Территориальная схема обращения с отходами

Территориальные схемы обращения с отходами — совокупность графического (схемы, чертежи, планы и иные материалы) и текстового описания системы организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и направлений ее развития на определенный период.

Схема отражает также на период своего действия:

  • финансово-экономические показатели деятельности по обращению с отходами, включая инвестиционные;
  • организационные аспекты взаимодействия участников рынка обращения с отходами.

Схема может предусматривать зонирование территории субъекта РФ для целей оптимизации деятельности по обращению с отходами.

Схема определяет основные (организационные, финансово-экономические, инвестиционные) требования к деятельности регионального оператора.

Схема утверждается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

Сроки разработки территориальных схем обращения с отходами:
Отбор подрядной организации для разработки территориальной схемы — 2 месяца.
Разработка территориальной схемы — не менее 8 месяцев.
Согласование территориальной схемы с подразделениями Росприроднадзора — не менее 1 месяца (порядок будет определен Постановлением Правительства РФ).

Региональный оператор — ключевое лицо в реализации территориальной схемы обращения с отходами.
Основная задача регионального оператора — обеспечение реализации региональной политики в сфере обращения с отходами в зоне своей деятельности. Зона деятельности и задачи регионального оператора определяются территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор — юридическое лицо, обладающее в силу Закона эксклюзивным правом заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Сроки выбора регионального оператора:

  • 2 месяца (при применении процедур 44-фз от 05.04.2013 г.)
  • 6 месяцев (при применении процедур 115-фз от 21.07.2005 г.)

Техническая документация

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ от 29.12.2014 года «Об отходах производства и потребления» в течение 2015 года во всех субъектах РФ должны быть разработаны и с 1 января 2016 года реализованы региональные схемы обращения с отходами.

По смыслу Закона предполагается, что именно региональная схема является правовой основой для всей работы по обращению с отходами на территории субъекта РФ.

На данный момент существует разработанное нашими экспертами техническое задание на подготовку региональной схемы обращения с отходами. Документ определяет этапы разработки схемы.

Контакты

По вопросам сотрудничества и разработки региональных схем обращения с отходами обращаться:

119435, город Москва, улица Малая Пироговская, дом 13, строение 1, БЦ «П13»

Полезная информация

До конца 2016 года необходимо сформировать полную нормативную базу для реализации положений действующего законодательства.

Проект нормативного акта «Об установлении порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Проект нормативного акта «Об утверждении правил коммерческого учета объема или массы твердых коммунальными отходов»

Проект нормативного акта «Об утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами»
В соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами осуществляются сбор, транспортирование, обработка, утилизация (использование), обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяют юридическое лицо или индивидуального предпринимателя статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и заключают с ним соглашение в порядке, определенном правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.

Проект нормативного акта «Об установлении порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами»
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проект нормативного акта «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами»
Строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.

Проект нормативного акта «Об утверждении оснований, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, порядка проведения таких торгов, в том числе случаев, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования»
Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Территориальная схема

Приложение к приказу
Управления Ленинградской области
по организации и контролю
деятельности по обращению с отходами
от 17.11.2016 № 7

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, (далее — Территориальная схема) разработана в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Требованиями к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 года №197, в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Ленинградской области.

2. НАХОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ

2.1. Источники образования отходов на территории Ленинградской области включают источники образования твердых коммунальных отходов и источники образования отходов, не отнесенных к твердым коммунальным отходам.

2.3. Сведения о почтовых адресах и географических координатах источников образования твердых коммунальных отходов на территории Ленинградской области представлены в Приложении 1 к Территориальной схеме, почтовые адреса источников образования отходов, не отнесенных к твердым коммунальным отходам, – в Приложении 2 к Территориальной схеме.

2.4. Нахождение источников образования отходов указано на картах Ленинградской области в Приложении 3 и Приложении 4 к Территориальной схеме.

3. КОЛИЧЕСТВО ОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВ

Систематизированные данные о ежегодном образовании отходов на территории Ленинградской области по источникам образования отходов приведены в Приложении 1 и Приложении 6 к Территориальной схеме.

4. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, УТИЛИЗАЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ

4.1. Для Ленинградской области целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов не установлены.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации», целевыми показателями, характеризующими деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, являются:

а) количество образующихся твердых коммунальных отходов за календарный год в килограммах (тоннах);

б) количество образования твердых коммунальных отходов на душу населения за календарный год в килограммах (тоннах);

в) количество твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение и сжигание (термическое уничтожение), за календарный год в килограммах (тоннах);

г) доля утилизированных (использованных) твердых коммунальных отходов в общем объеме образовавшихся твердых коммунальных отходов за календарный год в процентах;

д) доля твердых коммунальных отходов, используемых для производства тепловой и электрической энергии, к общему объему отходов за календарный год в процентах;

е) другие показатели, устанавливаемые в основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области обращения с отходами.

4.2. Данные о доле утилизированных, обезвреженных отходов на территории Ленинградской области суммарно, в общем объеме отходов, а также о доле отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (процентов) на территории Ленинградской области с разбивкой по видам и классам опасности отходов представлены в Приложении 7 к Территориальной схеме.

5. МЕСТА НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ

5.1. Система сбора, накопления и удаления твердых коммунальных отходов в муниципальных образованиях Ленинградской области в настоящее время определена генеральными схемами очистки соответствующих территорий.

5.2. Данные о нахождении мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Ленинградской области указаны на карте в Приложении 8 к Территориальной схеме.

5.3. Места накопления отходов, не отнесенных к твердым коммунальным отходам, расположены на территориях организаций, осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области, согласно Приложению 4 к Территориальной схеме.

6. ОБЪЕКТЫ ПО ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ

6.1. Перечень с указанием наименований объектов, осуществляющих обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов, расположенных на территории Ленинградской области, и сведения о местах их расположения представлены в Приложении 9 к Территориальной схеме.

6.2. Карты с нанесением объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов представлены в Приложении 10 и Приложении 11 к Территориальной схеме.

6.3. Данные о ежегодном количестве отходов, принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов) представлены в Приложении 12 к Территориальной схеме.

7. БАЛАНС КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАБОТКИ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ

Сведения о соотношении количества образующихся на территории Ленинградской области и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов (по их видам и классам опасности отходов) и о количественных характеристиках их образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи в другие субъекты Российской Федерации для последующих утилизации, обезвреживания, размещения, в том числе о количестве отходов, образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, размещенных на территории Ленинградской области, приведены в Приложении 12 к Территориальной схеме.

8. СХЕМА ПОТОКОВ ОТХОДОВ

8.1 Графическое отображение движения твердых коммунальных отходов от источников образования отходов до используемых для их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения объектов на территории Ленинградской области приведено в Приложении 10 к Территориальной схеме.

8.2. Информация о количестве образующихся отходов, а также отходов поступающих из других субъектов Российской Федерации, представлена в Приложении 12 к Территориальной схеме.

8.3. В зону деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области входят все источники образования твердых коммунальных отходов, места их сбора и накопления.

9. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

При подготовке территориальной схемы и обосновании приведенной в ней информации использованы документы и материалы, в том числе сведения, предоставленные муниципальными образованиями Ленинградской области, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, а также организациями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.

Электронная модель Территориальной схемы размещена здесь

Территориальная схема обращения с отходами Республики Карелия

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 года № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», Законом Республики Карелия от 4 апреля 2016 года № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» Правительство Республики Карелия постановило утвердить территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Карелия.

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в которой предусмотрено поэтапное (с 2019 до 2022 год) закрытие всех существующих свалок, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, с обязательным проведением мероприятий по рекультивации. Одновременно с закрытием устаревших объектов захоронения запланировано строительство 6 современных мусоросортировочных комплексов мощностью от 40 до 200 тысяч тонн твердых коммунальных отходов в год.

Территориальная схема обращения с отходами

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 9 сентября 2016 года N 392-п

Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области

(с изменениями на 17 июня 2019 года)

1. Утвердить Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление и Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области для всеобщего и бесплатного доступа.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Тюменской области, координирующего и контролирующего деятельность Департамента недропользования и экологии Тюменской области.

Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ

Приложение. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области

Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 9 сентября 2016 г. N 392-п

Раздел 1. Общие положения

Глава 1.1. Общие положения

1.1.1. Настоящая Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области (далее также Территориальная схема обращения с отходами, Территориальная схема) разработана в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» и определяет систему организации осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению и захоронению) отходов в Тюменской области, Рекомендациями по порядку согласования территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, разработанными Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

1.1.2. Зоной деятельности регионального оператора является территория Тюменской области, за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

1.1.3. Настоящая территориальная схема действует со дня ее официального опубликования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу — www.admtyumen.ru до 31 декабря 2026 года.

Глава 1.2. Основные понятия, используемые в территориальной схеме обращения с отходами

В Территориальной схеме обращения с отходами используются следующие основные понятия:

1) отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

2) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

3) размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

4) хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

5) захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

6) утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

7) обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

8) объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

9) трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

10) вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

Это интересно:  Схема проводки иж планета 5

11) сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

12) транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

13) накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

14) обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

15) твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

16) объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

17) оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

18) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

19) баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в Тюменской области — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

20) территориальная схема — текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов;

21) источник образования отходов — объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы;

22) схема потоков отходов — графическое отображение движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

23) электронная модель территориальной схемы — информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и (или) отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации.

Глава 1.3. Состав и содержание территориальной схемы обращения с отходами

1.3.1. Территориальная схема обращения с отходами включает в себя разделы, определяющие основные положения Территориальной схемы:

— действующая система обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области;

— развитие системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области до 2027 года;

— характеристики территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области.

1.3.2. Разделы, описывающие действующую систему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области и ее развитие, содержат подразделы, определяющие:

1) обращение с твердыми коммунальными отходами;

2) обращение с отходами производства.

1.3.3. Подразделы, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 1.3.2, содержат следующие главы:

а) нахождение источников образования отходов;

б) количество образующихся отходов;

в) места накопления отходов;

г) объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

д) схема потоков отходов.

1.3.4. Раздел «Характеристики Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области» содержит данные об установленных в Тюменской области целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, данные о целевых показателях на каждый год действия настоящей территориальной схемы, а также данные баланса количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Глава 1.4. Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Тюменской области

Электронная модель Территориальной схемы является информационной системой, включающей в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и (или) отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации.

Электронная модель Территориальной схемы, а также баланс оборота отходов в Тюменской области, должны быть интегрированы с государственной информационной системой учета отходов.

Электронная модель Территориальной схемы должна позволять производить расчеты необходимых потребностей в объектах по обращению с отходами производства и потребления, оптимизировать транспортные потоки движения отходов, в том числе межрегиональные, максимально задействовать имеющиеся мощности по обращению с отходами.

Глава 1.5. Социально-экономическая характеристика Тюменской области за 2015 год

В 2015 году в Тюменской области наблюдался устойчивый рост промышленного производства, достигнуты высокие объемы ввода жилья. Продолжена реализация перспективных инвестиционных проектов. Сохранилась динамика роста численности населения региона.

Индекс промышленного производства по итогам 2015 года составил 109,3% (в среднем по России — 96,6%).

Индекс производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» — 112,3%. Добыто 12 млн тонн нефти (111,9% к уровню 2014 года).

В обрабатывающем секторе рост производства составил 108,8%. Наибольшие темпы роста достигнуты в химическом производстве (137,1%), производстве нефтепродуктов (133,1%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (130%), транспортных средств и оборудования (120,2%), готовых металлических изделий (110,1%), а также в обработке древесины и производстве изделий из дерева (106,4%).

Выпуск дизельного топлива возрос на 64,2%, сжиженных углеводородных газов (пропана и бутана) — на 26,4%, автомобильных аккумуляторов — на 26,7%, фанеры клееной — на 19,2%, древесностружечных плит — на 18,1%, бутылок из цветного стекла для напитков и пищевых продуктов — на 12%, труб и фитингов из полимерных материалов — на 11,1%, сборных металлических конструкций — на 8,3%. Обеспечен прирост производства лекарственных средств (в фактически действовавших ценах) на 58,6%.

В пищевой промышленности выпуск мясных консервов увеличился в 1,9 раза, сыров — на 35,9%, крупы — на 23,5%, кондитерских изделий — на 12,8%, полуфабрикатов мясных замороженных — на 9,5%, охлажденных — на 8,8%, цельномолочной продукции — на 7,2%, пищевой рыбной продукции — на 5%.

В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс производства за 2015 год составил 100,5%. Выработано 10,9 млрд кВт/час электроэнергии, что на 3,7% меньше, чем в предыдущем году. Производство теплоэнергии возросло на 4,6% до 16,5 млн Гкал.

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2015 году составил 72,3 млрд рублей.

Хозяйствами всех категорий произведено 147,7 тыс. тонн мяса, 522,8 тыс. тонн молока, 1409,8 млн штук яиц.

В сельскохозяйственных организациях к началу января 2016 года по сравнению с аналогичной датой предыдущего года увеличилось поголовье овец и коз на 24,5%, свиней — на 6,9%, крупного рогатого скота — на 1,2%.

За 2015 год организациями, осуществляющими строительную деятельность, выполнено работ собственными силами на сумму 115,5 млрд рублей.

В 2015 году оборот розничной торговли составил 326,6 млрд рублей (91,3% к предыдущему году в сопоставимых ценах). В расчете на душу населения реализовано товаров на сумму 230,1 тыс. рублей.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий — 47,2%, непродовольственных товаров — 52,8%.

Населению области предоставлено платных услуг на сумму 73,9 млрд рублей (89,3% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах), в расчете на душу населения — 52 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в структуре платных услуг занимали услуги связи (19,9%), коммунальные (16%), транспортные (13,7%), системы образования (10,9%) и бытовые услуги (10,6%).

Численность населения региона на 1 декабря 2015 года, по предварительным данным Тюменьстата, составила 1452,8 тыс. человек, увеличившись с начала года на 23,6 тыс. человек.

Глава 1.6. Общие принципы обращения с отходами в Тюменской области

Территориальная схема разработана с учетом основных приоритетов государственной политики в области обращения с отходами, закрепленными в следующих документах:

1. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012).

Глава 1.7. Внесение изменений в Территориальную схему обращения с отходами

2. Подготовка проекта постановления о внесении изменений в Территориальную схему осуществляется исполнительным органом государственной власти Тюменской области, осуществляющим функции в сфере обращения с отходами.

Раздел 2. Действующая система обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области

Подраздел 2.1. Обращение с твердыми коммунальными отходами

Глава 2.1.1. Основные принципы системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области

В соответствии с документами, указанными в Главе 1.6 настоящего документа, в Тюменской области начат переход на новый порядок обращения с отходами производства и потребления, исключающий захоронение на полигонах несортированных отходов. В настоящее время в Тюменской области реализуется принятая в соответствии с Комплексной стратегией Концепция по обращению с отходами, которая является комплексом мер, обеспечивающим переход на передовой порядок обращения с отходами производства и потребления, исключающий захоронение на полигонах несортированных отходов.

Реализация Комплексной стратегии осуществляется путем оптимизации логистики и развития инфраструктуры данной сферы. В данном случае наиболее приемлемым вариантом является развитие инфраструктуры транспортно-логистических объектов для предварительной подготовки ТКО к конечному удалению, включающих обустроенные площадки для накопления ТКО, станции перегрузки ТКО, сокращающие расстояние транспортирования, а, следовательно, способных сократить транспортные расходы предприятий, осуществляющих транспортировку отходов.

Залогом обеспечения эффективности системы сбора, транспортирования и утилизации отходов является построение этой системы на основе выверенной логистики.

В связи с этим Тюменская область разделена на три сектора, каждый из которых будет иметь замкнутый цикл системы обращения с отходами, т.е. системы, при которой в пределах одного сектора будет создана вся необходимая двухуровневая инфраструктура по организации сбора, транспортировки и обработки твердых коммунальных отходов.

Первый уровень данной системы реализуется в территориальных границах муниципальных районов и городских округов и связан с организацией на их территориях сбора и транспортирование всех твердых коммунальных отходов. Набор инструментов для решения данной задачи может различаться в районах с учетом местной специфики.

Второй уровень данной системы связан с движением отходов с территории муниципальных образований на межмуниципальные мусоросортировочные заводы.

Утилизация твердых коммунальных отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, будет осуществляться на действующих в Тюменской области предприятиях или транспортироваться на специализированные предприятия за пределами области.

В целях создания системы по обращению с твердыми коммунальными отходами 19 сентября 2014 года Департаментом недропользования и экологии Тюменской области после проведения необходимых конкурсных процедур было заключено Концессионное соглашения, в соответствии с которым Концессионером создаются 3 межмуниципальных мусоросортировочных завода в г. Тюмени, г. Тобольске, г. Ишиме, а также 1 мусороперегрузочная станция в г. Ялуторовске.

Глава 2.1.2. Источники образования твердых коммунальных отходов и их местонахождение

Источниками образования твердых коммунальных отходов являются территории (части территорий) поселений, на которых образуются твердые коммунальные отходы, то есть отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Многоквартирные дома, садовые, дачные и огороднические партнерства, коттеджные поселки, группы жилых домов, здания и помещения входят в состав источников образования твердых коммунальных отходов (населенных пунктов), на территории (части территории) которых они находятся и являются их неотъемлемой частью.

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Источниками образования твердых коммунальных отходов в Тюменской области являются:

Перечень источников образования твердых коммунальных отходов действующей системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области, исключая источники и данные по твердым коммунальным отходам, образующимся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами дифференцированный по городским округам, населенным пунктам, входящим в состав сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, определен приложением 1.

Глава 2.1.3. Количество образующихся твердых коммунальных отходов в Тюменской области

Основными видами твердых коммунальных отходов, образующихся в Тюменской области, являются:

Расчет массы образующихся твердых коммунальных отходов произведен исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, установленного распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.01.2019 N 08/01-21.

Количество образованных населением Тюменской области в жилых помещениях твердых коммунальных отходов, систематизированных по источникам образования отходов (населенные пункты) приведено в приложении 1.

Таблица 1. Исключена

Учитывая то, что к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами настоящей Территориальной схемой учтены данные твердые коммунальные отходы, количество образования которых по видам и классам опасности, а также с разбивкой по источникам образования приведено в приложении 2.

Такими твердыми коммунальными отходами являются:

Накопление и транспортирование ртутьсодержащих отходов из жилищ осуществляют специализированные организации. Обезвреживание и утилизация части этих отходов осуществляется за пределами Тюменской области. Лампы вывозятся по договорам на спецпредприятия в Екатеринбург, Курган, Каменск-Уральский, Челябинск. В Тюменской области обезвреживанием и утилизацией отработанных ртутных ламп занимается ООО «НОВ-Экология», ИП Захаров В.В. и ИП Кудымов А.Ю.

Глава 2.1.4. Места накопления твердых коммунальных отходов в Тюменской области

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего транспортирования, утилизации, обезвреживания, размещения.

Способы накопления отходов:

1. Закрытые площадки накопления отходов;

2. Открытые площадки накопления отходов;

3. Технологические емкости и резервуары.

Временное складирование отходов в специально отведенных местах необходимо осуществлять в соответствии с экологическими, санитарно-эпидемиологическими, гигиеническими, пожарными требованиями и нормативами.

В настоящее время практически все 100% твердых коммунальных отходов размещаются на полигонах. Использование санкционированных и несанкционированных свалок ТКО для размещения запрещено.

Санкционированные площадки складирования отходов — это места складирования отходов (свалки), на которые имеются какие-либо документы, подтверждающие предоставление, либо отвод органами местного самоуправления земельного участка под размещение объекта (акт выбора земельного участка, распоряжение об отводе земельного участка, о предварительном согласовании земельного участка, об утверждении границ и т.д.).

Несанкционированные площадки складирования отходов — площадки, используемые, но не предназначенные для складирования отходов, т.е., не отведенные в установленном порядке под места складирования отходов актом выбора земельного участка, распоряжением или постановлением местной администрации, не являющиеся собственностью предприятия, эксплуатирующего свалку.

Перечень мест накопления отходов (свалок) в Тюменской области с указанием местоположения с привязкой к источнику образования твердых коммунальных отходов (населенный пункт), количество накопленных отходов приведено в приложении 3.

Мероприятия по ликвидации и рекультивации санкционированных и не санкционированных свалок с указанием сроков и ответственных за их ликвидацию предусмотрены в Региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области, до 2027 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 10.07.2018 N 855-рп.

Это интересно:  Круговорот углерода в природе схема

Все санкционированные и не санкционированные свалки подлежат ликвидации или рекультивации за исключением тех, которые будут приведены в нормативное состояние в соответствии с приложением 9.

Глава 2.1.4. Места накопления твердых коммунальных отходов в Тюменской области

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего транспортирования, утилизации, обезвреживания, размещения.

Способы накопления отходов:

1. Закрытые площадки накопления отходов;

2. Открытые площадки накопления отходов;

3. Технологические емкости и резервуары.

Временное складирование отходов в специально отведенных местах необходимо осуществлять в соответствии с экологическими, санитарно-эпидемиологическими, гигиеническими, пожарными требованиями и нормативами.

В настоящее время практически все 100% твердых коммунальных отходов размещаются на полигонах. Использование санкционированных и несанкционированных свалок ТКО для размещения запрещено.

Санкционированные площадки складирования отходов — это места складирования отходов (свалки), на которые имеются какие-либо документы, подтверждающие предоставление, либо отвод органами местного самоуправления земельного участка под их размещение (акт выбора земельного участка, распоряжение об отводе земельного участка, о предварительном согласовании земельного участка, об утверждении границ и т.д.).

Несанкционированные площадки складирования отходов — площадки, используемые, но не предназначенные для складирования отходов, т.е., не отведенные в установленном порядке под места складирования отходов актом выбора земельного участка, распоряжением или постановлением местной администрации, не являющиеся собственностью предприятия, эксплуатирующего свалку.

Перечень мест накопления отходов (свалок) в Тюменской области с указанием местоположения с привязкой к источнику образования твердых коммунальных отходов (населенный пункт), количество накопленных отходов приведено в приложении 3.

Мероприятия по ликвидации и рекультивации санкционированных и не санкционированных свалок с указанием сроков и ответственных за их ликвидацию предусмотрены в Региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области до 2027 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 10.07.2018 N 855-рп.

Все санкционированные и не санкционированные свалки подлежат ликвидации или рекультивации за исключением тех, которые будут приведены в нормативное состояние в соответствии с приложением 9.

Глава 2.1.5. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов в Тюменской области

Размещение отходов в Тюменской области осуществляется на объектах размещения твердых коммунальных отходов и объектах хранения и захоронения промышленных отходов. На территории области существует 22 полигона для размещения ТКО в Бердюжском, Вагайском, Викуловском, Ишимском, Исетском, Казанском, Сладковском, Сорокинском, Уватском, Упоровском, Тюменском, Юргинском, Ялуторовском муниципальных районах, а также в Заводоуковском и Голышмановском городских округах и в городах Тюмень, Тобольск, Ялуторовск. Все вышеперечисленные полигоны внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов. Информация по предприятиям, осуществляющим захоронение ТКО на территории Тюменской области, представлена в приложении 4.

Глава 2.1.6. Схема потоков твердых коммунальных отходов в Тюменской области

Существующая модель обращения с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области (далее также Существующая модель) представляет собой следующую систему накопления, сбора, транспортирования и размещения твердых коммунальных отходов:

1) первичное накопление (временное хранение) твердых коммунальных отходов в местах временного хранения (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, указанных в приложениях 5.1 и 5.2 в целях их дальнейшего транспортирования и размещения;

2) транспортирование твердых коммунальных отходов из мест накопления на объекты размещения отходов, внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов, в целях их дальнейшего размещения;

3) размещение твердых коммунальных отходов на объектах размещения отходов, внесенных в Государственных реестр объектов размещения отходов.

Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обращению с отходами I — IV классов опасности. Исчерпывающий перечень мест первичного накопления (временного хранения) — контейнеров и контейнерных площадок с указанием типов контейнеров, адресов местонахождения и т.д. приведен в приложении 5.2.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, направляют их на конкретные объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов в зависимости от местонахождения источника образования твердых коммунальных отходов (территории (части территорий) поселений).

Указание конкретного объекта по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов для конкретного источника образования твердых коммунальных отходов (территории (части территорий) поселений) приведено в приложении 6.

Подраздел 2.2. Отходы производства

Глава 2.2.1. Источники образования отходов производства и их местонахождение

Наименования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объекты осуществления хозяйственной и иной деятельности которых являются источниками образования отходов, а также сведения о почтовых адресах данных объектов, приведены в приложении 2.

Около 95% отходов производства образуются от деятельности 50 крупнейших предприятий. При этом 31 предприятие осуществляет сельскохозяйственную деятельность (животноводство, разведение сельскохозяйственной птицы, выращивание зерновых и зернобобовых культур, выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина и т.д.). Отходы, образующиеся от деятельности данных предприятий (навоз, помет и т.д.), используются самими предприятиями с целью получения продукции, путем внесения их на поля для удобрения.

Остальные предприятия являются промышленными производствами и специализируются на металлообработке, производстве строительных материалов, добыче полезных ископаемых и т.д. Большинство отходов производства данных предприятий также вторично используются для получения продукции.

Глава 2.2.2. Количество образующихся отходов производства в Тюменской области

Данные об образовании отходов производства по видам и классам опасности с разбивкой по источникам образования приведены в приложении 2.

Производственные отходы I класса опасности

В области образуются следующие отходы I-го класса опасности: осветительные и иные приборы, содержащие ртуть отработанные, цианиды, окислы хрома, меди, никеля, хлорорганические соединения, гальванические шламы, лампы (накаливания, люминесцентные, электронные и др.), стекло с нанесенным люминофором, провода изолированные, электрические проводники, ртутные вентили (отработанные и брак); отходы фармацевтической продукции, ее производства и приготовления. Указанные отходы хранятся на территориях предприятий (на промплощадках, в складах, в шламонакопителях), передаются другим предприятиям для утилизации.

Производственные отходы II класса опасности

В области образуются следующие отходы второго класса опасности: отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств; аккумуляторы свинцовые отработанные, неповрежденные с неслитым электролитом; аккумуляторы свинцовые, отработанные и брак; гальванические шламы; кислота аккумуляторная серная, отработанная; лом и отходы, содержащие свинец; пыль свинца незагрязненная.

Производственные отходы III класса опасности

К образующимся в Тюменской области отходам III класса опасности относятся масла отработанные, нефтешламы, фильтры масляные и отходы сложного, комбинированного содержания (лаки, краски, растворители, эмали, шламы от моечных машин, шлам после нейтрализации гальванического производства), медь, никель, цинк, свинец.

Производственные отходы IV класса опасности.

В Тюменской области по данным Кадастра образуются следующие промышленные отходы IV класса: отходы резины, включая старые шины, коммунальные отходы, строительные отходы, обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) и т.п.

Производственные отходы V класса опасности

К отходам V класса опасности относятся такие важные вторичные ресурсы, как отходы производства бумаги и бумажных изделий (срыв бумаги и картона, отходы бумаги и картона от резки и штамповки), отходы обработки древесины и производства изделий из дерева (горбыль и рейка из натуральной древесины, щепа, обрезь, опилки и стружка натуральной древесины), отходы производства стекла и изделий из стекла (бой стекла, отходы стекловолокна).

Глава 2.2.3. Места накопления отходов производства в Тюменской области

— на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;

— на приемных пунктах сбора вторичного сырья;

— на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов;

— на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Адреса местонахождения производственных площадок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приведены в приложении 2.

Глава 2.2.4. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства в Тюменской области

Объектами размещения (хранения и захоронения) промышленных отходов в Тюменской области являются два полигона ТБО и ПО, площадка размещения ТБО и ПО ООО «РН-Уватнефтегаз», расположенные на Урненском, Кальчинском и Тямкинском нефтяных месторождениях и полигоном ПО 000 «Тобольск-Нефтехим», расположенном в г. Тобольске. На данных объектах осуществляется размещение отходов III — V класса опасности, образующихся от деятельности данных предприятий. Сведения по данным объектам размещения отходов производства представлены в приложении 7.

Сведения о расположенных в Тюменской области объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с указанием их адресов и (или) географических координат местонахождения, данные о ежегодном количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов приведены в приложении 7.

Глава 2.2.5. Схема потоков отходов производства в Тюменской области

Образующиеся отходы производства накапливаются на производственных площадках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (приложение 2).

Остальные отходы производства размещаются на полигонах ТБО или передаются на обезвреживание специализированным предприятиям (приложение 7).

Раздел 3. Развитие системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области до 2027 года

Подраздел 3.1. Развитие системы обращения с твердыми коммунальными отходами

Глава 3.1.1. Основные принципы и направления развития системы обращения с твердыми коммунальными отходами

Развитие сферы обращения с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области представляет собой переход на следующую систему обращения с твердыми коммунальными отходами:

1) первичное накопление (временное хранение) несортированных твердых коммунальных отходов в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, указанных в разделе в целях их дальнейшего транспортирования и размещения;

2) накопление твердых коммунальных отходов в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего транспортирования, обработки, утилизации и размещения;

3) транспортирование твердых коммунальных отходов из мест накопления на объекты обработки твердых коммунальных отходов для извлечения полезных компонентов, подлежащих утилизации, захоронение которых запрещается (межмуниципальные мусоросортировочные заводы);

4) обработка твердых коммунальных отходов на объектах обработки, то есть предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. На данной стадии допускается также частичная утилизация твердых коммунальных отходов в части извлечения полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

5) транспортирование полезных компонентов, подлежащих утилизации, на объекты утилизации отходов;

6) утилизация твердых коммунальных отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация);

7) транспортирование после стадии обработки твердых коммунальных отходов, не содержащих полезные компоненты, на объект размещения отходов (полигон ТБО);

8) размещение твердых коммунальных отходов, не содержащих полезные компоненты, исключительно на объектах размещения отходов, внесенных в государственных реестр объектов размещения отходов (полигон ТБО).

В результате реализации Концепции по обращению с отходами, которая позволит включить в создаваемую систему коммунальной инфраструктуры уже существующую инфраструктуру по сбору, накоплению, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов, а также Концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры — объектов, используемых для обработки и размещения (захоронения) твердых коммунальных отходов в Тюменской области, заключенного 19 сентября 2014 года, будет организована деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами во всей Тюменской области.

Раздельное накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Глава 3.1.2. Источники образования твердых коммунальных отходов

Учитывая, что источниками образования твердых коммунальных отходов являются территории (части территорий) поселений, а также общую тенденцию по уменьшению количества сельских населенных пунктов, планируется, что на протяжении всего периода действия территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Тюменской области количество таких источников образования твердых коммунальных отходов будет уменьшаться.

Глава 3.1.3. Прогноз количества образующихся твердых коммунальных отходов в Тюменской области

Основными видами твердых коммунальных отходов, образующихся в Тюменской области, являются:

Количество видов и состав твердых коммунальных отходов, образующихся в Тюменской области, на протяжении всего периода действия Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе в твердыми коммунальными не изменится.

Расчет массы образующихся твердых коммунальных отходов произведен исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, установленного распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.01.2019 N 08/01-21.

Данные по прогнозируемому количеству образующихся твердых коммунальных отходов в Тюменской области в разрезе муниципальных районов и городских округов по годам всего срока действия Территориальной схемы приведены в приложении 8.

Глава 3.1.4. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов в Тюменской области. — Исключена
Глава 3.1.5. Места накопления твердых коммунальных отходов в Тюменской области

В соответствии с территориальным размещением мусоросортировочных заводов, указанных в разделе 5, территория Тюменской области делится на аналогичное количество групп районов — кластеров, в которых будет налажена система по накоплению, транспортировке, сбору, обработке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов. Для направления всех твердых коммунальных отходов, образующихся на территории кластера, на соответствующий мусоросортировочный завод будет создана эффективная система сбора и транспортирования отходов.

Для создания эффективной системы сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов будут созданы различные объекты сбора отходов для их последующей транспортировки на мусоросортировочные заводы с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения. Такая система сбора и транспортировки оптимизирует и удешевит процесс транспортировки отходов. Отходы из районов, удаленных от мусоросортировочных заводов, в начале будут поступать на данные объекты для их временного накопления и прессования с целью уменьшения объема. Затем отходы, по мере накопления будут транспортироваться специализированным транспортом большой грузоподъемности на заводы.

В зависимости от удаленности территории, с которой будут собираться и транспортироваться отходы, от соответствующего мусоросортировочного завода выделяется несколько типов объектов сбора отходов, а территории в соответствии с типом объекта накопления присваивается соответствующий уровень. В зависимости от удаленности, типа объекта накопления или сбора отходов и механизма сбора и транспортировки отходов выделяются следующие уровни территорий:

Зона накопления и транспортирования первого уровня.

Объединяет в себя административные части городов, населенные пункты, сельские поселения и характеризуется организацией накопления и транспортирования ТКО посредством организации контейнерных площадок и транспортирования ТКО мусоровозами. ТКО, накопленные на территории первого уровня, транспортируются на места накопления, оборудованные пресс-компакторами (второй уровень), мусороперегрузочными стациями (третий уровень) или непосредственно на мусоросортировочный завод.

Зона сбора и транспортирования второго уровня.

Объединяет в себя населенные пункты, сельские поселения и характеризуется организацией сбора и транспортирования ТКО посредством организации контейнерных площадок с последующей их транспортировкой мусоровозами на места накопления ТКО, оборудованные пресс-компакторами. ТКО, собранные с территории второго уровня, транспортируются на площадки временного накопления, оборудованные мусороперегрузочными стациями (третий уровень), или непосредственно на мусоросортировочный завод.

Зона сбора и транспортирования третьего уровня.

Объединяет в себя населенные пункты, сельские поселения и характеризуется организацией сбора и транспортирования ТКО посредством организации контейнерных площадок с последующей их транспортировкой мусоровозами на площадки временного накопления ТКО, оборудованные мусороперегрузочными станциями. ТКО, собранные с территории третьего уровня транспортируются на мусоросортировочный завод.

Создание объектов накопления твердых коммунальных отходов запланировано путем реконструкции действующих полигонов ТБО или путем приведения в нормативное состояние санкционированных мест размещения отходов (свалок) на протяжении всего срока действия Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе в твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области.

Таблица 5. Исключена

График создания новых объектов накопления твердых коммунальных отходов приведен в приложении 9.

Глава 3.1.6. Схема потоков твердых коммунальных отходов в Тюменской области

Система временного хранения твердых коммунальных отходов в контейнерах на контейнерных площадках не изменится. Планируется модернизация контейнерного парка за счет приобретения новых контейнеров с последующим их оборудованием электронными системами учета количества собираемых твердых коммунальных отходов.

Транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляется региональным оператором, а также операторами, осуществляющими транспортирование ТКО (в случае их привлечения), в соответствии с действующим законодательством.

Схема потоков твердых коммунальных отходов в Тюменской области на всем протяжении действия Территориальной схемы, в зависимости от создания новых объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещения, будет меняться в соответствии с графиком создания новых объектов накопления твердых коммунальных отходов, приведенном в приложении 9. Поэтапное изменение структуры потоков твердых коммунальных отходов в Тюменской области отражает поэтапное закрепление принципа по запрету захоронения несортированных твердых коммунальных отходов, путем направления всех отходов на мусоросортировочные заводы в г. Тюмени, г. Тобольске и г. Ишиме.

Это интересно:  Схема подключения сигнализации старлайн а91 с автозапуском

Описание схем потоков твердых коммунальных отходов Тюменской области по годам на весь срок действия Территориальной схемы после 2017 года.

I. Схема потоков твердых коммунальных отходов Тюменской области в 2018 году.

Потоки твердых коммунальных отходов в 2018 году указаны в приложении 10.

II. Схема потоков твердых коммунальных отходов Тюменской области в 2019 году.

Потоки твердых коммунальных отходов в 2019 году указаны в приложении 11.

III. Схема потоков твердых коммунальных отходов Тюменской области в 2020 году.

Потоки твердых коммунальных отходов в 2020 году указаны в приложении 12.

IV. Схема потоков твердых коммунальных отходов Тюменской области в 2021 году.

Потоки твердых коммунальных отходов в 2021 году указаны в приложении 13.

V. Схема потоков твердых коммунальных отходов Тюменской области в 2022 году.

Потоки твердых коммунальных отходов в 2022 году указаны в приложении 14.

VI. Схема потоков твердых коммунальных отходов Тюменской области в 2023 году.

Потоки твердых коммунальных отходов в 2023 году указаны в приложении 15.

VII. Схема потоков твердых коммунальных отходов Тюменской области в 2024 году.

Потоки твердых коммунальных отходов в 2024 году указаны в приложении 16.

VIII. Схема потоков твердых коммунальных отходов Тюменской области в 2025 году.

Потоки твердых коммунальных отходов в 2025 году указаны в приложении 17.

IX. Схема потоков твердых коммунальных отходов Тюменской области в 2026 году.

Потоки твердых коммунальных отходов в 2026 году указаны в приложении 18.

X. Схема потоков твердых коммунальных отходов Тюменской области в 2027 году.

Потоки твердых коммунальных отходов в 2027 году указаны в приложении 19.

Подраздел 3.2. Развитие системы обращения с отходами производства

Глава 3.2.1. Источники образования отходов производства

Планируется, что 50 предприятий, являющихся крупнейшими производителями отходов производства на протяжении всего периода действия Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Тюменской области будут осуществлять свою хозяйственную деятельность с увеличением объемов производства. Изменения количества остальных юридических лиц и индивидуальных лиц незначительно скажутся на балансе количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства.

Глава 3.2.2. Прогнозирование количества образующихся отходов производства в Тюменской области

Планируется, что за весь период действия Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Тюменской области образование отходов производства будет расти. Наиболее значительный рост образования отходов прогнозируется в период с 2016 по 2020 годы ввиду наращивания собственного производства, направленного на импортозамещение, и ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей. Рост образования отходов в период с 2021 по 2026 годы запланирован на уровне, коррелирующем с ростом населения Тюменской области. Планирование динамики уровня промышленного производства и соответственно динамики образования отходов производства в период с 2021 по 2026 годы не представляется возможным.

Глава 3.2.3. Места накопления отходов производства в Тюменской области

При проектировании объектов накопления твердых коммунальных отходов (приложение 9) будет предусмотрена организация мест накопления отходов производства. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых будут образовываться отходы производства, которые не будут утилизироваться, обезвреживаться самими предприятиями, будут направляться на соответствующие объекты накопления.

Глава 3.2.4. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства в Тюменской области

Создание данного комплекса позволит закрыть потребности Тюменской области в обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства, которые ранее не были включены в данный процесс и размещались на полигонах ТБО, на весь срок действия Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Тюменской области.

Глава 3.2.5. Схема потоков отходов производства в Тюменской области

Отходы производства будут накапливаться на производственных площадках предприятий или на объектах накопления отходов по мере их создания в соответствии с графиком (приложение 9).

Отходы, накопленные на объектах накопления отходов (приложение 9) будут направляться на производственный комплекс по переработке промышленных и медицинских отходов мощностью в г. Тюмени, 9 км Велижанского тракта для обработки, утилизации, обезвреживании.

Отходы производства, накопленные на производственных площадках предприятий будут обрабатываться, утилизироваться или обезвреживаться самими предприятиями в случае наличия таких возможностей или будут передаваться специализированным предприятиям (приложение 7) для обработки, утилизации или обезвреживания.

Раздел 4. Характеристики территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области

Глава 4.1. Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов

Государственной программой Тюменской области «Основные направления недропользования и охраны окружающей среды» до 2020 года в Тюменской области установлено три целевых показателя по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов:

1. Доля всех утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов.

2. Доля утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I — IV класса опасности.

3. Доля ликвидированных (рекультивированных) свалок к общему количеству свалок, выявленных на 01.01.2017, %.

Показатель Доля всех утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов рассчитывается по следующему алгоритму:

Д — доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов (%);

К (использ., обезвр.) — количество использованных, обезвреженных и переданных для использования и обезвреживания отходов производства и потребления (тыс. т);

К (образ) — количество отходов производства и потребления, образовавшихся от деятельности предприятий и организаций и от жизнедеятельности населения (тыс. т).

Показатель доля утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I — IV класса опасности рассчитывается по следующему алгоритму:

Д (I — V кл.) — доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I — IV класса опасности (%);

К (использ., обезвр.) (I — V кл.) — количество использованных и обезвреженных и переданных для использования и обезвреживания отходов производства и потребления I — IV класса опасности (тыс. т);

К (образ.) (I — V кл.) — количество отходов производства и потребления I — IV класса опасности, образующихся от деятельности предприятий и организаций и от жизнедеятельности населения (тыс. т).

Показатель доля ликвидированных (рекультивированных) свалок к общему количеству свалок, выявленных на 01.01.2017 рассчитывается по следующему алгоритму:

ДЛС = (КЛС) / ОКС) x 100, где:

ДЛС — доля ликвидированных (рекультивированных) свалок к общему количеству свалок, выявленных на 01.01.2017 (%);

КЛС — количество ликвидированных (рекультивированных) свалок с 01.01.2017 (нарастающим итогом) (шт.);

ОКС — количество свалок, выявленных на 01.01.2017, подлежащих ликвидации (рекультивации) (шт.).

Информация о достигнутых значениях вышеуказанных целевых показателей по состоянию на начало 2016 года и планируемых значениях приведена в приложении 20.

Планируется, что образование отходов всех классов опасности за весь период действия Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Тюменской области будет расти, что связано с ростом населения Тюменской области и положительной динамикой промышленного производства.

Рост количества утилизируемых и обезвреживаемых отходов и их доли в общей массе образующихся отходов связан с переходом в Тюменской области на новый принцип обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, позволяющий постепенно исключить захоронение несортированных отходов на полигонах ТБО. Так, самый значительный рост количества утилизируемых и обезвреживаемых отходов и их доли в общей массе образующихся отходов в период с 2018 по 2020 годы связан с вводом в эксплуатацию в 2017 году трех мусоросортировочных заводов в г. Тюмени, г. Тобольске и г. Ишиме, создаваемых в рамках Концессионного соглашения в отношении создания коммунальной инфраструктуры в Тюменской области, и выходом их на полную мощность в данном периоде. Также, а рамках реализации инвестиционного проекта ООО «НОВ-Экология» до 2020 года запланировано строительство и ввод в эксплуатацию промышленного комплекса по переработке промышленных и медицинских отходов.

Рост количества утилизируемых и обезвреживаемых отходов и их доли в общей массе образующихся отходов в период с 2020 по 2026 годы связан с поэтапным созданием объектов накопления твердых коммунальных отходов (приложение 9), которые позволят направлять твердые коммунальные отходы из удаленных населенных пунктов на мусороперерабатывающие заводы для обработки.

Информация о доле утилизированных, обезвреженных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (процентов), суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов, а также информация о доле отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (процентов), с разбивкой по видам и классам опасности отходов приведена в приложении 21.

В соответствии с «Правилами определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 424, к показателям эффективности таких объектов относятся:

1. Показатели эффективности объектов, используемых для захоронения твердых коммунальных отходов:

а) доля проб подземных вод, почвы и воздуха, отобранных по результатам производственного экологического контроля, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме таких проб;

б) количество возгораний твердых коммунальных отходов в расчете на единицу площади объекта, используемого для захоронения твердых коммунальных отходов.

2. Показатель эффективности объектов, используемых для обработки твердых коммунальных отходов, является доля твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию, в массе твердых коммунальных отходов, принятых на обработку.

3. Показатели эффективности объектов, используемых для обезвреживания твердых коммунальных отходов, относятся:

а) показатель снижения класса опасности твердых коммунальных отходов;

б) количество выработанной и отпущенной в сеть тепловой и электрической энергии, топлива, полученного из твердых коммунальных отходов, в расчете на 1 тонну твердых коммунальных отходов, поступивших на объект, используемый для обезвреживания твердых коммунальных отходов;

в) доля проб подземных вод, почвы и воздуха, отобранных по результатам производственного экологического контроля, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме таких проб.

1. Показатели эффективности объектов, используемых для захоронения твердых коммунальных отходов.

В Тюменской области используется 21 полигон ТБО для захоронения твердых коммунальных отходов. В соответствии с графиком создания новых объектов накопления твердых коммунальных отходов, приведенным в приложении 9, количество используемых полигонов ТБО будет уменьшаться за счет их реконструкции в объекты накопления твердых коммунальных отходов или вывода из эксплуатации ввиду отсутствия потребности в их дальнейшем использовании. По состоянию на начало 2027 года в Тюменской области должны будут эксплуатироваться только 3 полигона ТБО, на которых будут захораниваться твердые коммунальные отходы, после их обработки на мусороперерабатывающих заводах в г. Тюмени, г. Тобольске и г. Ишиме. Данные полигоны ТБО находятся в вышеуказанных городах.

Данные показателя эффективности полигонов ТБО, используемых для захоронения твердых коммунальных отходов в Тюменской области, «Доля проб подземных вод, почвы и воздуха, отобранных по результатам производственного экологического контроля, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме таких проб» на весь период действия Территориальной схемы приведены в приложении 22.

Данные показателя эффективности полигонов ТБО, используемых для захоронения твердых коммунальных отходов в Тюменской области, «Количество возгораний твердых коммунальных отходов в расчете на единицу площади объекта, используемого для захоронения твердых коммунальных отходов» на весь период действия Территориальной схемы приведены в приложении 23.

2. Показатель эффективности объектов, используемых для обработки твердых коммунальных отходов.

Объектами по обработки твердых коммунальных отходов Тюменской области являются три мусоросортировочных завода, создаваемых в рамках Концессионного соглашения в отношении создания коммунальной инфраструктуры. В соответствии с условиями Концессионного соглашения минимальная доля извлекаемых твердых коммунальных отходов из общей массы поступающих отходов на мусоросортировочные заводы для последующей утилизации составляет 41%.

Данные показателя эффективности объектов, используемых для обработки твердых коммунальных отходов в Тюменской области, «Доля твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию, в массе твердых коммунальных отходов, принятых на обработку» на весь период действия Территориальной схемы приведены в приложении 24.

3. Показатели эффективности объектов, используемых для обезвреживания твердых коммунальных отходов.

Настоящей Территориальной схемой создание и эксплуатация объектов, используемых для обезвреживания твердых коммунальных отходов до 2027 года не предусмотрена. Показатели эффективности объектов, используемых для обезвреживания твердых коммунальных отходов, в связи с этим не устанавливаются.

Глава 4.2. Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения

Сведения о соотношении количества образующихся на территории субъекта Российской Федерации и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов (по их видам и классам опасности отходов) и количественных характеристик их образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи в другие субъекты Российской Федерации для последующих утилизации, обезвреживания, размещения, в том числе:

а) о количестве отходов, образовавшихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) о количестве отходов, обработанных на территории субъекта Российской Федерации;

в) о количестве отходов, утилизированных на территории субъекта Российской Федерации;

г) о количестве отходов, обезвреженных на территории субъекта Российской Федерации;

д) о количестве отходов, размещенных на территории субъекта Российской Федерации;

е) о количестве отходов, переданных в другие субъекты Российской Федерации для последующих утилизации, обезвреживания, размещения;

ж) о количестве отходов, поступивших из других субъектов Российской Федерации для последующих утилизации, обезвреживания, размещения, приведены в приложении 21.

Раздел 5. Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов

(введен постановлением Правительства Тюменской области

В соответствии с Концессионным соглашением в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры — объектов, используемых для обработки и размещения (захоронения) твердых коммунальных отходов, в Тюменской области будет построено и введено в эксплуатацию три объекта обработки твердых коммунальных отходов: мусоросортировочные заводы в г. Тюмени, г. Тобольске, Ишимском муниципальном районе. Сведения по мусоросортировочным заводам в г. Тюмени, г. Тобольске, Ишимском муниципальном районе, их технические характеристики приведены в Таблице 4.

Таблица 4

Наименование муниципального образования

Наименование объекта накопления отходов

Место нахождения (с привязкой к населенному пункту)

Предполагаемые сроки строительства

г. Тюмень, 9-й км Велижанского тракта, городской полигон ТБО

N 57°14’47» E065°43’29»

Проектная мощность 350 тыс. тонн в год

г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1, полигон ТБО

N 58°11’55» E068°24’27»

Проектная мощность 40 тыс. тонн в год

Ишимский муниципальный район

Ишимский район, 4 км Бердюжского тракта, полигон ТБО г. Ишима

N 56°06’18,7″ E069°19’08,9″

Проектная мощность 25 тыс. тонн в год

Кроме того, до конца 2019 года в рамках реализации Концессионного соглашения в отношении создания коммунальной инфраструктуры на территории г. Ялуторовска запланировано создание мусороперегрузочной станции мощностью не менее 25 тыс. тонн ТКО в год, информация о которой приведена в таблице 5.

Таблица 5

Место нахождения (с привязкой к населенному пункту)

Наименование объекта накопления отходов

Предполагаемый срок создания

г. Ялуторовск, 1380 м на северо-запад от перекрестка автодороги Тюмень — Ишим — Омск и а/д Ялуторовск — Ярково, полигон ТБО г. Ялуторовска

N 56°39’12» E066°13’43»

Строительство новых объектов утилизации, обезвреживания, размещения (захоронения) твердых коммунальных отходов (полигонов ТБО) на срок действия настоящей Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Тюменской области за счет средств областного бюджета не планируется.

Раздел 6. Оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов

(введен постановлением Правительства Тюменской области

Объем соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, вывод из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, необходимых для развития отрасли обращения с отходами в Тюменской области приведен в Приложении 25.

Раздел 7. Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами

(введен постановлением Правительства Тюменской области

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области, приведены в Приложении 26.

Приложение 1. Источники образования твердых коммунальных отходов (территории (части территорий) поселений

Количество образованных населением Тюменской области в жилых помещениях твердых коммунальных отходов

N п/п сельского поселения

Наименование муниципального образования

N п/п населенного пункта

Наименование населенного пункта

Общая численность населения на начало 2019 г., чел.

Статья написана по материалам сайтов: waste.lenobl.ru, minprirody.karelia.ru, docs.cntd.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий