложность механизма правового регулирования, который предполагает наличие различных элементов: норм права, юридических фактов, правоприменительных актов, в том числе и судебных, влияние на право и правовое регулирования правосознания, нравственности с их представлениями о добре и зле, справедливости, разумности, добросовестности.

— Кроме того, право как социальный институт, связанный с экономикой, политикой, интересами классов и социальных групп индивидов, в своем регулировании взаимодействует с различными социальными нормами [12, 121].

Каждая теория создается не на пустом месте, не в отрыве от правого регулирования, но каждая из них берет за основу один — два феномена, участвующих в правовом регулировании. Рассмотрим эти теории о происхождении права.

1. Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т. е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям,- говорится в послании апостола Павла к римлянам,- ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

2. Намботивистическая теория (основоположник — Ганс Хельбр). Предполагает, что существует некая основная норма, которая дана каждому человеку для его ощущения. А социально активные люди формируют, согласно своим ощущениям, конституционное право (второй уровень норм), затем избранные народом законодатели, на их основе формируют текущее законодательство, а судьи и администраторы приспосабливают его к реальности.

3. Теория естественного (возрожденного) права. Возникла в XVIII веке. Её развитием занимались: Жан-Жак Руссо, Джон Локк и другие. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав (все равны), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что “мои права кончаются там, где начинается свобода другого”). Согласно этой теории существующее в обществе право делится на две части: позитивное право (которое выражено в законах, поддерживается государственным авторитетом, каждая страна имеет своё право, это право должно соответствовать справедливости) и естественное право(вечно, неизменно, выше позитивного права, одинаково для всех народов). Джон Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Д. Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу «первых принципов» (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности. В основе всякого знания, по Д. Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Для соблюдения этих прав нам и пришлось отдать их часть государству [16, 52].

4. Марксистская теория. К представителям данной теории обычно причисляют К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами. Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право — обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и «отомрет» с исчезновением классовых различий.

5. Социологическая (Гарвардская) школа права — одно из направлений науки права ХХ в. Крупнейший ее представитель — американский ученый Р. Паунд. Широкое распространение данная школа получила в США.

Социологи исходили из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям [16, 55].

Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. В этой связи социологи придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности [14, 134].

Таким образом, право выступает познавательно-теоретической наукой, так как формирует основы правовой культуры. Знание теории права является базой для развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене.

2. Основные концепции правопонимания

2.1. Современное понимание права

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу вечных уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Вопрос о понятии права исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. Современное же развитие правопонимания происходит не само по себе, а в конкретно-историческом контексте, которые многие представители и юридических, и гуманитарных наук называют «постмодерн». Данный термин несет в себе важное познавательное значение. Во-первых, как отмечают некоторые ученые, постмодерн — это реальность, данная нам в ощущениях. И, прежде всего, главным фактором этой реальности является постиндустриальное (информационное) общество с его особым типом производства информации, взамен производства материальных благ, а также беспрецедентной глобализации, стирающей фактически границы между различными государствами.

Во-вторых, постмодерн — это определенная исследовательская парадигма. Основное содержание постмодерна как исследовательской парадигмы точно выразил Ж.Т. Тощенко. Он писал, что для постмодерна характерен перенос интересов исследователя с анализа объективных явлений на исследование субъективности в связи с осознанием человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются основные преобразования, как в макро -, так и в микромире [17, 3-5].

Это означает, прежде всего, отказ от возможности объективного, строго «научного» беспристрастного социального познания, открывающего единую для всех истину. Как следствие такого отказа появляется междисциплинарность предмета социального познания, методологический эклектизм научных исследований, нечеткость понятий, акцентирование внимания на уникальности и неповторимости явления, события и факта. В результате становится важен не результат, а исследовательский процесс, смыслом которого является приумножение интерпретаций и демонстрация их оснований и хода изменений, то есть демонстрация всего того, что оставалось за кадром исследований Нового времени (гегелевской, марксистской, позитивистской традиции).

В связи с этим необходимо указать на два важнейших принципа современного, постиндустриального научного познания: принцип верификации и принцип фальсификации. Согласно принципу верификации, выдвинутому философией неопозитивизма (Мах, Э. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), достоверность индуктивного предложения проверяется экспериментально. С этой целью сложный текст раскладывается на элементарные предложения. Элементарное предложение проверяется фактами, и если оно соответствует фактам, то все индуктивное предложение в целом является верным.

Разработанный К. Поппером принцип фальсификации как принцип проверки научности той или иной теории заключается в том, что теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно при наличии определенных фактов опровергнуть, т.е. фальсифицировать. При этом утверждается невозможность достижения вечного знания, поскольку одна теория непременно сменяет другую, зачастую путем революционных преобразований [15, 164].

А поскольку современное правопонимание не может существовать вне современного культурно-исторического контекста, то все вышесказанное характерно и для современной теоретической юриспруденции. Еще в 1975 г. профессор Е. А. Лукашева говорила о применимости разных подходов к праву, об условности и ограниченности любого определения [9, 30-34].

Таким образом, можно сказать, что отсутствие общепринятых типов правопонимания — это не проблема, не свидетельство его кризиса, а необходимое условие существования права. Поскольку только между крайними позициями по поводу того, что есть право, может находиться это сложнейшее общественное явление.

2.2. Социальное значение нравственного, нормативного и

Понятие права — основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.

Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.

Право — непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране.

Единого понимания права в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к трем основным типам (концепциям правопонимания): нормативное, социологическое и нравственное. Эти концепции и раскрывают сущность права.

Нормативное правопонимание основано на представлении, что право — это нормы, изложенные в законах и подзаконных актах. При таком подходе различие между правом как системой норм и законом как формой права проводится формально, а не по существу [8, 11-19].

Такое правопонимание обладает определенными недостатками:

1. Право понимается очень узко — как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.

2. Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.

3. Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей.

4. Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства (их правовой характер, соответствие идеям равенства и справедливости, интересам общества).

5. Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.

6. Этот тип правопонимания недемократичен.

7. С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.

Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.

С точки зрения социологического подхода под правом понимается правоотношения или право в действии. Юристы-социологи обращаются к процессу реализации норм права и выдвигают лозунг «право в действии — живое право». С. А. Муромцев считает, что право представляет собой совокупность правовых отношений (правовой порядок) [11, 47-48]. Современные сторонники социологического подхода утверждают, что право выступает в первую очередь как определенный порядок в обществе [8, 1]. Законы, по их мнению, представляют собой только часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений. По мнению юристов-социологов, правовые отношения собственности, властеотношения и семейные отношения исторически предшествуют правовым нормам. Последние лишь закрепляют правоотношения, сложившиеся в действующую систему права.

С позиций нормативной теории социологический подход к праву означает отказ от авторитета закона и предоставление судье правотворческих функций. Положительной стороной социологического направления является стремление исследовать право во взаимодействии с другими элементами социальной структуры и выявить реальные механизмы действия права.

С точки зрения этой концепции законы можно разделить на «правовые» и «неправовые». Правовые законы — законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что сложилось в обществе. Неправовые законы — акты законодателя, т. е. то, что имеет минимальную связь с реальностью.

Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.

Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, возникают трудности с определением правового характера отношений.

Как следствие — особое внимание уделяется договору, определяющему договорные права и обязанности сторон. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если да — то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила развитие в США [2, 43].

Нравственное правопонимание пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы или правоотношения).

Достоинства нравственного правопонимания:

— право здесь связано с положительными общественными явлениями — со свободой, демократией и т. п.;

— данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.

К недостаткам может быть отнесено следующее:

— сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового;

— не решен вопрос о существовании права «до» или «помимо» закона.

Каждый из типов правопонимания по-своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе. Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе. Нормативное правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).

Социологическая теория имеет иные социальные основания — эта концепция дает приоритет общественных отношений, он согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления.

В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи — свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному нравственному обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.

Касательно российской правовой системы можно сказать, что здесь длительное время господствовало нормативное правопонимание, но присутствовали и нравственно-социологические воззрения в той или иной форме.

Из этих типов правопонимания для современного общества нравственное наиболее приемлемо. С точки зрения нравственного правопонимания, право — социально обусловленная форма и мера свободы и ответственности в обществе, выраженное в норах и субъективных правах и являющаяся регулятором поведения людей [8, 11-19].

В качестве сущностной характеристики права признается свобода, которая понимается, как возможность действовать по собственному усмотрению, это возможность выбора, возможность поступать по своей воли, без принуждения.

Но право и свобода – имеют различия. Право — это мера свободы, ее границы, т. к. право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе.

Такое понимание права, свободы в праве было выражено Кантом. Аналогичная позиция выражена во Всеобщей Декларации Прав Человека: «при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом для обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей» [5].Право на только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора, нет смысла устанавливать ответственность.

Право — социально обусловленная мера свободы; это означает, что в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями: эти возможности характеризуют достигнутый уровень развития общества, а также являются критерием человеческого прогресса в обществе.

Право — равная мера свободы. Это означает, что оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами.

Если право предоставляет меру свободы, то она должна быть где-то выражена для того, чтобы можно было пользоваться эталоном свободы.

Свобода выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Наряду с этим, во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица.

Право состоит из объективного права (общие нормы, правила, независящие от конкретного человека) и субъективного (правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного права; это мера возможного поведения лица).

В качестве сущностной характеристика права была названа свобода, но иногда под сущностью права понимают справедливость. В отличие от справедливости, свободу можно понимать однозначно, а справедливость — это оценочное понятие, каждый имеет свои представления о ней [6, 225].

Таким образом, современное право (в коммуникативном понимании) — это механизм, который «разгружает» коммуникативную деятельность членов сообщества, поскольку именно последняя вызывает к жизни нормы права и придает им конечную легитимность. Нормы легитимны только тогда, когда они удовлетворяют критериям коммуникативной рациональности. Следовательно, необходимо обеспечить законность самой процедуры принятия норм.

Рассмотрев разные подходы к пониманию права, можно предложить три основных пути к формированию нового правопонимания:

1. Право — автономная нормативная система, имеющая свою собственную ценность, система, построенная на началах равенства и свободы индивидов.

2. Правопонимание основывается на признании самоценности автономного индивида как равного с другим субъектом права. Этот индивид наделяется свободой при решении касающихся его дел и соответственно несет персональную ответственность за последствия своих решений.

3. Именно право, а не коллектив, корпорация обеспечивает защиту индивида с использованием разнообразных юридических процедур и институтов.

В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства.

В российском обществе существует острая потребность в том, чтобы право выступало в качестве исторического преемника позитивных правовых ценностей, достижений юридической культуры, всего того, что может обеспечить совершенный, развитой характер социального регулирования в его движении к современному гражданскому обществу.

1. Алексеев, С.С. Теория права [Текст] / С.С. Алексеев. — М.: Издательство БЕК, 1994. — 224с.

2. Байтин, М. И. О современном нормативном понимании права [Текст] / М. И. Байтин // Журнал российского права. – 1999. — № 1. – С. 132.

3. Байтин, М. И. Сущность права [Текст] / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2006. – 156 с.

5. Всеобщая декларация прав человека, ст.29, п.2.

6. Комаров, С.А. Теория государства и права [Текст] / С. А. Комаров, А. В. Малько. – М.: Изд-во Норма, 2003. – 448 с.

8. Лившиц, Р. З. Современная теория государства и права [Текст] / Р. З. Лившиц. — М.: Издательство БЕК, 1994. – 224 с.

11. Муромцев, С. А. Определение и основное разделение права [Текст] / С. А. Муромцев. — М. Зеркало-М, 1879. – 120 с.

14. Общая теория права и государства [Текст] / под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.

16. Современная универсальная Российская энциклопедия [Текст] // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: 2009.

Современные подходы к пониманию права — реферат

Введение 3
Глава I. Право как основа и средство осуществления государственной власти. Теории происхождения права 4
Глава II. Современное нормативное понимание права 10
Глава III. Понятие функций права 16
Глава IV. Система функций права 22
Глава V. Краткая характеристика основных (собственно-юридических) функций права 26
Заключение 31
Список литературы 32

По проблемам, связанным с основными положениями о функциях права, наработан обширный теоретический материал, который включает в себя как специ¬альную научную литературу, диссертационные исследования, посвященные непосредственно данному вопросу, так и научные исследования, изучающие смежные проблемы в сфере теории государства права. В литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и классификации функций права были высказаны различные взгляды (С.С. Алексеев, И.Е. Фарбер, Т.Н. Радько, В.Г. Смирнов и др.). Представляется необходимым хотя бы кратко обобщить эту проблему с учетом современного уровня развития правовой науки.
В функциях права раскрывается общечеловеческая и классовая природа права и его социальное назначение: историческая цель и служебная роль в жизни общества. Будучи продуктом общественного развития, право как государственная воля общества оказывает на него активное обратное воздействие, которое осуществляется посредством выполнения им своих функций. Однако функции права и воздействие права хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия.
Функции права есть наиболее существенные направления и сторо¬ны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права. Многообразие путей влияния права на различные отношения между людьми обусловливает Наличие у него множества функции, вследствие чего важное научно-практическое значение приобретает вопрос об их классификации.
Целью работы является краткое раскрытие понятия и содержания функций права, их анализ и основную роль. Это будет достигнуто посредством раскрытия сущности права, системы функций права, форм реализации функций права.

Глава I. Право как основа и средство осуществления государственной власти. Теории происхождения права

Рассматривая процессы происхождения и функции права, нельзя обойти и вопрос о его взаимосвязи с государственной властью. Уже в ранних государствах, при своем появлении право выступает как основа организации государственной власти, устанавливая и закрепляя структуру этой власти — органы государства, их полномочия, сферу действия и т.п. Оно же определяло порядок и процедуры занятия и выполнения общественных должностей, их передачу, обеспечивая при этом и династические способы их присвоения.
Таким образом, право, с одной стороны, выступает как необходимый элемент структурной организации государства, с другой, — как форма осуществления государственной власти, средство государственного управления. Как правило, государственная власть функционирует принимая законы, иные юридические акты, обеспечивает их исполнение. И это нормальные, правовые формы осуществления государственной власти.
Там же, где государственная власть функционирует без этой правовой формы, там царят произвол, личные усмотрения, бюрократия, возникают большие социальные беды для населения. Поэтому облачение государственной власти в правовые формы — одна из основных тенденций создания и функционирования государственной власти. А для права — это еще один объективный фактор и стимул появления и развития.
Отмечая этот фактор и стимул, опять же следует подчеркнуть, что не он является основным, что главная потребность общества связана со становлением нового способа его существования — переходом к производящей экономике, с обеспечением при помощи качественно новой регулятивной системы уже другой организационно — трудовой, социальной и духовной жизни.
Таким образом, право действительно предстает перед теорией государства и права как весьма сложный — по крайней мере, не менее сложный, чем государство — социальный институт со всей совокупностью факторов, вызвавших его появление и формы осуществления. И осмыслению происхождения этого института отводится здесь существенная часть всех теоретико-правовых концепций.
В связи с этим последним необходимо прежде всего назвать естественно-правовую теорию. Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто — ни общество, ни государство — человеку не дарует. Они — эти права — являются условиями существования человека и его жизнедеятельности. В числе таких прав — право на жизнь, свободу, равенство, собственность и др. Следовательно, утверждала эта теория, естественное право — это высшее право по отношению к действующему праву (законам, обычаям, прецедентам), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость .
Теория естественного права, таким образом, снимала по существу проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как у социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства, классовых и иных социальных структур, потребностей общества и самого права как появляющегося на определенном этапе объективного результата развития, регулятивной системы.
Тем самым она от изучения и объяснения объективных процессов возникновения права уходила в абстрактное признание уже существующей некоторой суммы прав у каждого человека. В то же время эта теория несла в себе социальный заряд большой мощности, так как позволяла с позиций справедливости, гуманизма, либерального демократизма, просто разумности оценивать и соответственно критиковать действующее право, если таковое становилось тормозом общественного развития, преградой к благоденствию общества.

Каковы современные подходы к пониманию права: особенности, таблица

Для каждого человека понятие права расшифровывается по- разному. Еще в 10 классе ученикам рассказывают о том, что имеются различные подходы к распознаванию. Такое явление считается вполне обычным. Чтобы глубоко распознать права, стоит разобрать подходы, которые предъявляются к его изучению, а также их особенности. Каковы современные подходы к пониманию права? В статье рассмотрена таблица.

Нормативный подход к пониманию права

Суть этого подхода состояла в том, что рассматриваемое право – это юридический термин. Согласно данному подходу можно сделать вывод, что право и закон фактически не отличаются. При нормативном подходе можно сформулировать понятие права. Это показательный закон, акт, в котором отображается воля страны. Эта иерархическая система норм, где вверху установлена главная норма, а уже в плане убывания располагаются нормы, имеющие меньшую юридическую силу. Кроме этого, все они обязаны существовать в соответствии с требованиями главной нормы. В чем суть нормативного подхода к праву расскажет этот материал.

С практической точки зрения нормативный подход считается самым привлекательным. Причина в том, что большинство юристов при решении определенного вопроса могут опираться на норму закона.

На видео-современные подходы к пониманию:

Следующим положительным качеством нормативного отношения является четкость, однозначная выраженность требования к праву, его формулировкам. Этот критерий является очень важным, так как отсутствует двухсменность понимания содержания нормативного акта. Следующим достоинством является четкая фиксация санкции. Это средства принуждения страны при нарушении норм.

Но нормативное отношение к праву не лишен своих минусов. Сюда стоит отнести полное игнорирование гуманистической стороны. Отсюда можно сделать вывод, что совершенно игнорируют насущные интересы населения. На их месте стоят интересы страны.

Подобный недостаток нормативного подхода не предоставляет опасности для человека и самой страны. Очень часто оно может руководствоваться уже устаревшими нормам.

Какие социальные права человека по конституции предусмотрены и что они собой представляют, указано в данной статье.

Что такое деликтные обязательства в гражданском праве, подробно указано в данной статье.

Особенности наследственного подхода

Суть данного подхода заключается в том, что имеет место теория естественного. Определенной единственной естественной теорией права не существовало никогда, несмотря на то, что различия права и закона были замечены еще в древности. Друды древних философов содержали много информации относительно сходных идей. На основании можно утверждать, что для естественного свойственные определенные общие четы с законом. Придерживаясь данного подхода, каждый гражданин с момента появления на свет уже обладает конкретным набором прав и свобод. Они неотчуждаемые и принадлежат человеку на протяжении всей его жизни. Про характеристику основных особенностей естественного права расскажет эта ссылка.

Если придерживаться естественного подхода, то станет понятно, что право не приравнивается к закону, а обозначает намного большее. Согласно такому понятию права, закон – это одна из форм выражения права.
Причина в том, что законы, которые были установлены государством, относятся к творениям самого человека. Отсюда имеет место такой термин как позитивное право. Другими словами, это положительная и существующая документальная реальность. Но совместно с позитивным имеется то, которые не зависит от воли и желания человека, государства. Название его естественное.

Важно понимать, каким образом происходит уступка права требования гражданское право. Вся информация указана в данной статье.

Юридический современный подход

Наряду с первыми проявлениями буржуазной демократии естественное переходит в государственно-правовую реальность. Подтверждают данную информацию такие известные документы как Декларация независимости, которая была создана в США, или Декларация прав человека и гражданина 1789 г. во Франции.

Благодаря тому, что в содержании государственной документации имелось естественное, оно стало превращаться в актуальные общеобязательные нормы юридического характера. Такие крупные перемены в сфере права и политики наблюдались в первой революции в данной области.

Уже в декабре 1948 гола была принята Всеобщая декларация. Это совокупность основных правовых норм, которые создали так называемую Хартию гражданина.

Таблица – главные подходы права

Подходы Суть
Нормативный Предполагает комплекс норм правого характера, которые установлены государством. Ориентируются данные нормы на выполнение законов, позволяет точно дать критерии тем, кто использует.
Философский Рассматривается, как мера свободы и справедливости. Если нормы, установленные государством, не соответствует нормам свободы, то они не являются правом.
Социологический Рассматривается, как нормативные акты, которые формируются и развиваются непосредственно в обществе. Отыскивать право стоит не в нормах, а в жизненных обстоятельствах.

Зная рассмотренные нормы права, становится возможным понять, как происходил период его становления. Каждый гражданин определяет сам для себя, какой метод подхода соответствует становлению права, но при этом нужно руководствоваться только подтвержденными фактами.

Статья написана по материалам сайтов: sinref.ru, refbox.org, ruleconsult.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий