Субъекты правовых отношений это

Субъекты — это участники правоотношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Участниками правоотношений могут выступать физические, юридические лица и государство.

Физические лица — индивидуальные субъ­екты: граждане, иностранцы, лица с двойным гражданством, лица без гражданства.

Юридические лица — коллективные субъ­екты: предприятия, организации, учреждения, общественные объединения (в том числе — религиозные) независимо от формы собственности или иной формы имущественной правоспособности (арендные коллективы, фермерские хозяйства и т.п.). Юридические ли­ца имеют три основных признака: организационное единство, обособленное имущество и способность выступать в правоотно­шениях от собственного имени, в том числе в качестве истца и от­ветчика. Для признания организации или учреждения юридическим лицом требуется его регистрация в государственных органах.

Государство как субъект правоотношений имеет ряд отли­чительных признаков: государство — субъект политический, вла­стный и суверенный. Это означает, что государство не зависит от других субъектов права, устанавливает статус всех участников пра­воотношений и выступает как субъект международных отношений.

Для участия в правоотношениях субъект должен обладать правосубъектностью.

Правосубъектность– совокупность определенных качеств, признаваемых или установленных законом для всех и каждого из будущих участников правоотношения. Качества субъекта права (правосубъектности) различаются для разных групп отраслей права как по условиям их возникновения (например, в зависимости от возраста человека), так и по своему содержанию — возможностям правообладания, например, правами имущественными, личными или властными правами руководства. Правосубъектность включает в себя четыре юридических свойства: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность, правовой статус субъекта права.

Правоспособность— это предусмотренная нормами права воз­можность иметь права и нести обязанности. Закон наделяет пра­воспособностью всех физических лиц независимо от возраста и состояния здоровья. Она возникает с момента рождения человека (а по отношениям наследования учитываются и права еще не родившегося ребенка) и прекращается с его смертью (по отношению к наследству воля наследодателя учитывается и защищается после его смерти). Все граждане России (как и граждане других государств) имеют равную и полную (по объему) правоспособность. Для иностранцев могут быть установлены ограничения, защищающие права граждан государства (необходимость получения лицензий, квоты на въезд в страну, ограничение прав на занятие некоторых должностей — капитаны судов, авиалайнеров и т.п.).

Дееспособность— это способность самостоятельно (своими си­лами) осуществлять права и обязанности. Дееспособность зависит от возраста и состояния психического здоровья. Объем дееспо­собности может быть полным либо неполным. Полностью дее­способные лица вправе совершать любые юридически значимые действия. Дееспособность в полном объеме в силу закона насту­пает с 18 лет, а в случае вступления в брак — с 16 лет.

Дееспособность может быть ограничена по решению суда толь­ко в отношении алкоголиков и наркоманов. Недееспособными могут быть признаны психически больные либо слабоумные, ко­торые не понимают фактический характер и социальную значи­мость своих действий.

Объем неполной дееспособности складывается из двух элемен­тов: эмансипированных правомочий и опекаемых прав. Первые принадлежат субъекту безраздельно, вторые обеспечиваются с по­мощью законных представителей (родители, опекуны, попечите­ли, детские учреждения).

Подростки в возрасте от 14 до 18 лет имеют неполную дееспо­собность. Они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком (стипендией), совершать денежные вклады. Другие юридически значимые действия они вправе совершать с согласия родителей, попечителей, педагогов. Однако в гражданском праве заключение мелких бытовых сделок разрешено детям от 6 до 10 лет (хотя они могут быть оспорены родителями). Частичная правоспособность возникает с 14 лет и существенно расширяется после 16 лет (распоряжение заработком, иными доходами или объявление полностью дееспособным — ст. 27 ГК РФ). В трудовом праве — с 15 лет, частично уголовная ответственность допускается с 14 лет и т.п. Таким образом, малолетние дети шести лет признаются правоспособными и имеющими право на жилье, наследство, личные вещи, но являются недееспособными. Их интересы представляют и защищают законные представители — родители и опекуны. Недееспособны (полностью или частично) также умалишенные, признанные недееспособными по решению суда. Полная дееспособность возникает в России с 18 лет (в ряде других государств — с 21 года).

Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно с момента регистрации и составляют единое качество праводееспособности.

Праводееспособность властных органов именуется компетенцией. Только прямо указанные в законе полномочия (властные права и обязанности) составляют правовой статус государственных органов и должностных лиц. Выход за пределы полномочий, а также и их неосуществление в подлежащих случаях всегда являются неправомерными, незаконными действиями, хотя бы они и были вызваны возможностью принять иные меры. Должностные лица органов управления, депутаты законодательных органов, судьи и судебные исполнители также наделяются законом определенным правовым статусом в рамках своей компетенции и обязаны действовать в его пределах.

Деликтоспособностьпредставляет собой способность нести от­ветственность за допущенное нарушение (деликт). Деликтоспо­собность — это пассивная сторона дееспособности и как таковая зависит от возраста и состояния психики. Деликтоспособностью не обладают недееспособные (по гражданским делам), малолет­ние и невменяемые (по административным и уголовным делам).

Правовой статус — признанная конституцией или законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепляемых за теми или иными субъектами права.

Виды правосубъектности: общая и специальная.

Общей правосубъектностью обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста и не признанные судом недееспособными. Они вправе вступать в любые гражданские правоотношения.

Специальная правосубъектность необходима для участия в пра­воотношениях, требующих высоких профессиональных знаний, например, судья должен иметь высшее юридическое образование и возраст не менее 25 лет.

Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности лица физического, является специальной. По своему содержанию она должна соответствовать целям и задачам деятельности данной организации, предприятия или учреждения, определенным в его уставе.

Содержание правоотношений

Содержание правоотношения образуют субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.

Право именуется субъективным по принадлежности субъекту правоотношения. Реализация субъективного права зависит от ус­мотрения управомоченного лица. Субъект может воспользоваться предоставленным ему правом либо отказаться от него. Обязан­ность называется юридической, так как предусмотрена юридиче­ской нормой и подлежит безусловному выполнению.

Субъективное право — это вид и мера возможного поведения управомоченного лица, которые соответствует юридической обя­занности другого лица.

Субъективное право включает в себя три правомочия:

1.возможность совершать определенные действия самому;

2.возможность требовать совершения определенных действий от другого;

3. возможность обратиться за защитой к органам государства, то есть осуществить правопритязание.

Например, право собственности в правоотношениях раскрывается в своих правомочиях – субъект имеет правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Право на информацию – правомочие на доступ к информации, на ознакомление с информацией, разъяснение информации, получение копий документов, справок; право интеллектуальной собственности – правомочие авторства, разрешения на использование объекта интеллектуальной собственности, на вознаграждение и некоторые другие; свобода совести – правомочие исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, вступать в религиозные объединения, поддерживать ту или иную конфессию; распространять свои религиозные убеждения; свобода предпринимательства – правомочие организовывать «свое дело», получать доходы (прибыль), использовать в своих интересах и т.п.

В относительных правоотношениях, где интерес управомоченного удовлетворяется через действия обязанной стороны, субъективное право выступает как право требовать от обязанной стороны совершения тех или иных действий — передачи вещи, поставки продукции, материалов, уплаты денег, выполнения работы (в трудовых отношениях), содержания и участия в воспитании детей (в семейных отношениях) и т.п.

В абсолютных и некоторых публичных правоотношениях субъективное право выступает в виде обеспеченной правом (законом) возможности собственного поведения, свободы осуществлять свое право. Возможность требовать выступает здесь как нечто вторичное, как поддержка осуществления собственных прав и свобод. Таково содержание правомочий собственника — владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, таково же содержание политических свобод — свободы слова, собраний, ассоциаций, демонстраций, права избирать депутатов в парламент. Требования собственника заключаются в устранении препятствий к осуществлению права, а требования граждан по осуществлению политических прав и свобод — в надлежащем обеспечении государством правопорядка, недопущении препятствий законному осуществлению свобод либо прав избирателей. Каждое юридическое субъективное право связано с притязанием, т.е. с возможностью обратиться в суд или иной государственный орган за защитой своего права, если имеет место его нарушение, неиспользование законного требования и т.п. Право на обращение в суд за защитой — одно из важнейших устоев демократического общества и государства.

По своей сути субъективное право — это средство удовлетво­рения собственных интересов путем совершения определенных действий, требований и притязаний.

Юридическая обязанность — это вид и мера должного поведе­ния обязанного лица, которые соответствуют субъективному пра­ву другой стороны.

Обязанность может иметь различный характер: активный, пас­сивный, негативный:

— активная обязанность — совершение определен­ных действий (поставка товаров, перевозка, оказание услуг, выполнение работы, воспитание детей в семье и т.п.);

— пассивная обязанность — воздержание от определен­ных действий (не нарушать права собственности, не препятствовать его осуществлению, как и осуществлению гражданами избирательных прав, политических свобод, свободы слова и т.п.);

— негативная обязанность — наступает в случае правонарушения и состоит в претерпевании неблагоприятных последствий непра­вомерного поведения.

По своей сути юридическая обязанность — это средство удов­летворения чужих интересов путем совершения необходимых дей­ствий, воздержания от определенных действий и претерпевания не­гативных санкций.

Субъекты правовых отношений

Читайте также:

  1. A. Материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения
  2. I. Субъекты (стороны) трудового правоотношения 1 страница
  3. I. Субъекты (стороны) трудового правоотношения 2 страница
  4. I. Субъекты (стороны) трудового правоотношения 3 страница
  5. V 2: Субъекты и объекты международного права
  6. XII. Участие подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках
  7. Административно — правовой статус субъектов административных правоотношений.
  8. Административное право как отрасль права, понятие, функции, субъекты административного права.
  9. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. СУБЪЕКТЫ
  10. АПОЛОГИЯ НЕПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  11. Билет 3.1 СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА понятия, система виды и общая характеристика
  12. Билет №6 1. Граждане и иностранные граждане как субъекты административного права.

Субъекты правовых отношений. — это лица (индивидуальные, коллективные), которые участвуют в правоотношениях как носители субъектных прав и юридических обязанностей.

Субъекты правоотношений подразделяются на индивидуальные и коллективные.,

Индивидуальные субъекты (физические лица) — это граждане иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Коллективные субъекты — это государственные органы, негосударственные организации, хозяйственные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации, государство в целом.

Государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, деятельность которых имеет властно-организационный характер, участвуют в публично-правовых (процессуальных) правоотношениях. Результатом этого участия становится принятие нормативных правовых, индивидуальных актов, актов надзорной деятельности и др.

Негосударственные организации участвуют в правоотношениях как юридические лица и как выполняющие вспомогательную работу (например, родительский комитет школы по делу о лишении родительских прав).

Коммерческие и некоммерческие организации участвуют в хозяйственной деятельности и обладают статусом юридических ниц. Последние в порядке ст. 48 п. 1 ГК РФ характеризуются признаками: а) организационной оформленностью; б) наличием в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленного имущества; в) правом от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права; г) быть истцом и ответчиком в суде.

Субъекты права участвуют в правоотношениях при наличии правосубъектности — способности лица быть субъектом правоотношений. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности, деликтоснособности.

Правоспособность — способность лица иметь права и исполнять юридические обязанности. Правоспособность начинается от рождения лица (учреждения для юридического лица) и заканчивается смертью (ликвидацией). Для физических лиц наследственная правоспособность может возникнуть до рождения ребенка.

Дееспособность — способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять юридические обязанности.

Дееспособность физических лиц может быть неполной, полной, ограниченной, отсутствующей.

1. Неполная дееспособность зависит от возраста и подразделяется на:

а) дееспособность малолетних (от 6 до 14 лет), объём которой с точки зрения возможностей лица определяется ст. 28 ГК РФ. Недостающая дееспособность здесь восполняется родителями, усыно-нителями, опекунами;

б) дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет определяется ст. 26 ГКРФ. В ней определяются большие возможности I лица совершать не только мелкие бытовые сделки, но и распоряжаться, заработкам, или другими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения, распоряжаться ими и др. Недостающая дееспособность может быть восполнена родителями, усыновителями, попечителями. Для лиц от 14 до 18 лет дееспособность может быть определена в полном объёме при заключении брака или объявлении эмансипации в условиях действия ст. 27 ГК РФ.

2. Полная дееспособность наступает с 18-летнего возраста.

3. Лицо может быть ограничено в дееспособности судом вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит семью в тяжёлое материальное положение (ст. 30 ГК РФ). Над ним устанавливается попечительство.

4. Лицо, которое вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признано судом недееспособным (ст. 29 ГК РФ).

Для юридических лиц правоспособность и дееспособность по времени возникновения и прекращения совпадают. Кроме того, правоспособность и дееспособность юридических лиц имеют уставный характер.

Деликтоспособность (способность на деликт) — способность лица нести ответственность за совершенное правонарушение. Для физических лиц общая деликтоспособность начинается с 16 лет. В уголовном праве по некоторым преступлениям — с 14 лет.

43. Правовая система: понятие и структура.

Правовая система — широкая реаль­ность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласо­ванных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказы­вает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регу­лирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничения, превенция, санкция, от­ветственность и т.д.).

Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую дей­ствительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает, что юриди­ческая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным’.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии госу­дарства. Помимо права как стержневого элемента правовая сис­тема включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, меха­низмы правового регулирования, правосознание и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система — сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которо­го есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную ин­фраструктуру или среду санкционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нор­мативный, правообразующий, доктринальный (научный), статис­тический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикаль­ные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Категория правовой системы относительно новая в нашей ли­тературе, она вошла в научный обиход лишь в 80-е годы и раньше практически не использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно французские и американские, уже давно и активно опе­рируют этим понятием. Сама эта конструкция почти не представ­лена в учебных программах и курсах по теории государства и права, другим дисциплинам.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возмож­ности для комплексного анализа правовой сферы жизни общест­ва. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода со­стоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства — тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, само­стоятельности, степени воздействия на общественные отноше­ния, но в то же время они подчинены некоторым общим законо­мерностям, характеризуются единством.

Понятия правовой системы и правовой надстройки очень близки, но не идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая систе­ма более гибко и полно отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи, «капилляры», в то время как правовая над­стройка традиционно понимается как единство трех компонен­тов: взглядов, отношений, учреждений.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим функциям, социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система — более дробная и более диф­ференцированная категория; она многоэлементна, полиструк­турна, иерархична.

Право, как уже подчеркивалось, — эпицентр правовой систе­мы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами об­щественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие кон­струкции правовой системы, без которых она могла бы превра­титься в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ос­лабленными.

Особенно это касается конституционных норм, играющих в правовой системе опорную приоритетную роль. Сама Конститу­ция венчает собой все законодательство, выступает правообразующим ядром, устанавливает виды юридических актов, их соотно­шение, субординацию, способы разрешения коллизий между ними, служит главным ориентиром в деле организации правового регулирования в стране 2 .

Нормы права вместе с порождаемыми ими правоотношения­ми — это необходимые крепления, связки правовой системы. Но право — тоже система, и притом наиболее устойчивая и дисцип­линирующая, содержащая в себе четкие оценочные критерии. Это — базовая система в системе. Являясь первичными клеточками правовой системы, юридические нормы и составляют ее пер­вооснову, придают ей жизненные силы. Именно через эти нормы достигаются прежде всего основные цели правового регулиро­вания.

Право доминирует в правовой системе, играет в ней роль кон­солидирующего фактора, «центра притяжения». Все другие ее элементы являются фактически производными от права. И вся­кие изменения в нем неизбежно порождают изменения во всей правовой системе или по крайней мере во многих ее частях.

Иными словами, правовая система общества не охватывается и не может быть охвачена понятием права даже и в широком (социологическом) смысле, подобно тому как политическая сис­тема не исчерпывается понятием государства. Безусловно, «для характеристики правовой системы решающее значение имеет сущность и содержание права, но из этого не следует, что любую правовую систему достаточно свести к праву».

44. Система права: понятие и структура.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объек­тивно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного ус­мотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства опреде­ляет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Система права характеризуется такими чертами, как единст­во, различие, взаимодействие, способность к делению, объектив­ность, согласованность, материальная обусловленность. Единст­во юридических норм, образующих право, определяется: во-пер­вых, единством выраженной в них государственной воли; во-вто­рых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма пра­вового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Структурными элементами системы права являются:а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права;

д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рас­сматриваемого явления.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это ис­ходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные от­ношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — под отрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет. Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

2.Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

5. Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.

7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы ставят условия и устанавливают порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.

10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновид­ность общественных отношений. Если юридическая норма — «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то пра­вовой институт представляет собой первичную правовую об­щность»’.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их мно­жество. Они обладают относительной автономией, так как каса­ются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве — инсти­тут необходимой обороны, институт крайней необходимости, не­вменяемости; в гражданском праве — институт исковой давнос­ти, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государствен­ном праве — институт гражданства; в административном — ин­ститут должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административ­ные, финансовые и т.д. Сколько отраслей — столько соответству­ющих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов — наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отрасле­вые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (за­крепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Напри­мер, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплекс­ный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститу­тами. Например, институт поставки в гражданском праве вклю­чает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соот­ветствующих отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных орга­нов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характер­ны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного норматив­ного предписания; 2) структура правового института; 3) структу­ра правовой отрасли; 4) структура права в целом’. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Субъекты правовых отношений это

2.1. Понятие и виды субъектов правоотношений. С этого вопроса мы начинаем более подробную характеристику элементов состава правоотношения. В качестве первого такого элемента были названы субъекты правоотношения. Субъекты правоотношения – это его участники, которых именуют также сторонами или лицами. Можно дать следующее, достаточно простое определение субъектам правоотношения: это лица, которые являются участниками правоотношения, носителями корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей .

Близким к понятию «субъект правоотношения» является понятие «субъект права». Очень часто эти понятия не различают и вместо понятия «субъект правоотношения» используют понятие «субъект права». Действительно, данные понятия очень близки и подчас даже неразличимы. Но вместе с тем некоторое различие в этих понятиях все же имеется, если исходить из понимания правоотношений только как конкретных правоотношений. Оно состоит в том, что под субъектами правоотношений чаще всего понимают реальных участников конкретных правоотношений, а под субъектами права – потенциальных участников таких правоотношений. Отсюда субъект права – это лицо, которое может быть участником того или иного конкретного правоотношения, а субъект правоотношения – это лицо, которое таким участником уже является. Однако если иметь в виду общие правоотношения, то какое-либо различие между субъектами права и субъектами правоотношений исчезает, ибо в общих правоотношениях одни и те же лица одновременно будут выступать и в качестве субъектов права и в качестве субъектов правоотношения.

Субъектами права и правоотношений могут быть самые различные лица. Ими могут быть отдельные индивиды, какие-либо организации, государство в целом, те или иные социальные общности. Чаще всего субъектов права и правоотношений подразделяют на две категории: индивидов и организации. К первой категории относят преимущественно граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства (апатридов), ко второй – государственные и негосударственные организации, а также государство в целом. В то же время данная классификация охватывает не всех лиц, способных быть субъектами права и правоотношений. Ею не охватываются такие, например, субъекты, как народ, нации, народности и некоторые другие. Поэтому более предпочтительной представляется другая классификация, в которой выделяется не две, а три категории субъектов права и правоотношений: индивиды, организации и социальные общности 1 .

К индивидам (или физическим лицам ) обычно относят граждан государства, иностранцев (иностранных граждан) и лиц без гражданства (апатридов). Граждане государства – самая многочисленная разновидность индивидуальных субъектов. Они могут быть субъектами конституционных, административных, финансовых, гражданских, трудовых, семейных и многих других правоотношений. В категории индивидов – это основной субъект права и правоотношений. Иностранцы и лица без гражданства тоже могут быть участниками различных правоотношений, однако в отличие от граждан они имеют определенные ограничения в правах и обязанностях и поэтому круг правоотношений, в которых иностранцы и лица без гражданства могут быть субъектами, ýже по сравнению с кругом тех правоотношений, субъектами которых могут быть граждане. Помимо граждан, иностранцев и лиц без гражданства к индивидуальным субъектам правоотношений иногда относят и таких субъектов, как лица с двойным гражданством (бипатриды), лица, получившие политическое убежище, беженцы, вынужденные переселенцы .

К организациям как субъектам права и правоотношений принято относить государство, а также государственные и негосударственные организации. Государство как самостоятельный субъект может быть участником не всех, а только некоторых правоотношений. В частности, оно может быть субъектом международных, конституционных, финансовых, гражданских, уголовных и ряда других правоотношений. Государственные организации становятся субъектами права и правоотношений в связи с осуществлением ими различных задач и функций. Как субъектов права и правоотношений их обычно подразделяют на три группы: органы государства, государственные учреждения и государственные предприятия. Органы государства как организации, обладающие властными полномочиями и осуществляющие управленческие функции, чаще всего выступают в качестве субъектов конституционных, административных, земельных, уголовных и процессуальных правоотношений, поскольку это необходимо для выполнения возложенных на них задач. Вместе с тем они могут быть участниками и некоторых других правоотношений (например, гражданских или трудовых). При этом в качестве субъектов правоотношений выступают не только органы государства в целом, но и их подразделения (отделы, управления и т. п.), а также отдельные должностные лица (министр, прокурор, следователь и т. д.). Государственные учреждения и государственные предприятия, занимающиеся в основном социально-культурной и хозяйственной деятельностью, т. е. деятельностью, не связанной с осуществлением властных полномочий, являются субъектами главным образом имущественных правоотношений (гражданских, финансовых, административно-имущественных), в связи с чем обладают статусом юридического лица. Негосударственные организации (органы местного самоуправления, различные общественные объединения, включая политические партии и религиозные организации, негосударственные учреждения, негосударственные предприятия и т. д.), ввиду того, что их деятельность проявляется в различных сферах общественной жизни, могут выступать субъектами самых разнообразных правоотношений: конституционных, административных, финансовых, земельных, гражданских, трудовых, процессуальных. При этом многие негосударственные организации тоже обладают статусом юридического лица, поскольку являются участниками имущественных правоотношений.

В современных учебниках по теории государства и права такую категорию субъектов права и правоотношений, как организации, иногда отождествляют с юридическими лицами. Получается так, что индивиды – это физические лица, а организации – юридические лица. На самом деле организации, являясь субъектами права и правоотношений, не всегда обладают статусом юридического лица. Юридические лица – это субъекты имущественных и, прежде всего, гражданских правоотношений. Если организация обладает статусом юридического лица, она может быть субъектом имущественных правоотношений, если не обладает, не может. Но это совсем не значит, что такая организация вовсе не может быть субъектом права и правоотношений. Не являясь субъектом имущественных правоотношений, организация может быть субъектом, например, конституционных или управленческих правоотношений. Поэтому ставить знак равенства между организациями и юридическими лицами, как представляется, нет достаточных оснований.

Социальные общности , к которым относятся народ, нации, народности, население региона (население субъекта федерации или административно-территориального образования), трудовые коллективы, непосредственно субъектами права и правоотношений могут быть только в особых, предусмотренных законом случаях. Но чаще всего они вступают в правоотношения через государственные или негосударственные (например, общественные) организации.

В современной учебной литературе встречается и несколько иная, однако, заслуживающая внимание классификация субъектов права и правоотношений. Согласно этой классификации предлагается различать субъектов публичного и субъектов частного права. При этом субъекты публичного права подразделяются на индивидуальные и коллективные субъекты, а субъекты частного права – на физические лица и юридические лица . Данная классификация, хотя и не является универсальной, поскольку разделяет субъектов публичного и субъектов частного права, в то время как таковыми одновременно могут быть одни и те же лица, тем не менее, со всей определенностью подчеркивает, что коллективные субъекты, к которым относятся также организации, и юридические лица – это не одно и то же.

Рассмотренные выше субъекты права и правоотношений являются типичными субъектами права и правоотношений. Вместе с тем в период средневековья и даже в более поздние времена в качестве субъектов права и правоотношений признавались животные и даже неодушевленные предметы, что позволяет говорить и о нетипичных субъектах права и правоотношений. Так, например, в 1457 г. во Франции свинья и ее шестеро поросят были преданы суду по обвинению в предумышленном убийстве некоего Ж. Мартэна. Заслушав показания свидетелей, судья постановил учинить смертную казнь над оной свиньей через повешение за задние ноги на кривом дереве. Приговор был исполнен в строгом соответствии с судейским предписанием. В 1593 г. в России был наказан кнутом и сослан в Сибирь церковный колокол из г. Углича, в который звонили в связи с убийством царевича Дмитрия 1 .

2.2. Правосубъектность. Для того чтобы быть субъектами права и правоотношений, индивиды, организации и социальные общности, должны обладать таким юридическим свойством, как правосубъектность. Правосубъектность – это признаваемая государством способность лица быть субъектом права и правоотношений, т. е. способность лица иметь юридические права и обязанности и самостоятельно их осуществлять . Правосубъектность не есть свойство, которое возникает у субъекта само по себе. Этим свойством субъектов наделяет государство. Именно государство в нормах позитивного права признает, определяет, кто может быть участником тех или иных правоотношений и, следовательно, носителем юридических прав и обязанностей, кто может иметь и самостоятельно осуществлять юридические права и обязанности. Поэтому если государство не признает за какими-либо лицами способность (по-другому – возможность) быть участниками тех или иных правоотношений, они субъектами этих правоотношений быть не могут. Как отмечается в литературе, правосубъектность является своеобразным правовым средством включения субъектов общественных отношений в сферу права, правового регулирования 1 .

Правосубъектность – сложносоставное свойство. Поскольку она выступает как способность иметь юридические права и обязанности и самостоятельно их осуществлять, в ней принято выделять два элемента: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это признаваемая государством способность (возможность) лица иметь юридические права и обязанности . Правоспособность – не сами юридические права и обязанности субъекта, а только способность, возможность их иметь, обладать ими. Такая возможность появляется у участников общественных отношений по воле государства. Когда государство в нормах позитивного права наделяет те или иные категории субъектов юридическими правами и обязанностями, оно признает за ними возможность обладания этими правами и обязанностями при определенных условиях (например, наличии гражданства, достижении определенного возраста и т. д.). Иными словами, правоспособность – это не само правообладание, а только абстрактная возможность обладать юридическими правами и обязанностями, иметь их при определенных условиях. Само же правообладание, которое характеризуется совокупностью юридических прав и обязанностей субъекта, выступает как его правовой статус.

У разных категорий субъектов правоспособность возникает и прекращается по-разному. У индивидов, прежде всего граждан, она возникает в момент их рождения и прекращается смертью, у организаций она возникает в момент их официального образования и прекращается с их официальной ликвидацией.

В научной и учебной литературе довольно часто можно встретить высказывание о том, что у индивидов (граждан) в момент рождения возникает только гражданская правоспособность – способность иметь гражданские права и обязанности, тогда как другие виды правоспособности (трудовая, семейная и т. д.) возникают с наступлением определенного возраста одновременно с дееспособностью. Как представляется, в данном случае имеет место отождествление правоспособности с правообладанием. Действительно, некоторыми юридическими правами и обязанностями (трудовыми, семейными, процессуальными и т. д.) индивидуальные субъекты фактически могут обладать лишь по достижении определенного возраста. Но едва ли в этих случаях можно говорить о возникновении правоспособности. Ведь правоспособность – это только возможность иметь в данном государстве юридические права и обязанности, а не сами юридические права и обязанности, которые возникают у физического лица по достижении им определенного возраста (право избирать, право на труд, воинская обязанность и т. д.). Правоспособность отвечает на вопрос, может ли в данном государстве лицо иметь (в принципе) те или иные юридические права и обязанности. Если такой принципиальной возможности нет, то о правоспособности не может быть и речи. Так, в рабовладельческих государствах рабы вообще не наделялись юридическими правами и обязанностями, вследствие чего не обладали правоспособностью и не являлись субъектами права.

В теории государства и права принято различать общую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая правоспособность представляет собой возможность лица иметь какие-либо юридические права и обязанности из числа предусмотренных нормами позитивного права. Отраслевая правоспособность – это возможность лица иметь юридические права и обязанности, предусмотренные нормами той или иной отрасли права. Исходя из этого, выделяют гражданскую, трудовую, брачную и некоторые другие виды отраслевой правоспособности. Специальная правоспособность – это возможность лица иметь круг определенных юридических прав и обязанностей (например, ученого, судьи, врача). Следует заметить, что аналогичные виды выделяются и применительно к правосубъектности, т. е. различают общую, отраслевую и специальную правосубъектность.

Дееспособность – это признаваемая государством способность (возможность) лица своими действиями осуществлять и приобретать юридические права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их. Дееспособность, как и правоспособность, тоже возникает у участников правоотношений не сама по себе, а определяется государством в нормах позитивного права. Она характеризуется, во-первых, возможностью субъекта своими действиями осуществлять, реализовывать имеющиеся у него юридические права (например, право гражданина избирать в органы государственной власти); во-вторых, возможностью своими действиями приобретать юридические права, вступая в те или иные правоотношения; в-третьих, возможностью создавать для себя юридические обязанности и исполнять их.

Разновидностью дееспособности является деликтоспособность. Деликтоспособность – это дееспособность субъекта в охранительных правоотношениях. Под деликтоспособностью понимается признаваемая государством способность (возможность) лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное противоправное деяние . Деликтоспособность иногда рассматривают в качестве третьего элемента правосубъектности, однако правильнее считать ее видом дееспособности. Ведь когда говорят о деликтоспособности, то имеют в виду способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность и лично претерпеть меры государственного принуждения за совершенное противоправное деяние.

Дееспособность как элемент правосубъектности имеет значение в основном для индивидуальных субъектов, т. е. физических лиц, поскольку у них правоспособность возникает в момент рождения, а дееспособность с наступлением определенного возраста. Что же касается организаций, то у них дееспособность возникает одновременно с правоспособностью и фактически сливается с ней.

На дееспособность физических лиц (прежде всего граждан) могут оказывать влияние самые различные факторы, но наиболее важными из них являются возраст и психическое здоровье . Так, по законодательству Российской Федерации гражданин РФ может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме только с восемнадцати лет (ст. 60 Конституции РФ). Это относится в целом к юридическим правам и обязанностям граждан РФ. Если же брать их отраслевые права и обязанности, то здесь картина выглядит следующим образом.

В гражданском праве дееспособность граждан в полном объеме наступает по общему правилу с восемнадцати лет (пункт 1 ст. 21 ГК РФ). Вместе с тем гражданское законодательство различает дееспособность несовершеннолетних (малолетних) в возрасте от шести до четырнадцати лет (пункт 2 ст. 28 ГК РФ) и дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26 ГК РФ). Данные лица могут самостоятельно вступать в правоотношения только в строго установленных законом случаях (они перечислены в ст. ст. 26 и 28 ГК РФ). В остальных случаях либо от их имени сделки совершают их родители, усыновители, опекуны (относится к несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет), либо они совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя (несовершеннолетние от четырнадцати до восемнадцати лет). В трудовом праве дееспособность граждан, по общему правилу, наступает с шестнадцати, а в отдельных случаях с пятнадцати лет и даже ранее (ст. 63 ТК РФ). В семейном праве дееспособность граждан наступает по общему правилу с восемнадцати лет, а в отдельных случаях с шестнадцати лет и ранее (ст. 13 СК РФ). В уголовном и уголовно-процессуальном праве дееспособность (деликтоспособность) по общему правилу наступает с шестнадцати, в отдельных случаях с четырнадцати лет (ст. 20 УК РФ). В административном праве деликтоспособность наступает с шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ). В гражданском процессуальном праве граждане по общему правилу становятся дееспособными в полном объеме с восемнадцати лет (ст. 37 ГПК РФ).

На дееспособность физических лиц влияет также их психическое здоровье. Так, согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Согласно части 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний, достигший возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Кроме того, в части 1 ст. 21 УК РФ говорится, что «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики». Аналогична по смыслу и ст. 2.8 КоАП РФ. В ней говорится: «Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики».

Приведенные законодательные положения свидетельствуют о том, что психически нездоровые лица могут быть признаны судом недееспособными, а при совершении противоправных деяний неделиктоспособными и не подлежащими юридической ответственности.

На дееспособность физических лиц могут повлиять и некоторые другие факторы. Так, согласно пункту 1 ст. 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности.

Субъекты правовых отношений.

Субъекты правовых отношений. — это лица (индивидуальные, коллективные), которые участвуют в правоотношениях как носители субъектных прав и юридических обязанностей.

Субъекты правоотношений подразделяются на индивидуальные и коллективные.,

Индивидуальные субъекты (физические лица) — это граждане иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Коллективные субъекты — это государственные органы, негосударственные организации, хозяйственные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации, государство в целом.

Государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, деятельность которых имеет властно-организационный характер, участвуют в публично-правовых (процессуальных) правоотношениях. Результатом этого участия становится принятие нормативных правовых, индивидуальных актов, актов надзорной деятельности и др.

Негосударственные организации участвуют в правоотношениях как юридические лица и как выполняющие вспомогательную работу (например, родительский комитет школы по делу о лишении родительских прав).

Коммерческие и некоммерческие организации участвуют в хозяйственной деятельности и обладают статусом юридических ниц. Последние в порядке ст. 48 п. 1 ГК РФ характеризуются признаками: а) организационной оформленностью; б) наличием в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленного имущества; в) правом от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права; г) быть истцом и ответчиком в суде.

Субъекты права участвуют в правоотношениях при наличии правосубъектности — способности лица быть субъектом правоотношений. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности, деликтоснособности.

Правоспособность — способность лица иметь права и исполнять юридические обязанности. Правоспособность начинается от рождения лица (учреждения для юридического лица) и заканчивается смертью (ликвидацией). Для физических лиц наследственная правоспособность может возникнуть до рождения ребенка.

Дееспособность — способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять юридические обязанности.

Дееспособность физических лиц может быть неполной, полной, ограниченной, отсутствующей.

1. Неполная дееспособность зависит от возраста и подразделяется на:

а) дееспособность малолетних (от 6 до 14 лет), объём которой с точки зрения возможностей лица определяется ст. 28 ГК РФ. Недостающая дееспособность здесь восполняется родителями, усыно-нителями, опекунами;

б) дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет определяется ст. 26 ГКРФ. В ней определяются большие возможности I лица совершать не только мелкие бытовые сделки, но и распоряжаться, заработкам, или другими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения, распоряжаться ими и др. Недостающая дееспособность может быть восполнена родителями, усыновителями, попечителями. Для лиц от 14 до 18 лет дееспособность может быть определена в полном объёме при заключении брака или объявлении эмансипации в условиях действия ст. 27 ГК РФ.

2. Полная дееспособность наступает с 18-летнего возраста.

3. Лицо может быть ограничено в дееспособности судом вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит семью в тяжёлое материальное положение (ст. 30 ГК РФ). Над ним устанавливается попечительство.

4. Лицо, которое вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признано судом недееспособным (ст. 29 ГК РФ).

Для юридических лиц правоспособность и дееспособность по времени возникновения и прекращения совпадают. Кроме того, правоспособность и дееспособность юридических лиц имеют уставный характер.

Деликтоспособность (способность на деликт) — способность лица нести ответственность за совершенное правонарушение. Для физических лиц общая деликтоспособность начинается с 16 лет. В уголовном праве по некоторым преступлениям — с 14 лет.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.su, sinref.ru, students-library.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий