Мотоцикл паннония схема электрооборудования

Электросхемы мотоциклов Днепр различных модификаций — Днепр МТ-10, Днепр 11, Днепр 16 других моделей. Для увеличения схемы нужно кликнуть на неё.

Электросхема мотоцикла Днепр МТ-10

Электросхема мотоцикла Днепр МТ-10 36


Электросхема мотоцикла КМЗ-8,155 Днепр-11 и КМЗ-8.922 Днепр-16


Электросхема мотоцикла Днепр-14


1 – аварийный выключатель зажигания
2 – переключатель «день-ночь»
3 – разъемные колодки Днепр 14
4 – правые указатели поворота с лампой А12-21 (на мотоцикле-одиночке)
5 – выключатель стоп-сигнала ручного тормоза 13.3720
6 – лампа подсветки шкалы спидометра А12-1
7 – контрольная лампа указателей поворотов А12-1
8 – контрольная лампа аварийного давления масла А12-1
9 – контрольная лампа дальнего света
10 – лампа головного света фары А12 –45+40
11 – лампа габаритного света в фаре А12-4
12 – замок зажигания 141.3704
13 – левые указатели поворотов с лампами А12-21
14 – реле-прерыватель указателей поворотов РС 427
15 – переключатель указателей поворотов
16 — переключатель света Днепр 14
17 – правые указатели поворотов с лампами А12-21 (на коляске)
18 – лампа А12-8 габаритного света передняя (на коляске)
19 – датчик аварийного давления масла
20 – блок плавких предохранителей
21 – реле-регулятор 33.3702
22 – контрольная лампа работы генератора А21-1
23 — контрольная лампа нейтрали в коробке передач А21-1
24 – датчик включения контрольной лампы нейтрали
25 – звуковой сигнал С-205
26 – катушка зажигания Б-204
27 – прерыватель ПМ-302А
28 – кнопка звукового сигнала
29 – двухнитевая лампа А12-2+6 дальнего габаритного света и стоп-сигнала (на коляске)
30 – выключатель стоп-сигнала ножного тормоза
31 – лампа А12-21 стоп-сигнала
32 – лампа А12-5 заднего габаритного света
33 – выключатель «маесы»
34 – аккумулятор 6МТС-9 или 2ХЗМТ-6
35 – розетка (только на «Днепр-16»)
36 – генератор Г-424 и выпрямитель
37- реле РР-330.

МОЙ МОТОЦИКЛ

Звездочки моторной передачи мотоцикла «Паннония» имеют достаточно большой срок службы. Гораздо быстрее выходит из строя цепь. Определить ее годность очень просто: если провисание одной ветви цепи при натянутой другой превышает 10 мм, то цепь необходимо заменить; в противном случае длительная эксплуатация приведет к быстрому износу звездочек.

Основной причиной растяжения моторной цепи мотоцикла «Паннония» является частое движение на высших передачах с малыми скоростями — менее 45 км/ч на четвертой и менее 35 км/ч на третьей передачах. Особенно же вредны для цепи работа двигателя «внатяг» и рывки при резком включении сцепления. Если встает вопрос замены цепи, то, кроме оригинальной «паннониевской», могут подойти цепи со старой «Явы» или «ЧЗета». Размер у них одинаков — 3/8хЗ/8″, однорядные, диаметр ролика 6 мм, всего 64 звена.

Одной из причин неполного выключения сцепления может быть сильный износ штоков, расположенных внутри первичного вала. Если на их торцах образовались лунки диаметром 1,5-2 мм, штоки лучше заменить. В противном случае концы штоков могут даже привариться к шарикам.

При снятии и установке ведущей звездочки
нельзя стопорить барабаны сцепления случайными предметами, поскольку ведущий барабан изготовлен из чугуна и ввиду хрупкости последнего может быть легко поврежден. Чтобы избежать этого, следует изготовить специальное приспособление, представляющее собой склепанные старые ведущий и ведомый диски сцепления. Между звездочками вставляют алюминиевую П-образную распорку. Собирая сцепление, следует обратить внимание на обязательное наличие осевого люфта у ведущего барабана (примерно 0,5 мм).

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ МОТОЦИКЛА «ПАННОНИЯ»

0 — нейтральная передача; I—I передача; II—II передача; III—III передача; IV—IV передача;
1 — шестерня I передачи (z=12);
2 — шестерня II передачи (z=17);
3 — шестерня III передачи (z=20;
4 — шестерня IV передачи (z=22);
5 — шестерня I передачи (z=32);
6 — шестерня II передачи (z=27);
7 — шестерня III передачи (z= 24);
8 — шестерня IV передачи (z=20).

Рывки в коробке и самовыключение передач чаще всего происходят из-за износа кромок боковых кулачков и ответных пазов шестерен, а также из-за износа шлицев первичного и вторичного валов коробки и внутренних зубьев движущихся по этим валам шестерен. Отремонтировать закругленные кромки кулачков и пазов шестерен можно методом наплавления металла на изношенные участки с последующей механической и термической обработкой восстановленных мест или же снятием металла на величину радиуса износа.

Это интересно:  Схема зажигания ваз 2109 карбюратор

Еще одной причиной неполадок могут быть увеличенные осевые люфты валов коробки из-за неточной подборки дистанционных шайб подшипников. При появлении признаков неполного включения передач сначала следует определить величину осевого перемещения валов коробки. Она не должна превышать 0,05 мм. Для уменьшения зазоров подбивают наружные кольца их подшипников внутрь картера, предварительно сняв стопорные кольца, и устанавливают дополнительные дистанционные шайбы. Потом проверяют легкость переключения передач и, если получилась «перетяжка», несколько увеличивают зазоры, слегка ударяя по торцам валов через выколотку из мягкого металла. В завершение ставятся на место стопорные кольца.

Затрудненное переключение передач может быть вызвано и тем, что шестерни передвигаются на валах на недостаточные расстояния. Это происходит при деформации или поломке вилок переключения либо при сильном износе деталей механизма переключения. При необходимости для лучшего включения передач можно изменить конфигурацию пазов в диске переключения, сняв и наплавив металл в местах, показанных на рисунке. Если необходимо (для включения второй и третьей передач) снять металл на глубину более 1,5 мм, то слой, превышающий эту величину, можно удалить в местах, отмеченных штриховкой. Пазы зачищают так, чтобы штифт диаметром 7 мм свободно, но без большого зазора, перемещался в них. После наварки диск неизбежно отпускается, но даже и без термообработки продолжает исправно работать. Если нет возможности наплавить металл, можно просто расклепать молотком нужные места.

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Чтобы передняя вилка мотоцикла «Паннония» не срабатывала до упора, внутрь пружины можно вставить бензомаслостойкий шланг диаметром 18 мм и длиной около 215 мм. Шланг будет служить смягчающим удары буфером. При желании можно заводскую вилку, не имеющую гидравлики, переделать в пружинно-гидравлическую. Подробные чертежи и описание этой операции можно найти в книге Б. Ф. Демченко «Советы мотоциклистам» (Изд-во ДОСААФ, 1985).

Для увеличения дорожного просвета и улучшения проходимости можно заменить нижние наконечники задних амортизаторов самодельными, которые на 15 мм длиннее заводских. В перьях передней вилки болты М8х32 необходимо также удлинить на 15 мм. Чтобы не изменилась жесткость пружины, стоит поставить между верхним наконечником и пружиной компенсирующую шайбу внутренним диаметром 9 мм и наружным 25 мм.

Вместо «родных» задних амортизаторов можно установить «явовские», от модели «634». Подходят, хотя и несколько увеличивают ход подвески, амортизаторы от мотороллера «Вятка ВП-150».

Если отсутствует заводская головка цилиндра, можно использовать головку от «Явы- 250» или даже от «ИЖ-Планеты». Правда, центральное расположение свечи зажигания затруднит процедуру снятия. Но в безвыходной ситуации с этим, также как и с большим диаметром «планетовской» головки, можно смириться.

Цепь задней передачи мотоцикла «Паннония» имеет 120 звеньев. Заменить ее можно аналогичной от «Явы» или от «Муравья», удалив оттуда лишние звенья. На худой конец, подойдет цепь от «Восхода», но тут уж придется ее наращивать и добавлять второй замок.

Для лучшей очистки топлива целесообразно вставить в топливопровод перед карбюратором автомобильный фильтр тонкой очистки. Без каких-либо переделок на мотоцикл можно установить карбюратор от «Явы- 250». Если пришел в негодность оригинальный бензобак, можно приспособить бак от «ИЖей»: «Планеты» или «Юпитера-2».

Мотоцикл паннония схема электрооборудования

Венгерские мотоциклы «Паннония» снабжены системой электрооборудования с генератором переменного тока (маховичной магдииой) и «сухой» передней вилкой (без гидравлического амортизатора). Такие простые решения удовлетворяют многих мотоциклистов, но для водителей, которым приходится ездить по разнообразным дорогам в разное время суток и года, хочется иметь более «мощное» и стабильное освещение и более совершенную подвеску переднего колеса. С этой целью они переделывают электрооборудование и переднюю вилку, сообразуясь со своими знаниями и возможностями.

Наш читатель А. НАДЕЛЯЕВ (198255. Ленинград, ул. 3-го Интернационала, 51, кв. 57), участник многих соревнований мототуристов, разработал и испытал несколько вариантов усовершенствованных вилок и электрооборудования «Паннонии», два из которых мы публикуем ниже.

Это интересно:  Кровообращение человека схема со стрелками

Передняя вилка

Заводская конструкция передней вилки (рис. 1) позволяет путем некоторых переделок увеличить ход колеса со 135 до 175 мм, устранить стуки при ходе отбоя и увеличить энергоемкость подвески колеса. Это повышает проходимость, устойчивость и управляемость мотоцикла (особенно на больших скоростях) и плавность движения.

Рис. 1. Перо передней вилки мотоцикла Паннония модели Т-5: 1 — болт М8х32; 2 — пробка М32х1.5; 3 — верхний наконечник пружины; 4 — верхняя труба вилки; 5 — пружина; 6 нижний наконечник пружины; 7 — нижняя труба вилки; 8 — направляющая втулка; 9 — наконечник пера.

Продольный разрез усовершенствованной вилки и новые ее детали представлены на рис. 2. Основная пружина 6 отличается от штатной только длиной — 380 мм вместо 320 мм. В качестве буфера отбоя можно применять пружины сцепления мотоциклов ЯВА или «Паннония», а также буфера задних амортизаторов от «Ковровца» или ИЖа. Высота их в сжатом состоянии должна быть не менее 15 мм. Чтобы гайка 1 не отвернулась, ее кернят в трех точках.

Рис. 2. Переделанное перо вилки: 1 — гайка М8; 2 — пробка; 3 — верхний держатель пружины; 4 — гайка М8; 5 — шток (сталь 5); 6 — пружина; 7 — сальник привода спидометра от мотоцикла ЯВА (внутренний диаметр — 8 мм, наружный — 16 мм, высота — 7.5 мм); 8 — нижний держатель пружины; У — втулка; 10 — резиновое уплотнительное кольцо; 11 — резиновый буфер отбоя; 12 — клапан (сталь 5); 13 — поршень (чугун, бронза); 14 — гайка М6; 15 — нижняя труба вилки; 16 — поршень компенсатора объема (материал Д16); 17 — резиновое уплотнительное кольцо (от мотоцикла ИЖ); 18 — пружина компенсатора объема (диаметр проволоки — 2 мм. наружный диаметр — 15 мм. длина — 150 мм); 19 — шайба (диаметр — 17 мм. толщина — 3 мм); 20 — штифт (сталь 5).

Объем штока, входящего в цилиндр, компенсируется благодаря «подвижному дну» (поршень 16 с пружиной 18), как в гидроамортизаторах мотороллера Тула. Для устранения утечки масла, которое испытывает повышенное давление над поршнем при ходе отбоя, служат сальники 7, установленные в расточенный держатель 8. В него запрессовывают втулку 9, после чего окончательно обрабатывают ее отверстие.

Система электрооборудования

Мотоцикл дополнительно оборудован указателями поворота, противотуманной фарой, контрольной лампой работы стоп-сигнала и переключателем стояночного — ближнего света. Аккумуляторная батарея обеспечена двумя режимами заряда стабилизированным напряжением, причем приборы освещения могут питаться как переменным, так и постоянным током. Общая схема электрооборудования представлена на рис. 3.

Рис. 3. Схема электрооборудования: 1 — фонарь указателя поворота с лампой (6 в. 10 вт); 2 — контрольная лампа (6 в, 1 вт) указателей поворота; 3 — контрольная лампа (6 в. 1 вт) стоп-сигнала; 4 — двухнитевая лампа (6 в. 35/35 вт) фары; 5 — лампа (6 в. 1,2 вт) подсветки спидометра: 6 — лампа (6 в. 2 вт) стояночного света; 7 — включатель звукового сигнала; 8 — переключатель дальнего — ближнего света с кнопкой звукового сигнала; 9 — переключатель; 10 — переключатель режимов зарядки; 11, 12. 13 — диоды Д-242; 14 — центральный переключатель света; 15 — лампа (6 в. 32 вт) противотуманной фары; 16 — переключатель П-25А питания противотуманной фары; 17 — контакты реле включения контрольной лампы стоп-сигнала; 18 — фонарь указателя поворота с лампой (6 в, 10 вт); 19 — катушка реле, управляющего контрольной лампой стоп-сигнала; 20 — включатель стоп-сигнала; 21 — лампа (6 в. 15 вт) стоп-сигнала; 22 — лампа (6 в. 3 вт) освещения номерного знака: 23 — электролитический конденсатор (4000 мкф, 16 в): 24 — стабилитрон Д-815Б; 25 — термобиметаллический предохранитель (10 а); 26 — аккумулятор (6 в. 7 а-ч); 27 — отключатель «массы»; 28 — звуковой сигнал; 29 — фонарь указателя поворота с лампой (6 вт 10 вт); 30 — переключатель П-25А указателей поворота; 31 — реле указателей поворота; 32 — генератор; 33 — катушки освещения; 34 — контакты прерывателя; 35 — кулачок прерывателя: 36 — катушка под-заряда батареи; 37 — конденсатор; 38 — катушка питания системы зажигания; 39 — свеча зажигания: 40 — фонарь указателя поворота с лампой (6 в, 10 вт). Цифры в квадратах — номера клемм

Это интересно:  Строение глаза человека схема

Комплект указателей поворота, смонтированный согласно инструкции, подключен к клемме 30/51В замка зажигания.

Противотуманная фара установлена ниже основной. Питание к ней (через трехпозиционный переключатель типа П-25А) поступает от клеммы 51 замка зажигания (переменным током) и от клеммы 30/51Е (постоянным током).

Контрольная лампа стоп-сигнала, установленная в фаре, загорается при нажатии на педаль заднего тормоза, (если перегорел стоп-сигнал, она не горит). Питается она постоянным током через контакты токового реле, катушка которого последовательно включена в цепь стоп-сигнала. Само реле помещено в аккумуляторном ящике. Для его изготовления можно использовать прибор типа РС-24, заменив прежнюю обмотку его катушки новой, из провода диаметром 0,8 мм. Намотку надо вести до заполнения каркаса.

Так как штатная катушка генератора не может восполнить повышенный расход электроэнергии, необходимо привлечь часть энергии, которая вырабатывается катушкой зажигания и не используется для образования искры. Поэтому (а также для улучшения искрообразования) селеновый выпрямитель заменяем диодом типа Д-242; кроме того, ставим еще диод 12 и соединяем его с клеммой 15/45.

Чтобы обеспечить питание цепей постоянного тока от обмоток освещения генератора при выходе из строя аккумулятора, клемму 51 замка зажигания через двухпозиционный тумблер 10, установленный в фаре, и диод 11 подсоединяем к цепи постоянного тока. Все три диода Д-242 креним на алюминиевой пластине и монтируем ее в фаре, изолируя от «массы». Пластину при помощи шины соединяем с клеммой 30/51Е замка зажигания. Вместо предохранителя между клеммами 30 51Е и 30/51В вставляем латунный пруток диаметром 5 мм и длиной 24 мм.

Пульсацию выпрямленного напряжения можно сгладить, установив конденсатор емкостью 4000 мкф, 15 в, а ограничить напряжение величиной 6,8— 7,5 в посредством стабилитрона 24 на радиаторе площадью 100 см2. Оба прибора хорошо размещаются между инструментальными ящиками.

В целях защиты аккумуляторной батареи от перегрузки устанавливаем в аккумуляторный ящик термобиметал-лический предохранитель на 10 а. Поскольку замок зажигания не отключает батарею от цепей сигнализации, необходимы отключатель «массы» в виде розетки с короткозамкнутой вилкой или тумблер. Владельцам мотоциклов с батарейной системой зажигания отключатель «массы» будет служить и как противоугонное средство.

При езде в городе не очень удобно переходить со стояночного света на ближний, так как приходится тянуться к ключу. С целью облегчить переключение в схему введен двухпозиционный тумблер 9. Излишек энергии, образующийся при питании только маломощной лампы стояночного света от обмоток освещения, идет в таком случае на зарядку аккумуляторной батареи.

При малых скоростях движения, когда свет фары, питающейся от генератора, недостаточен, ее можно перевести на питание постоянным током, от аккумуляторной батареи. Для этого соединяем накоротко клеммы 56 и 57 замка зажигания и к этой общей клемме (56/57) присоединяем переключатель дальнего—ближнего света. Теперь система освещения будет работать при крайних положениях ключа в замке зажигания на переменном или на постоянном токе, а в среднем положении обесточится.

С такой системой электрооборудования я уже проехал не одну тысячу километров. Ее универсальность и приспособляемость к различным условиям эксплуатации вполне оправдывает некоторое усложнение схемы.

Статья написана по материалам сайтов: mmoto.tk, bazamoto.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий