Как нарисовать схему дтп

Дорожный редактор — специальный раздел на Автокадабре, предназначенный для составления схем всевозможных дорожных ситуаций, в том числе схемы ДТП. Редактор довольно прост в своей работе, а его возможности по оформлению схем практически безграничны — можно воспроизвести любую, даже самую сложную ситуацию и местность.

Составление схемы дорожной ситуации стоит начинать с понимания того, что именно и в каком масштабе вы хотите сделать. Составлять схему гораздо удобней в полноэкранном режиме — в него можно войти в самом начале работы с редактором, либо через главное меню.

Во время работы с редактором в вашем распоряжении целый арсенал элементов: дороги, дорожные знаки, светофоры, участники движения и другие объекты. Каждый элемент можно масштабировать и поворачивать, а в ряде случаев (например, с автомобилями и сносками), делать их произвольным цветом. Количество элементов на схеме не ограничено.

Окончательную версию схемы можно сохранить — для этого выберите в главном меню пункт «Сохранить схему». С помощью инструмента выделения выбираете необходимый участок, который будет сохранён; в меню справа укажите дополнительные параметры. Затем нажмите кнопку «Создать» и сохраните схему на компьютер.

Всё, готово — полученную схему можно вставить в публикацию.

Типовые схемы оформления ДТП по ОСАГО

более 50 примеров

« Типовая схема ДТП » — это совокупность информации о примерных обстоятельствах ДТП, заполненных пунктах Извещения о ДТП, рекомендаций о распределении гражданско-правовой ответственности за причиненный материальный ущерб между участниками ДТП, а также графического изображения обстоятельств ДТП (расположения ТС на проезжей части в момент ДТП, место контакта ТС, расположение дорожных знаков и разметки и т.д.), соответствующая обстоятельствам наиболее часто встречающихся ДТП.

Схемы были разработаны Российским союзом автостраховщиков (РСА) совместно Главным управлением ГИБДД России в целях распределения ответственности участников ДТП за причинённый ими вред при оформлении документов без участия уполномоченных сотрудников полиции.

ДТП при движении ТС в одном направлении

Обстоятельства ДТП:

  • При перестроении или объезде препятствия водитель автомобиля «B» не уступил дорогу автомобилю «А», двигавшемуся прямо и попутно справа или слева от него.
  • При одновременном перестроении автомобилей «А» и «B», водитель автомобиля «B» не уступил дорогу автомобилю «А», перестраивавшемуся справа от него.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 11, 12, 19.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 11, 12, 19.

Ответственность: водитель автомобиля «B» нарушил пункты 8.4 или 8.5 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Автомобили «А» и «В» двигались прямо в одном направлении. Автомобиль «А» двигался впереди «В». За счет разности скоростей движения ТС водитель автомобиля «В» допустил наезд на автомобиль «А».

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 10, 11, 14, 15.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 10, 11.

Ответственность: водитель автомобиля «B» нарушил пункт 9.10 ПДД.

Распределение ответственности в данной схеме не зависит от типа ТС, участвовавшего в ДТП, и участка дороги, на котором произошло столкновение (проезжая часть, обочина, разделительная полоса или линии разметки, обозначающая границу полосы движения).

Обстоятельства ДТП:

  • Перед поворотом налево или разворотом водитель автомобиля «В» не занял крайнее левое положение и совершил столкновение с автомобилем «А», двигающимся прямо слева от него или поворачивающим налево из крайнего левого положения либо с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью.
  • Аналогичная оценка действий водителей автомобилей «А» и «В» применяется и при соответствующих маневрах направо.
  • Водитель автомобиля «В» совершал поворот налево с крайней левой полосы проезжей части. Водитель автомобиля «А» совершал поворот налево с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 14, 15.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 12, 14, 15, 19.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 8.5 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «А» совершал поворот налево с крайней левой полосы проезжей части. Автомобиль «В» двигался по трамвайным путям попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, при наличии знака 5.15.1 (5.15.2) или совершал с них поворот налево.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 15, 19.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 15.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 8.5 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В» совершал поворот налево с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, при наличии знака 5.15.1 (5.15.2). Водитель автомобиля «А» перед поворотом налево не занял крайнюю левую полосу.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 15, 19.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 15.

Ответственность: водители автомобилей «А» и «B» нарушили пункт 8.5 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водители автомобилей «А» и «В» совершали поворот направо. Причем водитель автомобиля «А» — с полосы торможения, а автомобиля «В» — с крайней правой полосы.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 14, 19.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 11, 14.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 8.10 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В» при завершении обгона совершил касательное столкновение с автомобилем «А», двигавшимся без увеличения скорости

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 6, 11, 19.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 11, 13.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 11.1 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В» приступил к обгону транспортного средства, следующего в попутном направлении, не убедившись, что автомобиль «А» уже начал обгон «В».

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 13.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 11, 12, 13, 19.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 11.1 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В» увеличил скорость, не пропуская вперед обгоняющий его автомобиль «А», либо стал уменьшать боковой интервал, в результате чего произошло столкновение транспортных средств.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 11, 13.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 11, 19.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил п.11.3 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В» начал обгон автомобиля «А», который находился в процессе обгона, объезда или перестроения.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 13.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 11, 13.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 11.5 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В» выезжал с места стоянки (остановки) и не пропустил автомобиль «А», который двигался по своей полосе.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 6.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 4.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 8.3 ПДД. ДТП при движении ТС в противоположных направлениях

ДТП при движении ТС в противоположных направлениях

Обстоятельства ДТП:

  • Автомобиль «А» двигался прямо по своей полосе движения. Водитель автомобиля «В» двигался навстречу, выехав на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, и допустив тем самым столкновение с автомобилем «А».
  • Автомобиль «А» двигался по крайней правой полосе дороги, имеющей три полосы. Водитель автомобиля «В» выехал на эту полосу, допустив тем самым столкновение с автомобилем «А».
  • Автомобиль «А» двигался по трамвайным путям попутного направления, когда все полосы для движения были заняты. Водитель автомобиля «В» выехал на трамвайные пути встречного направления, когда все полосы для движения были заняты.

Примеры схем:

Схема применяется, в том числе в ситуациях, когда дорожная разметка не нанесена или неразличима.

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 6.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 18.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 9.1 или 9.3 или 9.6 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

  • Водитель автомобиля «А» выехал на полосу встречного движения при обгоне транспортного средства на нерегулируемом перекрестке при движении по дороге, не являющейся главной, или на регулируемом перекрестке, где совершил столкновение с автомобилем «В».
  • Водитель автомобиля «А» совершал обгон транспортного средства, которое в свою очередь совершало обгон или объезд препятствия и в процессе маневра совершил столкновение с автомобилем «В», следовавшим во встречном направлении.
  • Водитель автомобиля «А» совершал обгон движущегося транспортного средства в конце подъема, либо на других участках дороги с ограниченной видимостью, либо не убедился в безопасности обгона при встречном разъезде и совершил столкновение с автомобилем «В», следовавшим во встречном направлении.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 13, 18.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 6.

Ответственность: водитель автомобиля «А» нарушил пункт 11.5 или пункт 11.1 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В» двигался на спуск и не уступил дорогу автомобилю «А», объезжающему препятствие и следующему на подъём.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 12, 18.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 6.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 11.7 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В» выехал на полосу проезжей части, направление движения по которой может изменяться. Автомобиль «А» двигался по той же полосе на разрешающий сигнал реверсивного светофора.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 6.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 18.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 6.7 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Автомобили «А» и «В» двигались по полосе проезжей части, направление движения по которой может изменяться, при выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной разметкой 1.9.

Примеры схем:

Ответственность: водители автомобилей «А» и «В» нарушили пункт 6.7 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Автомобили «А» и «В» двигались навстречу друг другу по средней полосе дороги, имеющей три полосы, или по разделительной полосе.

Примеры схем:

Ответственность: водители автомобилей «А» и «В» нарушили пункт 9.3 ПДД. ДТП при движении ТС под углом друг к другу

ДТП при движении ТС под углом друг к другу

Обстоятельства ДТП:

Автомобиль «А» двигался на разрешающий сигнал светофора или регулировщика, а автомобиль «В» — на запрещающий.

Примеры схем:

Схема применяется вне зависимости от направления движения ТС.

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 6, 7.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 6, 7.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 6.13 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «А» двигался направо в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным сигналом светофора, не уступив дорогу автомобилю «В», двигавшемуся на зеленый сигнал светофора с другого направления.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 14, 19.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 6, 7.

Ответственность: водитель автомобиля «А» нарушил пункт 13.5 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «А» двигался на разрешающий сигнал светофора или регулировщика и не уступил дорогу автомобилю «В», завершающему движение через перекресток.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 6, 7.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 6, 7.

Ответственность: водитель автомобиля «А» нарушил пункт 13.8 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

На перекрестке неравнозначных дорог водитель автомобиля «А» не уступил дорогу автомобилю «В», двигавшемуся по главной дороге.

Примеры схем:

Схема применяется, в том числе, при движении ТС на желтый мигающий сигнал светофора, а определение ответственности не зависит от того, имел ли право автомобиль «А» (по типу ТС) двигаться по данной полосе или не имел.

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 20.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 19.

Ответственность: водитель автомобиля «А» нарушил пункт 13.9 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

На перекрестке равнозначных дорог водитель автомобиля «В» не уступил дорогу автомобилю «А», приближающемуся справа.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 19.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 7.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 13.11 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Автомобиль «А» двигался по дороге, прилегающей к жилой зоне или дворовой территории. Автомобиль «В» выезжал на эту дорогу из жилой зоны или с дворовой территории.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 6, 7.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 4.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 17.3 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «А» совершал поворот налево или разворот на перекрестке (в том числе на разрешающий сигнал светофора или регулировщика) и не пропустил автомобиль «В», который двигался во встречном направлении прямо или совершал поворот направо.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 15, 16.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 14.

Ответственность: водитель автомобиля «А» нарушил пункт 13.4 или 13.12 ПДД.

Наличие либо отсутствие знаков, а также тип ТС и их расположение на проезжей части не влияет на распределение ответственности.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В» выезжал на дорогу, не используя полосу разгона. Автомобиль «А» двигался по этой дороге прямо.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 6.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 14.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 8.10 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «А» поворачивал направо, находясь слева от автомобиля «В». При этом водитель автомобиля «В» поворачивал налево.

Примеры схем:

В данной схеме под автомобилями «А» и «В» понимаются транспортные средства, которые по своим габаритам и возможностям могут выполнить поворот в соответствии с пунктом 8.5. ПДД.

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 14.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 15, 19.

Ответственность: водители автомобилей «А» и «В» нарушили пункт 8.5 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В» двигался прямо по полосе встречного движения и совершил столкновение с автомобилем «А», поворачивающим налево.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 15.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 6, 13, 18.

Ответственность: водитель автомобиля «А» нарушил пункт 8.1 ПДД, водитель автомобиля «В» нарушил пункт 9.2 ПДД. ДТП при движении ТС задним ходом

ДТП при движении ТС задним ходом

Обстоятельства ДТП:

Автомобиль «В» двигался задним ходом. Автомобиль «А» стоял либо двигался вперед навстречу автомобилю «В».

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 1, 6.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 4, 17.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 8.12 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В» не принял необходимых мер, исключающих самопроизвольное движение транспортного средства, в результате чего указанное транспортное средство, двигаясь назад, столкнулось со стоящим автомобилем «А».

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 1, 21.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 1, 21.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 12.8 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Автомобиль «В» выезжал с околотротуарной стоянки задним ходом. В это время автомобиль «А» двигался по дороге задним ходом.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 17.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 4, 17.

Ответственность: водители автомобилей «А» и «В» нарушили пункт 8.12 ПДД.

Аналогичное распределение ответственности применяется при любых случаях ДТП при взаимном движении ТС задним ходом. ДТП при наезде на стоящее ТС

ДТП при наезде на стоящее ТС

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В», выезжая с места стоянки (остановки), или совершая маневрирование для остановки (стоянки), допустил столкновение с припаркованным автомобилем «А».

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 1.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 3, 4, 5, 21.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 8.1 ПДД.

Распределение ответственности не зависит от того, было ли транспортное средство «А» припарковано с соблюдением или с нарушением ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Автомобиль «А» стоял (остановился). Водитель автомобиля «В», не обеспечив безопасность движения, произвел столкновение.

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А» ставит галочку в пункте 1.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 6, 21.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 10.1 ПДД.

Распределение ответственности не зависит от места остановки автомобиля «А».

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «А», остановился и открыл дверь, не обеспечив безопасность движения, в результате чего автомобиль «В» произвел столкновение.

Примеры схем:

Схема не распространяется на аналогичные действия пассажиров транспортного средства «А».

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 1, 19.
  • водитель автомобиля «В» ставит галочку в пункте 6.

Ответственность: водитель автомобиля «А» нарушил пункт 12.7 ПДД.

Обстоятельства ДТП:

Водитель автомобиля «В» не принял необходимых мер, исключающих самопроизвольное движение транспортного средства, в результате чего указанное транспортное средство, двигаясь вперед, столкнулось со стоящим автомобилем «А».

Примеры схем:

Заполнение Извещения о ДТП (пункт 16):

  • водитель автомобиля «А», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 1, 2.
  • водитель автомобиля «В», в зависимости от обстоятельств, ставит галочки в пунктах 2, 21.

Ответственность: водитель автомобиля «В» нарушил пункт 12.8 ПДД.

Как нарисовать схему ДТП, чтобы не возникло проблем со страховой и ГИБДД

В ряде случаев при возникновении на дороге аварийной ситуации с причинением незначительного ущерба транспортным средствам законодательством предусмотрен вариант оформления дорожно-транспортного происшествия без участия аварийных комиссаров или работников ГИБДД. Возможность нарисовать схему ДТП самостоятельно экономит время водителей на ожидании сотрудников ДПС, позволяет максимально быстро удалить пострадавшие ТС с проезжей части и разгрузить дорожную ситуацию. Однако чтобы документ, составленный на месте происшествия, имел юридическую силу и в дальнейшем способствовал определению виновника аварии, а также назначению страховых выплат – он должен соответствовать установленным требованиям. Поэтому каждому автолюбителю необходимо четко представлять, как нарисовать схему ДТП и какие сведения должны быть указаны в пояснениях к ней.

Когда допустимо составление схемы ДТП без участия ГИБДД

В определенных ситуациях водители могут в отсутствие наряда ДПС сами оформить протокол и начертить схему ДТП. Чтобы подобные действия не квалифицировались как оставление места происшествия и не влекли за собой административной ответственности в отношении участников аварии, нужно учитывать насколько обстоятельства, сопутствующие ДТП, подходят для самостоятельного оформления. Необходимыми условиями для этого являются:

  • аварийная ситуация с участием только двух автомобилей;
  • наличие у обоих автовладельцев действующих полисов ОСАГО (КАСКО);
  • отсутствие пострадавших или жертв происшествия (самих водителей, пассажиров, пешеходов), а также вреда или ущерба, причиненного имуществу других лиц;
  • обоюдное согласие сторон с оценкой стоимости, характера повреждений ТС и степенью вины каждого из водителей;
  • предварительная суммарная оценка затрат на ремонт транспорта не превышает 50 тыс. рублей.

Если хотя бы один пункт не соответствует действительности – водители обязаны дождаться патрульного экипажа, не предпринимая никаких действий по освобождению проезжей части и изменению положения ТС. Это особенно актуально, когда есть сомнения в адекватном состоянии одного из участников ДТП (признаки агрессии, алкогольной или наркотической интоксикации), в подлинности его страхового полиса (тем более при отсутствии такового), отказе представить водительские права или при наличии людей, пострадавших в результате аварии.

За самостоятельное оформление европротокола в данных случаях водитель не только не получит страховую выплату, но и может быть оштрафован или лишен права управления ТС на срок, предусмотренный законом.

Основные правила составления схемы ДТП

Если причин для отказа от самостоятельного оформления ДТП не наблюдается, владельцы пострадавшего автотранспорта могут приступать к фиксации обстоятельств происшествия. Ключевыми правилами при этом являются:

  • отражение достоверной информации;
  • четкость рисунка и читабельность пояснений к нему;
  • соответствие имеющимся требованиям к оформлению (по наличию исправлений, незаполненных граф, ошибок в персональных и иных сведениях о владельцах ТС и т.п.);
  • подтверждение изложенной информации свидетельскими показаниями очевидцев или видеоматериалами с регистратора (персональные данные свидетелей записываются с их согласия).

Строгих требований к качеству изображения не существует, каждый может начертить схему происшествия в меру своих способностей. Для СК и ГИБДД основополагающим показателем является информативность рисунка и учет всех обстоятельств, сопутствующих возникновению аварийной ситуации. В случае неполных, искаженных или заведомо ложных сведений, указанных в протоколе, СК вправе отказать страхователю в предоставлении компенсации (несмотря на то, что страховая фирма имеет возможность восстановить недостающую информацию через портал РСА).

Информативность рисунка во многом зависит от умения автовладельца передать всю картину происшествия в деталях. Для этого важно, чтобы при начертании схемы учитывались следующие факторы:

  • события, предшествующие ДТП (они впоследствии помогут установить степень вины обоих водителей);
  • местоположение ТС до и после столкновения;
  • виды разметки полотна, дорожные знаки, сигналы светофора.

Кроме того, в протоколе не должны присутствовать исправления и нечитаемые слова (а если они есть – оба участника аварии заверяют исправленное своими подписями). Оптимальным вариантом считается переделка испорченной схемы, поскольку разные неточности и разночтения в рисунке могут послужить причиной для отказа в выплате компенсации страховой компанией.

Для чертежа используется белая бумага формата А4, тетрадный лист или приложения к страховому полису, специально для этого предназначенные. Графическое изображение и пояснения к нему делаются шариковой ручкой во избежание истирания рисунка. Объекты, имеющие отношение к ДТП наносятся схематично в горизонтальной проекции без лишней деталировки (если она не имеет значения для разбора аварийной ситуации).

В бланке заполняются все необходимые поля и графы, а пустые строки помечаются перечеркнутой буквой Z. Завершив заполнение протокола, обе стороны должны проверить правильность указанной в нем информации (сверив данные паспорта, водительских прав, номер страхового полиса и т.д.), и заверить оба экземпляра своими подписями.

Применение типовых схем

Управлением ГИБДД на основании анализа ДТП был разработан набор типовых схематических изображений наиболее распространенных аварийных ситуаций, допускающих самостоятельную зарисовку места происшествия. Автолюбители могут использовать их в качестве образца. Чтобы получить представление о том, как нарисовать схему ДТП самому, пример типового чертежа послужит идеальным вариантом для разбора стандартных случаев и будет иметь хороший обучающий потенциал.

Для простоты использования на портале РСА схемы подразделяются по категориям на основании типа ДТП и вектора движения автомобилей, участвовавших в аварии (попутно, по встречному маршруту, задним ходом, в момент остановки).

Типовые шаблоны представлены в виде таблиц, где:

  • в первой колонке расположена картинка;
  • во второй описаны основные характеристики происшествия;
  • в третьей цифрой обозначена степень вины первого ТС.
  • далее – второго автомобиля.

Шаблоны с определенной периодичностью обновляются и модифицируются, но на практике применение таких схем не всегда целесообразно, поскольку каждое ДТП сугубо индивидуально и имеет целый ряд особенностей, отличающих его от других, что значительно затрудняет стандартизацию графического изображения происшествия. Однако в качестве образца правильного описания места происшествия такие схемы незаменимы.

Оформление схемы для ГИБДД

В отсутствие сотрудников ДПС запротоколировать и зарисовать место ДТП могут сами автовладельцы. В последующем документ, составленный участниками аварии, будет представлен уполномоченным представителям ГИБДД и даст возможность получить от страховой компании материальную компенсацию понесенного ущерба. Чтобы ни у страховщика, ни у полиции не возникло претензий к оформлению схемы, в ней должна присутствовать информация, отражающая следующее:

  1. Полные координаты места происшествия (с указанием района, населенного пункта, улицы, километра и т.п.).
  2. Подробное описание места ДТП.
  3. Перечисление особенностей разметки полотна и дорожных знаков.
  4. Специфику дорожной ситуации (расположенные в пределах видимости объекты дорожной инфраструктуры, прилегающие здания и другие объекты).
  5. Сведения о последствиях произошедшего ДТП в привязке к указанному месту.

Последовательность действий при оформлении графического изображения места аварии включает в себя такие пункты:

  • вверху пишется заглавие – «Схема ДТП»;
  • обозначается место, дата произошедшего и время с точностью до минуты;
  • воспроизводится план местности с указанием названий прилегающих улиц (в обязательном порядке должны присутствовать изображения перекрестков, сигналов светофора на нем, трамвайных или ж/д путей, мостов, пешеходных переходов, островков безопасности и т.д.);
  • обозначаются объекты, расположенные рядом с дорожным полотном (дома, столбы, заборы, газоны, зеленые насаждения);
  • в виде простых геометрических фигур зарисовывается местоположение ТС в момент ДТП, они обозначаются заглавными буквами («А», «Б»), при этом должна присутствовать информация об их ориентации и направлении движения;
  • место удара (соприкосновения) ТС помечается крестиком;
  • изображается иной транспорт, который был причастен к ДТП (служил препятствием для движения или не позволил избежать столкновения);
  • отмечаются дополнительные важные детали (тормозной путь, траектория заноса, площадь разлета осколков или деталей ТС);
  • прилагается расшифровка условных знаков (какой букве соответствует тот или иной автомобиль с указанием его марки и госномера);
  • указываются персональные данные очевидцев происшествия (по необходимости) за их личной подписью;
  • размещается информация о составителе схемы (Ф.И.О.), а также всех участниках ДТП.

В качестве дополнения к рисунку может присутствовать более подробная схема расположения ТС (в момент столкновения и при окончательной остановке), описание погодных условий, других факторов, способствовавших возникновению аварийной ситуации, а также материалы фото- и видеофиксации происшествия.

Документ подписывается обоими владельцами пострадавших автомобилей, после чего они имеют возможность покинуть место ДТП. Если у одного из участников происшествия имеются замечания по сути схемы, он должен сделать пометку об этом в пояснении к рисунку или сделать свой вариант чертежа. Чтобы уже после подписания протокола в него не были внесены изменения – рекомендуется сфотографировать готовый вариант.

Заполнение европротокола

При получении полиса ОСАГО каждому автовладельцу выдается несколько экземпляров «Извещения о ДТП», или европротоколов с подробным руководством по их заполнению. Чаще всего, подобные извещения используются в случаях когда:

  • ущерб ТС настолько незначителен, что их владельцы не планируют обращаться за компенсацией к страховщику;
  • полученные повреждения минимальны и для выплаты страховки не потребуется предоставлять в СК другие справки.

Последовательность заполнения европротокола и сведения о том, как нарисовать схему ДТП для страховой прописаны в инструкции по действиям автовладельцев в случае аварии. Они практически идентичны составлению рукописного варианта подобного документа для ГИБДД.

Различия состоят в следующем:

  • используется печатный шрифт;
  • не допускаются исправления и ошибки;
  • отметки в графах проставляются в виде галочек или крестиков;
  • в незаполненных строках ставится прочерк;
  • вносить изменения в один из экземпляров после их заверения подписями, и разъединения запрещается.

К оформлению европротокола нужно подходить ответственно. При отсутствии важных сведений в нем СК придется заниматься сбором недостающей информации самостоятельно, что может значительно увеличить срок рассмотрения заявления о выплате компенсации или стать причиной отказа в ее предоставлении.

В правильно оформленном извещении для страховщика должна присутствовать информация:

  • о месте аварии (с датой и временем);
  • о поврежденных ТС, их владельцах и лицах, управлявших автомобилями в момент ДТП;
  • о страховщиках водителей, участвовавших в происшествии, номерах полисов страхования, сроках их действия;
  • о повреждениях ТС (полный и подробный перечень);
  • об обстоятельствах ДТП (выбирается из имеющегося списка или описывается иное).

На бланке рисуется схема расположения транспорта в момент столкновения со всеми необходимыми пояснениями.

Под схемой водители расписываются в том, что не имеют разногласий относительно причин ДТП, а справа и слева подтверждают своей подписью достоверность сведений о действующем полисе и транспортном средстве.

При этом в случае обоюдного согласия, бланк заполняется совместно, затем разъединяется на две части и каждый автовладелец заполняет и подписывает его оборотную сторону. Если присутствуют разногласия, то оба водителя заполняют и подписывают свой вариант извещения, а принимать решение о виновности каждого из них будет СК.

Подводя итоги

Самостоятельное изображение схемы ДТП не требует от автолюбителей особых художественных навыков или иных специфических умений. Чтобы документ имел юридическую силу — достаточно соблюдать требования к его оформлению и придерживаться основных правил. В интернете можно найти множество вариантов того, как нарисовать схему ДТП самому, пример которых поможет избежать автовладельцу грубых ошибок.

Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой

Дорожно-транспортные происшествия уже давно перестали быть редкостью. В крупных городах ежедневно происходит по нескольку десятков аварии разной степени тяжести. В большинстве случаев водители ограничиваются получением вреда легкой степени тяжести своих авто.

Но даже в таких ситуациях им приходится тратить свое время на ожидание приезда сотрудников ГИБДД. Иногда такое ожидания затягивается на несколько часов, поэтому автовладельцы ищут способ решить проблемы самостоятельно.

Самый популярный способ – составление европротокола. Прибегнуть к нему можно только в случае, когда в аварии принимало участие только два транспортных средства, нет пострадавших, а сумма причиненного авто ущерба не превышает 50 тысяч рублей.

Для составления европротокола и его последующей передачи страховой компании, участники ДТП должны знать, как правильно нарисовать схему аварии для страховщика.

Как правильно составить схему ДТП для страховой

Прежде всего стоит определиться с ситуациями, когда автовладельцу может потребоваться самостоятельное составление схемы ДТП. Закон обязывает участников аварии оставаться на место столкновения и дожидаться приезда сотрудников ГИБДД, которые смогут оформить ДТП.

Однако законом предусмотрена возможность избежать такого бремени: для этого сторонам достаточно самостоятельно составить схему ДТП и обратиться с ней в ближайшее отделение ГИБДД.

Чтобы правильно составить схему ДТП, автолюбитель должен придерживаться некоторых рекомендаций:

  1. Допускается рисование схемы только с использованием ручки.
  2. При составлении схемы важно помнить о том, чтобы все ее детали были пропорциональны. Лучше всего измерять все имеющиеся расстояния, чтобы у сотрудников ГИБДД и страховщика не возникло вопросов относительно расположения того или иного предмета.
  3. На схеме необходимо указывать название улиц и нумерацию домов.
  4. Желательно использовать при составлении схемы линейку.
  5. Стоит быть максимально аккуратным и точным. Наличие исправлений и помарок на схеме не допускается.

Когда допускается самостоятельное составление схемы

Стороны могут отразить на рисунке все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия только при соблюдении следующих условий:

  1. В результате ДТП никто не пострадал.
  2. Стороны установили, кто именно из них виноват в столкновении.
  3. Виновник дорожно-транспортного происшествия не отрицает своей вины и готов понести ответственность.

Перед тем, как приступить к составлению схемы, автомобилист должен уведомить о факте наступления страхового случая своего страховщика.

Самостоятельное составление схемы дорожно-транспортного происшествия позволит автомобилистам сэкономить свое личное время и нервы. Однако стоит помнить о том, что предоставления самостоятельно составленного рисунка, отражающего обстоятельства аварии, для страховщика недостаточно. Для этого готовую схему нужно заверить в отделе ГИБДД.

Без протокола аварии, составленного сотрудниками ГИБДД, данный документ не будет иметь никакой юридической силы, и не будет являться доказательством факта наступления страхового случая.

Самостоятельное составление схемы ДТП и обращение с ней в ГИБДД не влечет за собой ответственности за оставление места аварии. Если инспектор подготовит постановление о данном правонарушении, автомобилист может обжаловать его в течение 10 дней с момента получения, так как такие действия сотрудника незаконны.

Что должно быть отражено на схеме

Регламентом определен перечень сведений о ДТП, который обязательно должен быть отражен на схеме. В частности, автомобилисты, при зарисовке обстоятельств аварии, должны отразить следующие сведения:

  1. Название улицы, на которой произошло дорожно-транспортное происшествие, нумерацию ближайших домов.
  2. Второй обязательный пункт – воображаемая схема перекрестка.
  3. Под цифрой три обозначено место столкновения автомобилей.
  4. Обязательно определить ширину проезжей части.
  5. При наличии тормозного пути, на схеме обязательно нужно отразить его длину.
  6. Под шестой цифрой необходимо обозначить расстояние между колесами транспортного средства и воображаемым перекрестком.
  7. Далее необходимо обозначить границу между передней частью автомобиля и воображаемой границей перекрестка.
  8. Следующее обозначение – расстояние между местом столкновения автомобилей и воображаемой границей перекрестка.
  9. На следующей части схемы должна быть указана информация об участниках дорожно-транспортного происшествия. В частности, здесь должны быть указаны фамилии собственников, государственные регистрационные знаки авто. Кроме того на документе должны быть отражены данные как минимум двух свидетелей произошедшего, их подписи.
  10. Следующий этап – указание дорожных условий, которые были на момент ДТП.
  11. Заключительный этап – направление движения транспортных средств.

Самостоятельное составление схемы ДТП

Для того чтобы составить схему ДТП, участники аварии должны придерживаться определенной пошаговой инструкции. Только таким образом автомобилисты смогут правильно обрисовать все обстоятельства произошедшего.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

Статья написана по материалам сайтов: www.bonus-malus.ru, avtojuristinfo.com, autolegal.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий