Схема подключения генератора ваз 2106

Генератор ВАЗ 2106 марки Г-221 осуществляет выработку переменного электротока и предназначен для запитки бортовых потребителей энергии и зарядки аккумулятора автомобиля. По своей конструкции генератор на авто является трехфазной синхронной электроустановкой, имеющей электромагнитное возбуждение правого вращения.

Так как все потребители на ВАЗ 2106 используют для своего питания постоянный ток, для преобразования получаемого электрогенератором переменного тока в постоянный используется электровыпрямитель, который является встроенным в генератор ВАЗ. Схема электровыпрямителя основана на использовании шести кремниевых диодов.

Максимальная сила тока, получаемая от электрогенератора, при напряжении в 14 В и 5000 оборотах в минуту равна 42 А. Генератор на ВАЗ монтируется на мотор справа. Вращение электроротора осуществляется путем передачи вращательного движения при помощи использования клинового ремня от шкива коленвала на шкив, закрепленный на роторе генератора ВАЗ.

Содержание

Схема крепления электрогенератора и его конструкция

Для закрепления генератора на корпус мотора у него на крышках имеются специальные ушки. Фиксирование осуществляется при помощи болта к кронштейну и шпильки к натяжной планке. Для предохранения повреждений ушек крышек при закреплении электрогенератора в их отверстиях вставлены специальные резиновые буферные втулки.

При закреплении агрегата усилие затяжки приводит к смещению поджимной стальной втулки, после чего происходит сжатие буферной спецвтулки между металлическими втулками, а осевое усилие, прикладываемое при затяжке, не передается на ушко крепления. Конструкция агрегата состоит из нескольких частей. Основными компонентами, входящими в состав электрогенерирующего устройства, являются:

  • ротор;
  • статор;
  • крышки, для изготовления которых используется алюминиевый сплав;
  • крепежные элементы;
  • шкив привода генератора.

1 – поджимная втулка; 2 – втулка; 3 – буферная втулка; 4 – задняя крышка; 5 – винт крепления выпрямительного блока; 6 – выпрямительный блок; 7 – вентиль (диод); 8 – задний подшипник; 9 – контактные кольца; 10 – вал ротора; 11 – щетки; 12 – вывод «30»; 13 – щеткодержатель; 14 – вывод «67»; 15 – штекер нулевого провода; 16 – шпилька крепления генератора; 17 – крыльчатка вентилятора; 18 – шкив; 19 – пластины; 20 – кольцо; 21 – передний подшипник; 22 – обмотка ротора; 23 – ротор; 24 – обмотка статора; 25 – статор; 26 – передняя крышка.

Практически каждый из этих компонентов конструкции состоит из определенных отдельных элементов. Ротор состоит из вала, имеющего рифленую поверхность, на которую насажена втулка из стали. Помимо этого, на роторном валу размещены клювообразные стальные полюсы, которые совместно с валом и втулкой образуют сердечник электромагнита агрегата.

На роторном валу размещаются шкив и крыльчатка вентилятора, потоком воздуха от которой охлаждается схема блока выпрямителя и другие внутренние элементы электрической машины. Всасывание воздуха осуществляется в окна крышки, после чего поток проходит внутри электрогенератора между его статором и ротором и посредством крыльчатки вентилятора выбрасывается наружу.

Шкив агрегата и его крыльчатка сделаны из тонколистового металла. Соединяются при помощи сварки.

Схема электрообмоток генератора «шестерки»

Электрообмотка ротора размещена на втулке, в каркасе из пластмассы, между клювовидными полюсами. Она носит название обмотки электровозбуждения. Концы электрообмотки выводятся через особые отверстия в полюсах и припаиваются к медным контактным кольцам, смонтированным на втулке из пластмассы.

Вращение электроротора осуществляется на шариковых подшипниках закрытого типа. Смазки, закладываемой в корпус подшипника, достаточно для всего периода эксплуатации электрогенератора. Подшипники запрессованы в крышки генератора и располагаются между металлическими шайбами.

Сердечник электростатора агрегата набирается из специальных пластин, изготовленных из стали. Внутренняя часть статора имеет 36 пазов, в которых укладывается трехфазная электрообмотка. В качестве клиньев, предотвращающих ее выпадение из пазов, используются трубки из пластмассы. Каждая электрообмотка имеет в своем составе шесть электрокатушек, схема соединения которых является последовательной.

Схема генератора Г-221 (показан редуктор напряжения Рр-380 электромагнитного типа): 1 — обмотка ротора генератора; 2 — генератор; 3 — обмотка статора генератора; 4 — выпрямитель генератора; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — тумблер зажигания; 7 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 8 — реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 9 — блок предохранителей ВАЗ -2106; 10 — дроссель; 11 — термокомпенсирующий резистор; 12 — добавочные резисторы; 13 — регулятор напряжения

Фазовые электрообмотки между собой соединены по типу звезды, а нулевая точка выводится на отдельный контакт. Этот контакт требуется для запитки лампы контроля уровня зарядки аккумулятора. Обмотки статора для улучшения изоляционных свойств покрываются специальным лаком.

Щетки и выпрямитель электрогенерирующего устройства авто

Щетки генератора закрепляются к щеткодержателю, зафиксированному на крышке агрегата. Щетки изготавливаются из медно-графитового состава, они прижимаются к контактным кольцам на роторе при помощи пружин. Через контактные щетки подается ток на электрообмотку возбуждения. Отрицательная щетка посредством металлической пластины крепится к массе генератора, а плюсовая — подключается к штекеру лампы контроля заряда аккумулятора.

Элементы, входящие в состав электровыпрямителя, закрепляются на задней крышке агрегата. Электровыпрямитель осуществляет изменение переменного электрического тока на постоянный. Конструкция электровыпрямителя собрана на основе трехфазной мостовой схемы. Состоит этот компонент электрогенератора из шести диодов ВА20.

Эти кремниевые диоды представляют собой полупроводниковые приборы, способные осуществлять пропуск электротока в одном направлении. Располагаются диодные мосты в корпусе из алюминия. Три диода из блока выпрямления на своем корпусе имеют «плюс». Эти концы запрессовываются в держатель корпуса. Еще три диода выпрямительного блока на корпусе имеют «минус». Эти элементы диодных мостов соединяются с массовой клеммой.

1 – «отрицательная» щетка; 2 – щеткодержатель; 3 – «положительная» щетка; 4 – колодка штекера нулевого провода; 5 – изолирующие втулки контактного болта; 6 – выпрямительный блок; 7 – контактный болт; 8 – статор; 9 – ротор; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – вентилятор в сборе со шкивом; 13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – передний подшипник ротора; 15 – дистанционное кольцо; 16 – стяжной болт; 17 – поджимная втулка; 18 – крышка со стороны контактных колец; 19 – буферная втулка; 20 – втулка.

Для обеспечения качественного теплоотвода диоды блока выпрямления впрессовываются в оригинальные держатели, изготовленные из алюминия. Ремонт блока выпрямления невозможен, при выходе какого-либо из его элементов из строя проводится замена всего выпрямителя.

Подключение генератора осуществляется путем присоединения минусовой клеммы агрегата к массе автомобиля, а плюсовая клемма присоединяется к бортовой сети. Функционирование электрогенератора осуществляется следующим образом. При переключении ключа в замке зажигания в первое положение по обмотке электровозбуждения пропускается электрический ток, создающий магнитное поле.

В результате при вращении ротора под зубцами статора проходят попеременно южный и северный полюсы крутящейся части. Эта смена полюсов приводит к возникновению электродвижущей силы. Форма полюсов позволяет оптимизировать работу агрегата.

Генератор ВАЗ 2106: всё, о чём должен знать владелец «шестёрки»

ВАЗ 2106 выпускался с 1976 по 2006 годы. Богатая история модели и огромное количество автовладельцев позволяют считать «шестёрку» одной из самых популярных машин производства АвтоВАЗ. Однако и по сей день у водителей возникает множество вопросов, связанных с эксплуатацией и ремонтом этой машины. И одним из самых частозадаваемых вопросов можно считать проблему с генераторов ВАЗ 2106.

Генератор ВАЗ 2106: назначение и функции

Автомобильный генератор — это небольшое электрическое устройство, главной задачей которого является преобразование механической энергии в электрический ток. В конструкции любого автомобиля генератор нужен для зарядки аккумулятора и подпитки всех электронных приборов в момент работы мотора.

Таким образом, АКБ получает необходимую энергию для работы мотора именно от генератора, поэтому можно сказать, что генератор является незаменимым атрибутом в конструкции любого автомобиля.

Как именно работает генератор на автомобиле ВАЗ 2106? Все процессы преобразования энергии из механической в электрическую осуществляются по строгой схеме:

  1. Водитель поворачивает ключ в замке зажигания.
  2. Сразу же ток от аккумулятора через щётки и иные контакты поступает на обмотку возбуждения.
  3. Именно в обмотке появляется магнитное поле.
  4. Начинает вращаться коленвал, от которого приводится в движение и ротор генератора (генератор связан с коленвалом ременной передачей).
  5. Как только ротор генератора достигает определённой скорости вращения, генератор переходит в стадию самовозбуждения, то есть в дальнейшем все электронные системы запитываются только от него.
  6. Показатель работоспособности генератора на ВАЗ 2106 выводится в виде контрольной лампы на приборную панель, поэтому водитель всегда может видеть, достаточно ли заряда устройства для полноценной работы авто.
Это интересно:  Строение спинного мозга человека схема

Устройство генератора Г-221

Прежде чем говорить об особенностях конструкции генератора ВАЗ 2106, следует уточнить, что он имеет уникальные фиксаторы для крепления на моторе. На корпусе устройства расположены специальные «ушки», в которые вставляются шпильки, закручиваемые гайками. А чтобы «ушки» не изнашивались в процессе работы, их внутренние части снабжены высокопрочной резиновой прокладкой.

Сам генератор состоит из нескольких элементов, каждый из которых мы сейчас рассмотрим в отдельности. Все эти устройства встроены в легкосплавный литой корпус. Чтобы прибор в процессе длительной работы не перегревался, в корпусе есть множество мелких отверстий для вентиляции.

Обмотка

В силу того, что генератор имеет три фазы, в нём устанавливаются сразу обмотки. Задача обмоток — генерировать магнитное поле. Разумеется, для их изготовления используется только специальная медная проволока. Однако для защиты от перегрева провода обмоток покрываются двумя слоями теплоизоляционного материала или лака.

Реле-регулятор

Так называется электронная схема, контролирующая напряжение на выходе из генератора. Реле необходимо для того, чтобы в аккумулятор и другие устройства попадало строго ограниченное количество напряжения. То есть основная функция реле-регулятора — контроль за перегрузками и поддержание оптимального напряжения в сети около 13.5 В.

Ротор

Ротор — это главный электрический магнит генератора. Он имеет всего одну обмотку и располагается на коленчатом валу. Именно ротор начинает вращаться после запуска коленвала и придаёт движение всем остальным частям устройства.

Щётки генератора

Щётки генератора находятся в щёткодержатели и нужны для выработки тока. Во всей конструкции именно щётки изнашиваются быстрее всего, так как на них ложится основная работа по генерации энергии.

Диодный мост

Диодный мост чаще всего называют выпрямителем. Он состоит из 6 диодов, которые размещаются на печатной плате. Главная работа выпрямителя — преобразовать переменный ток в постоянный, чтобы поддерживать стабильную работу всех электронных приборов автомобиля.

Шкив — это приводной элемент генератора. Ремень натягивается одновременно на два шкива: коленвала и генератора, поэтому работа двух механизмов непрерывно связана между собой.

Технические характеристики генератора ВАЗ 2106

На «шестёрке» с завода стоит генератор Г-221, который классифицируется как синхронный прибор переменного тока. Устройство фиксируется на двигателе с правой стороны, однако его можно регулировать или менять только из-под кузова, так как сверху к генератору трудно подлезть из-за наличия многих шлангов, устройств и приборов.

Номинальное напряжение Г-221 соответствует напряжению типового аккумулятора ВАЗ — 12 вольт. Ротор генератора вращается в правую сторону (если смотреть со стороны привода), так как такая особенность обусловлена положением генератора относительно коленчатого вала.

Максимальная сила тока, которую способен выдать генератор ВАЗ 2106 при частоте вращения ротора 5000 оборотов в минуту, равна 42 амперам. Показатель мощности — не менее 300 ватт.

Устройство весит 4.3 килограмма и имеет следующие габариты:

  • ширина — 15 см;
  • высота — 15 см;
  • длина — 22 см.

Какие генераторы можно установить на «шестёрку»

Конструктивно ВАЗ 2106 готов к тому, чтобы на него поставить генератор, не предусмотренный заводом-производителем. Возникает вопрос, зачем вообще менять «родной» Г-221? На самом деле для своего времени этот генератор был оптимальным прибором, так как в советских «Жигулях» использовалось небольшое количество электрических приборов.

Однако с течением времени ВАЗ 2106 стал оснащаться более современными устройствами, каждое из которых требует «своей доли» энергии. К тому же водители подключают к АКБ навигаторы, камеры, насосы, мощные аудиосистемы и прочие устройства, из-за чего генератору становится сложно вырабатывать необходимое количество тока.

Поэтому автовладельцы стали искать варианты оснащения, которые, с одной стороны, позволили бы всему оборудованию в авто работать в нормальном режиме и, с другой стороны, оптимально сказывались бы на сроке службы аккумулятора.

На сегодняшний день на ВАЗ 2106 можно поставить следующие виды генераторов:

  1. Г-222 — это генератор с «Лады Нивы», который рассчитан на более высокие нагрузки и выдаёт 50 ампер тока. В конструкции Г-222 уже есть своё реле регулятора, поэтому при установке на ВАЗ 2106 нужно будет реле убрать.
  2. Г-2108 может быть установлен как на «шестёрку», так и на «семёрку» и «восьмёрку». Устройство в штатном режиме работы выдаёт 55 ампер тока, чего даже по современным меркам вполне достаточно для функционирования всех электронных приборов в авто. По форме и крепежу Г-2108 идентичен штатному Г-221, поэтому с заменой не возникнет никаких проблем.
  3. Г-2107–3701010 выдаёт 80 ампер и предназначен для любителей качественной акустики и дополнительных электронных приборов в машине. Единственный нюанс: генератор для ВАЗ 2106 придётся немного доработать, так как реле регулятора не подходит для этой модели.

Фотогалерея: генераторы, которые можно поставить на ВАЗ 2106

Таким образом, водитель «шестёрки» сам может решить, какой именно генератор можно поставить на машину. Выбор в конечном итоге зависит только от потребляемой мощности авто.

Схема подключения генератора

Являясь электронным прибором, генератор нуждается в корректном подключении. Поэтому схема подключения не должна вызывать двойного толкования.

Принципиальную схему, как именно подключается Г-221 на ВАЗ 2106, можно посмотреть тут.

Многие автовладельцы задаются вопросом при замене генератора, куда какой провод должен подключаться. Дело в том, что прибор имеет несколько разъёмов и проводов и при замене можно легко забыть, какой провод куда идёт:

  • оранжевый не пригодится для подключения, его можно оставить как есть, либо соединить с серым напрямую для автозапуска авто;
  • серый толстый провод идёт на щётки от реле регулятора;
  • серый тонкий провод подключается к реле;
  • жёлтый — координатор контрольной лампочки на панели управления.

Таким образом, при самостоятельной работе с Г-221 лучше подписывать значения проводов, чтобы потом не соединить их ошибочно.

Неисправности генератора на ВАЗ 2106

Как и любой другой механизм в составе транспортного средства, генератор «шестёрки» может некорректно работать, ломаться и выходить из строя. Однако крайне редки случаи неожиданных поломок, так как водитель всегда может отследить возникновение «болезни», заметив её первые признаки.

Загорелась контрольная лампа зарядки

На панели приборов расположена лампа, отражающая работоспособность генератора. Она может как моргать, так и гореть в постоянном режиме. В любом случае, срабатывание этого индикатора считается первым сигналом неполадок в работе генератора.

Причина неисправности Способы устранения
Проскальзывание ремня привода генератора
Обрыв в соединении между штекером «85» реле контрольной лампы заряда и центром «звезды» генератора
Разрегулировано или повреждено реле контрольной лампы заряда аккумулятора
Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения
Разрегулирован или поврежден регулятор напряжения
Износ или зависание щеток генератора;
окисление контактных колец
Обрыв или короткое замыкание на «массу» обмотки возбуждения генератора
Короткое замыкание одного или нескольких положительных диодов генератора
Обрыв в одном или нескольких диодах генератора
Обрыв в соединении между штекерами «86» и «87» реле контрольной лампы заряда
Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора
Отрегулируйте натяжение ремня генератора
Проверьте и восстановите соединение
Проверьте реле, отрегулируйте или замените его
Восстановите соединение
Зачистите контакты, отрегулируйте или замените регулятор напряжения
Замените щеткодержатель со щетками; протрите кольца тряпкой, смоченной в бензине
Присоедините выводы обмотки к контактным кольцам или замените ротор
Замените радиатор с положительными диодами
Замените выпрямительный блок генератора
Восстановите соединение
Замените статор генератора

Не заряжается аккумулятор

Генератор может работать, но зарядка на АКБ не идёт. Это основная проблема Г-221.

Причина неисправности Способы устранения
Слабое натяжение ремня генератора: проскальзывание при большой частоте вращения и работе генератора под нагрузкой
Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторной батарее; окислены выводы аккумуляторной батареи; повреждены провода
Неисправна аккумуляторная батарея
Разрегулирован или поврежден регулятор напряжения
Отрегулируйте натяжение ремня генератора
Очистите выводы аккумуляторной батареи от окислов, затяните зажимы, замените поврежденные провода
Замените аккумуляторной батарею
Зачистите контакты, отрегулируйте или замените регулятор

Аккумулятор выкипает

При некачественном подключении генератора возможна проблема с АКБ.

Причина неисправности Способы устранения
Плохой контакт между «массой» и корпусом регулятора напряжения
Разрегулирован или поврежден регулятор напряжения
Неисправна аккумуляторная батарея
Восстановите контакт
Отрегулируйте или замените регулятор напряжения
Замените аккумуляторную батарею

Генератор работает очень шумно

Сам по себе прибор должен издавать звуки при работе, так как ротор постоянно вращается. Однако если звук работы чрезвычайно громок, необходимо остановиться и выяснить, в чём дело.

Причина неисправности Способы устранения
Ослаблена гайка шкива генератора
Повреждены подшипники генератора
Межвитковое замыкание обмотки статора (вой генератора)
Скрип щеток
Подтяните гайку
Замените подшипники
Замените статор
Протрите щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине

Как проверить генератор

Проверка работоспособности устройства даст водителю уверенность в его исправной работе и отсутствию поводов для беспокойства.

Запрещается проводить проверку генератора на ВАЗ 2106 при его отсоединении от аккумулятора при работающем моторе, так как возможен скачок напряжения. В свою очередь, нестабильность работы может вывести из строя диодный мост.

Проверка работоспособности генератора может быть выполнена различными способами. Самыми распространёнными считаются:

  • проверка мультиметром;
  • на стенде;
  • при использовании осциллографа.
Это интересно:  Кровеносные сосуды человека схема

Самостоятельная проверка мультиметром

Эта методика наиболее проста и не требует специальных приспособлений или широких познаний в работе автомобиля. Однако необходимо приобрести цифровой или индикаторный мультиметр, а также заручиться помощью товарища, так как проверка подразумевает работу сразу двух человек:

  1. Мультиметр установить в режим измерения постоянного тока.
  2. Подключить устройство поочерёдно к каждой клеммы аккумулятора. Напряжение должно находиться в диапазоне от 11.9 до 12. 6 В.
  3. Помощник должен запустить мотор и оставить его на холостом ходу.
  4. В это время измеряющий должен внимательно следить за показаниями мультиметра. Если напряжение в сети резко упало, значит, генератор работает не полностью, либо его ресурса не хватает для зарядки.
  5. В том случае, если показатель более 14. 5 В, водителю необходимо знать, что такая работа устройство в ближайшем времени приведёт к выкипанию АКБ.

Проверка на стенде

Проверку на компьютерном стенде выполняют специалисты СТО. При этом генератор не нужно будет снимать с машины, так как компьютер подключается к прибору через специальные щупы.

Стенд позволяет единовременно провести проверку работающего генератора по всем параметрам с высокой точностью. Текущие показатели работы будут отображаться на экране компьютера, поэтому автовладелец может в режиме реального времени определить «слабые» места своего генератора.

Проверка осциллографом

Осциллограф — это прибор, который считывает основные показатели напряжения и преобразует их в кривые. На экране прибора отображаются кривые линии, по которым специалист сразу же может определить дефекты работы генератора.

Как снять, разобрать и отремонтировать генератор на ВАЗ 2106

Генератор Г-221 на «шестёрке» нельзя назвать простым устройством. Поэтому, чтобы провести те или иные ремонтные работы, потребуется тщательная подготовка, так как придётся сначала снять устройство в машины, а потом его разобрать.

Демонтаж генератора с автомобиля

Чтобы быстро и безопасно снять Г-221 с машины, рекомендуется заранее подготовить инструменты:

  • рожковый ключ на 10;
  • рожковый ключ на 17;
  • рожковый ключ на 19;
  • монтажная лопатка.

Разумеется, проще всего работать на остывшем двигателе, поэтому надо дать машине немного постоять после поездки.

Процесс снятия генератора производится по данной схеме:

  1. Ослабить нижнюю гайку фиксации генератора. После чего ослабить гайку на другой шпильке.
  2. Снять гайки вместе с шайбами.
  3. Сдвинуть генератор немного вперёд (по отношению к двигателю).
  4. Это движение позволит легко снять ремень (сначала со шкива генератора, потом со шкива коленвала).
  5. Снять провода от вывода.
  6. Отсоединить провод от штекера обмотки.
  7. Снять провод от щёткодержателя.
  8. Сразу же рекомендуется подписывать провода по цвету и месту подключения, так как при обратной установке генератора могут возникнуть проблемы.
  9. Далее открутить гайку со шпильки нижнего крепления генератора.
  10. Снять генератор со шпилек.

Видео: инструкция по демонтажу

Разборка генератора

После того как устройство было демонтировано, необходимо разобрать его для последующего ремонта. Для этого поменяем комплект инструментов:

  • рожковый ключ на 19;
  • накидной ключ на 19;
  • трещотка (можно добавить удлинитель);
  • головка на 8;
  • головка на 10;
  • небольшой молоток.

Далее при необходимости можно слегка почистить корпус устройства от грязи и приступать к разборке:

  1. Выкрутить четыре гайки крепления на задней крышке.
  2. Ключом на 19 открутить гайку крепления шкива (для этого потребуется тщательно зафиксировать генератор в тисках).
  3. После этого можно разъединить устройство на две части. Если половинки заклинило, можно слегка постучать по ним молотком. В итоге в руках должны остаться две равнозначные части: ротор со шкивом и статор с обмоткой.
  4. С ротора снять шкив.
  5. Вытащить из полости корпуса и шпонку.
  6. Далее потянуть на себя и сам ротор вместе с подшипником.
  7. Другая часть генератора (статор с обмоткой) тоже разбирается на детали, достаточно просто потянуть обмотку на себя.

Видео: инструкция по разборке

После разборки необходимо уточнить, какой именно элемент генератора нуждается в замене. Дальнейший ремонт не представляет особенной сложности, так как все составляющие генератора взаимозаменяемы и легко снимаются/одеваются.

Ремень генератора

Разумеется, Г-221 не будет работать без приводного ремня. Ремень для генератора ВАЗ 2106 имеет 10 мм в ширину и 940 мм в длину. По своему внешнему виду он клиновой и зубчатый, что позволяет ему легко цепляться за зубцы шкивов.

Ресурс ремня рассчитан на 80 тысяч километров пробега.

Как натянуть ремень

Натяжка ремня генератора после его установки считается заключительным этапом работы. Для быстрой и качественной работы потребуется соблюдать заводской регламент натяжения:

  1. Ослабить самоконтрящую гайку (в верхней части генератора).
  2. Ослабить нижнюю гайку фиксации генератора.
  3. Корпус устройства должен немного двигаться.
  4. Вставить монтировку между корпусом генератора и корпусом помпы.
  5. Движением монтировки натягивать ремень.
  6. Не отпуская монтировки затянуть самоконтрящую гайку.
  7. После проверить степень натяжения ремня.
  8. Закрутить нижнюю гайку.

Видео: инструкция по натяжению

Ремень генератора не должен быть сильно затянут, однако и провисов быть не должно. Определить оптимальную степень натяжения можно рукой, надавив на середину длинной части ремня — она должна отклоняться не более, чем на 1–1.5 см.

Таким образом, диагностику, ремонт и замену генератора на ВАЗ 2106 водитель может провести своими руками. Необходимо соблюдать рекомендации производителя и основные правила безопасности, так как генератор является электрическим устройством.

Все, что нужно знать о генераторе на Ваз 2106

Генератор в любом автомобиле, даже в дизельном – это настоящий генерал у мотора. Без него авто и с места не сдвинется. Бывает обидно, когда мотор работает прилично, а вот электрооборудование начинает давать сбои. Если говорить о шестерке, то скорее всего в ней стоит генератор Г 221, которым укомплектовывался еще Фиат 124.

Если сравнить электросхемы автомобилей Ваз 2101 и Ваз 2106, становится очевидно, что они практически одинаковые. На шестерке лишь стоит несколько дополнительных электрических приборов. Однако генератор там стоит тот же. В этом и проблема. Дело в том, что изначально модель Г 221 не была предназначена для обслуживания такого числа потребителей энергии. Как следствие, реле-регулятор получает ток в недостаточном количестве, аккумуляторная батарея недозаряжается и медленно умирает.

Проблема усугубляется, когда владелец автомобиля устанавливает дополнительные устройства, такие как:

  • Противотуманки;
  • Хорошая аудиосистема;
  • Подогрев перед пуском;
  • вторая печка, холодильник, телевизор и т.п.

В общем, любой шаг, в результате которого увеличивается использование энергии, может привести к склонности аккумулятора разряжаться даже во время пути. Если внести доработки все же необходимо, то придется поставить более стабильный и мощный генератор Г 222.

Диагностика работы генератора

Все диагностические процедуры можно проводить как на снятом устройстве, так и прямо в автомобиле. Перед началом работ нужно обязательно снять провода от аккумулятора и генератора.

Для диагностики выпрямительного блока отсоединяем провод регулятора. Если нет омметра, то можно воспользоваться аккумулятором и контрольной лампочкой. На омметре стрелка должна указать на «бесконечность», а контрольная лампочка не должна загораться. Это говорит об исправной работе вентилей.

Проводим общую диагностику устройства. Нужно проверить, не пробиты ли вентили. Для этого к выводу на 30 крепим «плюс» устройства, а «минус» — к корпусу. Если прибор показывает ноль, это свидетельствует о замыкании, которое является последствием пробоя вентиля.

Уточняющая диагностика. Проверяем сопротивление отрицательных вентилей. Для этого «плюс» крепим к одному из крепежных болтов, а «минус» соединяем с корпусом устройства. О замыкании или пробое свидетельствует пониженное сопротивление.

Чтобы проверить плюсовые вентили, нужно «плюс» омметра прикрепить к выводу «30», а «минус» — к одному из болтов крепления. При пониженном сопротивлении можно судить о пробитом вентиле.

В таких случаях проще всего заменить полностью выпрямительный блок. Конечно, можно заменить отдельные диоды, однако это трудоемкий процесс, включающий в себя перепроссовку. С этой работой может справиться только специалист.

Диагностика обмотки ротора

Предварительно снимите щеткодержатель (процедура описана чуть ниже).

Находим на крышке устройства окно, через которое нужно проверить наличие короткого замыкания. Один вывод прибора присоединяем к вентиляционной крыльчатке, а второй – к обмотке.

Подобный образом нужно проверить, отсутствует ли обрыв в обмотке. Для этого выводы омметра соединяем с кольцами контактов.

Замена ремня

Чтобы было удобнее работать, придется снять аккумулятор.

  1. Выкручиваем крепежную гайку. С помощью монтажной лопатки сдвигаем устройство ближе к цилиндрам. Если это делается с трудом, то выкручиваем нижний крепежный болт.
  2. Теперь, когда генератор получилось придвинуть к мотору, можно легко снять старый ремень и надеть вместо него новый.
  3. Отодвигаем генератор от мотора, следя за натяжением ремня. Добившись необходимого натяжения, заворачиваем крепежную гайку к планке регулировки.
  4. Регулируем натяжение ремня более точно. Для этого измеряем прогиб в месте между шкивами и насосом при усилии в 10кгс. Оно должно быть от 10 до 15 миллиметров. А между насосом и коленвалом оно должно быть равным от 12 до 17 миллиметров.
  5. Как только удалось достичь правильной регулировки, затягиваем крепежные гайки и ставим на место брызговик мотора.
Это интересно:  Схема блока предохранителей ваз 2114

Замена регулятора

  1. Регулятор находится на левом брызговике. Откручиваем крепежные гайки и снимаем устройство.
  2. Отсоединяем проводки
  3. Устанавливаем новый регулятор, присоединяем к нему проводки так же, как они были установлены на прежнем устройстве. Закручиваем крепежные гайки.

Замена щеток генератора на Ваз 2106

Щетки генератора нужно менять вместе со щеткодержателем, а не по отдельности. Операцию можно выполнить как на снятом устройстве, так и прямо в автомобиле.

  1. Вынимаем штекер с вывода на 67.
  2. Выкручиваем крепежный винт держателя щеток
  3. Вынимаем неисправный щеткодержатель и ставим на его место новый.
  4. Заворачиваем крепежный винт
  5. Вставляем штекер

Замена генератора Ваз 2106

Более удобно осуществлять работы на подъемнике или в смотровой яме.

  1. Снимаем штекер щеткодержателя
  2. Снимаем штекер «нулевик»
  3. Приподнимаем резиновую изоляцию, откручиваем крепежную гайку и снимаем провода.
  4. Снимаем ремень генератора.
  5. Открутив соответствующие крепежные гайки вынимаем планку для регулировки
  6. Снимаем втулку и болт снизу.
  7. Вынимается на Ваз 2106 генератор сквозь расстояние между передней балкой и кронштейном.

Новый генератор Ваз 2106 ставится в обратном порядке.

Генератор ВАЗ-2106. Устройство и подключение генератора

В данной статье вы узнаете о том, что такое генератор ВАЗ-2106, каков принцип его работы, основные компоненты, из которых он состоит. Также будет рассмотрено, как провести диагностику различных элементов. В частности, обмоток, диодного моста, регулятора напряжения. Назвать основным какой-то один элемент сложно, так как при выходе из строя любого происходит отключение системы электропитания. И вся надежда только на ваш аккумулятор, хватит ли его зарядки для нормального функционирования автомобиля.

Конструкция генератора

В любом автомобиле генератор выполняет функцию источника постоянного напряжения. Он работает параллельно с аккумуляторной батареей. Причем в силовом проводе, который соединяет эти два источника, нет разрывов и защиты (плавких предохранителей). Поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности перед тем, как проводить снятие генератора. Как и в любой другой электрической машине, в генераторе имеется две основных части – статор и ротор. Последний является подвижным элементом, а первый неподвижным. Помогает натяжитель ремня генератора осуществить нормальное вращение ротора.

Кроме того, в конструкции имеется выпрямительный блок и конденсатор. Впереди и сзади находятся крышки, в которых установлены подшипники. С их помощью ротор нормально вращается внутри устройства. Приводится в движение он при помощи клиновидного ремня от шкива на коленчатом валу. Этим же ремнем осуществляется привод водяного насоса. Рядом со шкивом на роторе генератора расположена крыльчатка. С ее помощью происходит охлаждение корпуса устройства. Ведь при работе он нагревается.

Принцип работы

Взгляните на то, как выглядит схема подключения генератора ВАЗ-2106. В частности, обратите внимание на внутреннее его устройство. Без знания этих мелочей нельзя понять то, как функционирует конструкция. Все происходит за счет того, что имеется подвижное магнитное поле. Создается оно вокруг обмотки, которая находится на роторе. Самые важные моменты в генерации электроэнергии – это наличие магнитного поля и движения.

Постоянное напряжение подается на роторную обмотку при включении зажигания через щетки. При этом вокруг ротора возникает магнитное поле. Во время прокручивания стартером коленчатого вала появляется второй компонент – движение. Следовательно, происходит генерация электрической энергии. После окончательного запуска генератор продолжает вырабатывать энергию. Вот только есть небольшая особенность – на выходе три фазы. Но стоит отметить, что необходим натяжитель ремня генератора, чтобы вращение происходило равномерно.

Диодный мост: конструкция и принцип действия

Так как на выходе установки трехфазное переменное напряжение, его нужно выпрямить и получить постоянное со значением 12 Вольт. Выполняет эту работу мостовой выпрямитель на полупроводниковых диодах. Обратите внимание на то, какая схема подключения генератора ВАЗ-2106. Стоит заметить, что она на большинстве автомобилей идентична. Полупроводниковые диоды в форме шайб запрессованы в корпус, напоминающий подкову. Обратите внимание на то, что меняется весь узел в сборе. Разбирать и устанавливать диоды отдельно довольно проблематично.

Схема выпрямителя состоит из шести диодов. Включены они таким образом, чтобы преобразовать трехфазное напряжение в постоянное однополярное, в котором присутствует только один «плюс» и один «минус». Именно такую конструкцию имеет генератор ВАЗ-2106. Правда, для защиты от обратного напряжения в некоторых устройствах используют еще по одному полупроводнику на каждую фазу. Но на «шестерках» такие схемы не применяются. Чтобы избавиться от переменной составляющей, необходимо использовать простейший фильтр – конденсатор.

Регулятор напряжения и щеточный узел

Но вся проблема в том, что генератор вырабатывает электричество нестабильно. При 1000 об/мин, например, на выходе будет 12 Вольт. А при 2000 об/мин – все 15 В. И чем больше оборотов, тем выше напряжение. Как же избавиться от этого? Конечно, есть вариант установить стабилизатор напряжения на выходе. Но вот беда – сила тока большая, нагрузка подключена неслабая. Один только аккумулятор тянет много энергии. Приходится использовать более простое решение – стабилизировать напряжение на роторной обмотке. Затем, используя щетки генератора ВАЗ-2106, запитать обмотку.

Если сделать магнитное поле постоянным по величине, то на выходе будет стабильно 12 Вольт. При всем этом нет необходимости использовать мощные устройства, так как потребление роторной обмотки очень маленькое. В цепь питания включена лампа. Находится она на приборной панели, и ее возгорание говорит о том, что генератор перестал работать. Питание обмотки ротора производится при помощи щеток. Они передают ток на два цилиндрических контакта, расположенных на валу. Щетки необходимо иногда осматривать на предмет повреждений и износа.

Диагностирование регулятора

При этом лампа должна гореть – ток проходит, питание роторной обмотки осуществляется в полной мере. При увеличении напряжения источника питания до 15 Вольт должна потухнуть лампа. Это говорит о том, что устройство исправно. Но если же лампочка не горит вообще либо постоянно светится, то налицо поломка. И регулятор обязательно нужно заменить новым.

Обмотки генератора: проверка и конструкция

В статоре имеется обмотка, состоящая из трех равных частей. Каждая вырабатывает одну фазу. Соединение производится по схеме «звезда». Концы всех трех обмоток соединены в общей точке. Начала обмоток соединяются со входом выпрямительного моста. Если в статоре имеется какая-либо неисправность, то наиболее простой выход – это замена генератора ВАЗ-2106 полностью. Ведь установить все новые элементы конструкции и перемотать статор обойдется практически в такую сумму, как и приобрести новый генератор.

Чтобы провести диагностику статорных обмоток, вам потребуется мультиметр. Желательно даже наличие мегомметра. Проверять необходимо наличие короткого замыкания на корпус и сопротивление катушек. Также нужно провести визуальный осмотр: нет ли перегибов провода, не подгорел ли он. Если имеются видимые повреждения, то рекомендуется перемотать обмотку полностью. А вот наличие межвиткового замыкания лучше всего покажет диагностика мегомметром. Только перед применением обязательно ознакомьтесь с правилами безопасности и условиями эксплуатации прибора.

Ротор генератора: диагностика и конструкция

И немного о том, как проверить генератор ВАЗ-2106, а точнее – его подвижную часть. Ротор, устанавливаемый на генераторах отечественных автомобилей, имеет обмотку. Она наматывается без разрывов и отводов. Главное при проведении ее диагностики – это удостовериться в том, нет ли замыкания на корпус, и определить сопротивление обмотки, дабы не было обрывов. По сути, все процедуры можно без труда выполнить простейшим пробником, состоящим из лампы накаливания.

Для этого подаете питание на один контакт, идущий к катушке. Лампу включаете между вторым контактом и источником напряжения. Таким образом проверяется наличие обрыва в катушке. Теперь подаете питание на корпус, а лампу соединяете с любым выводом катушки и источником напряжения. Если лампочка загорается, то обмотка пробивает на массу. Ее необходимо менять.

Заключение

Теперь вы знаете, из каких элементов состоит генератор ВАЗ-2106. Мы рассмотрели принцип его работы. И при проведении ремонта не забудете то, какой элемент за что отвечает. Старайтесь поддерживать генератор в чистоте, чтобы избавиться от утечек тока. Кроме того, попадание воды может вызвать короткое замыкание. Поэтому устанавливайте грязезащитный щиток, который предохранит ваш автомобиль от воздействия влаги.

Статья написана по материалам сайтов: bumper.guru, 7vaz.ru, www.syl.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий